ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-126/2014 от 22.04.2014 Каларского районного суда (Забайкальский край)

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 22 апреля 2014г.                         с. Чара

 Каларский районный суд Забайкальского края в составе:

 председательствующего судьи Бабиковой О.С.,

 при секретаре Евдокимовой К.М.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-126/2014 по заявлению Олейника В.В. об оспаривании действий органов ТП УФМС России по Каларскому району по вопросу получения гражданства,

 УСТАНОВИЛ:

 Олейник В.В. обратился в суд с требованием признать незаконным бездействие территориального пункта УФМС России по Забайкальскому краю в Каларском районе по отказу в розыске документов на приобретение вида на жительство и гражданства России, переданных им в Каларское ТП УФМС; засчитать срок бездействия ТП УФМС России по Забайкальскому краю в Каларском районе, начавшийся течением с ДД.ММ.ГГГГ. в срок, необходимый для получения вида на жительство в Российской Федерации и для получения гражданства России; обязать ТП УФМС России по Забайкальскому краю в Каларском районе, произвести розыск документов на приобретение вида на жительство и гражданства России, переданных им в Каларское ТП УФМС, а также произвести все необходимые (установленные Законом) действия, относящиеся к компетенции ТП УФМС России по Забайкальскому краю в Каларском районе, по приобретению им вида на жительство и гражданства России.

 Заявленные требования мотивирует тем, что в ДД.ММ.ГГГГ. все собранные оригиналы документов (заграничный паспорт, заявление, справки) им были переданы начальнику территориального пункта УФМС России по Забайкальскому краю в Каларском районе Е.И.В. для последующей передачи в УФМС России по Забайкальскому краю и принятия соответствующего решения. В последствие начальник Каларского ТП УФМС уволился, а новый начальник Е.А.Л., устно ему сообщил, что ни какой информации по движению документов нет, о местонахождении его документов в Каларском ТП УФМС сведений не имеется. Олейник В.В. было отказано в розыске документов и продолжении процесса приобретения им гражданства России.

 Из-за отсутствия документов, он не может куда- либо выехать из Каларского района, о сложившейся ситуации Каларское ТП УФМС обладает полной информацией, кроме этого в ДД.ММ.ГГГГ. начальником ТП УФМС по Каларскому району у него был изъят внутренний паспорт гражданина Молдовы и в настоящее время из документов у него имеется только военный билет и свидетельство о рождении.

 В судебном заседании Олейник В.В. и его представитель Носик М.Ф. на заявлении настаивают по основаниям изложенным в нем.

 Представитель Управления Федеральной миграционной службы по Забайкальскому краю в судебное заседание не явился, ходатайствует о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил отзыв на заявление Олейник В.В., с требованиями Олейник В.В. не согласен, считает доводы необоснованными, незаконными и не подлежащие удовлетворению, предоставил суду письменный отзыв, просит в требованиях отказать, в том числе и в связи с пропуском обращения в суд (л.д. ).

 Представитель ТП УФМС России по Забайкальскому краю в Каларском районе ходатайствует о рассмотрении дела в свое отсутствие, с требованиями заявителя не согласен.

 Суд, выслушав Олейник В.В., представителя Носика М.Ф., изучив материалы дела, приходит к следующему.

 В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 31.05.2002г. № 62 –ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», решение полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации, об отклонении заявления по вопросам гражданства Российской Федерации может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

 В соответствии со ст. 45 Конституции РФ, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждому предоставляется право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

 Решение вопросов гражданства Российской Федерации - индивидуальный правовой акт органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, направленный на реализацию законодательства о гражданстве и конституционного права человека на гражданство. Решение выносится на основании действующего законодательства, в строго определенной процедуре посредством изучения лица, обратившего с вопросом о гражданстве и представленных им документов.

 Обращение в суд является одной основных форм защиты прав и свобод человека и гражданина и основывается на положениях ст. 46 Конституции РФ, гарантирующих каждому судебную защиту его прав и свобод, а также представляющих возможность обжалования решений и действий (или бездействия) органов государственной власти.

 В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 22 января 2004 г. N 19-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина С.Г.И. на нарушение его конституционных прав положениями статей 18 и 30 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации") проверка законности и обоснованности действий должностных лиц паспортно-визовой службы требует установления и оценки фактических обстоятельств, что относится к ведению судов общей юрисдикции, которые на основании ст. 120 Конституции РФ, самостоятельно решая вопрос о том, подлежит ли та или иная норма применению в рассматриваемом им деле, уясняют смысл нормы, обеспечивая при этом ее конституционное истолкование и прямое действие Конституции Российской Федерации. Именно при рассмотрении дела в суде должен быть решен вопрос: какая конкретно норма ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" и в каком объеме подлежит применению в деле заявителя.

 В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 31.05.2002г. № 62 –ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» отказ в рассмотрении заявления по вопросам гражданства Российской Федерации и иные нарушающие порядок производства по делам о гражданстве Российской Федерации и порядок исполнения решений по вопросам гражданства Российской Федерации действия должностных лиц полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, могут быть обжалованы вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо в суд.

 Обжалование в сфере гражданства Российской Федерации возможно не только решений по вопросам гражданства, т.е. конечной стадии (результата) производства по вопросам гражданства Российской Федерации, но и на любой иной его стадии.

 В статье 40 Федерального закона от 31.05.2002г. № 62 –ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» устанавливается правило, согласно которому обжалованию может подлежать следующее:

 отказ в рассмотрении заявления по вопросам гражданства Российской Федерации; действия (бездействие) должностных лиц органов, ведающих делами о гражданстве, нарушающие порядок производства по делам о гражданстве Российской Федерации; действия (бездействие) должностных лиц органов, ведающих делами о гражданстве, нарушающие порядок исполнения решений по вопросам гражданства Российской Федерации.

 Отказ в рассмотрении заявления по вопросам гражданства Российской Федерации - решение должностного лица органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации, об отклонении (непринятии) заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, в случае его несоответствия оформлению, содержанию и иным требованиям законодательства о гражданстве, основанное на изучении заявления и иных прилагаемых к нему документов.

 Основаниями отклонения заявления могут быть:

 наличие сведений, препятствующих приобретению и прекращению гражданства Российской Федерации, согласно ст. ст. 16 и 20 комментируемого Закона; обращение представителя без надлежащим образом оформленной доверенности по ведению дел, связанных с вопросами гражданства Российской Федерации; истечение срока действия документа, удостоверяющего личность и подтверждающего законное проживание на территории Российской Федерации, срок действия которого менее 6 месяцев; нарушение норм общественного порядка (ст. ст. 20.1, 20.21 КоАП РФ);

 Обращение представителя без надлежащим образом оформленной доверенности по ведению дел, связанных с вопросами гражданства Российской Федерации.

 Возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов, ведающих делами о гражданстве, нарушающих порядок производства по делам о гражданстве Российской Федерации, предполагает, что данные действия (бездействие) могут быть допущены при проведении следующих процедур: определение наличия гражданства Российской Федерации; проверка обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации; прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке; восстановление в гражданстве Российской Федерации; прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке; прием в гражданство на основании международных договоров Российской Федерации; оформление приобретения гражданства Российской Федерации по рождению;

 выход из гражданства Российской Федерации; отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации; удостоверение наличия у ребенка гражданства Российской Федерации; оформление наличия у ребенка гражданства Российской Федерации; предоставление информации о лицах, изменивших гражданство; отклонение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации.

 Исполнение принятых решений по вопросам гражданства Российской Федерации предполагает: уведомление (извещение) заявителя о принятии решения по вопросу гражданства (например, о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, приеме в гражданство Российской Федерации, отмене решения об изменении гражданства и др.); удостоверение или оформление наличия гражданства Российской Федерации; выдача соответствующего документа или внесение в него сведений.

 В соответствии с ч. 1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие ) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

 Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или      муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и eдинoличныe решении и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к oтвeтcтвeнности.

 В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к должностным лицам, решения, действия

 (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, следует относить лиц, постоянно, временно, в том числе по специальному полномочию, выступающих от имени федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций, не находящихся в служебной зависимости от этих лиц.

 В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25. 07. 2002г. № 115 –ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»- иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

 В силу ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

 Аналогичное положение содержится в ст.4 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» из которого следует, что иностранные граждане в Российской Федерации пользуются правами и нecyт обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением и случаев, предусмотренных федеральным законом.

 Согласно п. 7.16.2, Постановления Правительства РФ от 13 июля 2012 года № 711 «О вопросах Федеральной миграционной службы» полномочия о выдаче иностранным гражданам или лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации или вида на жительство, а также об аннулировании указанных разрешений или вида на жительство относятся к компетенции ФМС России и его территориальным органам.

 На территории 3абайкальскоro края таким полномочным органом в соответствии с Положением об Управлении Федеральной миграционной службы по Забайкальскому краю, утвержденным Приказом ФМС России от 2 декабря 2013 года № 613 является УФМС России по Забайкальскому краю.

 Согласно сведений, предоставленных из УФМС России по Забайкальскому краю следует, что гражданин республики Молдовы Олейник В.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. уроженец <данные изъяты>, прибыл в Российскую Федерацию ДД.ММ.ГГГГ, состоял на миграционном учете с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГг. по адресу: <адрес> и на момент пребывания в Каларском районе обладал статусом временно пребывающего (согласно выгрузки из автоматизированной системы Центрального банка данных учета иностранных граждан).

 В силу статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. В соответствии со ст.8 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" до получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. В связи с чем, учитывая, что иностранный гражданин- Олейник В.В. не имел разрешения на временное проживание в Российской Федерации, суд считает, что документы Олейника В.В. для оформления вида на жительство в силу закона не могли быть приняты, должностными лицами территориально пункта УФМС России по Забайкальскому краю в Каларском районе.

 Порядок оформления вида на жительство в Российской Федерации регламентируется Приказом ФМС России от 22.04.2013 № 215 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации».

 В 2009г. действовал Административный регламент по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от 29 февраля 2008 г. № 41.

 В соответствии с п. 46 Административного регламента, при приеме заявления к рассмотрению факт проверки, а также подлинность подписи

 заявителя удостоверяется подписью уполномоченного сотрудника на бланке заявления.

 На подписи сотрудника, принявшего заявление к рассмотрению, и на вклеенной в заявление фотографии заявителя проставляется печать территориального органа ФМС России, принявшего заявление.

 Заявителю выдается справка установленной формы (приложение N 3 к Административному регламенту), подтверждающая прием заявления к рассмотрению.

 Олейником В.В. не представлено в суд доказательств (справки), свидетельствующих о передаче документов: заграничного паспорта, заявления, справки которые он передал должностному лицу территориального пункта УФМС России по Забайкальскому краю в Каларском районе Е.И.В. для разрешения вопроса по приобретению Олейник В.В. вида на жительство и гражданства России.

 Кроме этого, в соответствии с пунктом 42 Административного регламента, утвержденного приказом ФМС России от 29 февраля 2008г. № 41 и действовавшего по состоянию на 21 марта 2014 года, оригинал документа,

 удостоверяющего личность иностранного гражданина при оформлении вида на жительство не изымается.

 Оригиналы представленных заявителем документов, перечисленных в пунктах 38.3, 38.5; 38.7, 38.8 Административного регламента, приобщаются к заявлению, оригиналы документов, перечисленных в пунктах 38.1, 38.2, 38.4. 38.6, 39 и 40 Административного регламента, подлежат возврату, а их копии и нотариально удостоверенный перевод на русский язык приобщаются к заявлению.

 В соответствии с п. 47 Административного регламента, сотрудник, принявший заявление к рассмотрению, вносит в журнал учета входящих документов запись о приеме документов, которая содержит:

 порядковый номер записи; дату приема документов; данные о заявителе (фамилию и инициалы); количество документов, представленных вместе с заявлением; фамилию и инициалы специалиста, принявшего документы.

 Регистрационный номер и дата приема заявления проставляются на бланке заявления.

 Сведениями о документах Олейник В.В. в УФМС России по Забайкальскому краю не располагают. По журналам входящей корреспонденции УФМС России по Забайкальскому краю сведений об Олейник В.В. нет.

 В связи с чем, суд считает не обоснованными доводы Олейника В.В. о передаче паспорта гражданина Молдовы должностному лицу территориального пункта УФМС России по Забайкальскому краю в Каларском районе, так как данные доводы ни чем не подтверждены.

 Не может суд согласиться и с выводами Олейника В.В. о том, что в связи с отсутствием у него паспорта, он не может куда-либо выехать из Каларского района, поскольку в полномочия ФМС России входит осуществление контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил проживания и временного пребывания в Российской Федерации; осуществление миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации; разработка и реализация во взаимодействии с иными государственными органами мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции.

 Пунктом 15.8.приказа ФМС № 64 от 19.03.2008г. (ред. от 29.04.2010) "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.04.2008 N 11493)», установлено, что в случае отсутствия у проверяемого лица гражданства Российской Федерации, ему в порядке, установленном пунктом 59 Положения, выдается соответствующая справка, оформленная в произвольной форме (это правило действует и в том случае, если ранее принадлежность такого лица к гражданству Российской Федерации была ошибочно документально оформлена), а при подтверждении наличия гражданства выдается паспорт гражданина Российской Федерации в порядке, установленном Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

 В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» суд удовлетворяет заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя не подлежат удовлетворению.

 Заявителем не представлено доказательств о нарушении УФМС России по Забайкальскому краю требований действующего законодательства РФ, а также прав и законных интересов Олейник В.В.

 Кроме того, требования Олейник В.В. не подлежат удовлетворению в связи с пропуском давностного срока, предусмотренного ст. 256 Гражданского пpoцессуалъного кодекса Российской Федерации.

 В силу ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его пpaв и свобод.

 Заявителю о нарушении его прав и законных интересов стало известно в 2009 году, когда с его слов были переданы документы в территориальный пункт УФМС России по Забайкальскому краю в Каларском районе. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока не заявлялось. Согласно ч.2 статьи 256 ГПК РФ пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

 В связи с изложенным выше, суд считает требования Олейник В.В. предъявленные к УФМС России по Забайкальскому краю, территориальному пункту в Каларском районе необоснованными и не находит оснований для их удовлетворения.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Заявление Олейника В.В. о признании действия (бездействий) органов УФМС России по Забайкальскому краю и территориального пункта УФМС России по Каларскому району в части незаконного удержания документов и получение гражданства России, оставить без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано или опротестовано в Забайкальский краевой суд через Каларский районный суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

 Судья Каларского

 районного суда                  О.С.Бабикова.