Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ года Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Наточеевой М.А.
при секретаре судебного заседания Сочковой Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Романовой Людмилы Николаевны, Соловейчика Дмитрия Олеговича, Соловейчик Светланы Олеговны, Трескова Владимира Анатольевича об оспаривании решения органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Соловейчик Д.О., Соловейчик С.О., Романова Л.Н. и Тресков В.А. обратились в суд с заявлением о признании незаконным распоряжения департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ об отмене пункта 1 распоряжения департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ об утверждении схемы расположения земельного участка. В обоснование своих требований указали, что распоряжением департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отмене пункта 1 распоряжения департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала №» в целях приведения распорядительных актов департамента управления имуществом г.о. Самара в соответствие с действующим законодательством, отменён пункт 1 распоряжения департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала 63:01:05 19 001». Данное распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№ они считают незаконным.
Распоряжением департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала № (п. 1) утверждена схема расположения земельного участка площадью 763, 1 кв. м, занимаемого индивидуальным жилым домом (литера АА1А2) с приусадебным участком, относящегося по категории к землям населённых пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала №.
Из текста распоряжения № усматривается, что основанием для его принятия послужила ст. 36 Земельного Кодекса РФ, их – заявителей заявление от ДД.ММ.ГГГГ№, свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия 63-АГ №, №, №, серия 63-АД №.
В ДД.ММ.ГГГГ году они обратились в Министерство строительства и ЖКХ <адрес> с заявлением о предоставлении им в собственность за выкуп земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 763, 1 кв. м. Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ они являются собственниками расположенного на испрашиваемом земельном участке жилого дома.
В силу п. 4 ст. 3 Федерального закона РФ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ, правом бесплатно приобрести в собственность земельные участки, обладают граждане РФ, имеющие в фактическом пользовании земельные участки, с расположенными на них жилыми домами, приобретённые ими в результате сделок, совершенных до ДД.ММ.ГГГГ, но которые не были оформлены и зарегистрированы надлежащим образом.
В соответствии со ст. 35 Земельного кодекса РФ и ч. 2 ст. 271 Гражданского кодекса РФ при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу, оно приобретает право пользования соответствующей частью земельного участка, на тех же условиях и в полном объёме, что и прежний собственник недвижимости.
Согласно п.5 ч.1 ст. 1 Земельного кодекса РФ принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Пунктом 1 ст.36 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках. Приватизация таких земельных участков осуществляется в порядке и на условиях, установленных Земельным кодексом, а также федеральными законами.
В соответствии с п.7 ст. 36 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления должен утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории. Таким образом, утверждение данной схемы является не правом органа местного самоуправления, а его обязанностью. Границы и размеры земельного участка определяются с учётом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учётом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. В данном случае, как того требует действующее законодательство был составлен межевой план, границы участка согласованы со смежными землепользователями.
Распоряжение Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала №», которым была утверждена схема расположения земельного участка площадью 763, 1 кв. м, занимаемого индивидуальным жилым домом (литера АА1А2) с приусадебным участком, относящегося по категории к землям населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала №, по их мнению, полностью соответствовало требованиям п.7 ст. 36 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с п.п. 1,7 ст.36, п. 2 ст.35 Земельного кодекса, п.2 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №66-ФЗ, п.1.3 постановления Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ (в ред. Постановлений Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ№), правовое значение распоряжения Департамента от ДД.ММ.ГГГГ№ заключается в определении площади земельного участка, собственником которого не может быть никто, кроме них - заявителей.
Как следует из п.8 ст.36 Земельного кодекса, испрашиваемый ими земельный участок может быть предоставлен исключительно после предоставления кадастрового паспорта указанного земельного участка. Отмена распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№ делает невозможным постановку соответствующего земельного участка на кадастровый учёт и, по сути, лишает их возможности реализовать своё исключительное право, как собственников жилого дома, на получение земельного участка в собственность.
Вышеизложенное, по их мнению, позволяет сделать вывод о наличии у них правовых оснований на получения в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий им на праве общей долевой собственности дом, а также для образования земельного участка с площадью 763, 1 кв. м, с адресным ориентиром: <адрес>, однако препятствием для этого служит распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№.
Они считают, что оспариваемое распоряжение принято без законных оснований, поскольку, на дату его издания не было решения суда, вступившего в законную силу, о признании его недействительным, на департамент судом не возлагалась обязанность по его отмене. Анализ распоряжения № не показывает, какие нарушения закона были допущены при принятии п.1 распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просили признать распоряжение департамента управления имуществом г.о. Самара № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене пункта 1 распоряжения департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала №» недействительным, как нарушающее их права и свободы.
Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении указанного заявления было отказано (л.д. 141-145 Т.1).
Определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное решение суда отменено и дело направлено на новое рассмотрение (л.д. 202-204 Т.1).
В судебном заседании представитель заявителей, действующий на основании доверенностей, заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить. А также просил взыскать расходы по оплате услуг представителя в размере 20000 рублей.
Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, просила отказать в их удовлетворении, представила соответствующий отзыв.
Представитель ООО «Производственная ассоциация домостроительства» и ООО «Строй-Элит», привлечённых судом к участию в деле, в судебном заседании также возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представители Министерства строительства и ЖКХ <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования необоснованны и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному акту.
Материалами дела подтверждается, что распоряжением департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала № на основании заявления Соловейчик Д.О., Соловейчик С.О., Романовой Л.Н. и Трескова В.А. от ДД.ММ.ГГГГ№, свидетельств о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия 63-АГ №, №, №, серия 63-АД №, утверждена схема расположения земельного участка площадью 763, 1 кв. м, занимаемого индивидуальным жилым домом (литера АА1А2) с приусадебным участком, относящегося по категории к землям населённых пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала № (л.д. 10).
Материалами дела также подтверждается, что в целях приведения распорядительных актов департамента управления имуществом г.о. Самара в соответствие с действующим законодательством, распоряжением департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отмене пункта 1 распоряжения департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об отверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала №» отменён пункт 1 распоряжения департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала №» (л.д. 9).
Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В соответствии с ч.1 ст.48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Таким образом, орган местного самоуправления вправе осуществить отмену ранее изданного им правового акта.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ)
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с п. г, р ст. 47 Устава городского округа <адрес> Департамент управления имуществом городского округа Самара осуществляет следующие полномочия по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара:
осуществляет исполнение постановлений Администрации городского округа Самара о распоряжении земельными участками, распоряжается иным муниципальным имуществом (отчуждает имущество, передает в безвозмездное пользование, аренду, залог, доверительное управление, осуществляет иное распоряжение), заключает и исполняет соответствующие договоры, является правопреемником по ранее заключенным договорам;
исполняет постановления Администрации городского округа Самара о распоряжении земельными участками, в том числе выступает продавцом указанных земельных участков.
В соответствии с п.1 и п.п. 1.3 Постановления Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об определении уполномоченных органов по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий» уполномоченным органом по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий по земельным участкам, ранее предоставленным гражданам и юридическим лицам и фактически занимаемым ими, а также по земельным участкам, на которых располагаются здания, строения, сооружения, находящиеся на каком-либо праве у граждан и юридических лиц определен Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Судом установлено, что поводом к проверке ранее изданного распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ. послужило обращение ООО «Строй-Элит» (л.д. 133 Т.2) и требование прокуратуры городского округа Самара (л.д. 135 Т.2).
Основанием для издания распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ явилось обнаружение в рамках проведения проверки несоответствия распоряжения № действующему законодательству.
Учитывая, что действующее законодательство не регламентирует порядок, в соответствии с которым органы местного самоуправления должны осуществлять отмену своих актов, суд пришел к выводу, что нарушений со стороны Департамента управления имуществом при издании распоряжения № судом не установлено.
В судебное заседание представителем заявителя представлены свидетельства о праве общей долевой собственности заявителей на жилое здание, расположенное по адресу: г.о. Самара, <адрес>, литера АА1А2аа1, этажность 1 площадью 56,2 кв. м (серия свидетельств № №№, №; дата выдачи – ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 109-111).
Установлено, что основанием возникновения права собственности заявителей на объект недвижимости является постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О приватизации квартиры» (л.д. 37, Т.2).
Согласно положениям ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Согласно материалам дела свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия 63-АГ №, №, №, серия 63-АД №, на основании которых было издано распоряжение №, подтверждают право общей долевой собственности заявителей на доли в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, а не на весь жилой дом (л.д. 213- 216).
Поскольку при проверке законности распоряжения № Департаментом управления имуществом было выявлено, что оно издано на основании свидетельств о праве собственности заявителей на квартиру, а не на все здание вцелом, то отмена п.1 распоряжения № явилась обоснованной и законной, так как данный пункт противоречил положениям ст.36 ЗК РФ.
Доводы представителя заявителей о том, что заявители предоставляли свидетельства о праве собственности на здание целиком, не нашли своего подтверждения в судебном заседании. Так, в заявлениях, с которыми заявители обращались в ДУИ, отсутствует указание на предоставление свидетельств, выданных на весь дом.
Также при изучении дел по заявлениям заявителей, предоставленных ДУИ суду на обозрение, было установлено отсутствие в них свидетельств о праве собственности на весь дом.
Пояснения свидетеля Нижельской З.Д. о том, что ею дополнительно предоставлялись в ДУИ свидетельства заявителей о праве собственности на дом, суд считает несостоятельными, поскольку они являются голословными и никакими иными доказательствами не подтверждаются.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ссылка заявителей на незаконность оспариваемого ими распоряжения ввиду его неправильного оформления, а именно отсутствие в тексте указания на нарушенный закон либо иной нормативный акт, является несостоятельной, в связи с чем, не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Действующим гражданским законодательством не регламентирован порядок по оформлению правовых актов ненормативного характера.
Главным Государственно-правовым управлением Президента РФ, Правовым управлением Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правовым управлением Аппарата Правительства РФ, Правовым управлением Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Министерством юстиции РФ подготовлены Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов, целью которых является обеспечение высокого качества законодательных актов путем соблюдения единообразия в оформлении законопроектов и использовании средств, правил и приёмов законодательной техники.
Пунктом 2 Методических рекомендаций регламентировано, что преамбула (введение) - самостоятельная часть законопроекта, которая определяет его цели и задачи, но не является обязательной. При этом преамбула не содержит самостоятельные нормативные предписания; не делится на статьи; не содержит ссылки на другие законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием законодательного акта; не содержит легальные дефиниции; не формулирует предмет регулирования законопроекта; не нумеруется.
Таким образом, указание заявителей на обязательное описание конкретного нарушения, послужившего основанием для отмены пункта 1 распоряжения департамента от ДД.ММ.ГГГГ№, не основано на законе.
Ссылка заявителей на незаконность оспариваемого распоряжения в связи с тем, что оно не было опубликовано, также является несостоятельной, поскольку, положения части 2 статьи 47 Закона №131-ФЗ регулируют порядок опубликования (обнародования) нормативных правовых актов. Правовые акты ненормативного характера подлежат опубликованию исключительно в случае указания об этом в самом акте.
Пунктом 3 ст. 42 Устава г.о. Самара предусмотрено, что распоряжения департамента управления имуществом г.о. Самара вступают в силу со дня их подписания. Указанные муниципальные правовые акты не подлежат опубликованию, если в самом акте не установлено иное.
С учётом изложенного, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных требований, не имеется.
Отказ в удовлетворении иска влечет отказ в удовлетворении требований, имеющих дополнительный характер к основному требованию, о возмещении судебных расходов.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований Романовой Людмилы Николаевны, Соловейчика Дмитрия Олеговича, Соловейчик Светланы Олеговны, Трескова Владимира Анатольевича о признании распоряжения Департамента управления имуществом городского округа Самара № от ДД.ММ.ГГГГ. «Об отмене пункта 1 Распоряжения Департамента управления имуществом городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) территории кадастрового квартала №» недействительным отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: М.А.Наточеева