ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1269/20 от 22.10.2020 Октябрьского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 октября 2020 года Адрес

Октябрьский районный суд Адрес в составе: председательствующего судьи Амосовой Н.Л., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ООО «РусЭкспо» о взыскании ущерба, причиненного животному миру и среде его обитания,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований и уточнений к ним указано, что Ольхонской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства об охране животного мира арендаторами лесных участков, ведущими свою хозяйственную деятельность на территории Адрес, в том числе, обществом с ограниченной ответственностью «РусЭкспо» выявлены факты причинения ущерба животному миру.

Прокуратурой установлено, что ООО «РусЭкспо» на основании договора аренды лесного участка № от Дата, соглашения о передаче прав и обязанностей от Дата г. осуществляет деятельность по заготовке древесины.

На основании указанных договоров в возмездное пользование ООО «РусЭкспо» передан лесной участок площадью 24 845 га, имеющий местоположение: Адрес, Качугское лесничество, Бирюльская дача.

Лесной участок по указанным договорам передан с целью заготовки древесины.

Из информации территориального управления министерства лесного комплекса Адрес по Адрес следует, что ООО «РусЭкспо» произведена вырубка древесины на площади 306,91 га, в Дата году - 113,83 га, в Дата г. — 48,77 га, в Дата г. - 144,31 га.

Территория, в пределах которой ООО «РусЭкспо» в Дата-Дата г.г. осуществлялась заготовка древесины, является охотничьими угодьями, средой обитания охотничьих ресурсов — животного мира. Несмотря на то, что ООО «РусЭкспо» велась законная вырубка леса на арендованных участках, с привлечением техники и технологических механизмов, деятельность ООО «РусЭкспо» приносит значительный ущерб животному миру, при котором нарушается среда обитания охотничьих животных, снижается численность и продуктивность популяции животных.

В соответствии с требованиями ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» в основе осуществления хозяйственной и иной деятельности лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, лежит принцип платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Пунктом 3 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ закреплено, что вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от Дата № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Согласно статье 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (пункт 1).

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (пункт 2).

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3).

В соответствии с частью 1 статьи 56 Федерального закона от Дата № 52-ФЗ «О животном мире», юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Аналогичные положения закреплены статьей 58 Федерального закона от Дата № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Таким образом, как действующее законодательство, так и руководящие положения Пленума Верховного суда РФ допускают возмещение вреда, причиненного окружающей среде правомерными действиями, к которым в том числе относится заготовка древесины в ходе которой осуществляется нарушение или уничтожение среды обитания охотничьих ресурсов.

По требованию прокуратуры специалистом министерства лесного комплекса Адрес выполнен расчет ущерба (вреда) объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты (охотничьим ресурсам), от техногенного воздействия на площади заготовки древесины с применением Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утв. Приказом Минприроды РФ от Дата (далее - Методика).

В соответствии с расчетом на охотничьих угодьях на территории лесного участка, предоставленного ООО «РусЭкспо» для заготовки древесины, обычны лось, благородный олень, косуля, кабарга, дикий северный олень, соболь, белка, волк, горностай, заяц-беляк, заяц-русак, колонок, росомаха, рысь, лисица, глухарь, рябчик, тетерев, бородатая куропатка, медведь, барсук, норка, выдра, ондатра.

При этом ущербом, согласно Методике, считается размер вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов, навсегда или временно покинувших территорию обитания.

При оценке размера ущерба объектам животного мира (охотничьим ресурсам) были использованы отчеты по учету численности охотничьих животных за Дата, Дата, Дата г.г.

Из расчета следует, что размер причиненного в Дата-Дата г.г. вреда объектам животного мира (объектам охоты) и среде его обитания в охотничьих угодьях составил 2 259 468,44 руб.

Таким образом, установлено, что ответчиком ООО «РусЭкспо» в результате осуществления хозяйственной деятельности, связанной с негативным воздействием на окружающую среду, причинен вред объекту охраны окружающей среды - животному миру (охотничьим ресурсам) и среде его обитания, что повлекло нарушение конституционных прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, предусмотренных ст. 42 Конституции РФ, нарушение благоприятных условий жизнедеятельности (преамбула Федерального закона «О животном мире»).

Действиями ответчика нарушены интересы Российской Федерации, поскольку согласно ст.ст. 4, 15 Конституции РФ государство гарантирует соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями Конституции Российской Федерации и законов, защиту прав и свобод человека и гражданина, а деятельностью ООО «РусЭкспо» нарушаются требования законодательства, регламентирующего охрану окружающей среды и животного мира.

Дата в адрес ООО «РусЭкспо» направлено представление , которое не рассмотрено. Поскольку до настоящего времени вред, причиненный охотничьим ресурсам и среде их обитания, не возмещен, у ответчика возникла обязанность возместить такой вред окружающей среде в полном объеме в соответствии с законодательством в судебном порядке.

Просит суд, с учетом уточнений заявленных исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, взыскать с общества с ограниченной ответственностью «РусЭкспо» ущерб, причиненный окружающей среде - животному миру и среде его обитания в Дата-Дата г.г., в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины в границах лесного участка по договору аренды № от Дата в размере 2 259 468,44 руб. в бюджет Адрес муниципального образования.

В судебном заседании заместитель Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры ФИО3 исковые требования поддержал в уточненной редакции.

Представитель ответчика ОО «РусЭскспо» по доверенности ФИО4 исковые требования не признала, по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представитель третьего лица министерства лесного комплекса Адрес по доверенности ФИО5 с исковыми требованиями согласился.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Отношения, возникающие по поводу возмещения вреда окружающей среде, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от Дата № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от Дата № 52-ФЗ "О животном мире".

В соответствии с ч. 1 ст. 77 Федерального закона от Дата N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Статья 78 указанного Федерального закона предусматривает, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации приказом от Дата утвердило Методику исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам (далее - Методика).

В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Методики она применяется для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, в том числе вследствие нарушения или уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов, если в результате такого нарушения охотничьи ресурсы навсегда (или временно) покинули территорию обитания, что повлекло их гибель, сокращение численности на данной территории, снижение продуктивности их популяций, а также репродуктивной функции отдельных особей.

Подпунктом "б" пункта 3 Методики определено, что исчисление размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, включает в себя расчет вреда при указанных в подпункте "б" пункта 2 нарушениях или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов (далее - расчет вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов).

Согласно пункту 5 Методики при расчете размера вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов учитываются следующие параметры: территория, в границах которой нанесен вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания (далее - территория воздействия); территория воздействия подразделяется на территорию необратимой трансформации, территорию сильного воздействия, территорию среднего воздействия, территорию слабого воздействия (подпункт "а"); численность или плотность (показатель плотности) охотничьих ресурсов на территории воздействия определяются на основании данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (в случае, если воздействие на среду обитания охотничьих ресурсов оказано ранее, чем были предоставлены данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, используются данные государственного мониторинга на смежной территории со сходными ландшафтными и физико-географическим характеристиками) (подпункт "б"); допустимый объем добычи каждого вида охотничьих ресурсов - определяется в соответствии с нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормами в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, утвержденными органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в соответствии со статьей 34 Федерального закона от Дата N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте) (подпункт "в"); период, в течение которого наносится вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания (далее - период воздействия) (подпункт "г"); пол вида охотничьих ресурсов (подпункт "д").

В пункте 6 Методики установлен порядок определения размера вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов в отношении одного вида охотничьих ресурсов на территории воздействия (суммарного вреда, причиненного одному виду охотничьих ресурсов от хозяйственной и иной деятельности на территории воздействия), исчисляемого как сумма вреда одному виду охотничьих ресурсов по каждой территории воздействия (территория необратимой трансформации, территория сильного воздействия, территория среднего воздействия и территория слабого воздействия) по формуле N 2, приведенной в данном пункте. Исходя из этой формулы суммарный вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов от хозяйственной и иной деятельности на территории воздействия, выраженный в рублях (Усумм. 1 виду), представляет собой сумму вреда, причиненного одному виду охотничьих ресурсов на территории необратимой трансформации (Ун.т.), вреда, причиненного одному виду охотничьих ресурсов на территории сильного воздействия (Ус.в.), вреда, причиненного одному виду охотничьих ресурсов на территории среднего воздействия (Уу.в.), и вреда, причиненного одному виду охотничьих ресурсов на территории слабого воздействия (Усл.в.).

В этом же пункте содержится порядок расчета вреда по каждой из указанных территорий. Вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов на территории необратимой трансформации (Ун.т.), исчисляется путем умножения суммы фактической численности охотничьих ресурсов данного вида, обитающих (обитавших, в случаях когда не проводился расчет вреда от намечаемой хозяйственной и иной деятельности, представляющей экологическую опасность) на соответствующей территории воздействия, особей (Nфакт.) и произведения фактической численности охотничьих ресурсов данного вида, обитающих на соответствующей территории воздействия, особей (Nфакт.), норматива допустимого изъятия охотничьих ресурсов, выраженного в процентах (Ндоп.), и периода воздействия, выраженного в количестве лет (t), на таксу для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, выраженную в рублях (Т).

Вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов на территории сильного воздействия (Ус.в.), исчисляется аналогичным образом, но результат произведения умножается на 0,75 - пересчетный коэффициент для территории сильного воздействия, а при расчете вреда, причиненного одному виду охотничьих ресурсов на территории среднего воздействия (Уу.в.), применяется пересчетный коэффициент для территории среднего воздействия - 0,5. При исчислении размера вреда, причиненного одному виду охотничьих ресурсов на территории слабого воздействия (Усл.в.), применяется пересчетный коэффициент для данной территории - 0,25.

Судом установлено, что на основании договора аренды лесного участка № от Дата, соглашения о передаче прав и обязанностей от Дата г. ООО «РусЭкспо» является арендатором лесного участка по адресу: Адрес, Адрес, кварталы №№ Адрес, общей площадью 24 845 га.

Цель предоставления лесного участка – использование ООО «РусЭкспо» для заготовки древесины. Возможный ежегодный объем заготовки древесины при рубке спелых и перестойных лесных насаждений на лесном участке составляет всего 35,7 тыс. м3 ликвидной древесины, в том числе 29,5 тыс. м3 по хвойному хозяйству. В том числе по способам рубок: сплошные рубки - 34,9 тыс. м3 ликвидной древесины, в том числе 29,2 тыс. м3 по хвойному хозяйству; выборочные рубки -0,8 тыс. м ликвидной древесины, в том числе но хвойному хозяйству 0,3 лыс. м3 (п. 1.1).

Заготовка древесины осуществляется арендатором на основании настоящего договора аренды в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), проектом освоения лесов, лесной декларации, поданной в соответствии со статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации. Превышение объемов рубки, установленных настоящим договором, запрещается (п. 3.1).

Пользование участком должно производиться в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов от Дата «Об утверждении Правил заготовки древесины» (п. 3.2).

Согласно служебной записке начальника Территориального управления министерства лесного комплекса Адрес по АдресФИО6, представленной Врио начальника отдела охраны и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания ФИО7, от Дата ООО «РусЭкспо» была произведена вырубка насаждений (заготовка древесины) в следующих объемах: в Дата году произведена заготовка древесины общей площадью 113,83 га. В Дата году - 48,77 га. В Дата году – 144,31 га. Данные объемы предоставлены согласно отчетам по форме 1-ИЛ, предоставленных арендатором ООО «РусЭкспо» по договору аренды лесного участка № от Дата, соглашению о передаче прав и обязанностей от Дата г.

В соответствии с расчетом ущерба объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты (охотничьим ресурсам), причиненного на площади лесных насаждений, арендованных ООО «РусЭкспо», видовой состав охотничье-промысловый животных на территории Адрес имеет следующий вид: лось, благородный олень, косуля, дикий северный олень, кабарга, соболь, белка, волк, горностай, заяц-беляк, заяц-русак, колонок, росомаха, рысь, лисица, глухарь, рябчик, тетерев, бородатая куропатка, медведь, барсук, норка, выдра (вид внесен в Красную книгу Адрес), ондатра.

Согласно уточненному расчету Министерства лесного комплекса Адрес ущерб, причиненный животному миру, отнесенному к объектам охоты (охотничьим ресурсам), в результате законной вырубки в Адрес в Дата-Дата гг., выполненный по Методике исчисления размера ущерба (вреда), причиненного охотничьим ресурсам, утв. приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от Дата, зарегистрированной в Минюсте РФ Дата и составляет за Дата г. – 484 356,57 руб., за Дата г. – 434 180,76 руб., за Дата г. – 1 340 931,11 руб.

Расчет Министерства лесного комплекса Адрес выполнен на основании запроса Ольхонской межрайонной природоохранной прокуратуры от Дата; служебной записки от начальника отдела Лесного хозяйства территориального управления министерства лесного комплекса Адрес по Адрес от Дата; нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов (Приложение 1 к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от Дата); механизма оценки, предотвращения и возмещения ущербов в природопользовании. Часть 2: Охотничье хозяйство. Иркутская государственная сельскохозяйственная академия. Иркутск, 2001. (Приложение 5. Осредненные показатели зон влияния на охотничьих животных при различных видах хозяйственной деятельности. Для выборочных рубок общая ширина (радиус) косвенного влияния принимается равной (1-1,5 км); отчета Службы по охране и использованию животного мира Адрес по проведению зимнего маршрутного учета численности охотничьих животных в Адрес в Дата-Дата г.Адрес средние показатели плотности населения объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты, по Адрес за Дата-Дата год (Приложение 1).

Расчет вреда охотничьим ресурсам, включает все необходимые параметры.

Расчет выполнялся по всем четырем зонам воздействия. Площадь зоны необратимого воздействия (полностью уничтоженной среды обитания охотничьих животных) принята равной площади вырубленных насаждений, взятых из отчетов 1-ИЛ за Дата-Дата гг., предоставленных ООО «РусЭкспо» (площадь вырубленных насаждений в Дата г. – 144,31 га, Дата г. – 48,77 га, Дата г. -113,83 га).

Площадь зон косвенного воздействия (сильного, среднего, слабого), где вред охотничьим ресурсам наносится посредством воздействия на них фактора беспокойства (работа механизмов, бензопил и т.п.) определена по формуле (площадь круга) S=7t*R2. где S - площадь круга; ?- 3.14; R2 - квадрат радиуса зоны воздействия.

С учетом особенностей воздействия на охотничьи ресурсы (рубка лесных насаждений) общий радиус зон косвенного воздействия принят равным 3,0 км (от центра воздействия), т.е. для зоны сильного воздействия 1 км, для зоны среднего воздействия 2 км, для зоны слабого воздействия 3 км.

В соответствии с п. 6 Методики (утв. Приказом Минприроды России от Дата) размер вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов в отношении одного вида охотничьих ресурсов на территории воздействия (суммарный вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов от хозяйственной и иной деятельности на территории воздействия) исчисляется как сумма вреда одному виду охотничьих ресурсов по каждой территории воздействия (территория необратимой трансформации, территория сильного воздействия, территория среднего воздействия и территория слабого воздействия) по формуле:

где:

- суммарный вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов от хозяйственной и иной деятельности на территории воздействия, руб.;

- вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов на территории необратимой трансформации, руб.,

;

- вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов на территории сильного воздействия, руб.,

;

- вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов на территории среднего воздействия, руб.,

;

- вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов на территории слабого воздействия, руб.;

,

- фактическая численность охотничьих ресурсов данного вида, обитающих (обитавших, в случаях когда не проводился расчет вреда от намечаемой хозяйственной и иной деятельности, представляющей экологическую опасность) на соответствующей территории воздействия, особей;

- норматив допустимого изъятия охотничьих ресурсов, в процентах;

Т - такса для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, руб.;

t - период воздействия, лет;

При бессрочном периоде воздействия применяется период воздействия продолжительностью 30 лет.

При рубках леса среда обитания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, со временем восстанавливается, поэтому в данном случае Министерством принят период воздействия для зоны необратимой трансформации (прямого воздействия) равный периоду восстановления хвойных молодняков 25 лет.

Исходя из представленных материалов, продолжительность негативного воздействия фактора беспокойства (лаг времени) на объекты животного мира, отнесенные к объектам охоты, составила 1 год.

В соответствии с методикой для каждой зоны вводится соответствующий пересчетный коэффициент:

0,75 - пересчетный коэффициент для территории сильного воздействия;

0,5 - пересчетный коэффициент для территории среднего воздействия;

0,25 - пересчетный коэффициент для территории слабого воздействия.

Для зоны необратимого воздействия пересчетный коэффициент равен 1.

Подставляя, вышеуказанные значения в расчётную формулу, получились данные о площадях зон косвенного воздействия, которые будут равны за Дата г.: для зоны сильного воздействия 200,170 га; для зоны среднего воздействия - 942 га; для зоны слабого воздействия — 1570 га; за Дата г.: для зоны сильного воздействия 265,230 га; для зоны среднего воздействия - 942 га; для зоны слабого воздействия — 1570 га; за Дата г.: для зоны сильного воздействия 169,690 га; для зоны среднего воздействия - 942 га; для зоны слабого воздействия — 1570 га;

Представленный расчет выполнен на основании информации о месте проведения законной вырубки, площади уничтоженных лесных насаждений (среды обитания охотничьих ресурсов), а также периода осуществления негативного воздействия на отнесенные к объектам охоты объекты животного мира; исходя из нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов (Приложение 1 к Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от Дата), данных отчета службы по охране и использованию животного мира Адрес по проведению зимнего маршрутного учета численности охотничьих животных в Адрес в Дата году, с применением средних показателей плотности населения объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, по Адрес за Дата-Дата г.

При расчете применен механизм оценки предотвращения и возмещения ущербов в природопользовании (часть 2: Охотничье хозяйство. Иркутская государственная сельскохозяйственная академия. Иркутск, 2001 (приложение 5. Осредненные показатели зон влияния на охотничьих животных при различных видах хозяйственной деятельности), согласно которому для выборочных рубок общая ширина (радиус) косвенного влияния принимается равной 1-1,5 км.

Представленный истцом расчет размера вреда охотничьим ресурсам произведен на основании утвержденной Приказом Минприроды России от Дата Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, выполнен на основании информации о площади арендованных и подлежащих вырубке ООО «РусЭкспо» лесных насаждений, исходя из нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов.

С учетом разъяснений п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от Дата «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» о том, что при наличии такс и методик исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, указанные таксы и методики подлежат обязательному применению судами для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении, иной способ определения размера ущерба мог быть использован в случае отсутствия утвержденной методики.

Частью 1 статьи 36 Федерального закона от Дата № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяется, что государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания представляет собой систему регулярных наблюдений за численностью и распространением охотничьих ресурсов, размещением их в среде обитания, состоянием охотничьих ресурсов и динамикой их изменения по видам, за состоянием среды обитания охотничьих ресурсов и охотничьих угодий.

Данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания применяются для организации рационального использования охотничьих ресурсов, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания (часть 3 настоящей статьи Федерального закона от Дата № 209-ФЗ).

Приказом Минприроды России от Дата утвержден Порядок осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных, согласно пункту 2 Порядка данные государственного мониторинга состоят из ежегодно обновляемых сведений о численности и распространении охотничьих ресурсов, размещении их в среде обитания, состоянии охотничьих ресурсов и динамике их изменения по видам и сведений о состоянии среды обитания охотничьих ресурсов.

Функции по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания на территории Адрес возложены, согласно подпункту 39 пункта 8 Положения о министерстве лесного комплекса Адрес, утвержденного Постановление Адрес от 27.02.Дата-пп на министерство лесного комплекса Адрес (ранее до реорганизации Служба по охране и использованию животного мира Адрес).

Министерство также осуществляет и функцию по подготовке расчета размера ущерба (вреда), нанесенного (причиненного) объектам животного мира и среде их обитания, что предусмотрено подпунктом 57 пункта 8 Положения о министерстве лесного комплекса Адрес.

Применяя методику исчисления ущерба, специалист министерства использовал сведения из отчетов службы о численности (средней плотности) охотничьих ресурсов целом по Адрес за Дата-Дата года. Отчеты составлены по результатам государственного мониторинга охотничьих ресурсов в Адрес, проведенного методом зимнего маршрутного учета в Адрес в 2014-Дата г., применены средние показатели плотности начеления объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты по Адрес за Дата-Дата гг., специалистом министерства произведен расчет плотности охотничьих ресурсов, которые приведены в приложении 1 к расчету ущерба.

Размер такс, указанный в расчете специалиста, соответствует Приложению 1 Методики.

Определением суда от Дата назначено проведение судебной экологической и оценочной экспертизы.

Согласно заключению эксперта Института управления природными ресурсами – факультета охотоведения имени ФИО8 ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный аграрный университет имени ФИО9» ФИО16 от Дата, размер ущерба (вреда), причиненного объектам животного мира, отнесённым к объектам охоты (охотничьим ресурсам), причиненного законной заготовкой древесины в Дата-Дата лесозаготовителем ООО «РусЭкспо» составил 892339,6 руб., в том числе за Дата год – 191 971,4 руб., за Дата год – 177542,7 руб., за Дата год – 522825,5 руб.

Как следует из заключения эксперта, площадь зон необратимого воздействия принята экспертом не превышающей 3 % от вырубленной площади со ссылкой на научные работы (механизм оценки, предотвращения и возмещения ущербов в природопользовании. Часть 2. Охотничье хозяйство/под редакцией B.C. ФИО16 / Научный сборник по гранту WWF. Иркутск:ИрГСХА, 2001.), что противоречит утвержденной Приказом Минприроды России от Дата Методике.

Кроме того, экспертом указано, что материалы государственного мониторинга животного мира по Адрес показали снижение численности трёх видов охотничьих животных: глухарь (-1%), норка (-42%), ондатра (-12%). В соответствии с приказом МПР РФ от Дата численность волка в Адрес превышает установленный нормативный параметр. Научные исследования отрицают факты обитания в лесных участках двух видов: заяц-русак и бородатая куропатка, со ссылкой на научные работы (ФИО10 Кадастр охотничьих видов зверей и птиц Адрес: распространение, численность, охрана и использование (Издание второе, 2010-2014 годы)./ ФИО10, ФИО11, ФИО12. – Иркутск: Служба по охране и использованию животного мира Адрес; Байкаьский Центр полевых исследований «Дикая природа Азии», 2014; ФИО13, ФИО14 Атлас-определитель птиц Байкала. – Иркутск: Призма,2002). В связи с указанным приказом и научно доказанными фактами расчёты ущербов по данным трём видам эксперт не учитывал.

В расчете ущерба экспертом необоснованно не приняты во внимание данные отчета Службы по охране и использованию животного мира Адрес по проведению зимнего маршрутного учета численности охотничьих животных в Адрес в Дата-Дата гг., по плотности населения следующих видов охотничьих ресурсов:

за Дата год экспертом применена плотность численности особей зайца-беляка – 1,38 вместо 1,8 (данные учета министерства); бородатой куропатки – 0,00 вместо 4,45, норки – 0,12 вместо 0,7;

за Дата год экспертом применена плотность бородатой куропатки – 0,00 вместо 4,85, норки – 0,07 вместо 0,31;

за Дата год экспертом применена плотность бородатой куропатки – 0,00 вместо 3,99, норки – 0,07 вместо 0,95.

В связи с чем, проведенное экспертом исследование направлено на оспаривание предоставленных уполномоченным государственным органом –статистических данных видом охотничье-промысловых животных министерства расчета, расчет ущерба основан на научных публикациях, которые не могут быть положены в основу расчета в соответствии с Методикой.

На основании вышеизложенного, мнение эксперта об особенностях определения размера причиненного ущерба в случае осуществления законной лесозаготовительной деятельности не основано на объективных данных, предоставленных министерством и положениях Методики, утвержденной Приказом Минприроды России от Дата, заявленной экспертом в качестве нормативного документа для определения размера ущерба.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать во взаимосвязи с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения гражданского дела, являются заключения экспертов (статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Суд не принимает заключение эксперта как допустимое, относимое доказательство, поскольку оно противоречит положениям Методики, утвержденной Приказом Минприроды России от Дата.

Стороной ответчика представлен контррасчет ущерба.

Возражения стороны ответчика сводятся к несогласию с расчетом ущерба объектам животного мира, представленного истцом, а также недоказанности факта причинения ущерба объектам животного мира действиями ответчика, поскольку по данным отчетов ответчика 1-ИЛ за каждый месяц с Дата и Дата г., в период с марта по октябрь Дата г. и в июне, августе-сентябре Дата г. деятельность ответчика в лесу не осуществлялась, а равно шум и воздействие на животных не оказывалось. Кроме того, ответчиком представлен контррасчет ущерба, с учетом отсутствия вырубки за указанный период.

Оценивая доводы ответчика суд не принимает их во внимание, поскольку в силу ч. 1 ст. 29 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.

Таким образом, представленные приказы генерального директора ООО «РусЭкспо» от 15.02.Дата г., -л от 10.05.Дата г., -л от 18.07.Дата г. «О приостановлении работ в лесу» не являются доказательством отсутствия осуществления деятельности ответчиком на территории арендованного земельного участка, а равно не являются доказательством отсутствия воздействия на объекты животного мира и окружающую среду на арендованном участке. Само по себе отсутствие осуществления рубки не доказывает отсутствие деятельности по заготовке древесины.

Между тем, ответчиком представлен контррасчет ущерба, произведенный с учётом данных эксперта ФИО16 и на основании научного труда «Механизм оценки, предотвращения и возмещения ущербов в природопользовании. Часть 2: Охотничье хозяйство. Иркутская государственная сельскохозяйственная академия. Иркутск 2001», однако анализируя данные, представленные в отчете ущерба за Дата-Дата гг. ответчиком, составленном на основании отчетов 1-ИЛ за Дата-Дата гг., суд находит необоснованным применение меньшего периода воздействия, чем установлено министерством - 25 лет.

Доказательств применения меньшего периода воздействия ответчиком не представлено, обоснований расчета размера ущерба также не приведено.

Между тем, на странице 2 представлена таблица популяции животных на основании данных ЗМУ за Дата-Дата г.г. в графе популяция животных на 1000 га плотность особей не соответствует данным ЗМУ Дата-Дата г.г., например в отношении охотничьих животных белка, волк, выдра, глухарь, горностай, дикий северный олень, заяй-беляк, кабарга, колонок, косуля, бородатая куропатка, лисица, лось, благородный олень, рысь, рябчик, соболь, тетерев.

Как следует из расчета ответчика, основанном на заключении эксперта, площадь зон необратимого воздействия принята не превышающей 3 % от вырубленной площади со ссылкой на научные рекомендации (механизм оценки, предотвращения и возмещения ущербов в природопользовании. Часть 2. Охотничье хозяйство/под редакцией B.C. ФИО16 / Научный сборник по гранту WWF. Иркутск:ИрГСХА, 2001, с. 27-47), что противоречит утвержденной Приказом Минприроды России от Дата Методике.

Таким образом, применение некорректных данных ответчиком при исчислении ущерба, не дает суду оснований для принятия контррасчета ответчика во внимание, как соответствующего Методике.

Учитывая, что министерство лесного комплекса Адрес является специально уполномоченным органом по охране, надзору и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на территории области, в функции которого входит подготовка расчета, сам расчет проверен судом на соответствие Методике, суд принимает его в качестве доказательства размера ущерба, причиненного охотничьим ресурсам, действиями ООО «РусЭкспо».

Суд также исходит из того, что утвержденная в установленном порядке методика исчисления вреда охотничьим ресурсам основана на том объективном положении, что при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов им причиняется вред. Размер такого вреда определяется по специальной формуле с использованием данных государственного мониторинга. Не имеется никаких оснований не принимать сведения по результатам государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, приведенные в расчете специалиста министерства, либо считать их недостоверными.

Опровержения обоснованности применения лаг времени при расчете ущерба для периода воздействия зоны необратимой трансформации (прямого воздействия) равный периоду восстановления хвойных молодняков – 25 лет в расчете специалиста министерства, не представлено.

Суд также считает необходимым отметить, что согласно п. 1.1. договору аренды лесного участка № от Дата, большинство объема ежегодной заготовки древесины состоит из хвойных пород (хвойное хозяйство), в связи с чем период восстановления хвойных молодняков, примененный в расчете специалиста министерства, равный 25 лет суд признает обоснованным, подкреплённым научной литературой Министерства природных ресурсов РФ Федерального агентства лесного хозяйства «Энциклопедия лесного хозяйства» Том II, год издания 2006, содержащая информационные сведения о периоде возобновления леса, в том числе при формировании хвойных пород, а также научным трудов «Механизм оценки, предотвращения и возмещения ущербов в природопользовании. Часть 2: Охотничье хозяйство. Иркутская государственная сельскохозяйственная академия. Иркутск 2001». Оснований сомневаться в представленных научных трудах и содержащихся в них научных сведениях по сроку восстановления хвойных молодняков у суда не имеется, противоречия содержащейся в них информации нормам закона судом не усмотрено.

Доводы ответчика о пропуске срока исковой давности, суд полагает несостоятельными ввиду следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 197 ГК РФ для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.

В соответствии с п. 3 ст. 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды" иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Поскольку ущерб, причиненный окружающей среде, вызван законной деятельность. ответчика, в данном случае подлежит применению общий срок исковой давности.

Как установлено судом и следует из материалов дела, о факте причинения ущерба животному миру в результате осуществления законной деятельности ООО «РусЭкспо» Ольхонский межрайонный природоохранный прокурор узнал в 2019 году, что подтверждается служебной запиской от Дата, информация в которой была передана Министерством лесного комплекса Адрес по Адрес в прокуратуру, в связи с чем Дата прокурором в адрес ООО «Русэкспо» направлено представление .

Таким образом, срок исковой давности, в соответствии с п. 1 ст. 196 ГК РФ, по настоящему делу не пропущен.

При указанных обстоятельствах, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход бюджета муниципального образования Адрес подлежит взысканию государственная пошлина в размере 19 497, 34 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц удовлетворить.

Взыскать с ООО «РусЭкспо» в бюджет Адрес муниципального образования ущерб, причиненный окружающей среде - животному миру и среде его обитания в Дата, Дата, Дата годах в результате хозяйственной деятельности по заготовке древесины в границах лесного участка по договору аренды № от Дата г. в размере 2 259 468, 44 руб.

Взыскать с ООО «РусЭкспо» в доход муниципального образования Адрес госпошлину в размере 19 497, 34 руб.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд Адрес в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения Дата.

Судья Н.Л. Амосова