Гражданское дело № 2-126/2021
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 мая 2020 года с Терекли-Мектеб
Ногайский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Аюпова Р.А.
при секретаре Баймурзаевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> РД ФИО4 к сельскохозяйственному производственному кооперативу «Контингент» о взыскании вреда, причиненного почвам, обязать провести комплекс работ приведению качества почв земельного участка до состояний, пригодного для использования,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> РД ФИО4 обратился в суд с иском к сельскохозяйственному производственному кооперативу «Контингент», в котором указал, что прокуратурой района по обращению ФИО5 с привлечением специалистов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по РД (далее – Россельхознадзор) проведена проверка законодательства об охране окружающей среды и природопользования.
При проведении проверки установлено, что сельскохозяйственному производственному кооперативу «Контингент» (председатель ФИО2, ОГРН 1080531000648) с ДД.ММ.ГГГГ принадлежат на правах аренды земельные участки с кадастровыми номерами 05:03:000007:815, 05:03:000007:816, 05:03:000007:817, 05:03:000007:818 общей площадью 19262671 кв.м. (1926,2671 га.) расположенный вблизи <адрес> РД, категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования.
В ходе указанной проверки установлено, что на земельном участке с кадастровыми номерами 05:03:000007:815, 05:03:000007:816, 05:03:000007:817, 05:03:000007:818 общей площадью 19262671 кв. м. (1926,2671 га.) категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, СПК «Контингент» допустил уничтожение плодородного слоя почвы земель путем рытья котлована с помощью тяжелой техники по периметру указанных участков, в результате чего на них образовалась выемка на площади 41 400 кв. м. (4,14 га) глубиной 2 м; на нарушенной части земельного участка отсутствует какая-либо растительность; снятый плодородный слой не заскладирован и не передан на ответственное хранение.
По результатам проверки прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в отношении СПК «Контингент» и его председателя ФИО2 вынесены постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ.
Постановлениями Россельхознадзора по РД от ДД.ММ.ГГГГ№, 2292 СПК «Контингент» и его председатель ФИО2 привлечены к административной ответственности, предусмотренном ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ и им назначено наказание в виде штрафа в размере: 40 000 рублей и 7 000 рублей соответственно.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указанные постановления не обжалованы.
СПК «Контингент» в результате совершения административного правонарушения причинил вред почвам земельного участка с кадастровыми номерами 05:03:000007:815, 05:03:000007:816, 05:03:000007:817, 05:03:000007:818 общей площадью 19262671 кв. м. (1926,2671 га.) расположенного в <адрес> Республики Дагестан, то есть земельный участок расположен на территории муниципального района <адрес>.
С учетом изложенного сумма по иску о возмещении вреда почвам как объекту охраны окружающей среды подлежит зачислению в местный бюджет муниципального района «<адрес>».
Поскольку действиями СПК «Контингент» причинен вред окружающей природной среде, необходимо разработать проект рекультивации нарушенных земель, и провести комплекс работ по рекультивации нарушенных земель с приведением их до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации.
На основании изложенного, просит суд взыскать с сельскохозяйственного производственного кооператива «Контингент» (председатель ФИО2, ОГРН 1080531000648, ИНН 0525140212, основной вид деятельности – животноводство) в бюджет муниципального района <адрес> вред, причиненный почвам как объекту охраны окружающей среды, в размере 46 368 000 рублей (сорок шесть миллионов триста шестьдесят восемь тысяч рублей) рублей.
Обязать сельскохозяйственный производственный кооператив «Контингент» разработать проект рекультивации нарушенных земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 05:03:000007:815, 05:03:000007:816, 05:03:000007:817, 05:03:000007:818 площадью 41 400 кв. м. (4,14 га.), расположенного на административной территории <адрес> Республики Дагестан.
Обязать сельскохозяйственный производственный кооператив «Контингент» на основании разработанного проекта рекультивации нарушенных земель сельскохозяйственного назначения произвести комплекс работ по восстановлению нарушенного состояния земельного участка, привести качество почв земельного участка до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации, с кадастровыми номерами 05:03:000007:815, 05:03:000007:816, 05:03:000007:817, 05:03:000007:818 площадью 41 400 кв. м. (4,14 га.), расположенного на административной территории <адрес> Республики Дагестан.Судебные расходы отнести на ответчика.
Заместитель прокурора <адрес> РД ФИО4 обратился в суд с заявлением о рассмотрении дела без их участия, заявленные требования поддержал и просил удовлетворить их.
Ответчик - сельскохозяйственный производственный кооператив «Контингент» участие в судебном заседании своего представителя не обеспечил, ходатайства о причинах неявки, об отложении дела или рассмотрения дела в отсутствие его представителя не представил, надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела.
Истец не возражал против рассмотрения дела в отсутствие ответчика.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Суд, изучив исковые требования заседании заместителя прокурора <адрес> РД ФИО4, представленные в распоряжение суда письменные материалы, находит иск подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой района по обращению ФИО5 с привлечением специалистов Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по РД (далее – Россельхознадзор) проведена проверка законодательства об охране окружающей среды и природопользования. При проведении проверки установлено, что сельскохозяйственному производственному кооперативу «Контингент» (председатель ФИО2, ОГРН 1080531000648) с ДД.ММ.ГГГГ принадлежат на правах аренды земельные участки с кадастровыми номерами 05:03:000007:815, 05:03:000007:816, 05:03:000007:817, 05:03:000007:818 общей площадью 19262671 кв.м. (1926,2671 га.) расположенный вблизи <адрес> РД, категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования.
В ходе указанной проверки установлено, что на земельном участке с кадастровыми номерами 05:03:000007:815, 05:03:000007:816, 05:03:000007:817, 05:03:000007:818 общей площадью 19262671 кв. м. (1926,2671 га.) категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования, СПК «Контингент» допустил уничтожение плодородного слоя почвы земель путем рытья котлована с помощью тяжелой техники по периметру указанных участков в результате чего на них образовалась выемка на площади 41 400 кв. м. (4,14 га) глубиной 2 м; на нарушенной части земельного участка отсутствует какая-либо растительность; снятый плодородный слой не заскладирован и не передан на ответственное хранение.
По результатам проверки прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в отношении СПК «Контингент» и его председателя ФИО2 вынесены постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ.
Постановлениями Россельхознадзора по РД от ДД.ММ.ГГГГ№, 2292 СПК «Контингент» и его председатель ФИО2 привлечены к административной ответственности, предусмотренного ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с п. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными. иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные ЗК РФ, федеральными законами.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Федеральный закон № 101-ФЗ) собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Статьей 8 Федерального закона № 101-ФЗ установлены обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов, земельных участков, а именно: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду;
обеспечивать проведение мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с планом проведения таких мероприятий, составленным в соответствии с частью четвертой статьи 15 настоящего Федерального закона;
соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов;
обеспечить доступ к земельным участкам представителям федерального бюджетного государственного учреждения, указанного в статье 15 настоящего Федерального закона, при проведении ими почвенных, геоботанических и других обследований земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона;
информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании;
выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от ДД.ММ.ГГГГ№ установлены требования к охране плодородного слоя почвы при производстве земляных работ для дальнейшего использования его на малопродуктивных угодьях и восстановления плодородия рекультивируемых земель.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) земля, почвы, относятся к компонентам природной среды.
Статья 4 Федерального закона № 7-ФЗ устанавливает, что компоненты природной среды являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.
В п. 2 ст. 74 ЗК РФ прямо установлена обязанность лиц, виновных в совершении земельных правонарушений и привлеченных к административной ответственности, устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.
На основании п. 1 ст. 76 ЗК РФ юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
В силу положений ст. 77 Федерального закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды
Из смысла п. 3 ст. 77 Федерального закона №7-ФЗ следует, что возмещение вреда по утвержденным таксам и методикам является повышенной имущественной ответственностью, предусмотренной гражданским законодательством, которая устанавливается с учетом не только материального, но и экологического вреда, причиненного окружающей среде, и что рекультивация земель не является полным возмещением вреда в смысле, придаваемом этому понятию указанными нормами закона.
В соответствии со ст. 78 Федерального закона № 7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению арбитражного суда; определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Размер вреда, причиненного ответчиком почвам в результате допущенного уничтожения плодородного слоя, рассчитан с использованием Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№, и составляет 46 368 000 рублей (сорок шесть миллионов триста шестьдесят восемь тысяч рублей).
Данный расчет суд признает верным, ответчиком возражений относительно расчета истца не представлено.
Согласно ч. 22 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов, если иное не установлено настоящим пунктом.
СПК «Контингент» в результате совершения административного правонарушения причинил вред почвам земельного участка с кадастровыми номерами 05:03:000007:815, 05:03:000007:816, 05:03:000007:817, 05:03:000007:818 общей площадью 19262671 кв. м. (1926,2671 га.) расположенного в <адрес> Республики Дагестан, то есть земельный участок расположен на территории муниципального района <адрес> РД.
С учетом изложенного сумма по иску о возмещении вреда почвам как объекту охраны окружающей среды подлежит зачислению в местный бюджет муниципального района «<адрес>».
Статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что вред подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.
Поскольку действиями СПК «Контингент» причинен вред окружающей природной среде, необходимо разработать проект рекультивации нарушенных земель, и провести комплекс работ по рекультивации нарушенных земель с приведением их до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно п.9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, прокуроры, при обращении в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, освобождены от уплаты государственной пошлины.
В силу требований части 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно п.1 ч.1 ст. 333.20 НК РФ, при подаче исковых заявлений, а также административных исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.
Учитывая, что цена иска составляет 46 368 000 рублей, с ответчика подлежат взысканию государственная пошлина в размере 66 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 233-235 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск заместителя прокурора <адрес> РД ФИО4 удовлетворить.
Взыскать с сельскохозяйственного производственного кооператива «Контингент» (председатель ФИО2, ОГРН 1080531000648, ИНН 0525140212, основной вид деятельности – животноводство) в бюджет муниципального района «<адрес>», вред, причиненный почвам как объекту охраны окружающей среды, в размере 46 368 000 рублей (сорок шесть миллионов триста шестьдесят восемь тысяч рублей) рублей.
Обязать сельскохозяйственный производственный кооператив «Контингент» разработать проект рекультивации нарушенных земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 05:03:000007:815, 05:03:000007:816, 05:03:000007:817, 05:03:000007:818 площадью 41 400 кв. м. (4,14 га.), расположенного на административной территории <адрес> Республики Дагестан.
Обязать сельскохозяйственный производственный кооператив «Контингент» на основании разработанного проекта рекультивации нарушенных земель сельскохозяйственного назначения произвести комплекс работ по восстановлению нарушенного состояния земельного участка, привести качество почв земельного участка до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации, с кадастровыми номерами 05:03:000007:815, 05:03:000007:816, 05:03:000007:817, 05:03:000007:818 площадью 41 400 кв. м. (4,14 га.), расположенного на административной территории <адрес> Республики Дагестан.
Взыскать с сельскохозяйственного производственного кооператива «Контингент» государственную пошлину в размере 66 000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке через Ногайский районный суд в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в течение 30 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения суда.
Председательствующий судья Р.А. Аюпов