ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1268/20 от 15.10.2020 Октябрьского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 октября 2020 года г. Иркутск

Октябрьский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Амосовой Н.Л., при секретаре Бакировой А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ООО «Лесинтек» о взыскании ущерба, причиненного животному миру и среде его обитания,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований и уточнений к ним указано, что Ольхонской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства об охране животного мира арендаторами лесных участков, ведущими свою хозяйственную деятельность на территории Адрес, в том числе, обществом с ограниченной ответственностью «Лесинтек» (далее по тексту - ООО «Лесинтек») выявлены факты причинения ущерба животному миру.

Прокуратурой установлено, что ООО «Лесинтек» на основании соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка от Дата заключенного 20.01.Дата г. осуществляет деятельность по заготовке древесины.

На основании указанных документов в возмездное пользование ООО «Лесинтек» передан лесной участок площадью общей площадью 2315543602+/-842102 кв.м., имеющий местоположение: Адрес, Качугское лесничество, Ангинская дача.

Лесной участок по указанным договорам передан с целью заготовки древесины.

Из информации территориального управления министерства лесного комплекса Адрес по Качугскому лесничеству следует, что ООО «Лесинтек» произведена вырубка древесины на площади 416,17 га, в Дата году - 213,88 га, в Дата г. - 89,5 га, в Дата г. - 112,79 га.

Территория, в пределах которой ООО «Лесинтек» в Дата-Дата г.г. осуществлялась заготовка древесины, является охотничьими угодьями, средой обитания охотничьих ресурсов - животного мира. Несмотря на то, что ООО «Лесинтек» велась законная вырубка леса на арендованных участках, с привлечением техники и технологических механизмов, деятельность Общества приносит значительный ущерб животному миру, при котором нарушается среда обитания охотничьих животных, снижается численность и продуктивность популяции животных.

Согласно п. 4 Всемирной хартии природы, принятой Дата Генеральной Ассамблеей ООН, используемые человеком экосистемы и организмы, а также ресурсы суши, моря и атмосферы должны управляться таким образом, чтобы можно было обеспечить и сохранить их оптимальную и постоянную производительность, но без ущерба для целостности тех экосистем и видов, с которыми они существуют.

Конвенцией о биологическом разнообразии, принятой ООН Дата, закреплено, что основным условием сохранения биологического разнообразия является сохранение экосистем и естественных мест обитания, поддержание и восстановление жизнеспособных популяций видов в естественных условиях.

В соответствии с требованиями ст. 3 Закона об охране окружающей среды в основе осуществления хозяйственной и иной деятельности лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, лежит принцип платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Из международных и конституционных правовых норм следует, что охрана окружающей среды - важнейшая функция государства. Законодатель, определяя правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, исходит из необходимости обеспечения сбалансированного решения социально-экономических задач, сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности (преамбула Закона об охране окружающей среды).

Пунктом 3 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ закреплено, что вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от Дата № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Согласно статье 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (пункт 1).

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 2).

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 2).

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3).

В соответствии с частью 1 статьи 56 Федерального закона от Дата № 52-ФЗ «О животном мире», юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Аналогичные положения закреплены статьей 58 Федерального закона от Дата № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Таким образом, как действующее законодательство, так и руководящие положения Пленума Верховного суда РФ допускают возмещение вреда, причиненного окружающей среде правомерными действиями, к которым в том числе относится заготовка древесины в ходе которой осуществляется нарушение или уничтожение среды обитания охотничьих ресурсов.

По требованию прокуратуры специалистом министерства лесного комплекса Адрес выполнен расчет ущерба (вреда) объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты (охотничьим ресурсам), от техногенного воздействия на площади заготовки древесины с применением Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утв. Приказом Минприроды РФ от Дата (далее - Методика).

В соответствии с расчетом на охотничьих угодьях на территории лесного участка, предоставленного ООО «Лесинтек» для заготовки древесины, обычны лось, благородный олень, косуля, кабарга, дикий северный олень, соболь, белка, волк, горностай, заяц-беляк, заяц-русак, колонок, росомаха, рысь, лисица, глухарь, рябчик, тетерев, бородатая куропатка, медведь, барсук, норка, выдра, ондатра.

При этом ущербом, согласно Методике, считается размер вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов, навсегда или временно покинувших территорию обитания.

При оценке размера ущерба объектам животного мира (охотничьим ресурсам) были использованы отчеты по учету численности охотничьих животных за Дата, Дата, Дата гг.

Из расчета следует, что размер причиненного в Дата-Дата г.г. вреда объектам животного мира (объектам охоты) и среде его обитания в охотничьих угодьях составил 2 334 082,47 руб.

Таким образом, установлено, что ответчиком ООО «Лесинтек» в результате осуществления хозяйственной деятельности, связанной с негативным воздействием на окружающую среду, причинен вред объекту охраны окружающей среды - животному миру (охотничьим ресурсам) и среде его обитания, что повлекло нарушение конституционных прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, предусмотренных ст. 42 Конституции РФ, нарушение благоприятных условий жизнедеятельности (преамбула Федерального закона «О животном мире»).

В адрес ООО «Лесинтек» направлено представление от Дата, на которое Дата получен ответ о несогласии возмещения вреда. Поскольку до настоящего времени вред, причиненный охотничьим ресурсам и среде их обитания, не возмещен, у ответчика возникла обязанность возместить такой вред окружающей среде в полном объеме в соответствии с законодательством в судебном порядке.

Просит суд, с учетом уточнений заявленных требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, взыскать с ООО «Лесинтек» в бюджет Адрес муниципального образования ущерб, причиненный окружающей среде – животному миру и среде его обитания в Дата, Дата, Дата годах в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины в границах лесного участка по договору аренды от Дата в размере 2 323 142, 26 руб.

В судебном заседании заместитель Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры ФИО3 исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении в уточненной редакции.

Представитель ответчика ООО «Лесинтек» ФИО4 исковые требования не признала, изложила свои доводы в письменных возражениях.

Представитель третьего лица министерства лесного комплекса АдресФИО5 с исковыми требованиями согласился.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Отношения, возникающие по поводу возмещения вреда окружающей среде, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от Дата № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от Дата № 52-ФЗ "О животном мире".

В соответствии с ч. 1 ст. 77 Федерального закона от Дата N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Статья 78 указанного Федерального закона предусматривает, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации приказом от Дата утвердило Методику исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам (далее - Методика).

В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Методики она применяется для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, в том числе вследствие нарушения или уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов, если в результате такого нарушения охотничьи ресурсы навсегда (или временно) покинули территорию обитания, что повлекло их гибель, сокращение численности на данной территории, снижение продуктивности их популяций, а также репродуктивной функции отдельных особей.

Подпунктом "б" пункта 3 Методики определено, что исчисление размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, включает в себя расчет вреда при указанных в подпункте "б" пункта 2 нарушениях или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов (далее - расчет вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов).

Согласно пункту 5 Методики при расчете размера вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов учитываются следующие параметры: территория, в границах которой нанесен вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания (далее - территория воздействия); территория воздействия подразделяется на территорию необратимой трансформации, территорию сильного воздействия, территорию среднего воздействия, территорию слабого воздействия (подпункт "а"); численность или плотность (показатель плотности) охотничьих ресурсов на территории воздействия определяются на основании данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (в случае, если воздействие на среду обитания охотничьих ресурсов оказано ранее, чем были предоставлены данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, используются данные государственного мониторинга на смежной территории со сходными ландшафтными и физико-географическим характеристиками) (подпункт "б"); допустимый объем добычи каждого вида охотничьих ресурсов - определяется в соответствии с нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормами в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, утвержденными органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в соответствии со статьей 34 Федерального закона от Дата N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте) (подпункт "в"); период, в течение которого наносится вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания (далее - период воздействия) (подпункт "г"); пол вида охотничьих ресурсов (подпункт "д").

В пункте 6 Методики установлен порядок определения размера вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов в отношении одного вида охотничьих ресурсов на территории воздействия (суммарного вреда, причиненного одному виду охотничьих ресурсов от хозяйственной и иной деятельности на территории воздействия), исчисляемого как сумма вреда одному виду охотничьих ресурсов по каждой территории воздействия (территория необратимой трансформации, территория сильного воздействия, территория среднего воздействия и территория слабого воздействия) по формуле N 2, приведенной в данном пункте. Исходя из этой формулы суммарный вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов от хозяйственной и иной деятельности на территории воздействия, выраженный в рублях (Усумм. 1 виду), представляет собой сумму вреда, причиненного одному виду охотничьих ресурсов на территории необратимой трансформации (Ун.т.), вреда, причиненного одному виду охотничьих ресурсов на территории сильного воздействия (Ус.в.), вреда, причиненного одному виду охотничьих ресурсов на территории среднего воздействия (Уу.в.), и вреда, причиненного одному виду охотничьих ресурсов на территории слабого воздействия (Усл.в.).

В этом же пункте содержится порядок расчета вреда по каждой из указанных территорий. Вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов на территории необратимой трансформации (Ун.т.), исчисляется путем умножения суммы фактической численности охотничьих ресурсов данного вида, обитающих (обитавших, в случаях когда не проводился расчет вреда от намечаемой хозяйственной и иной деятельности, представляющей экологическую опасность) на соответствующей территории воздействия, особей (Nфакт.) и произведения фактической численности охотничьих ресурсов данного вида, обитающих на соответствующей территории воздействия, особей (Nфакт.), норматива допустимого изъятия охотничьих ресурсов, выраженного в процентах (Ндоп.), и периода воздействия, выраженного в количестве лет (t), на таксу для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, выраженную в рублях (Т).

Вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов на территории сильного воздействия (Ус.в.), исчисляется аналогичным образом, но результат произведения умножается на 0,75 - пересчетный коэффициент для территории сильного воздействия, а при расчете вреда, причиненного одному виду охотничьих ресурсов на территории среднего воздействия (Уу.в.), применяется пересчетный коэффициент для территории среднего воздействия - 0,5. При исчислении размера вреда, причиненного одному виду охотничьих ресурсов на территории слабого воздействия (Усл.в.), применяется пересчетный коэффициент для данной территории - 0,25.

Судом установлено, что на основании договора аренды лесного участка от Дата, соглашения о передаче прав и обязанностей от Дата, соглашения о передаче прав и обязанностей от 20.01.Дата г., ООО «Лесинтек» является арендатором лесного участка по адресу: Адрес, Адрес, кварталы (п. 2).

Цель предоставления лесного участка – использование для заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины – 233 тыс. куб.м, в том числе по хвойному хозяйству – 198 тыс. куб. м. (п. 4).

Согласно служебной записке начальника Территориального управления министерства лесного комплекса Адрес по Качугскому лесничеству ФИО6, представленной Врио начальника отдела охраны и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания ФИО7, от Дата ООО «Лесинтек» была произведена вырубка насаждений (заготовка древесины) в следующих объемах: в Дата году произведена заготовка древесины общей площадью 213,88 га. В Дата году - 89,5 га. В Дата году – 112,79 га. Данные объемы предоставлены согласно отчетам по форме 1-ИЛ, предоставленных арендатором ООО «Лесинтек» по договору аренды лесного участка от Дата, соглашению о передаче прав и обязанностей от Дата, соглашению о передаче прав и обязанностей от 20.01.Дата г.

В соответствии с расчетом ущерба объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты (охотничьим ресурсам), причиненного на площади лесных насаждений, арендованных ООО «Лесинтеко», видовой состав охотничье-промысловый животных на территории Адрес имеет следующий вид: лось, благородный олень, косуля, дикий северный олень, кабарга, соболь, белка, волк, горностай, заяц-беляк, заяц-русак, колонок, росомаха, рысь, лисица, глухарь, рябчик, тетерев, бородатая куропатка, медведь, барсук, норка, выдра (вид внесен в Красную книгу Адрес), ондатра.

Согласно уточненному расчету Министерства лесного комплекса Адрес ущерб, причиненный животному миру, отнесенному к объектам охоты (охотничьим ресурсам), в результате законной вырубки в Адрес в Дата-Дата гг., выполненный по Методике исчисления размера ущерба (вреда), причиненного охотничьим ресурсам, утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от Дата, зарегистрированной в Минюсте РФ Дата и составляет за Дата г. – 587 931,50 руб., за Дата г. – 477 554,60 руб., за Дата г. – 1 257 656,16 руб.

Расчет Министерства лесного комплекса Адрес выполнен на основании запроса Ольхонской межрайонной природоохранной прокуратуры от Дата; служебной записки от начальника отдела Лесного хозяйства территориального управления министерства лесного комплекса Адрес по Качугскому лесничеству от Дата; нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов (Приложение 1 к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от Дата); механизма оценки, предотвращения и возмещения ущербов в природопользовании. Часть 2: Охотничье хозяйство. Иркутская государственная сельскохозяйственная академия. Иркутск, 2001. (Приложение 5. Осредненные показатели зон влияния на охотничьих животных при различных видах хозяйственной деятельности. Для выборочных рубок общая ширина (радиус) косвенного влияния принимается равной (1-1,5 км); отчета Службы по охране и использованию животного мира Адрес по проведению зимнего маршрутного учета численности охотничьих животных в Адрес в Дата-Дата гг. Применены средние показатели плотности населения объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты, по Адрес за Дата-Дата год (Приложение 1).

Расчет вреда охотничьим ресурсам, включает все необходимые параметры.

Расчет выполнялся по всем четырем зонам воздействия. Площадь зоны необратимого воздействия (полностью уничтоженной среды обитания охотничьих животных) принята равной площади вырубленных насаждений, взятых из отчетов 1-ИЛ за Дата-Дата гг., предоставленных ООО «Лесинтек» (площадь вырубленных насаждений в Дата г. – 112,79 га, Дата г. – 89,5 га, Дата г. - 213,88га).

Площадь зон косвенного воздействия (сильного, среднего, слабого), где вред охотничьим ресурсам наносится посредством воздействия на них фактора беспокойства (работа механизмов, бензопил и т.п.) определена по формуле (площадь круга) S=7t*R2. где S - площадь круга; ?- 3.14; R2 - квадрат радиуса зоны воздействия.

С учетом особенностей воздействия на охотничьи ресурсы (рубка лесных насаждений) общий радиус зон косвенного воздействия принят равным 3,0 км (от центра воздействия), т.е. для зоны сильного воздействия 1 км, для зоны среднего воздействия 2 км, для зоны слабого воздействия 3 км.

В соответствии с п. 6 Методики (утв. Приказом Минприроды России от Дата размер вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов в отношении одного вида охотничьих ресурсов на территории воздействия (суммарный вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов от хозяйственной и иной деятельности на территории воздействия) исчисляется как сумма вреда одному виду охотничьих ресурсов по каждой территории воздействия (территория необратимой трансформации, территория сильного воздействия, территория среднего воздействия и территория слабого воздействия) по формуле:

где:

- суммарный вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов от хозяйственной и иной деятельности на территории воздействия, руб.;

- вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов на территории необратимой трансформации, руб.,

;

- вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов на территории сильного воздействия, руб.,

;

- вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов на территории среднего воздействия, руб.,

;

- вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов на территории слабого воздействия, руб.;

,

- фактическая численность охотничьих ресурсов данного вида, обитающих (обитавших, в случаях когда не проводился расчет вреда от намечаемой хозяйственной и иной деятельности, представляющей экологическую опасность) на соответствующей территории воздействия, особей;

- норматив допустимого изъятия охотничьих ресурсов, в процентах;

Т - такса для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, руб.;

t - период воздействия, лет;

При бессрочном периоде воздействия применяется период воздействия продолжительностью 30 лет.

При рубках леса среда обитания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, со временем восстанавливается, поэтому в данном случае Министерством принят период воздействия для зоны необратимой трансформации (прямого воздействия) равный периоду восстановления хвойных молодняков 25 лет.

Исходя из представленных материалов, продолжительность негативного воздействия фактора беспокойства (лаг времени) на объекты животного мира, отнесенные к объектам охоты, составила 1 год.

В соответствии с методикой для каждой зоны вводится соответствующий пересчетный коэффициент:

0,75 - пересчетный коэффициент для территории сильного воздействия;

0,5 - пересчетный коэффициент для территории среднего воздействия;

0,25 - пересчетный коэффициент для территории слабого воздействия.

Для зоны необратимого воздействия пересчетный коэффициент равен 1.

Подставляя, вышеуказанные значения в расчётную формулу, получились данные о площадях зон косвенного воздействия, которые будут равны за Дата г.: для зоны сильного воздействия 100,120 га; для зоны среднего воздействия – 942 га; для зоны слабого воздействия — 1570 га; за Дата г.: для зоны сильного воздействия 224,500 га; для зоны среднего воздействия - 942 га; для зоны слабого воздействия — 1570 га; за Дата г.: для зоны сильного воздействия 201,210 га; для зоны среднего воздействия - 942 га; для зоны слабого воздействия — 1570 га;

Представленный расчет выполнен на основании информации о месте проведения законной вырубки, площади уничтоженных лесных насаждений (среды обитания охотничьих ресурсов), а также периода осуществления негативного воздействия на отнесенные к объектам охоты объекты животного мира; исходя из нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов (Приложение 1 к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от Дата), данных отчета службы по охране и использованию животного мира Адрес по проведению зимнего маршрутного учета численности охотничьих животных в Адрес в Дата-Дата г., с применением средних показателей плотности населения объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, по Адрес за Дата-Дата г.

При расчете применен механизм оценки предотвращения и возмещения ущербов в природопользовании (часть 2: Охотничье хозяйство. Иркутская государственная сельскохозяйственная академия. Иркутск, 2001 (приложение 5. Осредненные показатели зон влияния на охотничьих животных при различных видах хозяйственной деятельности), согласно которому для выборочных рубок общая ширина (радиус) косвенного влияния принимается равной 1-1,5 км.

Представленный истцом расчет размера вреда охотничьим ресурсам произведен на основании утвержденной Приказом Минприроды России от Дата Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, выполнен на основании информации о площади арендованных и подлежащих вырубке ООО «Лесинтек» лесных насаждений, исходя из нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов.

С учетом разъяснений п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от Дата «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» о том, что при наличии такс и методик исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, указанные таксы и методики подлежат обязательному применению судами для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении, иной способ определения размера ущерба мог быть использован в случае отсутствия утвержденной методики.

Частью 1 статьи 36 Федерального закона от Дата № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяется, что государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания представляет собой систему регулярных наблюдений за численностью и распространением охотничьих ресурсов, размещением их в среде обитания, состоянием охотничьих ресурсов и динамикой их изменения по видам, за состоянием среды обитания охотничьих ресурсов и охотничьих угодий.

Данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания применяются для организации рационального использования охотничьих ресурсов, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания (часть 3 настоящей статьи Федерального закона от Дата № 209-ФЗ).

Приказом Минприроды России от Дата утвержден Порядок осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных, согласно пункту 2 Порядка данные государственного мониторинга состоят из ежегодно обновляемых сведений о численности и распространении охотничьих ресурсов, размещении их в среде обитания, состоянии охотничьих ресурсов и динамике их изменения по видам и сведений о состоянии среды обитания охотничьих ресурсов.

Функции по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории Адрес возложены, согласно подпункту 39 пункта 8 Положения о министерстве лесного комплекса Адрес, утвержденного Постановление Адрес от 27.02.Дата-пп на министерство лесного комплекса Адрес (ранее до реорганизации Служба по охране и использованию животного мира Адрес).

Министерство также осуществляет и функцию по подготовке расчета размера ущерба (вреда), нанесенного (причиненного) объектам животного мира и среде их обитания, что предусмотрено подпунктом 57 пункта 8 Положения о министерстве лесного комплекса Адрес.

Применяя методику исчисления ущерба, специалист министерства использовал сведения из отчетов службы о численности (средней плотности) охотничьих ресурсов целом по Адрес за Дата-Дата года. Отчеты составлены по результатам государственного мониторинга охотничьих ресурсов в Адрес, проведенного методом зимнего маршрутного учета в Адрес в Дата-Дата г., применены средние показатели плотности населения объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты по Адрес за Дата-Дата гг., специалистом министерства произведен расчет плотности охотничьих ресурсов, которые приведены в приложении 1 к расчету ущерба.

Размер такс, указанный в расчете специалиста, соответствует Приложению 1 Методики.

Определением суда от Дата назначено проведение экологической и оценочной экспертизы.

Согласно заключению эксперта Института управления природными ресурсами – факультета охотоведения имени ФИО8 ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный аграрный университет имени ФИО9» ФИО17 от Дата, размер ущерба (вреда), причиненного объектам животного мира, отнесённым к объектам охоты (охотничьим ресурсам), причиненного законной заготовкой древесины в Дата-Дата лесозаготовителем ООО «Лесинтек» составил 1 099 162,5 руб., в том числе за Дата год – 418 918,9 руб., за Дата год – 186 223 руб., за Дата год – 494 020,6 руб.

Как следует из заключения эксперта, площадь зон необратимого воздействия принята экспертом не превышающей 3 % от вырубленной площади со ссылкой на научные работы (механизм оценки, предотвращения и возмещения ущербов в природопользовании. Часть 2. Охотничье хозяйство / под редакцией B.C. ФИО17 / Научный сборник по гранту WWF. Иркутск:ИрГСХА, 2001.), что противоречит утвержденной Приказом Минприроды России от Дата Методике.

Кроме того, экспертом указано, что материалы государственного мониторинга животного мира по Адрес показали снижение численности трёх видов охотничьих животных: глухарь (-1%), норка (-42%), ондатра (-12%). В соответствии с приказом МПР РФ от Дата численность волка в Адрес превышает установленный нормативный параметр. Научные исследования отрицают факты обитания в лесных участках двух видов: заяц-русак и бородатая куропатка, со ссылкой на научные работы (ФИО10 Кадастр охотничьих видов зверей и птиц Адрес: распространение, численность, охрана и использование (Издание второе, 2010-2014 годы)./ ФИО10, ФИО11, ФИО12. – Иркутск: Служба по охране и использованию животного мира Адрес; Байкаьский Центр полевых исследований «Дикая природа Азии», 2014; ФИО13, ФИО14 Атлас-определитель птиц Байкала. – Иркутск: Призма,2002). В связи с указанным приказом и научно доказанными фактами расчёты ущербов по данным трём видам эксперт не учитывал.

В расчете ущерба экспертом необоснованно не приняты во внимание данные отчета Службы по охране и использованию животного мира Адрес по проведению зимнего маршрутного учета численности охотничьих животных в Адрес в Дата-Дата гг., по плотности населения следующих видов охотничьих ресурсов:

за Дата год экспертом применена плотность численности особей зайца-беляка – 1,38 вместо 1,8 (данные учета министерства); бородатой куропатки – 0,00 вместо 4,45, норки – 0,12 вместо 0,7;

за Дата год экспертом применена плотность бородатой куропатки – 0,00 вместо 4,85, норки – 0,07 вместо 0,31;

за Дата год экспертом применена плотность бородатой куропатки – 0,00 вместо 3,99, норки – 0,07 вместо 0,95.

В связи с чем, проведенное экспертом исследование направлено на оспаривание предоставленных уполномоченным государственным органом –статистических данных видов охотничье-промысловых животных министерства расчета, расчет ущерба основан на научных публикациях, которые не могут быть положены в основу расчета в соответствии с Методикой.

На основании вышеизложенного, мнение эксперта об особенностях определения размера причиненного ущерба в случае осуществления законной лесозаготовительной деятельности не основано на объективных данных, предоставленных министерством и положениях Методики, утвержденной Приказом Минприроды России от Дата, заявленной экспертом в качестве нормативного документа для определения размера ущерба.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать во взаимосвязи с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения гражданского дела, являются заключения экспертов (статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Суд не принимает заключение эксперта как допустимое, относимое доказательство, поскольку оно противоречит положениям Методики, утвержденной Приказом Минприроды России от Дата.

Учитывая, что министерство лесного комплекса Адрес является специально уполномоченным органом по охране, надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на территории области, в функции которого входит подготовка расчета, сам расчет проверен судом на соответствие Методике, суд принимает его в качестве доказательства размера ущерба, причиненного охотничьим ресурсам, действиями ООО «Лесинтек».

Суд также исходит из того, что утвержденная в установленном порядке методика исчисления вреда охотничьим ресурсам основана на том объективном положении, что при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов им причиняется вред. Размер такого вреда определяется по специальной формуле с использованием данных государственного мониторинга. Не имеется никаких оснований не принимать сведения по результатам государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, приведенные в расчете специалиста министерства, либо считать их недостоверными.

Опровержения обоснованности применения лаг времени при расчете ущерба для периода воздействия зоны необратимой трансформации (прямого воздействия) равный периоду восстановления хвойных молодняков – 25 лет в расчете специалиста министерства, не представлено.

В судебном заседании был допрошен свидетель - главный государственный инспектор по охране природы Территориального управления Министерства лесного комплекса АдресСвидетель №1, который пояснил, что способ вырубки значения не имеет. Площадь вырубки, произведенной ответчиком, полностью осталась вырубленной при осмотре министерством, вся площадь деляны превращается в поле, кормовые функции деляны полностью уничтожаются, защитная функция уничтожается, на сотни лет деляна превращается невозможной для обитания животных. Методика предусматривает 30 лет восстановления, в расчетах указано 25 лет в пользу лесопользователя. Весь молодняк выламывется, ничего не остается, единичные деревья не выполняют своих функций, почва высыхает, и деревья которые привыкли в скученности расти, засыхают. Меняется водный баланс.

Оснований не доверять показаниям свидетеля у суда не имеется, свидетель перед дачей показаний был предупрежден об уголовного ответственности по ст. 307-308 УК РФ. Суд принимает во внимание показания данного свидетеля, которые согласуются с обстоятельствами дела.

Таким образом, довод ответчика о проведении восстановительных мероприятий на лесном участке после осуществления вырубки, в связи с чем ответчик может быть освобожден от ответственности за причинение ущерба не может быть принят судом, поскольку, как было указано выше, при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов им причиняется вред, в связи с чем, рубка лесных насаждений априори является фактором, нарушающим экосистему на лесном участке под рубку, поскольку она оказывает негативное воздействие на окружающую среду, объекты животного мира и среду их обитания.

Кроме того, осуществление лесовосстановительных мероприятий и уход за лесом является обязанностью ответчика по договору аренды лесного участка от Дата, неисполнение данных мероприятий явилось бы нарушением обязанностей по договору (п.п. ж-и п. 11).

Суд также считает необходимым отметить, что согласно п. 1.1. договору аренды лесного участка от Дата, большинство объема ежегодной заготовки древесины состоит из хвойных пород (хвойное хозяйство), в связи с чем период восстановления хвойных молодняков, примененный в расчете специалиста министерства, равный 25 лет суд признает обоснованным, подкреплённым научной литературой Министерства природных ресурсов РФ Федерального агентства лесного хозяйства «Энциклопедия лесного хозяйства» Том II, год издания 2006, содержащая информационные сведения о периоде возобновления леса, в том числе при формировании хвойных пород, а также научным трудов «Механизм оценки, предотвращения и возмещения ущербов в природопользовании. Часть 2: Охотничье хозяйство. Иркутская государственная сельскохозяйственная академия. Иркутск 2001. Оснований сомневаться в представленных научных трудах и содержащихся в них научных сведениях по сроку восстановления хвойных молодняков у суда не имеется, противоречия содержащейся в них информации нормам закона судом не усмотрено.

При указанных обстоятельствах, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход бюджета муниципального образования Адрес подлежит взысканию государственная пошлина в размере 19 815,71 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц удовлетворить.

Взыскать с ООО «Лесинтек» в бюджет Адрес муниципального образования ущерб, причиненный окружающей среде – животному миру и среде его обитания в Дата, Дата, Дата годах в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины в границах лесного участка по договору аренды от Дата в размере 2 323 142, 26 руб.

Взыскать с ООО «Лесинтек» в доход муниципального образования Адрес госпошлину в размере 19 815, 71 руб.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд Адрес в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения Дата

Судья: Н.Л. Амосова