ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-126/2022 от 17.02.2022 Купинского районного суда (Новосибирская область)

Дело

Поступило в суд <дата>

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

17 февраля 2022 года р.п. Чистоозерное

Купинский районный суд Новосибирской области в составе:

председательствующего судьи Баева Ю.П.,

при секретаре Жук Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чистоозерного района Новосибирской области к администрации Ишимского сельсовета Чистоозерного района Новосибирской области о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Чистоозерного района Новосибирской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ишимского сельсовета Чистоозерного района Новосибирской области, указав в обоснование иска, что прокуратурой Чистоозерного района проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции в деятельности администрации Ишимского сельсовета Чистоозерного района Новосибирской области, установлено, что ФИО1 является муниципальным служащим и состоит в трудовых отношениях с администрацией Ишимского сельсовета Чистоозерного района Новосибирской области.

Согласно распоряжения главы Ишимского сельсовета Чистоозерного района Новосибирской области от <дата> делопроизводитель администрации Ишимского сельсовета ФИО1 переведена специалистом 1 разряда администрации Ишимского сельсовета с классным чином секретаря муниципальной службы 1 класса, <дата> с ней заключен трудовой договор.

Приговором <......> районного суда <......> области от <дата>, вступившим в законную силу, подтверждается, что ФИО1, <дата> года рождения, признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.159 УК РФ, ей назначено наказание в виде лишения свободы на срок 1 год 2 месяца условно, с испытательным сроком 2 года.

Прокурор считает, что наличие в отношении ФИО1 обвинительного приговора, вступившего в законную силу, судимость по которому с ФИО1 не снята и не погашена, а также обстоятельства совершения ею мошенничества с использованием своего служебного положения, свидетельствуют о том, что трудовой договор с ФИО1 подлежит расторжению в связи с установленными ограничениями на право занятия должности муниципального служащего, а именно наличием не погашенной и не снятой судимости, а также непринятием ею мер по предотвращению конфликта интересов.

В качестве оснований для предъявления иска прокурор указывает следующее.

Согласно ч.2 ст.3 Федерального закона №25 от 02.03.2007 «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Из п.3 ч.1 статьи 19 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» следует, что помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13, 14, 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.

Согласно п.2 ч.1 ст.13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу.

Согласно ч.2.3 ст.14.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

Частью 1 статьи 14.1 указанного Федерального закона предусмотрено, что под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

В силу части 2 статьи 14.1 вышеуказанного Федерального закона под личной заинтересованностью муниципального служащего понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

В соответствии с частью 2.1 статьи 14.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Согласно части 3 статьи 14.1 указанного Федерального закона представитель нанимателя (работодатель), которому стало известно о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения этого муниципального служащего от замещаемой должности муниципальной службы на период урегулирования конфликта интересов с сохранением за ним денежного содержания на все время отстранения от замещаемой должности муниципальной службы.

Пункты 4, 13 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации относят к увольнению по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу, а также возникновение установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.

Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» в качестве отдельного основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим наличие непогашенной и неснятой судимости не предусмотрено.

Пунктом 6 части первой статьи 7 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрена унификация прав государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Статья 5 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и статья 7 ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» устанавливают взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации.

Согласно п.2 ч.1 ст.16 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости.

Прокурор просит суд обязать администрацию Ишимского сельсовета Чистоозерного района Новосибирской области расторгнуть трудовой договор от <дата>, заключенный администрацией Ишимского сельсовета Чистоозерного района Новосибирской области с ФИО1

Представитель истца – заместитель прокурора Чистоозерного района Новосибирской области Анцибор Г. – в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель ответчика – глава Ишимского сельсовета Чистоозерного района Новосибирской области ФИО2 исковые требования прокурора признала.

Третье лицо – ФИО1 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска, пояснила, что она работает в Ишимском сельсовете специалистом, в настоящее время не имеет отношения к распоряжению бюджетными денежными средствами, наказания в виде дисквалификации к ней не применялось.

Суд, изучив материалы дела, полагает, что иск прокурора подлежит удовлетворению.

В соответствии с п.38 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

Статьей первой Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.В соответствии с п.4 ст.5 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Согласно ч.2 ст.3 Федерального закона №25 от 02.03.2007 «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Из п.3 ч.1 ст.19 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» следует, что помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13, 14, 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.

Так, согласно п.2 ч.1 ст.13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу.

Согласно ч.2.3 ст.14.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

Частью 1 статьи 14.1 указанного Федерального закона предусмотрено, что под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

В силу ч.2 ст.14.1 вышеуказанного Федерального закона под личной заинтересованностью муниципального служащего понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

В соответствии с ч.2.1 ст.14.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в его отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Согласно ч.3 ст.14.1 указанного Федерального закона представитель нанимателя (работодатель), которому стало известно о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения этого муниципального служащего от замещаемой должности муниципальной службы на период урегулирования конфликта интересов с сохранением за ним денежного содержания на все время отстранения от замещаемой должности муниципальной службы.

Пункты 4, 13 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации относят к увольнению по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу, а также возникновение установленных настоящим Кодексом, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности.

Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» в качестве отдельного основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим наличие непогашенной и неснятой судимости не предусмотрено.

Однако пунктом 6 части первой статьи 7 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрена унификация прав государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Статья 5 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и статья 7 ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» устанавливают взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации.

Согласно п.2 ч.1 ст.16 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости.

Судом установлено, что ФИО1 является муниципальным служащим и состоит в трудовых отношениях с администрацией Ишимского сельсовета Чистоозерного района Новосибирской области.

Распоряжением главы Ишимского сельсовета Чистоозерного района Новосибирской области от <дата> делопроизводитель администрации Ишимского сельсовета ФИО1 переведена специалистом 1 разряда администрации Ишимского сельсовета с классным чином секретаря муниципальной службы 1 класса, <дата> с ней заключен трудовой договор.

Приговором <......> районного суда <......> области от <дата>, вступившим в законную силу <дата>., ФИО1, <дата> года рождения, осуждена по ч.3 ст.159 УК РФ, ей назначено наказание по указанной статье в виде лишения свободы на срок 1 год 2 месяца условно, с испытательным сроком 2 года.

В соответствии со ст.86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость в отношении лиц, условно осужденных, погашается по истечении испытательного срока.

Согласно указанного приговора, ФИО1 признана виновной в хищении денежных средств, принадлежащих МКУК «Ишимский КДЦ», учредителем которого в свою очередь, является администрация Ишимского сельсовета Чистоозерного района.

Как установлено судом и не оспаривается сторонами, в настоящее время в администрации Ишимского сельсовета отсутствуют вакантные должности, не относящиеся к муниципальной службе.

Кроме этого, судом установлено, что согласно должностной инструкции специалиста администрации Ишимского сельсовета Чистоозерного района (п.<......>), в его обязанности входит временное осуществление полномочий главы муниципального образования в случае его отсутствия.

Таким образом суд полагает, что наличие в отношении ФИО1 обвинительного приговора, вступившего в законную силу, судимость по которому с ФИО1 не снята и не погашена, а также обстоятельства совершения ею мошенничества с использованием своего служебного положения, свидетельствуют о том, что трудовой договор с ФИО1 подлежит расторжению в связи с установленными ограничениями на право занятия должности муниципального служащего, а именно наличием не погашенной и не снятой судимости, а также непринятием ею мер по предотвращению конфликта интересов.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Чистоозерного района Новосибирской области удовлетворить.

Возложить на администрацию Ишимского сельсовета Чистоозерного района Новосибирской области обязанность расторгнуть трудовой договор от <дата>, заключенный администрацией Ишимского сельсовета Чистоозерного района Новосибирской области с ФИО1

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение 1 месяца.

Председательствующий: л.п. Баев Ю.П.