РЕШЕНИЕ по делу № 2-126/2016
Именем Российской Федерации
19 | февраля | 2016 | года | г. Кириши | ||
Ленинградской области |
Киришский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Гавриловой О.А., при секретаре судебного заседания Долгиной Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комитета по строительству Ленинградской области к ФИО1 о взыскании денежных средств в размере предоставленной социальной выплаты,
установил:
Комитет по строительству Ленинградской области обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании денежных средств в размере предоставленной социальной выплаты в сумме <данные изъяты> рублей, ссылаясь на то, что Постановлением Правительства России от 03.12.2002 № 858 утверждена федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года». Постановлением Правительства Ленинградской области от 21 августа 2009 года № 272 утверждена долгосрочная целевая программа «Социальное развитие села на 2009-2012 года». Основными целями и задачами указанных программ являлись, в том числе, повышение престижности проживания в сельской местности путём улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильём молодых семей и молодых специалистов на селе. ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по строительству Ленинградской области, СПК «<данные изъяты>» и ФИО1 заключено Соглашение об обеспечении в сельской местности жильём молодой семьи (молодого специалиста) с учётом предусмотренной на эти цели социальной выплаты в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года».В соответствии с условиями данного Соглашения, Комитет по строительству Ленинградской области обязался предоставить ФИО1 социальную выплату на частичную оплату приобретения жилья, а ФИО1, в свою очередь, проработать в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы не менее пяти лет с момента получения свидетельства.В соответствии с условиями федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» ДД.ММ.ГГГГ комитетом по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области ФИО1 выдано Свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности № в размере <данные изъяты> рублей. ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО «<данные изъяты>» и ФИО1 заключён договор участия в долевом строительстве жилого дома по строительному адресу: <адрес>, где цена договора составила <данные изъяты> рублей, из которых <данные изъяты> рублей должны были быть выплачены за счёт предоставления средств социальной выплаты.ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по строительству Ленинградской области издано распоряжение №, согласно которому на счёт застройщика ЗАО «<данные изъяты>», с банковского счёта обслуживания целевых программ была переведена сумма в размере <данные изъяты> рублей. ДД.ММ.ГГГГ в Комитет по строительству Ленинградской области поступило письмо от СПК «<данные изъяты>» о прекращении ДД.ММ.ГГГГ трудового договора с ФИО1 в порядке перевода в Администрацию муниципального образования Глажевское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области на основании п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.Администрация муниципального образования Глажевское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области не является организацией социальной сферы или организацией агропромышленного комплекса. Таким образом, ФИО1 не исполнен пункт 2.1.1. Соглашения.В соответствии с пунктом 2.2.2. Соглашения Комитет по строительству Ленинградской области вправе истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае расторжения трудового договора до истечения установленного срока.
Представитель истца - Комитета по строительству Ленинградской области - ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, действительной по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 100 т. 1), в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объёме.
Ответчик - ФИО1 надлежащим образом уведомлён о дате, времени и месте судебного заседания (л.д. 202 т. 1), в судебное заседание не явился, реализовал своё право, предусмотренное ст. 48 ГПК РФ, на ведение дела через представителя.
Представитель ответчика - ФИО3, действующий на основании доверенности серии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком на три года (л.д. 54 т. 1), в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, заявив, в том числе о пропуске истцом срока исковой давности.
Третье лицо - Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте судебного заседания (л.д. 209-210 т. 1), представитель в судебное заседание не явился, согласно представленному отзыву, поддерживает заявленные истцом требования и просит рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д. 142 т. 1).
Представитель третьего лица - СПК «Осничевский» - ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком на один год (л.д. 60 т. 1), в судебном заседании заявленные истцом требования поддержала в полном объёме согласно доводам, изложенным в отзыве на иск (л.д. 63 т. 1).
При установленных обстоятельствах, в силу ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица,свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 г. N 858 утверждена федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года», Министерство сельского хозяйства Российской Федерации определено государственным заказчиком - координатором Программы.
Ранее, до внесения в указанное Постановление Правительства изменений, данная программа именовалась федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2010 года» и федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2012 года».
Постановлением Правительства Ленинградской области от 21.08.2009 N 272 утверждена долгосрочная целевую программу "Социальное развитие села на 2009-2012 годы" (в ред. от 24.12.2009).
Указанными Программами предусмотрено оказание государственной поддержки жилищного строительства в сельской местности в форме субсидий за счёт средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предоставляемых сельским жителям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Подпункт «а» п. 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов (приложение N 16 к указанной Программе), предусматривает, что предоставление гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, осуществляется в порядке и на условиях, которые предусмотрены Типовым положением - приложением N 1 к Правилам.
Типовое положение, как указывается в его пункте 1, устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
Судом установлено, что ответчик ФИО1, проживающий в сельской местности, и подпадающий под условия целевой Программы, обратился в орган местного самоуправления о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года». Жилищные условия планировал улучшить путём приобретения жилого помещения в <адрес><адрес> (л.д.213 т.1).
На момент предоставления социальной выплаты ФИО1 состоял в трудовых отношениях с СПК «<данные изъяты>», о чём свидетельствуют записи, внесённые в трудовую книжку серии №№ ФИО1, в которой указано, что ФИО1 принят ДД.ММ.ГГГГ на работу в СПК «<данные изъяты>» на должность механика автогаража, ДД.ММ.ГГГГ переведён главным инженером (л.д. 9-12 т. 1).
Согласно трёхстороннему Соглашению об обеспечении в сельской местности жильём молодой семьи (молодого специалиста) от ДД.ММ.ГГГГ, заключённому с ответчиком ФИО1, работодателем - СПК «<данные изъяты>», Уполномоченным органом - Комитетом по строительству Ленинградской области, одним из условий получения социальной выплаты явилась обязанность ответчика работать у работодателя по трудовому договору в сельской местности на территории муниципального образования Киришского района в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в соответствии с имеющейся квалификацией не менее пяти лет с даты выдачи свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности (п. 2.1.1 Соглашения).
ДД.ММ.ГГГГ ответчику ФИО1 выдано Свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности № (л.д. 7 т. 1).
Между ЗАО «<данные изъяты>», именуемое «Застройщик», и ФИО1, ФИО5, ФИО6 в лице матери - ФИО5, именуемые «Участник долевого строительства», заключён Договор № № участия в долевом строительстве жилого дома по строительному адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на получение квартиры в указанном доме с использованием средств социальной выплаты (л.д. 15-24 т. 1).
Денежные средства в виде социальной выплаты для приобретения ответчиком квартиры по адресу: <адрес> в сумме <данные изъяты> рублей в рамках программы предоставлены, что подтверждается Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8 т. 1) и ответчиком не оспаривается.
Работа ответчика в СПК «<данные изъяты>» по трудовому договору имела место с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 уволен в порядке перевода в Администрацию муниципального образования Глажевское сельское поселение с согласия работника, на основании п. 5 ст. 77 ТК РФ (л.д. 10 т. 1). С ДД.ММ.ГГГГ назначен на главную муниципальную должность муниципальной службы муниципального образования Глажевское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области заместителем главы администрации, ДД.ММ.ГГГГ возложены обязанности по исполнению полномочий главы администрации муниципального образования Глажевское сельское поселение, ДД.ММ.ГГГГ переведён на ведущую должность муниципальной службы начальником отдела Земельно - имущественных отношений, ДД.ММ.ГГГГ присвоен классный чин <данные изъяты> класса, ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию п. 3 ст. 77 ТК РФ (л.д. 11-12 т. 1). ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принят в ООО «<данные изъяты>» на должность инженера (л.д. 12 т. 1).
Таким образом, ФИО1 нарушил принятое на себя обязательство в рамках реализации программы отработать по трудовому договору в организации социальной сферы в течение пяти лет с момента получения социальной выплаты, что является основанием для взыскания с него полученной суммы социальной выплаты.
Расторжение трудового договора по собственному желанию является основанием для взыскания с ответчика как получателя предоставленной социальной выплаты в размере 1 202 040 рублей в связи с нарушением условий трёхстороннего договора и порядка предоставления социальной выплаты. Правовых оснований для сохранения за ответчиком права на социальную выплату в рамках программы не имеется.
Пунктом 33 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 N 858 предусмотрено, что право члена молодой семьи (молодого специалиста) на социальную выплату сохраняется в случае досрочного расторжения трудового договора не по инициативе члена молодой семьи (молодого специалиста) и по причинам, не связанным с нарушением трудового законодательства, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем в сельской местности или обратился в орган местного самоуправления с просьбой о содействии в трудоустройстве в другие организации агропромышленного комплекса или социальной сферы. При этом период трудовой деятельности у прежнего работодателя учитывается при исполнении членом молодой семьи (молодым специалистом) предусмотренного трёхсторонним договором, указанным в п. 31 настоящего Типового положения, обязательства о работе в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в течение не менее 5 лет.
При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи (молодого специалиста) средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в указанном трёхстороннем договоре.
Согласно п. 2.2.2 трёхстороннего Соглашения об обеспечении в сельской местности жильём молодой семьи (молодого специалиста) от ДД.ММ.ГГГГ Уполномоченный орган имеет право истребовать в судебном порядке от участника программа средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае расторжения трудового договора до истечения установленного настоящим соглашением срока по инициативе участника программы (члена молодой семьи - если другой член молодой семьи не работает в сельской местности) в соответствии со ст. 80 ТК РФ или по инициативе работодателя по предусмотренным ст. 81 ТК РФ основаниям, связанным с нарушением участником программы - членом молодой семьи (молодым специалистом) положений трудового законодательства (л.д. 13 14 т. 1).
Доводы ответчика о том, что направлялось письмо в адрес Комитета по агропромышленному комплексу на имя ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 109-110 т. 1) о согласовании его перехода из СПК «<данные изъяты>» в Администрацию муниципального образования Глажевское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области не нашли своего подтверждения, так как Комитету по строительству Ленинградской области стало известно об увольнении ФИО1 из письма от ДД.ММ.ГГГГ№, предоставленного СПК «<данные изъяты>», которое поступило в адрес Комитета по строительству ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6 т. 1), письмо также было направлено в адрес Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области и Администрации муниципального образования Глажевское сельское поселение.
При этом, каких - либо доказательств о согласовании Комитетом по строительству Ленинградской области такого перевода ответчиком в суд не представлено.
Действительно, на основании названных положений Правил, ответчик обладал правом работы в иных организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в течение не менее 5 лет. Вместе с тем как следует из п. 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов (приложение N 16 к указанной Программе) субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, в рамках региональных и (или) муниципальных целевых программ.
Субсидии предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации на следующих условиях: а) наличие долгосрочных региональной и (или) муниципальных целевых программ, разработанных в соответствии со схемами территориального планирования муниципальных районов, с генеральными планами сельских поселений и предусматривающих значения показателей мероприятий, указанных в пункте 1 настоящих Правил, соответствующие значениям показателей результативности предоставления субсидий, установленным соглашением между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации) (далее - орган исполнительной власти) о порядке и условиях предоставления субсидий;
б) наличие в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и (или) нормативных правовых актах представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих расходных обязательств по софинансированию (финансовому обеспечению) в соответствующем финансовом году мероприятий, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, в размере не менее размера, необходимого для обеспечения установленного в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил уровня софинансирования за счёт субсидий;
в) привлечение субъектом Российской Федерации в объёмах, необходимых для выполнения целевых индикаторов:
собственных (заёмных) средств граждан, молодых семей и молодых специалистов - в случае предоставления социальных выплат;
средств работодателей - в случае предоставления субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований;
г) наличие бюджетной заявки о размерах субсидий на очередной финансовый год, необходимых для выполнения мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации Программы, по форме согласно приложению N 3, сведений о размерах средств, которые планируется направить на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации Программы, согласно приложению N 4 и предварительных списков участников мероприятий - получателей социальных выплат и получателей жилья по договору найма жилого помещения в рамках реализации Программы по формам, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 21 августа 2009 года № 272 утверждена долгосрочная целевая программа «Социальное развитие села на 2009-2012 года» и утверждено Положение о порядке и условиях реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках долгосрочной целевой программы «Социальное развитие села на 2009-2012 годы» предоставления средств федерального бюджета на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности Ленинградской области, в том числе молодым семьям и молодым специалистам. Пункт 1.2 Положения исполнителем мероприятий Программы и главный распорядитель бюджетных средств является Комитет по строительству Ленинградской области, представителем государственного заказчика и координатор Программы является Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области (л.д. 153 - 177 т. 1).
В соответствии с п. 2.9. Положения получатель социальной выплаты, вправе её использовать в том числе на создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее - строительство жилого дома) в сельской местности. в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома или участие в долевом строительстве многоквартирного дома в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания (л.д. 153 - 177 т. 1).
По сельской местностью в вышеуказанных Правилах понимаются сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединённые общей территорией в границах муниципального района, а также сельские пункты и рабочие поселки, входящие в состав городских поселений или городских округов, на территории которых преобладает деятельность связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Перечень таких сельских населённых пунктов и рабочих поселков на территории субъекта Российской Федерации определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Из анализа вышеприведённого содержания Правил, Порядка во взаимосвязи следует, что вступление ответчика в Программу предполагало его безусловное согласие на выполнение работы в течение определённого периода времени в организации социальной сферы в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания, в рассматриваемом случае <адрес>, что при принятии решения об увольнении им учтено не было.
Ответчик был знаком с условиями Программы, желал участвовать в этой программе, заключил трёхстороннее Соглашение и воспользовался предоставленными по его условиям средствами, однако расторг трудовой договор по собственной инициативе до истечения 5 лет со дня получения свидетельства о предоставлении социальной выплаты, то есть нарушил обязательства, возложенные на него условиями договора, что повлекло право истца требовать взыскания предоставленных ответчику средств.
Каких либо доказательств, соответствующие критериям относимости и допустимости, предусмотренных ст. 59, 60 ГПК РФ, опровергающих доводы истца, в том числе и доказательств того, что ответчик предпринимал действенные меры к трудоустройству в организации социальной сферы, обращения в уполномоченные органы с просьбой о содействии в трудоустройстве в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в течение 6 месяцев после прекращения трудовых отношений, последний в суд не представил.
Разрешая заявленное ответчиком ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности, суд исходит из того, что согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года.
Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из имеющихся в материалах дела документов (л.д.5,84-86) следует, что ДД.ММ.ГГГГ в Комитет по строительству Ленинградской области поступило письмо от СПК «<данные изъяты>» о прекращении ДД.ММ.ГГГГ трудового договора с ФИО1, учитывая изложенное суд приходит к выводу, что срок исковой давности для предъявления требования о взыскании средств социальной выплаты подлежит исчислению с ДД.ММ.ГГГГ.
Доказательств в опровержение довода истца о том, что Комитет по строительству Ленинградской области узнал или должен был узнать о прекращении трудового договора с ФИО1 ранее, ответчиком не представлено и судом по материалам дела не установлено.
Таким образом, по настоящему делу срок исковой давности истцом не пропущен.
При установленной в судебном заседании совокупности юридически значимых обстоятельств, суд считает исковые требования Комитета по строительству Ленинградской области к ФИО1 о взыскании денежных средств в размере предоставленной социальной выплаты подлежащими удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, а потому с ответчика подлежит взысканию в доход соответствующего бюджета, пропорционально размеру удовлетворенных требований, госпошлина в размере <данные изъяты> копеек.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Комитета по строительству Ленинградской области к ФИО1 о взыскании денежных средств в размере предоставленной социальной выплаты удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного по адресу: <адрес>, денежные средства в размере предоставленной социальной выплаты в сумме <данные изъяты> копеек.
Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Киришский городской суд Ленинградской области.
В окончательной форме решение изготовлено 20.02.2016.
Судья