ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1269/20 от 18.12.2020 Кировского районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-1269/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 декабря 2020 года г. Хабаровск

Кировский районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Якимовой Л.В., при секретаре Крюкове А.П.,

с участием в качестве прокурора старшего помощника прокурора Кировского района г. Хабаровска ФИО9.,

представителя ответчика ФИО10, действующего по доверенности от ДАТА,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства имущественных отношений Хабаровского края, - ФИО11., действующего по доверенности от ДАТА,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ванинского района к Краевому государственному казенному учреждению «Хабаровское управление автомобильных дорог» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ванинского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным иском к Краевому государственному казенному учреждению «Хабаровское управление автомобильных дорог». В обоснование иска указано, что прокуратурой Ванинского района по информации, опубликованной в газете «<данные изъяты>» проведена проверка, в ходе которой установлено, что мостик через водоотводную канаву не имеет собственника. Мостик через отводную канаву расположен напротив нерегулируемого пешеходного перехода через автомобильную договору «<адрес>» 37 км 712 м. В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского каря от 17.05.2007 № 100-пр дорог <адрес> включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности Хабаровского края. Согласно письму начальника ОГИБДД по Ванинскому району от 08.09.2020 № , элементы обустройства путей подхода пешеходов к пешеходному переходу, в частности мост через водоотводную канаву (кювет) является искусственным дорожным сооружением в соответствии с п. 3 ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожный деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Из ответов администрации Ванинского муниципального района, городского поселения «Рабочий поселок Ванино» от 11.09.2020 № , 21.08.2020 № , мостик через водоотводную канаву расположен в полосе отвода автомобильной дороги, ширина которой на данном участке составляет 16 м. Указанный мостик не является частью обустройства автомобильной дороги, сведениями о его собственнике учреждение не располагает. При этом в соответствии с п. 2.1 Устава Краевого государственного казенного учреждения «Хабаровское управление автомобильных дорог» предметом деятельности учреждения является, в том числе выполнение государственных заданий, установленных на выполнение работ (оказание услуг). В части дорожной деятельности: организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных дорожных сооружений на них на территории Хабаровского края, гидротехнических сооружений. Согласно п. 2.3.1.1 Устава к основному виду деятельности учреждения отнесено выполнение функций государственного заказчика по объектам строительства, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, в том числе: обеспечение строительства, реконструкции, капитального ремонта и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения. Поскольку мостик через водоотводную канаву расположен в полосе отвода автомобильной дороге «<адрес>» и предназначен для движения пешеходов через нерегулируемый пешеходный переход на 37 км 712 м автомобильной дороги «<адрес>» обязанность по его содержанию в соответствии с требованиями ст. ст. 3, 12 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» возложена на Краевое государственное казенное учреждение «Хабаровское управление автомобильных дорог». Не проведение ремонта по содержанию искусственного дорожного сооружения привело к тому, что прогнили перила, разрушилась бетонная плита, что влечет за собой наступление тяжелых последствий в виде обрушения, в том числе и в период прохода по нему пешеходов. Также установлено, что на нерегулируемом пешеходном переходе на 37 км 712 м автомобильной дороги «<адрес>» в нарушение п. 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования, отсутствует освещение. Предъявление настоящего иска обусловлено нарушение Краевым государственным казенным учреждением «Хабаровское управление автомобильных дорог» законодательства о безопасности дорожного движения, что может повлечь за собой обрушение искусственного дорожного сооружения, что находится в причинной связи с безопасностью жизни и здоровья неопределенного круга лиц, проживающих на территории Ванинского муниципального района.

Руководствуясь ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» просят:

- обязать Краевое государственное казенное учреждение «Хабаровское управление автомобильных дорог» принять на баланс искусственное дорожное сооружение – Мостик через водоотводную канаву напротив нерегулируемого пешеходного перехода на 37 км. 712 м автомобильной дороги «<адрес>»;

- обязать Краевое государственное казенное учреждение «Хабаровское управление автомобильных дорог» в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу привести искусственное дорожное сооружение – Мостик через водоотводную канаву напротив нерегулируемого пешеходного перехода на 37 км. 712 м автомобильной дороги «<адрес>» в состояние отвечающие требованиям безопасности;

- обязать Краевое государственное казенное учреждение «Хабаровское управление автомобильных дорог» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать нерегулируемый пешеходный переход на 37 км 712 м автомобильной дороги «<адрес>» освещением.

Определением суда от 15.10.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Хабаровского края, Администрация городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края.

Определением суда от 27.10.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края.

В адрес суда от представителя ответчика Краевое государственное казенное учреждение «Хабаровское управление автомобильных дорог» поступили возражения на исковое заявление, в котором просят суд отказать в удовлетворении иска в полном объеме. В обоснование указано, что подпунктом 11 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Согласно ст. 14 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации...» планирование дорожной деятельности осуществляется на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ. В соответствии с п. 2 ст. 26.13 Федерального закона № 184-ФЗ формирование, утверждение, исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и контроль за его исполнением осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с соблюдением требований, установленных настоящим Федеральным законом и Бюджетным кодексом РФ (далее - БК РФ), а также принятыми в соответствии с ними законами субъекта РФ. В силу принципа самостоятельности бюджетов, закрепленного в статье 31 БК РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют формы и направления расходования средств бюджетов. Таким образом, планирование и осуществление дорожной деятельности в отношении дорог регионального или межмуниципального значения, а также определение направлений расходования бюджетных средств отнесено федеральным законодателем к исключительной компетенции органов государственной власти субъектов РФ. Обращаясь в суд с иском о понуждении к совершению действий, прокурор фактически просит возложить на ответчика обязанность по расходованию средств Дорожного фонда определенным образом, т.е. на определенный вид работ и в отношении конкретной автомобильной дороги. Вместе с тем, в представленном в суд исковом заявлении не приведено доводов о том, в чем состоит приоритетность автомобильной дороги «<адрес>» по отношению к иным объектам дорожного хозяйства, включенным в планы работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог. Удовлетворение исковых требований повлечет необходимость пересмотра утвержденного плана работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог и перераспределения бюджетных ассигнований между объектами дорожного хозяйства вплоть до исключения определенных объектов из плана, и, как следствие, приведет к недостижению утвержденных экономических показателей. Согласно п. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. В соответствии с п. 4.1 Постановления Губернатора Хабаровского края от 26.01.2017 № 11 «О полномочиях органов исполнительной власти Хабаровского края по осуществлению прав собственника имущества краевых государственных унитарных предприятий и функций, и полномочий учредителя краевых государственных учреждений» полномочиями по принятию решения о закреплении краевого государственного имущества на соответствующем праве, а также изъятию излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению краевого государственного имущества, закрепленного на праве оперативного управления за учреждениями, и его передачу другим предприятиям, учреждениям или включение в состав казны Хабаровского края наделено министерство имущественных отношений Хабаровского края. Согласно п.п. 3.2.1, 4.1.4 Положения о министерстве имущественных отношений Хабаровского края, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 04.12.2018 № 441-пр (далее - Положение № 441-пр), министерство осуществляет полномочия собственника имущества, находящегося в краевой государственной собственности; в целях выполнения возложенных задач министерство имеет право распоряжаться краевым государственным имуществом путем закрепления за краевыми предприятиями, краевыми учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в соответствии с законодательством. При этом, в соответствии ч. 1, 6 ст. 10 Закона Хабаровского края от 25.06.2003 № 124 «Об основах управления и распоряжения государственной собственностью Хабаровского края» в обязательном порядке ведется учет имущества, находящегося в краевой государственной собственности. Поступление имущества в краевую государственную собственность, изменение его правового положения и иных характеристик, выбытие имущества из краевой государственной собственности подлежат обязательному отражению в Реестре краевого государственного имущества. В силу п. 2.2 Положения № 441-пр, функции по управлению, распоряжению, учету и контролю за использованием и сохранностью краевой государственной собственности также возложены на министерство имущественных отношений Хабаровского края. Таким образом, требование прокурора о принятии на баланс КГКУ «Хабаровскуправтодор» искусственного дорожного сооружения в обход установленной процедуры учета и распоряжения краевой государственной собственностью является незаконным, влечет необоснованное обременение учреждение обязанностями по управлению указанным имуществом, в том числе связанными с несением расходов на его содержание. Согласно п. 1 и 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. В соответствии с п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. Таким образом, поскольку собственник искусственного дорожного сооружения - мостика через водоотводную канаву напротив нерегулируемого пешеходного перехода на 37 км 712 м автомобильной дороги «<адрес>» неизвестен, а сам мостик расположен на межселенной территории Ванинского муниципального района, прокурору следовало обратиться в суд с административным иском к администрации Ванинского муниципального района с требованием о возложении на администрацию данного муниципального образования обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества указанного искусственного дорожного сооружения. Довод истца о том, что поскольку мостик через водоотводную канаву расположен в полосе отвода автомобильной дороги «<адрес>» и предназначен для движения пешеходов через нерегулируемый пешеходный переход, то обязанность по его содержанию возложена на КГКУ «Хабаровскуправтодор», является ошибочным, т.к. согласно разделу IV технического паспорта на сооружение «Автомобильная дорога <адрес>» от 22.10.2007 мостик через водоотводную канаву в составе элементов обустройства автомобильной дороги не значится. Следовательно, у КГКУ «Хабаровскуправтодор» отсутствует обязанность по содержанию указанного искусственного дорожного сооружения. Согласно исковому заявлению, прокурор просит обязать учреждение в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать нерегулируемый пешеходный переход на 37 км 712 м автомобильной дороги «<адрес>» освещением. Вместе с тем, прокурором не учтено, что согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации...» капитальный ремонт автомобильной дороги - это комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги. Поскольку обустройство пешеходного перехода электрическим освещением затрагивает конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги, выполнение данных работ возможно только в рамках работ по капитальному ремонту автомобильной дороги. В силу ч. 1 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ в случае проведения капитального объекта капитального строительства требуется подготовка проектной документации. Согласно п. 1.10 устава КГКУ «Хабаровскуправтодор» учреждение осуществляет в пределах своей компетенции и в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Хабаровского края функции государственного заказчика при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг. В соответствии с п. 2.1 устава КГКУ «Хабаровскуправтодор», предметом деятельности учреждения является организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных дорожных сооружений на них на территории Хабаровского края. Для производства работ по проектированию и капитальному ремонту Учреждением привлекаются подрядные организации в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Сроки проведения закупочных процедур - не менее 30 календарных дней. Сроки выполнения работ по проектированию - от 90 дней и более (включая прохождение государственной экспертизы проектной документации и достоверности определения сметной стоимости строительства). Сроки выполнения работ по капитальному ремонту - в соответствии с проектной документацией. Таким образом, выполнить работы по организации освещения пешеходного перехода в течение указанного прокурором 6-месячного срока не представляется возможным по объективным причинам. Учитывая данные обстоятельства, исковые требования прокурора подлежат уточнению в части определения сроков выполнения работ по оборудованию нерегулируемого пешеходного перехода на 37 км 712 м автомобильной дороги «<адрес>» освещением. Согласно п. 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой, стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников). Вместе с тем, указанная редакция пункта 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 была введена Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 09.12.2013 № 2218-ст для добровольного применения. Таким образом, возложение на КГКУ «Хабаровскуправтодор» обязанности по оборудованию нерегулируемого пешеходного перехода освещением является незаконным, поскольку положения ГОСТ Р 52766-2007 в данной части не являются обязательными к применению, а носят рекомендательный характер.

В судебном заседании ст.помощник прокурора Кировского района г. Хабаровск, действующая в порядке поручения, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика иск не признал, повторив доводы, изложенные в возражениях на иск.

В судебном заседании представитель третьего лица Министерство имущественных отношений Хабаровского края полагает, что поскольку спорное имущество в виде мостика является бесхозяйным, прокурору следовало обратится с заявлением о признании имущества бесхозяйным.

В судебное заседание представитель третьего лица Администрации городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края не явился, согласно представленного заявления просит рассмотреть гражданское дело в свое отсутствие.

В судебном заседании представитель третьего лица Министерство транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.

Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодека России, суд определил возможным рассмотреть дело в его отсутствии.

Исследовав все доказательства по делу: пояснения лиц, участвующих в деле, письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, судом установлены следующие обстоятельства.

Актом, составленным прокуратурой Ванинского района 11.09.2020 в период времени с 12 часов 00 минут до 13 часов 00 минут, с 20.00 до 21.00 установлено, что напротив нерегулируемого пешеходного перехода через автомобильную дорогу «<адрес>» 37 км 712 м, расположенное искусственное дорожное сооружение – мостик, который предназначен для движения пешеходов через водоотводную канаву. При осмотре сооружения установлено, что разрушилась бетонная плита, прогнили перила, трава не окошена. На пешеходном переходе отсутствует освещение в ночное время суток.

Согласно письма КГКУ «Хабаровскуправтодор» от 25.08.2020 № , мостик через водоотводную канаву на участке автомобильной дороги «<адрес>» расположен в полосе отвода автомобильной дороги, ширина которой на данном участке составляет 16 м. указанный мостик не является частью обустройства автомобильной дороги. Сведениями о его собственнике учреждение не располагает. Безопасный переход пешеходов на данном участке автомобильной дороги осуществляется по пешеходному переходу, оборудованному светофором, расположенном на расстоянии около 130 м от указанного.

В соответствии с письмом Администрации городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края от 21.08.2020 № , объекты недвижимого имущества: «мостик через канаву у автомобильной дороги напротив рынка». Земельный участок, на котором расположен вышеуказанный объект, в реестре муниципальной собственности городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края не числятся.

Письмом Администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края от 11.09.2020 № подтверждается, что в реестре муниципального имущества Ванинского муниципального района отсутствует объект недвижимости – мостик через канаву у автомобильной дороги напротив рынка.

Согласно письма ОМВД России по Ванинскому району от 08.09.2020 пешеходный переход через автомобильную дорогу <адрес> 37 км 712 м числится в дислокации «Дислокация дорожных знаков и дорожной разметки на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения Советско-Гаванского района «<адрес>» (Подъезд к <адрес>), расположение данного пешеходного перехода 37 км 712 м. Элементы обустройства путей подхода пешеходов к пешеходному переходу в частности мост через водоотводную канаву (кювет) будут являться искусственным дорожным сооружением согласно определения данного в п. 3 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». На данном пешеходном переходе отсутствует электрическое освещение в соответствии с п. 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации (далее - дорожная деятельность).

Согласно п.п.1,3 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации":

автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;

искусственное дорожное сооружения - сооружение, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).

Согласно ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ, к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 6 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

Пунктом 7 ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ установлено, что владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2.1 устава КГКУ «Хабаровскуправтодор», предметом деятельности учреждения является организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных дорожных сооружений на них на территории Хабаровского края.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что искусственное дорожное сооружение – Мостик через водоотводную канаву напротив нерегулируемого пешеходного перехода на 37 км. 712 м автомобильной дороги «<адрес>» входит в состав автомобильной дороги, находящейся на содержании ответчика, бездействие которого по вопросу о принадлежности названного искусственного дорожного сооружения в целях его содержания, может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц, в частности, в сфере надлежащего обеспечения безопасности дорожного движения, в связи с чем, суд полагает возможные удовлетворить требования прокурора о возложении обязанности на Краевое государственное казенное учреждение «Хабаровское управление автомобильных дорог» принять на баланс искусственное дорожное сооружение – Мостик через водоотводную канаву напротив нерегулируемого пешеходного перехода на 37 км. 712 м автомобильной дороги «<адрес>».

В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Пунктом 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог".

Согласно п. 4 указанной Классификации, к комплексу работ капитального ремонта по доведению параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги и (или) искусственных дорожных сооружений на них до значений, соответствующих ее фактической категории, относится в то числе устройство недостающего электроосвещения (п. «з»).

Пунктом 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007. "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года N 270-ст установлено, что пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой, стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).

В силу пункта 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают в том числе на пешеходных переходах по проезжей части по п. 4.5.2.4.

Из материалов следует, что прокуратурой Ванинского района проведена проверка соблюдения законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения и законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации, в ходе которой установлено, что не принятие мер по содержанию искусственного дорожного сооружения мостика через водоотводную канаву, расположенного напротив нерегулируемого пешеходного перехода через автомобильную договору «<адрес>», привело к тому, что прогнили перила, разрушилась бетонная плита, что влечет за собой наступление тяжелых последствий в виде обрушения, в том числе и в период прохода по нему пешеходов. Кроме того, данный участок дороги с пешеходным переходом, не оборудован стационарным электрическим освещением в нарушение требований п.п. 4.5.2.4, 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007. Данные нарушения препятствуют безопасному передвижению участников дорожного движения на указанной автомобильной дороге и представляют реальную угрозу для жизни и здоровья участников дорожного движения.

Выявленные факты нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения подтверждены представленными суду материалами проведенной прокуратурой проверки.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд полагает возможным требование прокурора о возложении обязанности на Краевое государственное казенное учреждение «Хабаровское управление автомобильных дорог» в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу привести искусственное дорожное сооружение – Мостик через водоотводную канаву напротив нерегулируемого пешеходного перехода на 37 км. 712 м автомобильной дороги «<адрес>» в состояние отвечающие требованиям безопасности, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать нерегулируемый пешеходный переход на 37 км 712 м автомобильной дороги «<адрес>» освещением, удовлетворить. Указанные прокурором сроки устранения установленных нарушений суд находит разумными и достаточными для исполнения решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 Гражданского процессуального кодекса России, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Ванинского района к Краевому государственному казенному учреждению «Хабаровское управление автомобильных дорог» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения – удовлетворить.

Возложить обязанность на Краевое государственное казенное учреждение «Хабаровское управление автомобильных дорог» принять на содержание искусственное дорожное сооружение – Мостик через водоотводную канаву напротив нерегулируемого пешеходного перехода на 37 км. 712 м. автомобильной дороги «<адрес>».

Возложить обязанность на Краевое государственное казенное учреждение «Хабаровское управление автомобильных дорог» в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу привести искусственное дорожное сооружение – Мостик через водоотводную канаву напротив нерегулируемого пешеходного перехода на 37 км. 712 м. автомобильной дороги «<адрес>» в состояние отвечающие требованиям безопасности.

Возложить обязанность на Краевое государственное казенное учреждение «Хабаровское управление автомобильных дорог» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать нерегулируемый пешеходный переход на 37 км 712 м автомобильной дороги «<адрес>» стационарным электрическим освещением.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 18 декабря 2020 года.

Судья: подпись Якимова Л.В.

Решение не вступило в законную силу.

Копия верна: судья Якимова Л.В.

Оригинал решения подшит в деле № 2-1269\2020, находится в Кировском районном суде г. Хабаровска.

Секретарь: Крюков А.П.