ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1269/19 от 17.04.2019 Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

2-1269/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 апреля 2019 г. г. Улан-Удэ

Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Кудряшовой М.В., при секретаре Цыбиковой Э.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корякина А.В. к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия о признании права на получение мер социальной поддержки,

установил:

Обращаясь в суд, истец Корякин А.В. просит признать за ним право на получение мер социальной поддержки как ветерана боевых действий по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от *** № 5-ФЗ «О ветеранах» с даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, т.е. с ***

Требования мотивированы тем, что истец является ветераном боевых действий, согласно удостоверению от *** С *** состоит на учета как нуждающийся в улучшении жилищных условий как ветеран боевых действий, а именно, в период с *** по *** проходил срочную службу на территории <адрес> в период проведения боевых действий, в которых принимал непосредственное участие. Однако в отделе социальной защиты ему пояснили, что право на обеспечение жильем как ветеран боевых действий у него не возникло, в связи с получением удостоверения позднее даты постановки на учет.

Определением суда от *** к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

В судебном заседании истец Корякин А.В. исковые требования поддержал. Суду пояснил, что является ветераном боевых действий, в период прохождения срочной службы в течение ... дней принимал непосредственное участие в них, имеет медаль «За отвагу». После службы, ***, по месту жительства встал на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Удостоверение ветерана получил ***, имеется также справка «Участника вооруженных конфликтов», выданную военным комиссаром <адрес>***

Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения РБ Данзанова С.В., действующая на основании доверенности в судебном заседании исковые требования Корякина А.В. не признала. Суду пояснила, что возражает относительно заявленных истцом требований, поскольку удостоверение «ветеран боевых действий» получено им позже ***, в связи с чем, право на получение мер социальной поддержки у него не возникло. Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия в настоящее время он исключен из Единого списка граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Просит в иске отказать.

В судебное заседание представитель третьего лица Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представитель по доверенности М.В.Н. просила рассмотреть дело в отсутствие третьего лица. Согласно представленному отзыву на исковое заявление, представитель возражала относительно заявленных исковых требований Корякина А.В. Указывая, что непосредственное участие в боевых действиях является обязательным условием для признания граждан ветераном боевых действий. Сам факт прохождения службы, основанием для получения удостоверения ветерана боевых действий, не является. Более того, военнослужащим, выполнявшим задачи на условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, наряду с гарантиями и компенсации, предусмотренными Законом РФ № 4328-1, предоставляются дополнительные права и льготы, не связанные с обеспечением жилыми помещениями (улучшением жилищных прав), в том числе в соответствии с положениями ФЗ № 5 и связаны с денежными компенсациями и льготами и т.д. Также считают, что нельзя признать законной постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях органом местного самоуправления Корякина, равно как нельзя признать за ним право на реализацию меры государственной поддержки, предусмотренную ФЗ № 5, с 2003 г. поскольку до 2005 г. у истца право на реализацию меры государственной поддержки в отсутствие удостоверяющего его документам не возникло. Поскольку статус ветерана боевых действий присвоен истцу в 2006 г., он не может быть включен в республиканский реестр нуждающихся ветеранов боевых действий с *** При этом ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ. Просит в иске отказать.

Третье лицо администрация муниципального образования ГП Б. в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом. Согласно отзыву на исковое заявление представителя Селиверстова Л.В.. действующего в силу своих должностных полномочий, последний просил рассмотреть дело в отсутствии третьего лица. Исковые требования Корякина поддерживает, считает, что у истца имеется право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с ФЗ № 5 «О ветеранах», как вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 г.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7), вместе с тем не закрепляет способы и объем такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Решение этих вопросов, относящихся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1 Конституции Российской Федерации), является прерогативой законодателя, который, располагая достаточно широкой дискрецией при установлении организационно-правовых форм и механизмов реализации социальной защиты, определяет круг лиц, подлежащих социальной защите, включая социальную поддержку, а также предусматривает конкретные меры такой поддержки, критерии их дифференциации и условия предоставления с учетом конституционных принципов и норм, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации закреплены Федеральным законом «О ветеранах», который, с учетом заслуг этих граждан по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда, устанавливает такие категории ветеранов, как ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы и ветераны труда (статья 1), и в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе (преамбула), определяет конкретные меры социальной поддержки, предоставляемые лицам, относящимся к той или иной категории ветеранов.

Пункт 1 статьи 3 данного Федерального закона относит к ветеранам боевых действий, в частности, военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1).

При этом в силу пункта 3 той же статьи Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к данному Федеральному закону, который, в свою очередь, включает в числе прочего и выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года; выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года (раздел III приложения; абзацы введены Федеральным законом от 27 ноября 2002 года № 158-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2004 года).

В силу п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона РФ от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляется такая мера социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 11.1 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, в числе которых указаны и ветераны боевых действий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, основанием для включения в республиканский Реестр для обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий в порядке, определенном Законом о ветеранах, является нуждаемость ветерана в улучшении жилищных условий и постановка на учет в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов республики по месту жительства в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г.

В судебном заседании установлено, что в период с *** по *** Корякин А.В. проходил военную службу в составе объединенной группировки войск в Северо-Кавказском регионе и в течение ... дней принимал непосредственное участие в боевых действиях.

*** Военным комиссариатом Республики Бурятия Корякину А.В. выдано удостоверение ветерана боевых действий.

***, то есть до получения указанного удостоверения, распоряжением администрации Корякин А.В. принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ветерана боевых действий (на основании п. 2 ч. 1 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР).

Поскольку на момент принятия, на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, у Корякина А.В. отсутствовало удостоверение ветерана боевых действий, в настоящее время Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия он исключен из Единого списка граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

Указанные действия ответчика, по исключению истца из Единого списка со ссылкой на отсутствие у него права на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем суд не может признать законными и обоснованными.

Действительно, согласно ст. 28 Федерального закона РФ от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.

Как следует из п. 1 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2003 года № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» (далее - Инструкция), удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона «О ветеранах», является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.

Согласно п. 2 Инструкции выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

Как следует из положений Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 29 сентября 2017 года № 595, в качестве подтверждения участия лица в боевых действиях могут быть использованы не только приказы соответствующих командиров (начальников) воинских частей, но и другие документы, подтверждающие непосредственное его участие в боевых действиях.

Исходя из вышеизложенного следует, что фактическое участие в боевых действиях определяется на основании приказов с указанием дат или периодов, когда сотрудники или военнослужащие принимали участие в боевых операциях, подтверждается также архивными справками.

Таким образом, для наделения статусом ветерана боевых действий необходимо два основных условия: во-первых, принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», и, во-вторых, их непосредственное участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании названного Перечня. При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а, следовательно, и право на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки (указанная позиция отражена в определении Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2018 г. № 3107-О).

В данном случае факт прохождения Корякиным А.В. срочной военной службы, в ходе которой он, в течение ... дней, принимал непосредственное участие в боевых действиях в составе объединенной группировки войск в ***, дающий право на отнесение к ветеранам боевых действий, подтверждается не только удостоверением ветерана боевых действий, не по вине истца оформленным лишь ***, но и записями в его военном билете, справкой «участника вооруженных конфликтов». Доказательств обратному, суду не представлено.

Следовательно, на момент обращения Корякина А.В. в администрации с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ветерана боевых действий (на основании п. 2 ч. 1 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР) такое право у истца объективно имелось, подтверждалось приложенными к заявлению документами, и *** он обоснованно был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий именно как ветеран боевых действий. Получение удостоверения ветерана боевых действий позднее даты постановки на учет не может являться основанием для лишения его права на получение гарантированного государством права.

В связи с чем, доводы ответчика и третьего лица об отсутствии у Корякина А.В. права на указанные меры ввиду выдачи удостоверения ветерана боевых действий после 01 января 2005 года судом отклоняются.

При таких обстоятельствах исковые требования Корякина А.В. о признании за ним как за ветераном боевых действий права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» с даты постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, то есть с ***, признаются судом обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Корякина А.В. удовлетворить.

Признать за Корякиным А.В., *** года рождения, как ветерана боевых действий, право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» с даты постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, то есть с ***

Настоящее решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца с момента его принятия судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 19 апреля 2019 г.

Судья: М.В. Кудряшова