ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1269/17 от 03.08.2017 Ленинскогого районного суда г. Нижнего Тагила (Свердловская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 августа 2017 года город Нижний Тагил

Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего Горюшкиной Н.В.,

с участием истца Николаевой Г.И.,

при секретаре судебного заседания Красноперовой И.И.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-1269/2017 по иску Николаевой Г. И. к Администрации Горноуральского городского округа, Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Горноуральского городского округа о возложении обязанности поставить электрические сети на учет в органе, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в качестве бесхозяйного имущества,

УСТАНОВИЛ:

Николаева Г.И. обратилась в Пригородный районный суд Свердловской области с исковым заявлением к Администрации Горноуральского городского округа, Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Горноуральского городского округа, в котором просит обязать администрацию Горноуральского городского округа, Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Горноуральского городского округа в течение <...> дней со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Росреестра по Свердловской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества электрических сетей, обеспечивающих многоквартирный <адрес>, а именно: воздушной линии <...>. проводом <...> проложенная с ТП СТО до многоквартирного <адрес>; наружного кабеля электроснабжения <...> отходящего от многоквартирного <адрес> заведенного с ВРУ, расположенного в многоквартирного <адрес>, и на опору наружного освещения; кабеля с торца многоквартирного <адрес> заведенного в ВРУ и под землей проложенного до ВРУ многоквартирного <адрес> в <адрес>; с многоквартирного <адрес> проложенного проводом (марки <...>) на гусак крыши дома и далее проложенного воздушной линией <...> кв. на крышу многоквартирного <адрес> в <адрес> и заведенного в ВРУ многоквартирного <адрес>; с ВРУ многоквартирного <адрес> в <адрес> проложенного наружным кабелем к многоквартирному дому № по <адрес>.

В обоснование исковых требований истцом указано, что истец является собственником квартиры № расположенной по адресу: <адрес>. С <...> в многоквартирном доме, в котором она проживает, был поврежден электрический кабель, снабжающий дом электричеством, что грозит возникновением аварийной ситуацией. Жители <адрес> неоднократно обращались в Администрацию Горноуральского городского округа письменно, записывались на прием к Главе округа, но все оказалось безрезультатно.

Прокуратурой Пригородного района Свердловской области, Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области и Уполномоченным по правам человека в Свердловской области были проведены проверки соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и электроснабжения по обращению граждан, проживающих в многоквартирном <адрес>.

В ходе проверок установлено, что многоквартирный жилой <адрес>, а также многоквартирные дома № по <адрес> обеспечивается электроснабжением через кабель отходящем воздушно от распределительного пункта ДТП (ДТП находится в ведении ОАО «МРСК-Урал»). Согласно информации НТЭС ОАО «МРСК «Урала», Граница Б и <...> кв ф.ЦТП от которой подключен <адрес> на кабельных наконечниках в <...> кв ТП-СТО, обслуживается предприятием в силу соглашения, однако, обслуживание <...> кв по <адрес> данным предприятием не осуществляется.

Следовательно, линии электроснабжения (кабеля) проходящие по <адрес>, обеспечивающие многоквартирный <адрес> являются бесхозяйным имуществом.

Таким образом, кабель, посредством которого обеспечивается электроснабжение указанных МКД, расположены за внешними границами (стенами дома) данных домов. Электроснабжение МКД № осуществляется по указанной выше временной воздушной линии, которая введена в эксплуатацию в связи с повреждением подземного кабеля электроснабжения, при этом, поврежденный кабель на обслуживании НТЭС ОАО «МРСК «Урала» не передавался. ОАО «Эгнергосбыт Плюс», указанные линии в собственности или в каком-либо ведении не находятся, следовательно, ответственность за содержание данных сетей предприятие нести не может.

Прокурором Пригородного района Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы Администрации Горноуральского городского округа С.А.Л. внесено представление с требованием передать бесхозяйный объект на обслуживание сетевой организации и принять меры к постановке данного объекта на учет в качестве бесхозяйного.

До настоящего времени собственник указанных электрических сетей отсутствует. Подземная линия электропередач находится в неудовлетворительном состоянии. Техническое обслуживание указанных сетей никем не осуществляется, что создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с замыканиями на сетях, их обрывами. В связи с отсутствием собственника и ответственных за обслуживание сетей лиц, согласно актов замеров параметров качества электрической энергии от ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ. параметры поставляемой потребителю электроэнергии на вводе в МКД № по <адрес> в <адрес> не соответствуют нормативному уровню. Кроме того, неоднократно происходили короткие замыкания, что привело к отключении электроснабжения в МКД № <адрес> в <адрес> и выходу из строя электроприборов, а именно после повреждения электрического подземного кабеля половину дома было отключено, дом был переключен по одну фазу.

В настоящее время жители МКД № по <адрес> в <адрес> за свои денежные средства приобрели кабель и подключены временно к МКД № по <адрес> в <адрес>, согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, данная электролиния также является бесхозной.

Бездействие уполномоченных органов администрации Горноуральского городского округа создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации причинения вреда жизни и здоровью не только лиц, проживающих в МКД №, №, №, № по <адрес> в <адрес>, но и лиц, круг которых невозможно определить, так как в случае обрыва аварийной линии вред может быть причинен любому проходящему рядом гражданину и проезжающему транспортному средству.

В соответствии с Положением о Комитете по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Горноуральского городского округа, к функциям Комитета отнесена постановка в установленном законом порядке на учет бесхозяйных объектов недвижимости и обеспечение регистрации права муниципальной собственности на такие объекты.

Администрация Горноуральского городского округа с <...> обладает информацией об отсутствии собственника - выше указанных линии электроснабжения. Вместе с тем до настоящего времени меры к постановке вышеуказанных электрических сетей на учет в качестве бесхозных, не приняты, техническое обслуживание сетей никто не осуществляет, линия электропередач находится в неудовлетворительном состоянии.

Спорные электрические сети находятся на территории <адрес>, соответственно администрация Горноуральского городского округа, Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям являются непосредственно органом, обладающим правом подачи заявления о постановке спорного имущества на учет в качестве бесхозяйного в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, и непринятие мер по надлежащему оформлению права муниципальной собственности на бесхозяйный объект, уклонение ответчика от учета бесхозяйного имущества может привести к возникновению чрезвычайной ситуации причинению вреда жизни и здоровью как граждан, проживающих в МКД № по <адрес>, но и в МКД №, д.№, но и другим гражданам, в частности в случае обрыва аварийной линии, может привести к опасности для здоровья людей и тяжелым последствиям.

Определением Пригородного районного суда Свердловской области от 20 апреля 2017 года гражданское дело передано по подсудности на рассмотрение Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области.

В судебном заседании истец поддержала основание и предмет исковых требований, просила удовлетворить в полном объеме.

Представители ответчиков Администрации Горноуральского городского округа и Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации Горноуральского городского округа в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в материалах дела расписками, ходатайств об отложении слушания дела и рассмотрении дела в их отсутствие не заявляли.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ председатель Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации Горноуральского городского округа Фадеев А.А. против удовлетворения требований истца не возражал, указав, что к функциям Комитета отнесена постановка в установленном законом порядке на учет бесхозяйных объектов недвижимости и обеспечение регистрации права муниципальной собственности на такие объекты.

Представитель третьего лица ОАО «МРСК» Урала в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства ходатайств об отложении слушания дела и рассмотрении дела в своё отсутствие не заявлял, ранее направлял отзыв на исковые требования истца, указав на их законность и обоснованность, полагал целесообразность их удовлетворения.

Представитель ОАО «Энергосбыт Плюс» в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении слушания дела и рассмотрении дела в своё отсутствие не заявляла.

В предварительном судебном ДД.ММ.ГГГГ представитель ОАО «Энергосбыт Плюс» Рябинина Н.И., действующая на основании доверенности, указала, что обязанность постановки на учет бесхозяйного имущества возложена на органы местного самоуправления законом, в связи с чем, полгала, что требования истца подлежат удовлетворению.

Представитель третьего лица Нижнетагильского отдела Управления Росреестра по Свердловской области ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие, по заявленным требования - на усмотрение суда.

По основаниям, предусмотренным статьями 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика и третьих лиц.

Заслушав истца, огласив отзыв третьего лица, исследовав письменные доказательства и пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной в соответствии с п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (п. 3).

В судебном заседании установлено, что Николаева Г.И. является собственником жилого помещения, расположенного в <адрес>.

Как указывает истец, с <...> в многоквартирном доме, в котором она проживает, был поврежден электрический кабель, снабжающий дом электричеством.

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ комиссия в составе директора ООО «ЭкоДом» Ш.Л.А. и электрика Д.В.В. провела осмотр кабеля наружного электроснабжения, расположенного по адресу: <адрес>. На момент осмотра было установлено, что с ВРУ, расположенного в многоквартирном <адрес>, проложена времянка кабеля АВВГ 4X35 на крышу МКД № по <адрес>, с крыши на столб наружного освещения, с торца МКД № по <адрес> заведен в ВРУ МКД № по <адрес>, далее с ВРУ МКД № по <адрес> кабелем подземным проложено в ВРУ МКД № по <адрес>, далее с МКД № по <адрес> проложено проводом (марка провода АВВГ <...> на крышу на гусак далее воздушная линия <...> на МКД № по <адрес> на гусак, расположенный на крыше МКД и спуск в ВРУ МКД № по <адрес> времянка была введена в эксплуатацию в связи с повреждением подземных кабелей электроснабжения с ТП - СТО в <...>. Вышеуказанное временное устройство наружного освещения эксплуатируется на протяжении <...>, и не соответствует требованиям Правил эксплуатации наружного электроснабжения. Последняя организация, которая обслуживала вышеуказанную линию наружного освещения - Жилищно - коммунальный трест, после банкротства которого данная линия наружного электроснабжения перешла в ведение Администрации ГГО.

По обращению граждан, проживающих в многоквартирном <адрес> прокуратурой Пригородного района Свердловской области, Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области и Уполномоченным по правам человека в Свердловской области были проведены проверки соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и электроснабжения.

В ходе проверок установлено, что многоквартирный жилой дом , а также многоквартирные дома по <адрес> обеспечиваются электроснабжением через кабель отходящем воздушно от распределительного пункта ДТП (ДТП находится в ведении ОАО «МРСК-Урал»). Согласно информации НТЭС ОАО «МРСК «Урала», Граница Б и <...> кв ф.ЦТП от которой подключен <адрес> на кабельных наконечниках в <...> кв ТП-СТО, обслуживается предприятием в силу соглашения, однако, обслуживание <...> кв. по <адрес> в <адрес> данным предприятием не осуществляется.

Прокурором Пригородного района Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы Администрации Горноуральского городского округа С.А.Л. внесено представление с требованием передать бесхозяйный объект на обслуживание сетевой организации и принять меры к постановке данного объекта на учет в качестве бесхозяйного.

Из информации предоставленной ООО «ЭкоДом» /управляющей компании МКД по <адрес>/ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно требованиям жилищного законодательства сети наружного электроснабжения не относятся к общему имуществу МКД.

Согласно ответу на судебный запрос ОАО МРСК Урала от ДД.ММ.ГГГГ электрических сетей, обеспечивающих многоквартирный <адрес> в <адрес>, а именно: воздушная линия <...> кв. проводом СИП <...>, проложенная с ТП СТО до многоквартирного <адрес> в <адрес>; наружный кабель электроснабжения <...> отходящий от многоквартирного <адрес> в <адрес> заведен с ВРУ, расположенного в многоквартирного <адрес> в <адрес>, и на опору наружного освещения; кабель с торца многоквартирного <адрес> в <адрес> заведен в ВРУ и под землей проложен до ВРУ многоквартирного <адрес> в <адрес>; с многоквартирного <адрес> в <адрес> проложен проводом (марки <...>) на гусак крыши дома и далее проложен воздушной линией <...> кв. на крышу многоквартирного <адрес> в <адрес> (далее по тексту МКД ) и заведен в ВРУ многоквартирного <адрес>;с ВРУ многоквартирного <адрес> в <адрес> проложенный наружный кабель к многоквартирному дому по <адрес> в <адрес> на балансе по соглашению, аренде и другим обязательствам у ОАО «МРСК Урала» нет.

Согласно информации предоставленной стороной от ДД.ММ.ГГГГ спорные электрические сети в реестре муниципального имущества и в перечне бесхозяйных объектов отсутствуют.

Согласно ответу на судебный запрос Территориального отдела № 5 филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ, в ЕГРН отсутствуют сведения о спорных электрических сетях.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что электрические сети, обеспечивающие многоквартирный <адрес> в <адрес>, а именно: воздушная линия <...> кв. проводом СИП <...>, проложенная с ТП СТО до многоквартирного <адрес> в <адрес>; наружный кабель электроснабжения АВВГ 4X35 отходящий от многоквартирного <адрес> в <адрес> заведен с ВРУ, расположенного в многоквартирного <адрес> в <адрес>, и на опору наружного освещения; кабель с торца многоквартирного <адрес> в <адрес> заведен в ВРУ и под землей проложен до ВРУ многоквартирного <адрес> в <адрес>; с многоквартирного <адрес> в <адрес> проложен проводом (марки <...>) на гусак крыши дома и далее проложен воздушной линией <...> кв. на крышу многоквартирного <адрес> в <адрес> (далее по тексту МКД ) и заведен в ВРУ многоквартирного <адрес>;с ВРУ многоквартирного <адрес> в <адрес> проложенный наружный кабель к многоквартирному дому по <адрес> в <адрес>, являются бесхозяйным объектом.

Вопросы, касающиеся принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.04.2016 N 41899) ( далее - Приказ Минэкономразвития России).

В соответствии с п.5 Приказа Минэкономразвития России принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) (приложение N 1 к настоящему Порядку):

органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Факт нахождения спорных электрических сетей на территории Горноуральского городского округа стороной ответчиков в судебном заседании не оспорен.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 п. 1 ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом вопросов местного значения.

Как указал представитель ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации Горноуральского городского округа, к функциям Комитета отнесена постановка в установленном законом порядке на учет бесхозяйных объектов недвижимости, находящихся на территории Гороноуральского городского округа, и обеспечение регистрации права муниципальной собственности на такие объекты.

В судебном заседании установлено, что до настоящего времени меры к постановке вышеуказанных электрических сетей на учет в качестве бесхозяйного имущества не приняты, техническое обслуживание сетей никто не осуществляет, линия электропередач находится в неудовлетворительном состоянии.

Спорные электрические сети находятся на территории Горноуральского городского округа, соответственно Администрация Горноуральского городского округа, Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениями Администрации Горноуральского городского округа являются непосредственно органами, обладающими правом подачи заявления о постановке спорного имущества на учет в качестве бесхозяйного в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, и непринятие мер по надлежащему оформлению права муниципальной собственности на бесхозяйный объект, уклонение ответчиков от учета бесхозяйного имущества может привести к возникновению чрезвычайной ситуации причинению вреда жизни и здоровью как граждан, проживающих в домах по <адрес>.

Понимание местного самоуправления как признаваемой и гарантируемой Конституцией Российской Федерации территориальной самоорганизации населения, призванной обеспечивать ему самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения, предполагает, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, что муниципальная власть по своей природе является властью самого местного сообщества, а субъектом права на самостоятельное осуществление муниципальной власти - непосредственно и через органы местного самоуправления - выступает население муниципального образования (Постановление от 2 апреля 2002 года N 7-П, определения от 10 апреля 2002 года N 92-О, от 6 марта 2008 года N 214-О-П и др.). Это обусловливает возложение на органы местного самоуправления вытекающих из природы местного самоуправления обязанностей по решению вопросов обеспечения жизнедеятельности населения конкретного муниципального образования, надлежащее исполнение которых является императивом демократического правового государства в сфере организации муниципальной публичной власти. (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29.03.2011 № 2-П).

Согласно статьям 204, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Предложенный истцом срок в течении <...> с момента вступления в законную силу решения суда носит разумный характер.

При этом изменение срока исполнения решения суда, в том числе с учетом финансовых возможностей ответчика, возможно по определению суда, рассмотревшего дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, и судебного пристава-исполнителя в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со статьей 333-36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198, 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Николаевой Г. И. удовлетворить.

Возложить на Администрацию Горноуральского городского округа, Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям Администрации Горноуральского городского округа в течение <...> со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества электрических сетей, обеспечивающих многоквартирный дом по <адрес>, а именно: воздушной линии <...> кв. проводом СИП <...>, проложенная с ТП СТО до многоквартирного <адрес>; наружного кабеля электроснабжения <...> отходящего от многоквартирного <адрес> заведенного с ВРУ, расположенного в многоквартирного <адрес>, и на опору наружного освещения; кабеля с торца многоквартирного <адрес> в <адрес> заведенного в ВРУ и под землей проложенного до ВРУ многоквартирного <адрес>; с многоквартирного <адрес> проложенного проводом (марки <...>) на гусак крыши дома и далее проложенного воздушной линией <...> кв. на крышу многоквартирного <адрес> и заведенного в ВРУ многоквартирного <адрес>; с ВРУ многоквартирного <адрес> проложенного наружным кабелем к многоквартирному дому по <адрес>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда.

Машинописный текст решения изготовлен в совещательной комнате.

Председательствующий