дело № 2-126/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
пос. Адамовка 27 апреля 2021 года
Адамовский районный суд Оренбургской области в составе
председательствующего судьи Абдулова М.К.,
при секретаре судебного заседания Назымок О.В.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика ГКУ «Центр занятости населения Адамовского района» ФИО2, действующей на основании Устава,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1.С.К. к Государственному казенному учреждению «Центр занятости населения Адамовского района» об обжаловании приказа о прекращении выплаты пособия по безработице и снятии с учета в качестве безработного и обязании произвести выплату пособия по безработице,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратилась в суд с указанным иском. В обоснование иска указала, что приказом ГКУ «Центр занятости населения Адамовского района» (далее - Учреждение) от 13 августа 2020 года №84 ей была прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятием её с учета в качестве безработной. С данным приказом она не согласна, так как с 21 февраля 2020 года до сегодняшнего дня она является безработной, дополнительного заработка не имеет. Считает указанный приказ необоснованным, поскольку агентом в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» она не работала, никаких кредитов не оформляла и вознаграждения от последнего не получала.
В связи с указанными обстоятельствами просила отменить приказ ГКУ «Центр занятости населения Адамовского района» от 13 августа 2020 года №84 и обязать ответчика выплатить ей пособие по безработице за август и сентябрь 2020 года.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала и просила их удовлетворить по основаниям и обстоятельствам, указанным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что с апреля 2018 года она работала у ИП ФИО3 в должности менеджера по туризму. 20 августа 2018 года она заключила с ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» договор агентирования, в соответствии с которым предоставляла гражданам кредитование на оформление туристических путевок. 21 февраля 2020 года она уволилась с основного места работы, однако договор агентирования не расторгла, полагая, что он расторгнут автоматически после её увольнения.
Представитель истца ГКУ «Центр занятости населения Адамовского района» ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в письменном отзыве на иск.
Выслушав истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости населения).
В силу положений ч. 1 ст. 3 Закона о занятости населения, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Положения ст. 2 Закона о занятости населения содержат исчерпывающий перечень случаев, когда граждане считаются занятыми, в том числе в случае выполнения работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (ч. 2 ст. 3 Закона о занятости населения).
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 31 Закона о занятости населения, пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.
Порядок регистрации безработных граждан регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года №891, которым утверждены соответствующие Правила регистрации безработных граждан (далее - Правила).
Согласно п. 3 Правил регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года №891, в отношении которых государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными.
Исходя из системного толкования перечисленных выше нормативных актов, следует, что отнесение лица, обратившегося за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, к категории занятых граждан, поименованных в ст. 2 Закона о занятости населения, в силу наличия заключенного с ним действующего гражданско-правового договора, исключает возможность признания такого гражданина безработным, что в полной мере соотносится с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2020 года № 2110-О, согласно которой федеральный законодатель посредством специального правового регулирования в Законе о занятости населения установил отсутствие работы и заработка или иного дохода в качестве критерия признания граждан безработными (ст. 3) и предоставления им, в частности, мер социальной поддержки, в том числе пособия по безработице. При этом, в ст. 2 названного Закона законодатель определил круг лиц, считающихся занятыми, включив в их число граждан, выполняющих работы по указанным в абзаце пятом данной статьи договорам, поскольку они осуществляют деятельность, носящую возмездный характер, и в связи с чем установил, что данные лица не имеют права на получение указанных мер социальной поддержки.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 23 апреля 2020 года ФИО1 обратилась в ГКУ «Центр занятости населения Адамовского района» с заявлением о постановке на учет в качестве безработной и признании её безработной, в подтверждение чего предоставила необходимые документы.
3 мая 2020 года приказом директора ГКУ «Центр занятости населения Адамовского района» № № ФИО1 была признана безработной, и ей назначено пособие по безработице с 23 апреля 2020 года по 22 октября 2020 года, а также установлены размеры и сроки выплаты пособия.
13 августа 2020 года на основании приказов Учреждения №№ и №№ ФИО1 прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятием её с учета в качестве безработной. Основанием снятия ФИО1 с учета и прекращения выплаты пособия послужило получение пособия по безработице обманным путем.
Как следует из сведений о факте трудовой деятельности ФИО1, она осуществляла трудовую деятельность в период с 1 апреля 2020 года по 31 июля 2020 года.
Из сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1 следует, что в период с ноября 2019 года по апрель 2020 года истец осуществляла трудовую деятельность.
Как следует из договора агентирования, заключенного между ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» и ФИО1, последняя с 20 августа 2018 года по 14 августа 2020 года осуществляла возмездную деятельность (п. 1.3 договора).
Как следует из пояснений истца ФИО1 в судебном заседании, на момент постановки на учет в Учреждении в качестве безработной и в период получения пособия по безработице, она трудовую деятельность в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» не осуществляла, поскольку полагала, что заключенный с ней агентский договор был расторгнут. В этот же период вознаграждение она не получала.
Вместе с тем, как следует из договора агентирования, заключенного между ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» и ФИО1, последняя обязалась за вознаграждение оказывать клиентам услуги по кредитованию. При этом в п. 6.1 договора определен срок действия договора: настоящий договор заключен на один год и автоматически продлевается каждый раз на один год, начиная с даты формирования последнего отчета. В случае, если в течение одного года с даты заключения настоящего договора или даты автоматического продления договора не будет сформирован ни один ненулевой отчет агента, настоящий договор расторгается.
Из справки ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» №11-2-44/1003 от 23 ноября 2020 года следует, что ФИО1 в трудовых отношениях с ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» не состояла и не состоит, трудовой договор не заключался. В период с 20 августа 2018 года по 14 августа 2020 года действовал договор агентирования.
Однако, несмотря на наличие указанного договора агентирования. ФИО1 сведения об осуществлении ею работы по данному договору на момент обращения в орган службы занятости не предоставила, скрыв указанный факт. При этом сам по себе факт сокрытия сведений, имеющих существенное значение для разрешения вопроса о признании ФИО1 безработной и, как следствие, получение ею материальной выгоды в виде сумм пособия, указывает на её недобросовестное поведение.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в соответствии со ст. 2 Закона о занятости населения ФИО1 на момент обращения в орган службы занятости относилась к категории занятых граждан и не могла приобрести статус безработного.
Сведения ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» о том, что ФИО1 с 1 марта 2020 года по 14 августа 2020 года вознаграждения не получала, не могут повлечь иную трактовку положений ст.ст. 1 и 2 Закона о занятости населения, согласно которым при наличии действующего гражданско-правового договора ФИО1 безусловно относилась к категории занятых граждан и, соответственно, не могла быть признана безработной.
Исчерпывающий перечень случаев, предоставляющих государственным учреждениям службы занятости населения право осуществить снятие с регистрационного учета безработных граждан, содержится в п. 20 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года № 891, к каковым относится признание гражданина занятым по основаниям, предусмотренным ст. 2 Закона о занятости населения (п. п. «а»).
При таких обстоятельствах, установив обстоятельства неотнесения ФИО1 к категории лиц, имеющих право быть признанными в качестве безработных, центр занятости населени, в пределах предоставленных ему полномочий правомерно издал оспариваемые приказы от 13 августа 2020 года №№ и №№, которыми прекратил ФИО1 выплату пособия по безработице с одновременным снятием её с учета в качестве безработного гражданина.
Указание в приказе от 13 августа № №№, в качестве основания снятия с учета в качестве безработного гражданина, на обстоятельства получения ФИО1 пособия по безработице обманным путем (п.п. «д» п. 20 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года № 891), в силу установленных по делу обстоятельств отнесения истца к категории занятых граждан, поименованных в ст. 2 Закона о занятости населения, исходя из основания и предмета настоящего иска, субъектного состава, участвующих в деле лиц, о незаконности оспариваемого приказа не свидетельствует, с учетом того, что ФИО1 не могла приобрести статус безработного лица.
Таким образом, суд приходит к выводу о необоснованности исковых требований ФИО1, в связи с чем в их удовлетворении следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении иска ФИО1.С.К. отказать в полном объеме заявленных требований.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Адамовский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 30 апреля 2021 года.
Председательствующий: М.К. Абдулов