ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-12696/2021 от 10.02.2022 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

14RS0035-01-2021-026262-86

Дело № 2-905/2022

Решение

Именем Российской Федерации

10 февраля 2022 года г. Якутск

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Луковцева А.А., при секретаре Тарабукиной С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Окружной администрации города Якутска о признании права участия в программе «Обеспечение качественным жильём и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020 – 2024 годы»,

установил:

Истец, обратился с иском в суд к ответчику о признании права на участия в программе «Обеспечение качественным жильём и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020 – 2024 годы», в последующем в порядке статьи 39 ГПК РФ, уточнив иск, признав незаконными действия ответчика об отказе в постановке истца, его семьи на учёт в качестве участников мероприятия по обеспечению жильём молодых семей, государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильём и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020 – 2024 годы», возложив на ответчика обязанность повторно рассмотреть вопрос о включении семьи: ФИО1, его супруги ФИО10., сына ФИО11. в программу по обеспечению жильём молодых семей, государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильём и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020 – 2024 годы».

В судебном заседании представитель истца ФИО4 иск с уточнениями поддержал на указанных в исковом заявлении доводах и пояснил, что ответчик незаконно отказал семье истца во включении в программу «Обеспечение качественным жильём и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020 – 2024 годы» в связи с несоответствием требованиям и порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, отсутствием нуждаемости в жилом помещении, более 9 кв.м. на каждого члена семьи, учитывая регистрацию семьи истца в квартире, принадлежащей на праве собственности матери истца. Мать истца не признавалась членом семьи истца, не участвует в вышеуказанной программе, одна только регистрация не является основанием для возникновения права собственности на жилое помещение, семья только имеет регистрацию у матери, сами проживают по договору аренды в другом жилом помещении по адресу: ____, иск просит удовлетворить, согласен на рассмотрение дела без участия не явившегося истца.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО5 с иском не согласилась объяснив, что семье истца было отказано по причине отсутствия нуждаемости в жилом помещении, так как истец со своей семьей имеет регистрацию у своей матери ФИО6, жилое помещение по адресу: ____, находится в собственности последней, на каждого члена семьи, приходится более 9 кв.м., в удовлетворении иска просит отказать, согласна на рассмотрение дела без участия не явившегося истца.

В судебное заседание истец по извещению не явился, учитывая мнение сторон, наличие у истца представителя, на основании статьи 167 ГПК РФ дело рассматривается без участия не явившегося лица.

Выслушав объяснение сторон, исследовав материалы дела и оценив все собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующему:

Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Данное разъяснение подлежит безусловному применению в случае наличия у собственника единственного жилого помещения для проживания. Вместе с тем гражданину на праве собственности могут принадлежать несколько жилых помещений, и проживать он может в любом из них, а не только в том жилом помещении, в котором проживают вселенные им лица.

Исходя из указанного, по данному делу юридически значимыми и подлежащими установлению с учетом заявленных истцом требований, вытекающих из права на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения, являются следующие обстоятельства: вселена ли истец в жилое помещение, находящееся по адресу: ____ её родителями в качестве члена семьи нанимателя; имело ли место совместное проживание истца и собственников данного жилого помещения; заключалось ли между собственником и истцом какое-либо соглашение, определяющее право истца на это жилое помещение иначе, чем это предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации.

При этом, как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.

Согласно п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1050, участником мероприятий ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятий ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В силу п. 7 названных Правил, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятиях ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства, нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

Постановлением городского Собрания депутатов города Якутска от 16 сентября 2005 года ПГС N 36-17 в городском округе «город Якутск» учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 9 кв. м

Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 13 декабря 2019 г. N 897 с последующими изменениями, утверждена Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020 - 2024 годы», в целях реализации которой применяется постановление Правительства Республики Саха (Якутия) 11 апреля 2018 года «О мерах по обеспечению жильем молодых семей в Республике Саха (Якутия)», утвердившее Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат и формирования списков молодых семей, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, пункт 6 которого предусматривает, что для участия в соответствующей программе молодая семья, помимо иных критериев, должна являться нуждающейся в жилом помещении.

Поскольку предоставление мер социальной поддержки молодым семьям в приобретении жилых помещений регулируется специальным нормативным актом, то при разрешении настоящего спора следует руководствоваться нормами данного нормативного акта, который, в отличие от статьи 51 Жилищного кодекса РФ, при определении уровня обеспеченности жилым помещением не предусматривает необходимости учета жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи в качестве членов семьи собственника или нанимателя жилого помещений, не являющегося членом молодой семьи.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что по результатам представленных истцом документов, ответчиком было принято решение (протокол № 7 от 31.05.2021 года) об отказе семье истца в постановке на учёт в мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильём и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020 – 2024 годы», по причине не соответствия требования Порядка п.п. «а» п.22, п.п. «б» п.6 : отсутствие у молодой семьи нуждаемости в жилом помещении на основании статьи 51 Жилищного кодекса РФ, т.е. более 9 кв.м. на каждого члена семьи, так как было учтено обстоятельство, что истец с семьей был зарегистрирован в жилом помещении находящимся в собственности его матери ФИО6, по адресу: ____, общей площадью ___ кв.м.

Таким образом, ответчиком при принятии решения об отказе включения семьи истца в список получателей социальной выплаты не учтено, что на момент подачи заявления молодая семья истицы представляла собой самостоятельный субъект семейных отношений, а наличие у родителя в собственности жилого помещения не могло повлиять на нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий, так как члены молодой семьи после заключения брака не остаются членами семьи своих родителей.

При таких обстоятельствах, вывод ответчика об отсутствии жилищной обеспеченности семьи истца не основан на законе и иск подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск ФИО1 к Окружной администрации города Якутска удовлетворить.

Признать незаконными действия Окружной администрации города Якутска об отказе в постановке ФИО1, его семьи на учёт в качестве участников мероприятия по обеспечению жильём молодых семей, государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильём и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020 – 2024 годы»,

Возложить Окружную администрацию города Якутска обязанность повторно рассмотреть вопрос о включении семьи: ФИО1, его супруги ФИО2, сына ФИО3 в программу по обеспечению жильём молодых семей, государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильём и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020 – 2024 годы».

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия).

Судья: п/п А.А. Луковцев