ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1269/2015 от 02.12.2015 Ирбитского районного суда (Свердловская область)

Дело № 2-1269/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Ирбит 2 декабря 2015 года

Ирбитский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Гаевой Л.В., с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2, представителя ответчика ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре Шеломенцевой Ю.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г.Ирбиту и Ирбитскому району о включении в стаж периодов работы, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии, признании незаконным отказа в назначении пенсии,

у с т а н о в и л:

решением ТОИОГВ по СО –Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г.Ирбиту и Ирбитскому району от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, так как не соблюдены условия, установленные п.1 ст. 21-1 Закона Свердловской области от 15.07.2005 № 82-ОЗ «Об обеспечении пожарной безопасности на территории Свердловской области» по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.

Не согласившись с указанным решением ФИО1 обратился с иском к ТОИОГВ по СО –Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г.Ирбиту и Ирбитскому району о включении в стаж периодов работы, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии, признании незаконным отказа в назначении пенсии, указав, что ответчиком необоснованно был исключен период его работы в ООО «<данные изъяты> в должности водителя автомобиля пожарно-спасательного отрада с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как не относящийся к государственному пожарно-техническому учреждению (<данные изъяты>), поскольку данное решение противоречит ст. 5 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», определяющей структуру государственной противопожарной службы, куда входят и пожарно-спасательные подразделения организаций.

В ходе судебного заседания ФИО1 и его представитель поддержали заявленные требовании, дополнительно пояснив, что работа истца в должности водителя автомобиля пожарно-спасательного отрада ООО «<данные изъяты>» была тождественна работе, относящейся к государственному пожарно-техническому учреждению, так как работа была

<данные изъяты>

непосредственно связана с тушением пожаров не только внутри предприятия, но и в переделах муниципального образования.

Представитель ответчика ТОИОГВ по СО –Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г.Ирбиту и Ирбитскому району ФИО3 иск не признала, ссылаясь на то, что истцом не представлены доказательства тождественности его работы как в государственном учреждении. Кроме того, для назначения досрочной пенсии по Закону Свердловской области от 15.07.2005 № 82-ОЗ «Об обеспечении пожарной безопасности на территории Свердловской области» обязательным условием является работа в государственном учреждении, каковым не является ООО «Ирбитский мотоциклетный завод».

Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Принцип равенства всех перед законом закреплен в ст. 26 Международного пакта о гражданских и политических правах. Соблюдение принципа равенства всех перед законом имеет важное значение при обеспечении граждан государственными пенсиями и пособиями.

В соответствии с п.6 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Согласно Федеральному закону от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (п.4 ст.2) социальная защита, включая социальное обеспечение, а также правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч.2 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Областным законом Свердловской области от 15.07.2005 № 82-ОЗ «Об обеспечении пожарной безопасности на территории Свердловской области» предусмотрены определенные гарантии социальной защиты отдельных категорий работников областных государственных пожарно-технических учреждений и государственных гражданских служащих Свердловской области, замещающих должности государственной гражданской службы Свердловской области, учрежденные для обеспечения исполнения полномочий уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере обеспечения пожарной безопасности.

В частности статьей 21-1 указанного Закона лицам, достигшим возраста 50 лет и имеющим стаж работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет в должности, включенной в Перечень оперативных должностей Государственной противопожарной службы, замещаемых работниками областных государственных пожарно-технических учреждений, предоставляется гарантия социальной защиты в сфере дополнительного пенсионного обеспечения - выплата досрочной трудовой пенсии.

Досрочная трудовая пенсия назначается лицу, указанному в п.1 настоящей статьи, территориальным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения по месту жительства лица, обратившегося за ее назначением, на основании его заявления (п.4).

Порядок назначения и выплаты досрочной трудовой пенсии лицам, указанным в п.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Свердловской области в соответствии с настоящим Законом.

Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2011 № 1820 –ПП был утвержден Порядокназначения, выплаты и индексации досрочной трудовой пенсии лицам, замещающим должности, включенные в Перечень оперативных должностей Государственной противопожарной службы, замещаемых работниками областных государственных пожарно-технических учреждений.

Таким образом, для назначения досрочной трудовой пенсии необходимо замещение должности, включенной в Перечень оперативных должностей Государственной противопожарной службы, а также замещение должности в областных государственных пожарно-технических учреждениях, т.е. работа должна соответствовать государственной противопожарной службе.

Постановлением Правительства Свердловской области от 27.09.2005 № 807-ПП был утвержден Перечень оперативных должностей государственной противопожарной службы Свердловской области, замещаемых работниками областных государственных пожарно-технических учреждений противопожарной службы Свердловской области, куда включена должность водителя автомобиля – код в соответствие с общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей и служащих 11442.

Как установлено судом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 работал в должности пожарного, а затем в должности водителя -ППЧ (по охране Ирбитского мотоциклетного завода). Поскольку 38 –ППЧ отряда входила в состав профессиональной пожарной охраны Управления пожарной охраны УВД Свердловской области данный период ФИО1 был включен в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по Закону Свердловской области от 15.07.2005 № 82-ОЗ «Об обеспечении пожарной безопасности на территории Свердловской области».

В ДД.ММ.ГГГГ в результате реорганизации отряда профессиональной пожарной охраны в пожарную часть на базе имевшейся на заводе ППЧ- был создан пожарно-спасательный отрад, который являлся самостоятельным структурным подразделением Ирбитского мотоциклетного завода. Период работы ФИО1 в качестве водителя пожарно-спасательного отряда Ирбитского мотоциклетного завода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также был включен в стаж для назначения досрочной пенсии, поскольку завод относился к государственной собственности и являлся государственным предприятием.

ДД.ММ.ГГГГ Ирбитский мотоциклетный завод был преобразован в акционерное общество открытого типа «Ирбитский мотоциклетный завод» (Уралмото) на основании Решения Свердловского областного комитета по управлению госимуществом от ДД.ММ.ГГГГ. В дальнейшем, решением собрания акционеров и Постановления Главы муниципального образования город Ирбит от ДД.ММ.ГГГГ АООТ «Уралмото» было преобразовано в открытое акционерное общество «Ирбитский мотоциклетный завод» (ОАО «Уралмото»).

Согласно сведениям трудовой книжки ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал водителем в отделе охраны АООТ «Ирбитский мотоциклетный завод», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был принят в порядке перевода в отдел охраны ООО «ИрбитЭнерго» водителем автомобиля. В дальнейшем, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вновь был принят на работу в ООО «Ирбитский мотозавод» в должности водителя автомобиля в службу безопасности и ремонта (л.д.9-15).

Оспаривая данный период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, который не был включен в стаж для назначения досрочной пенсии, истец ссылался на тождественность выполнения трудовой функции, как и при исполнении государственных обязанностей в период работы -ППЧ.

Вместе с тем, согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п.1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.1994 № 59-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная охрана подразделяется на следующие виды: государственная противопожарная служба; муниципальная пожарная охрана; ведомственная пожарная охрана; частная пожарная охрана; добровольная пожарная охрана.

Вместе с тем, предоставление дополнительной социальной гарантии по Закону Свердловской области от 15.07.2005 № 82-ОЗ «Об обеспечении пожарной безопасности на территории Свердловской области» предоставляется только сотрудникам государственной противопожарной службы, замещаемых должности в областных государственных пожарно-спасательных учреждениях Свердловской области.

Исходя из норм данного закона, Перечня должностей государственной противопожарной службы и Порядканазначения, выплаты и индексации досрочной трудовой пенсии, работа в качестве водителя автомобиля пожарно-спасательного отряда должна быть непосредственно направлена на выполнение государственных функций по предупреждению и тушению пожаров.

Согласно ст. 5 Областного закона Свердловской области от 15.07.2005 № 82-ОЗ «Об обеспечении пожарной безопасности на территории Свердловской области» противопожарная служба Свердловской области входит в Государственную противопожарную службу, которая в соответствии с федеральным законом является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства. Противопожарная служба Свердловской области включает в себя: 1) уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере обеспечения пожарной безопасности; 2) областные государственные пожарно-технические учреждения.

Организационная структура, полномочия, задачи, функции и порядок деятельности противопожарной службы Свердловской области определяются положением о противопожарной службе Свердловской области, утверждаемым Правительством Свердловской области.

Финансовое обеспечение деятельности противопожарной службы Свердловской области осуществляется за счет средств областного бюджета.

Статьей 10 Областного закона Свердловской области от 15.07.2005 № 82-ОЗ «Об обеспечении пожарной безопасности на территории Свердловской области» допускается участие организаций и граждан в обеспечении пожарной безопасности, в том числе путем создания подразделений частной пожарной охраны, оказания содействия пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров.

Из представленного Положения о пожарно-спасательном отряде (ПСО) в редакции от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что пожарно-спасательный отряд являлся структурным подразделением службы безопасности и режима ООО «ИМЗ», с функциональным подчинением зам. главного инженера по охране труда. Численность работников пожарно-спасательного отряда определялась в соответствии со штатным расписанием завода, куда входила и должность водителя автомобиля <данные изъяты> По своим функциональным обязанностям подразделение осуществляло профилактику предупреждения пожаров и обеспечивало тушение пожаров.

Согласно Положению о пожарно-спасательном отряде, должностных обязанностей начальника этого отряда основным направлением деятельности являлось обеспечение организации работы по созданию пожарной безопасности работающих на данном предприятии, а также создание условий по пожарной безопасности всех подразделений предприятия. Положение не содержит сведений, о том, что пожарно-спасательный отряд осуществляет функции по тушению и предупреждению пожаров в пределах муниципального образования (л.д.19-29).

Также суду не представлены журналы регистрации пожаров и выездов пожарно-спасательного отряда ОАО «Ирбитский мотоциклетный завод» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающие непосредственное тушение пожаров за пределами предприятия.

Согласно имеющихся штатных расписаний за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должность водителя автомобиля службы безопасности и режима входила в штатное расписание завода (л.д.30- 68), вследствие чего согласно лицевым счетам заработная плата выплачивалась из фонда оплаты труда ООО «ИМЗ».

Таким образом, суд приходит к выводу, что пожарно-спасательный отряд ОАО «Ирбитский мотоциклетный завод», не был учрежден для обеспечения исполнения полномочий исполнительного органа государственной власти Свердловской области, входя в структурное подразделение завода, обеспечивал пожарную безопасность внутри предприятия, являющегося по своей организационно-правовой форме акционерным обществом, не наделенным государственными функциями.

Доводы истца по поводу того, что пожарно-спасательный отряд также выезжал на тушение пожаров в пределах населенного пункта не может судить об исполнении его сотрудниками государственных полномочий, поскольку согласно действующего на тот момент Положения о противопожарной службе Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 26.12.2005 № 923-ПП противопожарная служба Свердловской области при осуществлении возложенных на нее задач и функций взаимодействует с другими видами пожарной охраны, осуществляющими свою деятельность на территории Свердловской области (п.9 Положения). Данное положение не расходится со ст. 10 Областного закона Свердловской области от 15.07.2005 № 82-ОЗ «Об обеспечении пожарной безопасности на территории Свердловской области», которая допускает участие организаций и граждан путем создания подразделений частной пожарной охраны оказывать содействия пожарной охране при тушении пожаров. Выезд пожарно-спасательного отряда ОАО «Ирбитский мотоциклетный завод» на место тушения пожара по своей дислокации обеспечивал сокращение времени прибытия первого расчета к месту тушения пожара и не подменял функции федерального государственного казенного учреждения « ПЧ ФПС по Свердловской области».

Суд находит несостоятельными доводы истца и его представителя со ссылкой на ст. 5 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», поскольку данной нормой определяется структура федеральной противопожарной службы, куда не входит противопожарная служба субъектов Российской Федерации, создаваемая органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

То обстоятельство, что ФИО1 весь спорный период работал на специальном пожарном автомобиле <данные изъяты>), который в дальнейшем был передан на баланс государственного казенного пожарно-технического учреждения Свердловской области, не может служить безусловным основанием для включения спорного периода в стаж для назначения досрочной пенсии, поскольку ответчиком не оспаривается должность истца и специфика его работы в ООО «Ирбитский мотоциклетный завод».

Таким образом, в соответствии с Законом Свердловской области от 15.07.2005 № 82-ОЗ «Об обеспечении пожарной безопасности на территории Свердловской области» включению в стаж, дающий права на назначение досрочной трудовой пенсии, подлежат не все периоды, на соответствующих видах работ, а лишь те, которые осуществлялись в должностях и учреждениях областных государственных пожарно-спасательных учреждений.

Следовательно, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение досрочной трудовой пенсии для сотрудников областных государственных пожарно-спасательных учреждений основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций, и не может, расцениваться как нарушающая конституционные права истца занятого в ином виде противопожарной службы.

Таким образом, поскольку в силу ч.1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено доказательств того, что работа в должности водителя автомобиля ООО «Ирбитский мотоциклетный завод» была связана с исполнением государственных обязанностей, решение ТОИОГВ по СО –Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г.Ирбиту и Ирбитскому району об отказе ФИО1 в назначении досрочной трудовой пенсии, является обоснованным, в связи с чем, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

отказать в удовлетворении иска ФИО1 к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г.Ирбиту и Ирбитскому району о включении в стаж периодов работы, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии, признании незаконным отказа в назначении пенсии.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий/подпись/

Решение принято в окончательной форме 07 декабря 2015 года

Решение суда вступило в законную силу.

Судья Л.В.Гаева

Секретарь судебного заседания Ю.Е.Шеломенцева