ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-126/2022 от 13.01.2022 Минусинского городского суда (Красноярский край)

(Заочное) РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Минусинск 13 января 2022 г.

Минусинский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Шкарина Д.В.,

при секретаре Меляевой А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства социальной политики Красноярского края к ФИО1 о взыскании суммы,

УСТАНОВИЛ:

Министерство социальной политики Красноярского края обратилась в Минусинский городской суд с иском к ФИО1 о взыскании 67 786 рублей 36 копеек. Свои требования мотивировав тем, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, управлением социальной защиты населения администрации г. Минусинска на основании её личного заявления были назначены меры социальной поддержки на оплату ЖКУ по адресу: <адрес>, по категории «Реабилитированное лицо, а также совместно проживающим с ней членам семей». По результатам выборочной проверки был сделан запрос в МО МВД России «Минусинский» о регистрации лиц, совместно проживающих с ответчиком и 10.05.2020 получен ответ о том, что дочь ответчика - ФИО2 и внучка ответчика ФИО3 сняты с регистрационного учета 31.08.2015, а зять ответчика ФИО4 снят с регистрационного учета 31.05.2019 в квартире по указанному выше адресу, то есть указанные лица, как члены семьи реабилитированного лица утратили право пользования мерами социальной поддержки (далее МСП) по данной категории. Ответчик, как получатель мер социальной поддержки, обязан был в течении месяца, после наступления данных событий, уведомить об этом истца об изменении состава семьи реабилитированного, однако указанное не сделал. Таким образом, в мае 2020 года Территориальное отделение приняло решение о перерасчете МСП ответчику с 01 сентября 2015 года по причине снятия с регистрационного учета ФИО2 и ФИО3, а с 01.06.2019 по причине снятия с регистрационного учета ФИО4. Управление социальной политики населения администрации г. Минусинска ликвидировано 19.06.2020, с 31.12.2019 личные дела получателей мер социальной поддержки переданы в КГКУ «УСЗН», которое с 01.01.2020 осуществляет функции по обеспечению реализации полномочий в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан на территории Красноярского края, а также осуществляет публичные обязательства перед физическими лицами в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и Красноярского края. Таким образом, ответчиком необоснованно получены МСП, начисленные за период с 01 сентября 2015 г. по апрель 2020 г. на общую сумму 67 819 рублей 35 копеек, которая подлежит взысканию с ответчика. Принимая во внимание, что в настоящее время ответчик в добровольном порядке возвратить оставшуюся сумму отказывается, истец просит взыскать с ответчика необоснованно полученные в качестве МСП денежные средства в вышеуказанной сумме (л.д. 3-4).

В судебное заседание представитель Министерства социальной политики Красноярского края по доверенности ФИО5 (л.д. 267) не явилась, при предъявлении иска просила о рассмотрении дела в ее отсутствие ( л.д.4 оборот, 276, 277).

Ответчик ФИО1 в судебное заседание также не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом (л.д. 275), направленное судебное извещение не получила (л.д.279).

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и осуществлении иных процессуальных прав.

В соответствии с требованиями ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Суд приходит к выводу о возможности рассмотрения данного гражданского дела в заочном порядке.

Исследовав материалы гражданского дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся социальная защита, включая социальное обеспечение; жилищное законодательство.

Часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации предусматривает, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В силу ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 13-2804 реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", а также совместно с ними проживающим членам семей предоставляются компенсации в следующих размерах:

а) 50 процентов оплаты жилья в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края;

б) 50 процентов оплаты коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законом края, и (или) нормативов потребления (накопления) коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 11 указанного Закона с учетом доходов граждан субсидии предоставляются: а) пользователям жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде; б) нанимателям жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; в) членам жилищного или жилищно-строительного кооператива; г) собственникам жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома); д) иным гражданам - по решению комиссии. Субсидии предоставляются гражданам, указанным в подпунктах "а" - "д" настоящей статьи, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.

Согласно ст. 23 указанного Закона, Уполномоченная организация производит перерасчет размера компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1, 10.3 настоящего Закона:

- при предъявлении получателем компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки документов или получении от соответствующих органов (организаций) сведений об изменении места жительства, места пребывания членов семьи получателя компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки или изменении состава семьи получателя компенсаций и дополнительных мер социальной поддержки.

Статьей 24 Указанного Закона определен механизм предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, предусматривающий в том числе, что субсидии и дополнительные меры социальной поддержки, указанные в статьях 2 - 11 названного закона, предоставляются путем перечисления средств краевым государственным казенным учреждением, уполномоченным на исполнение публичных обязательств в сфере социальной поддержки населения, до установленного срока внесения платы за жилье и коммунальные услуги на имеющиеся или открываемые в выбранных получателями субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 11 этого закона, банках банковские счета или вклады до востребования (пункт 1 статьи 24 Закона).

Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 этого кодекса.

Судом установлено, что на основании личного заявления от 03.02.2006 и предоставленных документов ответчику ФИО1 УСЗН города Минусинска были назначены меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по категории «Реабилитированное лицо, а также совместно с ним проживающим членам семей», расположенного по адресу: <адрес>. В этом же заявлении ответчик обязалась сообщать в УСЗН города Минусинска об обстоятельствах, влияющих на назначение мер социальной поддержки в трехдневный срок ( л.д.257). Для назначения мер социальной поддержки ответчик предоставила справку о составе семьи, согласно которой в качестве членов семьи, в том числе, указаны дочь ФИО2, внучка ФИО3 и зять ФИО4. На основании ответа МО МВД России «Минусинский» от 08.05.2020года, поступивший в территориальный отдел УСЗН по г. Минусинску и Минусинскому району 10.05.2020года истцу стало известно о том, что ФИО2 и ФИО3 сняты с регистрационного учета в квартире ответчика 31.08.2015года, а ФИО4 31.05.2019года (л.д. 263-264). Таким образом, ответчик не уведомил истца в установленные сроки об изменении состава ее семьи и ей незаконно были начислены и выплачены меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. 22.05.2020 истцом вынесен протокол закрытия назначений компенсации в отношении ФИО2, в связи с ее выездом 31.08.2015 на другое место жительство (л.д.251-252), 22.05.2020 вынесен протокол закрытия назначений компенсации в отношении ФИО3 в связи с ее выездом 31.08.2015на другое место жительство (л.д. 255-256), 05.06.2020 вынесен протокол закрытия назначений компенсации в отношении ФИО4, в связи с его выездом 31.05.2019 на другое место жительство (л.д.253-254). 29.06.2021 истцом в адрес ответчика направлена претензия о возврате необоснованно полученных сумм компенсаций в общем размере 67 819 рублей 35 копеек в добровольном порядке. Управление социальной политики населения администрации г. Минусинска (УСЗН г. Минусинска) ликвидировано 19.06.2020, с 31.12.2019 личные дела получателей мер социальной поддержки переданы в КГКУ «УСЗН», которое с 01.01.2020 осуществляет функции по обеспечению реализации полномочий в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан на территории Красноярского края, а также осуществляет публичные обязательства перед физическими лицами в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и Красноярского края. В настоящее время ответчик в добровольном порядке возвратить денежные средства отказывается, в связи с чем с ответчика подлежит взысканию сумма 67 819 рублей 35 копеек (30 580,77 руб. + 30 577,91руб. + 6660,67 руб.).

Указанные обстоятельства подтверждаются паспортом ответчика (л.д.258), заявлением ответчика о предоставлении жилищной субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг (л.д. 257), свидетельством на получение льгот (л.д.259), справкой о составе семьи ( л.д.260), протоколами назначений компенсаций на оплату ЖКУ ( л.д. 5-250), протоколами закрытия назначений компенсаций в отношении ФИО2, ФИО4 и ФИО3 (л.д.251-256), ответом МО МВД России «Минусинский» о регистрации членов семьи ответчика (л.д.263), адресной справкой на ФИО4 (л.д.264), претензией в адрес ответчика и конвертом о направлении претензии в адрес ответчика (л.д.261), протоколами УСЗН г. Минусинска назначения ответчику жилищной субсидии за период с 2006 года по июнь 2016 года (л.д.8-75), информацией о сумме ежемесячных перечислений за период с августа 2015 года по май 2020 года ( л.д.257).

Учитывая установленные обстоятельства и указанные положения закона, отсутствие возражений ответчика, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Министерства социальной политики <адрес>.

Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Так как при подаче искового заявления истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, в силу ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 234 рубля 58 копеек, в доход местного бюджета.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

исковые требования Министерства социальной политики Красноярского края к ФИО1 о взыскании суммы - удовлетворить в полном объеме.

Взыскать в пользу Министерства социальной политики Красноярского края с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> сумму неосновательного обогащения в размере 67 819 рублей 35 копеек, а также 2 234 рубля 58 копеек государственной пошлины в доход местного бюджета.

Ответчик вправе подать в Минусинский городской суд заявление об отмене настоящего решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения суда.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене настоящего решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления

Председательствующий:

Решение изготовлено 20 января 2022 г.