Дело № 2-126/2022 (УИД 24RS0027-01-2021-001635-33)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Кодинск 10 марта 2022 года
Кежемский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Яхина В.М.
при секретаре Исполиновой И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кежемского района Красноярского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Кодинск Кежемского района Красноярского края о возложении обязанности принять меры к оформлению права муниципальной собственности на автомобильные дороги в городе Кодинске, -
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кежемского района Красноярского края обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Кодинск Кежемского района Красноярского края о возложении обязанности в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по постановке на кадастровый учет, определению границ и оформлению права муниципальной собственности на автомобильные дороги в г. Кодинске Кежемского района Красноярского края по ул. Маяковского, ул. ФИО3, бульвару Надежды, пер. Голубичный, ул. ФИО4, ул. ФИО2. В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района проведен анализ требований законодательства, действующих нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в дорожной деятельности на территории муниципального образования город Кодинск Кежемского района Красноярского края. Установлено, что на территории муниципального образования город Кодинск имеются автомобильные дороги местного значения общей протяженностью 109,10 км. Согласно перечня автомобильных дорог в г. Кодинске имеются ул. Маяковского, ул. ФИО3, бульвар Надежды, пер. Голубичный, ул. ФИО4, ул. ФИО2, относящиеся к многоэтажной жилой постройки населенного пункта. Как следует из ответа администрации города Кодинск на представление прокурора Кежемского района от 04.09.2020, право собственности на вышеуказанные дороги не оформлено, меры по постановке на учет требуют значительных затрат и будут производится поэтапно, что является нарушением требований закона, поскольку не позволяет органу местного самоуправления принимать меры в полном объеме по самостоятельному решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и надлежащего содержания автомобильных дорог общего пользования в границах муниципального образования, а также принимать участие в реализации целевых программ, в том числе путем получения средств федерального бюджета на осуществление строительства и реконструкции объектов, находящихся в муниципальной собственности. Кроме того, содержание автомобильных дорог осуществляется за счет бюджетных средств, формируемых за счет налоговых поступлений от физических и юридических лиц, что также свидетельствует о том, что не оформление права муниципальной собственности органом местного самоуправления нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.
В дальнейшем прокурор Кежемского района уточнил исковые требования, просив возложить на ответчика обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по оформлению права муниципальной собственности на автомобильные дороги в г. Кодинске Кежемского района Красноярского края по ул. Маяковского, ул. ФИО3, бульвару Надежды, пер. Голубичный, ул. ФИО4, ул. ФИО2.
В судебном заседании старший помощник Кежемского прокурора Владимиров Д.Ю. уточенные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО1, действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование своих возражений на иск указала, что право собственности на автомобильные дороги поселения возникает в силу закона - статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования местного значения МО город Кодинск, утвержденным Постановлением администрации города Кодинск Кежемского района Красноярского края от 07.11.2016 года №-п, только ул. Маяковского и ул. ФИО3 находятся в альфато-бетонном покрытии, а следовательно, могут быть объектами недвижимости, остальные заявленные прокурором улицы - бульвар Надежды, пер. Голубичный, ул. ФИО4, ул. ФИО2, относятся к частному сектору, имеют грунтовое покрытие и не могут являться объектом капитального строительства, вследствие чего они не могут быть поставлены на кадастровый учет, поскольку для этого требуется завершение работ – улучшение покрытия, наличие освещения и тротуаров. Данные работы требуют больших финансовых затрат из бюджета города, в связи с чем данные работы будут проводится поэтапно. Решение о поэтапном постановке на учет и формированию земельного участка принимается в первую очередь по дорогам с высокой степенью интенсивности эксплуатации, работы по которым уже в принципе завершены и которые могут быть сформированы как объект недвижимости, сооружение улично-дорожной сети и поставлены на кадастровый учет. В отношении грунтовых дорог формируются земельные участки, проводится ремонт, реконструкция, модернизация этих дорог. Например, ул. Маяковского, стоит в этом году по формированию ее как объекта капитального строительства, потому что по ней очень много работ проведено, дорога уже как улица рождена с дорожным покрытием, как раз по ней и проходит маршрут. В отношении бульвара Надежды он тоже включен в план по формированию земельного участка. Что касается грунтовых дорог, которые используются в частном секторе, то по ним вопросы решаются по мере их застройки, по ним возможна только постановка земельных участков на кадастровый учет. В частности по улицам ФИО4, ФИО2, переулок Голубичный, это те дороги, которые не являются объектами капитального строительства, в отношении них пока не будут проводиться работы. Тратить денежные средства на объекты, которые могут быть более поздним сроком поставлены на учет, не целесообразно. Самостоятельность планирования бюджета, расходования бюджетных средств она установлена на уровне поселения, это решение Кодинского городского Совета депутатов. Он распределяет денежные средства, утверждает бюджет. Кроме того, мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения и осуществления дорожной деятельности выполняются ответчиком в полном объеме: меняются дорожные знаки, устанавливаются светофоры, ограждения, проводится замена асфальтового покрытия, проводится ямочный ремонт, дважды в год наносится дорожная разметка. Реализуется и участие в программах безопасности дорожного движения, содержание дорог осуществляется за счет средств дорожного фонда, который формируется в крае и выделяется ежегодно. Только в этом году введена процедура конкурсных заявок на содержание дорог. Данные полномочия реализуются в полном объеме и отсутствие регистрации прав в этом не препятствует.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд полагает уточненные исковые требования удовлетворить, по следующим основаниям.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве (статьи 1, 4, 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (пункт 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
Согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами.
Под дорожной деятельностью согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с частью 8 статьи 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно положениям статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов России и муниципальными правовыми актами.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ.
Статьей 10 этого же Федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, предоставленные собственниками данных дорог.
Исходя из положений статьи 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
При этом согласно статье 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Из положений части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", следует, что для квалификации вещи в качестве недвижимой, необходимо установить, ее прочную связь с землей, а также то, что она создавалась по правилам, установленным для создания недвижимой вещи и имеет определенное функциональное использование.
При рассмотрении дела установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела обстоятельства.
Согласно частям 1.5 статьи 7 Устава города Кодинска Кежемского района Красноярского края, к вопросам местного значения города относится: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов города Кодинск и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов города Кодинск, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением администрации города Кодинск Кежемского района Красноярского края от 07.11.2016 года №-п утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения МО город Кодинск.
Согласно приложению к данному постановлению, исходя из заявленных требований, право собственности на автомобильные дороги протяженностью 4,753 км: ул. Маяковского протяженностью 1,161 км; ул. ФИО3, протяженностью 0,4 км; бульвар Надежды протяженностью 2,232 км; пер. Голубичный протяженностью 0,33 км; ул. ФИО4 протяженностью 0,28 км; ул. ФИО2 протяженностью 0,35 км; не зарегистрировано.
В судебном заседании представителем ответчика не оспаривался тот факт, что данные автомобильные дороги общего пользования местного значения на кадастровый учёт не поставлены, их границы не определены, и право собственности на них не оформлено.
07.08.2020 прокурором Кежемского района в адрес главы МО город Кодинск направлено представление об устранении нарушений законодательства о дорожной деятельности, в котором прокурор требовал в течение месяца со дня его внесения принять конкретные организационные и иные меры по устранению допущенных нарушений закона, а именно: принять меры по постановке на кадастровый учёт, определению границ и оформлению права муниципальной собственности на автомобильные дороги местного значения в границах МО город Кодинск.
По результатам рассмотрения названного представления и.о. главы города Кодинска предоставил ответ от 04.09.2020 года № из которого следует, что право собственности на ряд автомобильных дорог зарегистрировано, на ряд автомобильных дорог поданы документы для постановки на кадастровый учет, на ряд автомобильных дорог заключены муниципальные контракты на выполнение кадастровых работ, расходы на выполнение кадастровых работ с целью проведения государственного кадастрового учета и постановки на кадастровый учет в отношении вновь образуемых земельных участков будут предусмотрены при формировании бюджета на 2021 и плановый период 2022-2023 годов. Данные работы требуют больших финансовых затрат из бюджета города, в связи с чем данные работы будут проводиться поэтапно. Мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения и осуществления дорожной деятельности выполняются в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика оспаривала характеристики и функциональное использование автомобильных дорог, расположенных по ул. ФИО4, ул. ФИО2, бульвар Надежды, пер. Голубичный, поясняя, что данные дороги относятся к частному сектору, имеют грунтовое покрытие и не могут являться объектом капитального строительства, вследствие чего они не могут быть поставлены на кадастровый учет, поскольку для этого требуется завершение работ – улучшение покрытия, наличие освещения и тротуаров. Данные работы требуют больших финансовых затрат из бюджета города, в связи с чем данные работы будут проводится поэтапно. Решение о поэтапном постановке на учет и формированию земельного участка принимается в первую очередь по дорогам с высокой степенью интенсивности эксплуатации. Данные дороги к таковым не относятся. По грунтовым дорогам возможна только постановка земельных участков на кадастровый учет. По мере модернизации данных объектов придется изменять кадастровый паспорт, то есть делать фактически новый, что приведет к дополнительной трате бюджетных средств. Вместе с тем, отсутствие регистрации права собственности не мешает в полной мере осуществлять полномочия по реализации содержания дорог в надлежащем состоянии.
В подтверждение своих доводов, представителем ответчика представлены муниципальные контракты по выполнению работ по содержанию, ремонту и обслуживанию автомобильных дорог по спорным улицам, в целях обеспечения безопасности дорожного движения на них.
Так, в материалы дела представлены муниципальные контракты:
- от 20.05.2019 года, от 29.07.2019 года, от 25.05.2020 года, от 10.07.2020 года, от 14.05.2021 года, от 18.05.2021 года на выполнение работ по нанесению дорожной разметки по ул. ФИО3 и Маяковского;
- от 08.08.2019 года на выполнение работ по установке дорожных знаков;
- от 25.11.2019 года на выполнение работ по устройству основания из скальника под разворотную площадку по ул. Бульвар Надежды;
- от 31.12.2019 года, от 31.03.2020 года, от 29.12.2020 года, от 28.12.2021 года на содержание автомобильных дорог и инженерных сооружений на них, в частности содержание тротуара по бульвару Надежды, по ул. Маяковского;
- от 05.10.2020 года на выполнение работ по обустройству участков улично-дорожной сети вблизи МБОУ ДО «Детская музыкальная школа г. Кодинска», расположенной по ул. Маяковского, в частности: устройство светофора, демонтажа и установки дорожных знаков, нанесение дорожной разметки, устройство металлического ограждения;
- от 19.11.2020 года по реализации мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения (замена и установка недостающей дорожно-знаковой информации);
- от 18.06.2021 года на выполнение работ по устройству тротуара из плит ПШ по ул. Маяковского;
- от 18.06.20521 года на выполнение работ по ремонту автобусных павильонов, в частности по ул. Маяковского;
- от 22.06.2021 года на демонтаж и монтаж автобусного павильона по ул. Маяковского;
- от 02.08.2021 года на выполнение работ по устройству бортовых камней вдоль тротуаров по ул. Маяковского, на перенос автобусного павильона по ул. Маяковского.
Также ответчиком представлен Перечень, утвержденный главой города Кодинска 02.11.2021 года объектов капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения, запланированных к выполнению на средства субсидии в очередном финансовом году по муниципальному образованию город Кодинск Кежемского района, который включает в себя следующие объекты: пер. Кедровый, ул. Колесниченко, участок ул. Гидростроителей, участок ул. Сибирской.
Также, ответчиком представлено в материалы дела распоряжение администрации города Кодинск от 22.02.2022 года №-р, из которого следует, что с учетом бюджетных ассигнований предусмотренных в бюджете города Кодинск на 2022 и плановый период 2023-2024 годов, утвержденного решением Кодинского городского Совета депутатов от 20.12.2021 № на реализацию подпрограммы «Управление муниципальным имуществом и земельными ресурсами в границах муниципального образования город Кодинск» муниципальной программы «Повышение эффективности бюджетных расходов», утвержденной постановлением администрации города Кодинск от 11.11.2021 №-п, утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования город Кодинск подлежащих постановке на кадастровый учет, согласно приложению. Как следует из приложения, перечень земельных участков, подлежащих постановке на кадастровый учет включает в себя бульвар Надежды, перечень объектов улично-дорожной сети, подлежащих постановке на кадастровый учет включает в себя ул. ФИО3 и Маяковского.
В материалы дела также представлены выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ о регистрации права муниципальной собственности на автодороги по ул. Гидростроителей, пер. Центральный.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что ответчиком принимаются меры по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения МО город Кодинск в надлежащем состоянии, проводятся поэтапные работы по постановке на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся в границах данного муниципального образования.
Вместе с тем, довод ответчика о том, что дороги, в отношении которых в том числе заявлено требование о постановке на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности - ул. ФИО4, ул. ФИО2, бульвар Надежды, пер. Голубичный, не индивидуализированы, не обладают характеристиками, позволяющими определить, что они относятся к категории недвижимого имущества, в связи с чем, возложение обязанности по государственной регистрации указанных дорог является необоснованным подлежит отклонению.
В названном выше постановлении администрации города Кодинск Кежемского района Красноярского края от 07.11.2016 года №-п и приложении к нему установлено, что автодороги по ул. ФИО3 и Маяковского обозначены как автомобильные дороги с асфальто- и цементобетонным покрытием, автодороги по ул. ФИО4, ул. ФИО2, бульвар Надежды, пер. Голубичный обозначены как автомобильные дороги с грунтовым покрытием.
Доказательств того, что упомянутые автомобильные дороги местного значения с грунтовым покрытием, используемые в границах МО г. Кодинск, в отношении которых в отличие от других перечисленных в указанном реестре автомобильных дорог общего пользования местного значения с асфальто- и цементобетонным покрытием, не может быть осуществлена в аналогичном порядке государственная регистрация права, в ходе рассмотрения дела не представлено.
Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика, за оформлением права муниципальной собственности на автомобильные дороги с грунтовым покрытием они не обращались.
При этом суд принимает во внимание и то, что вопрос отнесения указанных автомобильных дорог с земельными участками, на которых они расположены, к объектам недвижимости подлежит разрешению при проведении кадастровых работ.
С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств суд пришел к выводу о наличии у администрации МО г. Кодинск в силу закона обязанности совершить необходимые действия для постановки на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности автомобильных дорог местного значения, находящихся в границах данного муниципального образования (улицы ФИО3, Маяковского, ФИО4, ФИО2, бульвар Надежды, переулок Голубичный).
Таким образом, отсутствие надлежащего оформления права собственности на автомобильные дороги, расположенные в пределах границ муниципального образования и предназначенные для использования неопределенным кругом лиц, создает предпосылки к нарушению изложенных выше норм действующего законодательства, для препятствий к осуществлению государственного контроля за техническим состоянием дорог, а в случае его несоответствия предъявляемым требованиям - приведению в надлежащее состояние, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
Доводы представителя ответчика о том, что решение о понуждении зарегистрировать право собственности повлечет расходы местного бюджета, денежные средства распределяет и утверждает бюджет Кодинского городского Совета депутатов, данные работы требуют больших финансовых затрат из бюджета города, в связи с чем проводить данные работы в первую очередь целесообразно по дорогам с высокой степенью эксплуатации, то есть поэтапно, на существо принятого решения повлиять не может, поскольку вопросы формирования, утверждения и исполнения бюджета поселения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения относятся к вопросам местного значения, в связи с чем органы местного самоуправления обязаны предусмотреть в местных бюджетах соответствующие расходы.
Устанавливая срок для выполнения решения суда, суд находит, что заявленный прокурором срок один год со дня вступления решения суда в законную силу является достаточным и разумным с учетом объема мероприятий, подлежащих выполнению.
Учитывая, что в соответствии со ст. 333.36 ч. 1 п. 9 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а согласно ст. 333.36 ч. 1 п. 19 НК РФ, от уплаты государственной пошлины, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, то с ответчика взысканию госпошлина в доход местного бюджета Кежемского района не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд –
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Кежемского района Красноярского края удовлетворить.
Возложить на муниципальное образование город Кодинск Кежемского района Красноярского края обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по оформлению права муниципальной собственности на автомобильные дороги в г. Кодинске Кежемского района Красноярского края по ул. Маяковского, ул. ФИО3, бульвару Надежды, пер. Голубичный, ул. ФИО4, ул. ФИО2.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Кежемский районный суд в течение месяца со дня принятия.
Председательствующий: В.М. Яхин
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.