УИД 59RS0003-01-2021-003234-95
Дело № 2-126/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 июля 2022 года Кировский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Аристовой Н.Л.,
при секретаре судебного заседания Вахониной Т.Ю.,
с участием представителей истцов ФИО1, ФИО2, по доверенности, представителя ответчика Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края ФИО3, по доверенности, представителя третьего лица Управления по экологии и природопользованию администрации г. Перми ФИО4, по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску садоводческого некоммерческого товарищества «ЛУЧ», ФИО5, ФИО6 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края о признании принадлежности земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования,
У С Т А Н О В И Л:
СНТ «ЛУЧ», ФИО5, ФИО6 обратились в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае о принадлежности земельного участка площадью 2,5 га по адресу: г. Пермь, , находящегося с южной стороны территории КЭЧ (ранее в/ч №), садоводческому некоммерческому товариществу «ЛУЧ».
В обоснование заявленных требований указали, что до 2001 года на территории Кировского района г. Перми располагалась воинская часть № №. В 1950 году на основании Постановления Совета Министров СССР от 24 февраля 1949 года № 807 «О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих» военнослужащим, проходящим службу в воинской части № №, были выделены земельные участки площадью 2,5 га по адресу: г. Пермь, (с южной стороны территории в/ч №) для ведения огородничества и садоводства военнослужащими. Военнослужащими, получившими земельные участки, на основании Постановления Совета Министров СССР от 24 февраля 1949 года № 807 «О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих», было создано садоводческое товарищество «Луч», которое существует до настоящего времени. Согласно п. 7 постановления, отводимые рабочим и служащим земельные участки под сады, закрепляются за ними в бессрочное пользование при условии беспрерывной работы на предприятии, в учреждении или организации в течение 5 лет после отвода земельного участка под сад. В дальнейшем, в связи с изменением законодательства, 02 марта 1999 года постановлением администрации Кировского района г. Перми № 223 зарегистрировано СНТ «Луч» по адресу: г. Пермь, (с южной стороны территории в/ч №) на земельном участке площадью 2,5 га. Утвержден список членов в количестве 53 человека. В настоящее время правопреемником указанного СНТ «Луч» является садоводческое некоммерческое товарищество «Луч», действующее на основании устава, принятого внеочередным общим собранием членов товарищества от 15 апреля 2021 года. Истцы ФИО5 и ФИО7 являются членами СНТ «Луч». Земельные участки были предоставлены членам их семей, проходившим службу и работающим в воинской части. Иными членами СНТ «Луч» являются также военные пенсионеры, получившие земельные участки в период прохождения военной службы в воинской части №, и члены их семей. Со дня создания товарищества руководство воинской части № № оказывало его членам содействие по благоустройству: были отсыпаны дороги для проезда в товарищество, организовано водоснабжение через скважину, проведено электричество. Вплоть до 2001 года (до расформирования воинской части) члены коллективного сада (ныне СНТ) оплачивали электроэнергию в воинскую часть № №. Земельный участок с момента создания товарищества, то есть с 1950 года всегда находился в составе земельного участка, предоставленного для расположения воинской части из земель населенных пунктов с кадастровым номером № площадью 920074,98 кв.м., находящихся по адресу: г. Пермь, Кировский район, , с разрешенным использованием: под объекты КЭЧ. 24 июля 2008 года распоряжением № 867-р Федерального агентства по управлению государственным имуществом указанный земельный участок был разделен на 2 участка, которые были предоставлены в постоянное бессрочное пользование Пермской КЭЧ района. В состав сформированного земельного участка с кадастровым номером №, площадью 531402 кв.м., разрешенное использование: под объекты КЭЧ, по адресу: г. Пермь, , с южной стороны территории воинской части №, входит этот земельный участок площадью 2,5 га, предоставленный военнослужащим под товарищество. По приказу Первого заместителя Министра обороны Российской Федерации от 31 марта 2016 года № 35 земельный участок с кадастровым номером №, площадью 531402 кв.м., передан в государственную собственность Пермского края. На плане (чертеже, схеме) земельного участка кадастрового паспорта от 20 апреля 2012 года видно, что в границах земельного участка № находится посторонний землепользователь, местоположение которого совпадает с местоположением СНТ «Луч», то есть с южной стороны. В соответствии с п. 11 Постановления ВЦИК от 30 октября 1922 года (редакция от 27 декабря 1926 года) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, принятого на 4 сессии IX созыва» (вместе с Земельным кодексом РСФСР»), право на землю, предоставленную в трудовое пользование, бессрочно может быть прекращено только по основаниям, указанным в законе. В соответствии со ст. 11 Закона РСФСР от 01 июля 1970 «Об утверждении Земельного кодекса РСФСР» (вместе с Земельным кодексом РСФСР»), земля предоставляется в бессрочное или временное пользование. Бессрочным (постоянным) признается землепользование без заранее установленного срока. В соответствии со ст. 76 Земельного кодекса РСФСР земельные участки для коллективного садоводства предоставляются предприятиям, организациям и учреждениям в бессрочное пользование в порядке, установленном статьями 12-18 настоящего кодекса. Статьей 12 Земельного кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 25 апреля 1991 года № 1103-1) было установлено, что организациям земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим земельные участки из государственных и муниципальных земель на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды или срочного пользования, не может быть отказано в приватизации таких земельных участков, за исключением установленных федеральными законами случаев запрета на передачу земельных участков в частную собственность. Земельный участок в размере 2,5 га, которым пользуются члены СНТ, в установленном законом порядке не оформлен, на кадастровом учете не состоит. Право бессрочного пользования на земельный участок до настоящего времени не зарегистрировано, что препятствует членам СНТ приватизировать земельные участки, распоряжаться ими. В настоящее время СНТ «Луч» не может оформить право на земельный участок в установленном законом порядке, в связи с утратой документов о выделении земельного участка под коллективное садоводство и огородничество и не может их восстановить в связи с расформированием воинской части № №.
В порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцы уточнили исковые требования, просили признать за СНТ «ЛУЧ» право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 28013 кв.м., расположенным по адресу: г. Пермь, , образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером № в границах, установленных межевым планом ООО «М» от 10 ноября 2020 года.
Представители истца в судебном заседании на исковых требованиях настаивали.
Ответчик территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае своего представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом.
Из представленного отзыва территориального управления Росимущества в Пермском крае следует, что земельный участок с кадастровым номером № площадью 531402 кв.м. передан в государственную собственность Пермского края. Таким образом, территориальное управление является ненадлежащим ответчиком по настоящему исковому заявлению.
Протокольным определением суда от 14 октября 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности в Пермском крае.
Представитель ответчика Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельностью Пермского края в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.
Из представленного ответчиком Министерством по управлению имуществом и градостроительной деятельностью Пермского края отзыва следует, что Министерство с заявленными требованиями не согласно, считает их незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Как следует из материалов дела, истцы просят признать принадлежность земельного участка площадью 2,5 га, расположенного по адресу: г. Пермь, , находящегося с южной стороны территории КЭЧ (ранее в/ч №) за СНТ «Луч». При этом, в исковом заявлении указано, что СНТ «Луч» было зарегистрировано постановлением администрации Кировского района г. Перми от 02 марта 1999 года № 223. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 11 октября 2021 года № ЮЭ9965-21-283221317 Садовое некоммерческое товарищество «Луч», являющееся соистцом по настоящему делу, было зарегистрировано в качестве юридического лица 21 января 2021 года. Из содержания выписки не следует, что вновь созданное СНТ «Луч» является правопреемником СНТ «Луч», зарегистрированного постановлением администрации Кировского района г. Перми от 02 марта 1999 года № 223, в связи с чем довод истцов о правопреемстве товариществ не обоснован. Из искового заявления следует, что права на земельный участок, который, по мнению истцов, составляет территорию СНТ «Луч», а также права на земельные участки членов товарищества не оформлены в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, земельный участок для ведения садоводства СНТ «Луч» в установленном законом порядке не предоставлялся. Как следует из материалов дела и представленных истцом документов, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об испрашиваемом земельном участке, в связи с чем определить недвижимое имущество, на которое направлены требования истцов, в качестве индивидуально определенной вещи не представляется возможным. Поскольку сведения, позволяющие идентифицировать спорное имущество в качестве индивидуально определенной вещи, в материалах дела отсутствуют, такое имущество не может являться объектом гражданского оборота. Соответственно требования о признании за истцом прав на земельный участок удовлетворению не подлежат. Согласно сведениям, содержащимся в выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 07 октября 2021 года № КУВИ-002/2021-132326566 земельный участок с кадастровым номером № частично расположен в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон. В соответствии с пп. «а» п. 10 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года № 160 в пределах охранных зон без письменного разрешения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещается строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений. Какие-либо доказательства о согласовании с сетевой организацией строительства, капитального ремонта, реконструкции или сноса зданий и сооружений в материалах дела отсутствуют. Основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений определяет градостроительный регламент территориальной зоны. Согласно п. 9 ст. 1, ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент – устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства. Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством, правилами землепользования и застройки. Согласно правилам землепользования и застройки города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года № 143, земельный участок с кадастровым номером № находится в территориальной зоне ГЛ (Зона городских лесов). Зона городских лесов ГЛ включает в себя лесные (покрытые и не покрытые лесом) и нелесные земли (дороги, просеки, болота, пески, иные участки в соответствии с законодательством). Зона городских лесов выделена для обеспечения правовых условий сохранения, воспроизводства городских лесов и осуществления различных видов деятельности в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации. В зоне городских лесов запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, установленных Лесным кодексом Российской Федерации, запрещается заготовка живицы, осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, ведение сельского хозяйства, создание лесных плантаций и их эксплуатация, выращивание плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений, выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых, размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, переработка древесины и иных лесных ресурсов. Основные виды разрешенного использования: резервные леса (10.4). Вспомогательные виды разрешенного использования: обеспечение научной деятельности (3.9), объекты наружного противопожарного водоснабжения (пожарные резервуары, водоемы), трубопроводный транспорт (7.5). Согласно Положению об управлении по экологии и природопользованию администрации города Перми, утвержденному решением Пермской городской Думы от 12 сентября 2006 года № 218 управление осуществляет полномочия администрации города Перми (в части установления настоящим Положением) по управлению и распоряжению лесными участками, находящимися в муниципальной собственности города Перми, и участками, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с действующим законодательством, обеспечивает оформление прав на лесные участки в целях обеспечения собираемости платежей за использование таких участков, организует использование, охрану, защиту, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах города Перми, охрану особо охраняемых территорий местного значения на территории города Перми и управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения на территории города Перми. В связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером № полностью расположен в территориальной зоне городских лесов ГЛ, судебный акт, который будет вынесен по существу заявленных требований, может повлиять на права и охраняемые законом интересы администрации города Перми в лице управления по экологии и природопользованию. По мнению Министерства, истцы не приводят доказательств тех обстоятельств, на которые ссылаются, не представили допустимых и относимых доказательств в обоснование заявленных требований.
Из дополнительного отзыва Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края следует, что на основании п. 12 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса РФ право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом РФ праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками. В п. 1 данной статьи также закреплено, что право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 9 ст. 3 Закона № 137-ФЗ). Истцы полагают, что право на спорный земельный участок возникло еще в 1950 году в момент создания товарищества «Луч», которое, по мнению истцов, существует до настоящего времени. В связи с чем, в предмет доказывания по настоящему спору о возникновении у СНТ «Луч» права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком входят обстоятельства наличия установленных положениями действующего законодательства и законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, оснований приобретения данного права на землю. В рассматриваемый период земельное право регулировалось Земельным кодексом РСФСР, введенным в действие постановлением ВЦИК от 30 октября 1922 года «О введении в действие Земельного кодекса, принятого на 4 сессии созыва» (далее ЗК РСФСР 1922), основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик от 01 декабря 1970 года до 01 мая 1991 года, Земельным кодексом РСФСР, утвержденным ВС РСФСР 25 апреля 1991 года № 1103-1. Как следовало из п. 2 Земельного кодекса РСФСР 1922 года все земли в пределах РСФСР, в чьем бы ведении они не состояли, составляют собственность Рабоче-Крестьянского Государства. В силу п. 5 указанного кодекса, все земли, остающиеся в едином государственном земельном фонде после предоставления из него земель в непосредственное пользование трудовых земледельцев и их объединений городов и поселений городского типа, составляют земли непосредственного государственного владения и являются государственным земельным имуществом. Земельные права и обязанности землепользователей и их объединений определяются общими законами РСФСР, настоящим кодексом, узаконениями и распоряжениями, издаваемыми в его развитие, а для земельных обществ – также их уставами (приговорами) и местными обычаями, когда их применение не противоречит закону (п. 8 Земельного кодекса РСФСР 1922). В соответствии с п. 157 Земельного кодекса РСФСР от 1922 года государственные земельные имущества могут быть предоставляемы трудовым землепользователям в бессрочное и безвозмездное пользование на основании особых договоров под условием выполнения землепользователями специальных правил, устанавливаемых инструкцией Народного Комиссариата Земледелия РСФСР. Согласно п. 11 Земельного кодекса РСФСР от 1922 года, право на землю, предоставленную в трудовое пользование, бессрочно и может быть прекращено по основаниям, указанным в законе. В соответствии с п. 14 Земельного кодекса РСФСР от 1922, право на новые участки земли трудового пользования предоставляется путем: а) отвода этих участков земельными органами; б) предоставления земли земельными обществами и в) трудовой заимки земли. При этом отвод земли земельными органами производится по правилам землеустройства (часть III). Предоставление же земли обществами производится по правилам земельного устава общества или по его приговору (п. 15 Земельного кодекса РСФСР от 1922). Порядок отвода земель регулировался частью III Земельного кодекса РСФСР от 1922. Пунктом 166 части III Земельного кодекса РСФСР от 1922 определялся порядок производства землеустроительных действий. Пунктами 167, 168 Земельного кодекса РСФСР от 1922 года предусмотрено, что производство землеустроительных действий выполняется под общим наблюдением, руководством и контролем Народного Комиссариата Земледелия местными землеустроительными учреждениями через уполномочиваемых на то землемеров – землеустроителей. Из системного анализа положений, изложенных в п.п. 166-170, 192, 194-205 Земельного кодекса РСФСР 1922 года следует, что на момент предоставления земельного участка истцу, в том числе, на праве постоянного бессрочного пользования, данный кодекс устанавливал следующие этапы предоставления земельного участка и регистрации права: отвод земель, предоставляемых в пользование государственным организациям, учреждениям и предприятиям (п. 166); производство землеустроительных действий (п. 167-170), результатом которых являлась подготовка землеустроительного дела; государственной записи образованных землепользований (земельной регистрации) и принятии акта регистрации (п. 192, 194-205). Постановлением Совета Министров СССР от 24 февраля 1949 года № 807 «О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих» были предусмотрены условия выдела под огороды рабочих и служащих свободных земель городов, поселков, госземфонда, в полосах отвода железных и шоссейных дорог, а также свободные земли предприятий, учреждений и организаций. Отводимые рабочим и служащим земельные участки под сады закрепляются за ними в бессрочное пользование при условии беспрерывной работы на предприятии, в учреждении или организации в течение 5 лет после отвода земельного участка под сад (п. 7 Постановления № 807). В силу ст. 11 Земельного кодекса РСФСР от 1970 года земля предоставляется как в бессрочное, так и во временное пользование. Бессрочным (постоянным) признается землепользование без заранее установленного срока. Согласно ст. 12, 14 Земельного кодекса РСФСР от 1970 года предоставление земельных участков в пользование осуществлялось в порядке отвода, который производился на основании постановления Совета Министров РСФСР или Совета Министров автономной республики, либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов в порядке, установленном законодательством. В постановлениях или решениях о предоставлении земельных участков указываются цель, для которой они отводятся, и основные условия пользования землей. В соответствии со ст. 10 Основ земельного законодательства, 18 Земельного кодекса РСФСР от 1970 года, право землепользования удостоверялось государственными актами на право пользования землей, формы актов устанавливались Советом Министров СССР. Единая форма государственного акта на право пользования землей была утверждена постановлением Совета Министров СССР от 06 марта 1975 года № 199 «О выдаче землепользователям государственных актов на право пользования землей». Статьей 17 Земельного кодекса РСФСР 1970 года предусматривалась необходимость установления границ предоставленного земельного участка в натуре (на местности), а также выдача документа, удостоверяющего право пользования землей. В силу ст. 84 Земельного кодекса РСФСР 1970 года земельные участки в городах предоставляются в бессрочное или временное пользование на основании решения исполнительного комитета городского Совета народных депутатов. По смыслу указанных норм, оформление прав на землю предусматривало в качестве обязательных этапов отвод земельного участка в натуре посредством установления его границ на месте и отражение их в графической форме, а также получение документов, удостоверяющих право пользования землей. Так, согласно ст. 18 Земельного кодекса РСФСР 1970 года право землепользования колхозов, совхозов и других землепользователей удостоверяется государственными актами на право пользования землей, которые выдаются исполнительными комитетами районных, городских Советов депутатов трудящихся. В соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик формы актов устанавливаются Советом Министров СССР, Постановлением Совмина СССР от 31 декабря 1954 года № 259 «О едином государственном учете земельного фонда СССР» с 1955 года вводился обязательный государственный учет наличия и распределения земли по угодьям и землепользователям, а также государственная регистрация всех землепользований по единой общесоюзной системе. Учету подлежали все земли, находящиеся в пользовании колхозов, совхозов, городов и поселков, государственных, кооперативных и общественных учреждений, организаций и предприятий, единоличных крестьянских хозяйств и отдельных граждан, а также земли государственного земельного фонда (запаса) и государственного лесного фонда. Учет земель каждого землепользователя был сосредоточен в государственной книге регистрации землепользований. Постановлением Совмина СССР от 10 июня 1977 года № 501 «О порядке ведения государственного земельного кадастра» было предусмотрено осуществление необходимых мероприятий по обеспечению ведения начиная с 1977 года государственного земельного кадастра, а также были установлены формы кадастровой документации: земельно-кадастровая книга предприятия, организации и учреждения, которым земля предоставлена в постоянное или долгосрочное пользование; государственная земельно-кадастровая книга района (города), государственный земельный кадастр области, края, автономной и союзной республики; государственный земельный кадастр СССР. Статьями 118, 119 Земельного кодекса РСФСР от 1970 года предусматривалось в целях обеспечения рационального использования земельных ресурсов ведение государственного земельного кадастра, содержащего совокупность достоверных и необходимых сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель; государственный земельный кадастр включал данные регистрации землепользований, учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель. В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РСФСР 1991 года в бессрочное (постоянное) пользование земельные участки предоставлялись также предприятиям, учреждениям и организациям, независимо от формы собственности и сферы их деятельности. Согласно п. 2 ст. 19 Земельного кодекса РСФСР 1991 года полномочиями по регистрации права собственности на землю, права землевладения, землепользования, договоров на временное пользование и аренду земельных участков наделялись городские Советы народных депутатов. В силу ч.ч. 1, 2 ст. 31 Земельного кодекса РСФСР 1991 года право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверялось государственным актом, который выдавался и регистрировался соответствующим Советом народных депутатов. Форма государственного акта утверждалась Советом Министров РСФСР. Следовательно, в силу норм Земельного кодекса РСФСР 1922 года, Земельного кодекса РСФСР 1970 года, Земельного кодекса РСФСР 1991 года и перечисленных правовых норм в их взаимосвязи, именно государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей, имевший равную юридическую силу с записями в ЕГРП, является единственным доказательством существования такого права на земельный участок, размер и границы которого должны были быть указаны в чертеже, прилагаемом к государственному акту на право бессрочного (постоянного) пользования (указанная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23 октября 2012 года № 18-КГ12-40). Таким образом, в соответствии с указанными нормами товарищество «Луч», являющееся, по мнению истцов, правопредшественником действующего СНТ «Луч» обязано было исполнить указанную публичную обязанность по оформлению правоотношений в связи с предоставлением и использованием земельного участка. Однако в материалах дела какой-либо акт о предоставлении земельного участка на каком-либо праве отсутствует, иного не доказано. Таким образом, по мнению Министерства, истцы не доказали возникновение у СНТ «Луч прав на спорный земельный участок, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. 2. Правопреемство между существовавшим ранее товариществом «Луч» и действующим СНТ «Луч» не доказано. В исковом заявлении указано, что СНТ «Луч» было зарегистрировано постановлением администрации Кировского района г. Перми от 02 марта 1999 года № 223. Вместе с тем, согласно имеющемуся в архиве Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми техническому делу № 820/481 «О предоставлении земельного участка СНТ «Луч» под садоводство участки в Кировского района» Садоводческое товарищество «Луч» зарегистрировано постановлением администрации Кировского района г. Перми от 11 июля 1994 года № 376. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 11 октября 2021 года № ЮЭ9965-21-283221317 Садовое некоммерческое товарищество «Луч» было зарегистрировано в качестве юридического лица 21 января 2021 года. Из содержания выписки не следует, что вновь созданное СНТ «Луч» является правопреемником СНТ «Луч», зарегистрированного постановлением администрации Кировского района г. Перми от 02 марта 1999 года № 223, в связи с чем довод истца о правопреемстве товарищества не обоснован. При этом, по мнению Министерства, довод истцов о том, что решением Кировского районного суда г. Перми от 18 ноября 2021 года по делу № 2-2432/2021 установлен факт правопреемства СНТ «Луч», зарегистрированного постановлением администрации Кировского района г. Перми от 02 марта 1999 года № 223 и СНТ «Луч» зарегистрированного в качестве юридического лица 21 января 2021 года, является необоснованным, поскольку правопреемство обусловлено лишь ссылкой на закрепление соответствующего факта в уставе вновь созданного СНТ «Луч», что само по себе не может быть безусловным основанием для установления факта правопреемства. Более того, указанные выводы суда никем из сторон по рассмотренному делу не оспаривались. Таким образом, по мнению Министерства, оценивая правовую квалификацию, произведенную ранее по другому делу, суд не связан выводами других судов (судей). Если суд придет к иным выводам о правовой квалификации рассматриваемых отношений, он должен указать соответствующие мотивы, дав при этом оценку обстоятельствам рассматриваемого дела с учетом доказательств, имеющихся в материалах настоящего дела. 3. Пункт 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Пунктом 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что до 1 марта 2022 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация; по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд. В случае, если земельный участок, указанный в абзаце втором настоящего пункта, относится к имуществу общего пользования, указанный земельный участок до 1 марта 2022 года предоставляется бесплатно в общую долевую собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади таких земельных участков. Из искового заявления следует, что права на земельный участок, который, по мнению истцов, составляет территорию СНТ «Луч», а также права на земельные участки членов товарищества не оформлены в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, земельный участок для ведения садоводства СНТ «Луч» в установленном законом порядке не предоставлялся. Предоставление же земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется исключительно: органам государственной власти и органам местного самоуправления; государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным); казенным предприятиям; центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий. Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено предоставление СНТ земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование. Кроме того, согласно Правилам землепользования и застройки города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года № 143, земельный участок с кадастровым номером № находится в территориальной зоне ГЛ (Зона городских лесов). По мнению Министерства, истцы не приводят доказательств тех обстоятельств, на которые ссылаются, не представили допустимых и относимых доказательств в обоснование заявленных требований.
Третье лицо ОАО «МРСК Урала» своего представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом.
Из представленного ОАО «МРСК Урала» отзыва следует, что в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о зонах с особыми условиями использования территории: «Охранная зона ВЛ-35 КВ «ЭПВРЗ-МОСТ» Ц.1.2», соответственно в границах земельного участка с кадастровым номером № проходит ВЛ-35 кВ «ЭПВРЗ-МОСТ» Ц.1.2» инвентарный № входящий в состав Транзита.
Третье лицо Департамент земельных отношений администрации г. Перми своего представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом.
Из представленного третьим лицом Департаментом земельных отношений администрации г. Перми отзыва следует, что поскольку испрашиваемый земельный участок передан в государственную собственность, полномочия Департамента в отношении него отсутствуют.
Третье лицо Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края своего представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом.
Из представленного третьим лицом Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края отзыва следует, что Министерство является уполномоченным органом государственной власти Пермского края в области лесных отношений, реализующим полномочия, переданные на уровень субъектов Российской Федерации статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации. Полномочия министерства распространяются в отношении лесных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 3.4.4 Постановления Правительства Пермского края от 03 сентября 2012 года № 756-п «О Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края» Министерство устанавливает порядок осуществления прав владения, пользования и распоряжения лесными участками, находящимися в собственности Пермского края, а также сохранения лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения в границах этих участков. Таким образом, указанные полномочия распространяются исключительно на земли лесного фонда. В настоящее время лесные участки, находящиеся в собственности Пермского края, отсутствуют, в связи с чем Министерство осуществляет полномочия, переданные Российской Федерацией на уровень субъекта Российской Федерации в соответствии со ст. 83 Лесного кодекса Российской Федерации. Согласно исковому заявлению, земельный участок с кадастровым номером № расположен по адресу: г. Пермь, . Территория г. Перми относится к землям населенных пунктов. Согласно части 1 ст. 122 Лесного кодекса Российской Федерации на землях населенных пунктов могут располагаться леса, в том числе городские леса и другие защитные леса. Согласно ч. 1 ст. 116 Лесного кодекса Российской Федерации к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов. В соответствии с ч. 1 ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся, в том числе, владение, пользование, распоряжение такими лесными участками. Согласно п. 1 ст. 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности. Управление по экологии и природопользованию Администрации города Перми осуществляет полномочия по управлению и распоряжению лесными участками, находящимися в муниципальной собственности города Перми, и участками, государственная собственность на которые не разграничена. Участок с кадастровым номером № не относится к категории лесных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации. Министерство не осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению лесными участками, расположенными на землях населенных пунктов.
Представитель третьего лица Управления по экологии и природопользованию администрации города Перми в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Из представленного третьим лицом Управлением по экологии и природопользованию администрации города Перми отзыва следует, что к задачам управления относится использование и охрана городских лесов, расположенных в городе Перми. Земли городских лесов являются лесными участками, правовое регулирование которых осуществляется в соответствии с лесным законодательством. Согласно материалам лесоустройства городских лесов города Перми земельный участок в границы Пермского городского лесничества не входит, примыкает к кварталу 36 Нижне-Курьинского участкового лесничества. Границы Пермского городского лесничества в соответствии с лесоустройством 2010, 2020 года были утверждены Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 02 февраля 2021 года № 27 «Об определении количества лесничеств на территории города Перми и установлении их границ» с изменениями от 21 сентября 2021 года № 706 «Об определении количества лесничеств на территории города Перми и установлении их границ» с изменениями от 21 сентября 2021 года № 706 «Об определении количества лесничеств на территории города Перми» и установлении их границ». Согласно Правилам землепользования и застройки города Перми, утвержденным решением Пермского городской Думы от 26 июня 2007 года № 143, материалами автоматизированной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (АИСОГД) спорный участок входит в зону городских лесов (ГЛ). Для этой территориальной зоны установлен особый правовой режим.
Третье лицо ФИО8 в судебном заседании не участвовала, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом. Ранее поясняла, что земельный участок в СНТ «Луч» достался ей по наследству от матери в 60-х годах. Мать третьего лица работала с 1943 года в воинской части № №, третье лицо была еще ребенком, когда её матери выделили земельный участок. На участке находится небольшой садовый домик. Линия электропередач через СНТ «Луч» стала проходить в 80-х годах, является резервной веткой, электрики проверяют, нарушений нет.
Третье лицо ФИО9 в судебном заседании не участвовала, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом. Ранее поясняла, что земельным участком пользуется с 1984 года, работала в воинской части № с 1977 по 1985 годы. За получением земельного участка обращалась к командиру воинской части. На земельном участке находится небольшой садовый домик. В 1984 году линия электропередач уже существовала, но ею не пользуются, так как она резервная, электрики проверяют. Когда получала земельный участок, был кооператив, который назывался «Луч», воинская часть снабжала его водой и электроэнергией, установила забор.
Иные лица в судебном заседании не участвовали, извещались судом надлежащим образом.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 26 Гражданского кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 11.06.1964) (ред. от 24.12.1992) правоспособность юридического лица возникает с момента утверждения его устава или положения, а в случаях, когда оно должно действовать на основании общего положения об организациях данного вида, - с момента издания компетентным органом постановления о его образовании. Если устав подлежит регистрации, правоспособность юридического лица возникает в момент регистрации.
Судом установлено, что постановлением администрации города Перми от 02 марта 1999 года № 223 постановлено зарегистрировать садоводческое некоммерческое товарищество «ЛУЧ», местонахождение которого определено с южной стороны территории в/ч №, по адресу: г. Пермь, .
Согласно уставу (зарегистрирован администрацией Кировского района г. Перми от 02 марта 1999 года № 223) (т. 3, л.д. 210-215) садово-огородническое товарищество «ЛУЧ» создано на основании постановления администрации города Перми от 02 марта 1999 года № 223 «О выделении земельного участка товариществу «Луч» в постоянное (бессрочное) пользование площадью 25 635 кв.м. с южной стороны территории воинской части № № в жилом районе Водник Кировского района г. Перми за счет ранее отведенных городских земель. Место нахождение: г. Пермь, .
Протоколом общего собрания граждан об учреждении СНТ «Луч» от 15 января 2021 года принято решение о создании садоводческого некоммерческого товарищества «Луч», расположенного на земельном участке с южной стороны территории бывшей в/ч №.
Уставом СНТ «ЛУЧ» от 15 апреля 2021 года, созданного 21 января 2021 года, закреплено, что СНТ является правопреемником СНТ «ЛУЧ», зарегистрированного постановлением администрации Кировского района г. Перми от 02 марта 1999 года № 223 (местонахождение: с южной стороны территории в/ч №).
Как следует из искового заявления, садоводческое товарищество «Луч» создано на основании Постановления Совета Министров СССР от 24 февраля 1949 года № 807 «О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих» на земельном участке (площадью 2,5 га по адресу: г. Пермь, (с южной стороны территории в/ч №) для ведения огородничества и садоводства военнослужащими), предоставленном военнослужащим, проходящим службу в воинской части № №.
Ссылаясь на то, что СНТ «Луч» является правопреемником ранее организованного СНТ «Луч», и занимает земельный участок площадью 28 013 кв.м. (с учетом межевания), ранее предоставленный Пермской КЭЧ района, ФИО5, ФИО6, являясь членами СНТ «Луч», а также СНТ «Луч» обратились в суд с рассматриваемым иском.
Из пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» следует, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
До начала земельной реформы, когда земля находилась в собственности государства, земельные участки могли предоставляться гражданам во временное или бессрочное пользование. Бессрочным признавалось землепользование без заранее установленного срока (статья 11 Земельного кодекса РСФСР 1970 года). Земельные участки для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, индивидуального садоводства, то есть независимо от целевого назначения выделялись исключительно на праве постоянного (бессрочного) пользования. Предоставление приусадебных и других земельных участков колхозникам, рабочим, служащим и другим специалистам, проживающим в сельской местности из земель, закрепленных за колхозами, совхозами и другими сельхозпредприятиями, осуществлялось по решению общего собрания членов колхоза (собрания уполномоченных) либо администрации совхоза (статьи 61, 64 Земельного Кодекса РСФСР 1970 года).
В силу статьи 80 Земельного кодекса РСФСР 1991 года, земельные участки для кооперативного, а также индивидуального дачного, гаражного и жилищного строительства предоставляются местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией. Земли для кооперативного дачного и гаражного строительства состоят из земель общего пользования, находящихся в пользовании дачно-строительных и гаражно-строительных кооперативов.
Статьей 12 Земельного кодекса РСФСР 1991 года было установлено, что организациям земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование.
Вступившим в силу с 29 октября 2001 года новым Земельным кодексом Российской Федерации земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование и пожизненное наследуемое владение не предоставляются, но приобретенные ранее участки на том или ином праве сохраняются.
В представленном Департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Перми деле № 820/481 о предоставлении земельного участка садоводческому товариществу «Луч» под садовые участки в ж/р «Водники» Кировского района города Перми имеются следующие документы:
- выписка из протокола № 1 общего собрания коллектива рабочих и служащих вооруженных сил, пенсионеров в/ч № от 1 августа 1993 года о принятии решений: об организации садового товарищества и присвоения ему наименования «Луч», избрании председателя, принятии представленного проекта устава (т. 3, л.д. 52);
- постановление администрации Кировского района города Перми от 11 июля 1994 года № 376 «О регистрации садоводческого товарищества «Луч» в/ч №», в соответствии с которым утверждено решение общего собрания от 1 августа 1993 года № 1, об утверждении состава правления, ревизионной комиссии и списки членов садоводческого товарищества «Луч», регистрации устава садоводческого товарищества «Луч» в администрации Кировского района города Перми, о просьбе администрации города Перми произвести отвод земельного участка площадью 2,5 га, расположенного под ЛЭП от в/ч № до торца сада № 7 ПЗС «К» под существующий сад (т. 3, л.д. 53);
- согласование ЦЭС размещения коллективных садов под ВЛ при выполнении следующих условий: 1. Вдоль ВЛ должен быть оставлен беспрепятственный проезд для механизмов, ворота для них, подъезд к каждой опоре; 2. Строительство домиков не более 5 м от проекции крайнего провода; 3. Под проводами ВЛ и 5-ти метровой зоне от проекции крайнего провода разрешается посадка ягодных и плодовых деревьев не более 3-х метров, 4. Складирование материалов под проводами ВД и у опор запрещается, 5. Давление в водопроводе сада не должно превышать 2-х атм., водопровод должен быть заземлен не менее, чем в двух точках, 6. Работы в саду вести с соблюдением правил электробезопасности, ежегодно проводить письменный инструктаж всем членам кооператива о правилах охраны ВЛ, 7. Не предъявлять претензии по ущербу, нанесенному при авариях, плановых ремонтах и реконструкции ВЛ, 8. В службу ЛЭП предоставить обязательство правления сада о выполнении указанных условий с адресами и №№ телефонов членов правления, 9. для надзора за выполнением правил охраны ЛЭП выделить ЦЭС участок, 10. Правление сада несет полную ответственность за электробезопасность садоводов, за сохранность ВЛ и ее надежную работу на территории сада (т. 3, л.д. 54).
- из письма администрации города Перми, адресованного командующему войсками Приволжского военного округа генерал-полковнику С. (т. 3 л.д. 55) следует, что коллективный сад «Луч» расположен с южной стороны территории в/ч № в жилом районе ФИО10 района города Перми, площадью 25635 кв.м., принадлежит в/ч №.
- из письма председателя товарищества «Луч» от 03 августа 1994 года в адрес главы администрации города Перми следует, что земля участка (расположенного под ЛЭП от в/ч № до торца сада № 7 ПЗС «К» общей площадью 2,5 га, под организацию садового товарищества) используется как садоводческое товарищество с пятидесятых годов с разрешения командования в/ч №.
- письмом администрации города Перми от 08 июля 1994 года сообщено, что в соответствии с постановлением администрации города от 24 февраля 1994 года № 323 запрещен отвод земельных участков, расположенных в полосе отвода АО «Пермэнерго».
- из письма председателя товарищества «Луч» от 20 марта 1994 года следует, что земли участка используются как садоводческое товарищество пенсионерами, рабочими и служащими в/ч № с 1950 года, до есть ранее принятия постановления от 24 февраля 1994 года.
- в деле № 820/481 также имеется ведомость вычисления координат сада «Луч» и схема участка коллективного сада «Луч» (площадь участка 25 634,93 м.)., план сада «Луч», расположенного с южной стороны территории в/ч №.
Также, в материалы дела представлен акт выбора земельного участка администрации города Перми от 17 апреля 1995 года № 142 для размещения коллективного сада садоводческого товарищества «Луч» в Кировском районе примерной площадью 25635 кв.м. Акт подписан: главой администрации Кировского района, центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора, противопожарной и аварийно-спасательной службой, в/ч № (изъятие земельного участка площадью 25 635 кв.м., комитетом по развитию и регулированию экономики администрации города Перми, отделом развития инженерной инфраструктуры администрации города Перми, геолого-геодезической службой при администрации города Перми «Пермархбюро», инженерным отделом «Пермархбюро», Пермским городским комитетом по охране природы, государственным архитектурно-строительным надзором, службой ЛЭП (т. 3, л.д. 208-209).
С момента своего образования сад осуществляет деятельность по распределению участков, сбору членских взносов, заключению договоров с поставщиками услуг.
Истцом в материалы дела представлен межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием одного земельного участка путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, кадастровым инженером А. ООО «М» от 10 ноября 2020 года.
Из заключения кадастрового инженера, содержащегося в межевом плане, следует, что граница образуемого земельного участка определена по результатам геодезической сьемки и установлена с учетом фактического местоположения. Площадь образуемого земельного участка 28 013 кв.м. На образуемом земельном участке расположены садовые дома, хозяйственные постройки, сведения в ЕГРН о которых не внесены, и сооружение с кадастровым номером №. Согласно Правилам землепользования и застройки города Перми данный земельный участок расположен в зоне ГЛ – зона городских лесов. Однако согласно акту выбора земельного участка, земельный участок предоставлен под коллективный сад.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю от 24 июля 2008 года № 867-р прекращено право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, площадью 920074,98 кв.м., находящегося по адресу: г. Пермь, ; предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование Пермской КЭЧ района земельные участки из земель населенных пунктов, находящихся по адресу: г. Пермь, : с кадастровым номером №, площадью 369226 кв.м., под объекты КЭЧ; с кадастровым номером № площадью 531 402 кв.м, под объекты КЭЧ.
Из информации, предоставленной письмом ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России» от 07 июля 2022 года следует, что указанные земельные участки на основании передаточного акта при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации от 01 января 2011 года переданы на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России.
27 июня 2016 года земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 531 402 кв.м. передан по акту приема-передачи недвижимого имущества во исполнение приказа первого заместителя Министра обороны Российской Федерации от 31 марта 2016 года № 35 «О передаче объектов недвижимого имущества в государственную собственность Пермского края» ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России передан Министерству по управлению имуществом и земельными отношениями Пермского края в государственную собственность Пермского края.
Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 531 402 +/- 94,3 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира: Пермский край, , (участок №1) категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под объекты КЭЧ, находится в собственности субъекта Российской Федерации - Пермский край с 29 июля 2016 года, ограничения прав и обременение объекта недвижимости не зарегистрировано (выписка из ЕГРН от 09 августа 2021 года № № (т. 1, л.д. 144 – 146).
Таким образом, спорный земельный участок является составной частью другого земельного участка, имеющего кадастровый номер №, и находящегося в собственности субъекта Российской Федерации - Пермский край.
Письмом от 01 октября № П31-022-16-454 Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края отказало председателю СНТ «Луч» в предоставлении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 531 402 кв.м., расположенного по адресу: Пермский край, для ведения садоводства, поскольку разрешенное использование земельного участка (под объекты КЭЧ) не соответствуют цели предоставления участка. Кроме того, участок расположен в зоне городских лесов (ГЛ), в которой не предусмотрено ведение гражданами садоводства и огородничества.
В материалы дела представлены заявления о принятии в члены садоводческого товарищества «Луч» с 1993 года, членские книжки СНТ «Луч» с записями о членстве в коллективном саде с 1993 года.
Судом установлено, что общим собранием коллектива рабочих и служащих Вооруженных Сил, пенсионеров в/ч № от 01 августа 1993 года (выписка из протокола № 1) организовано садовое товарищество «Луч». Постановлением администрации Кировского района города Перми от 11 июля 1994 года утверждено решением общего собрания № 1 от 1 августа 1993 года, постановлено утвердить решение общего собрания от 01 августа 1993 года № 1; зарегистрировать устав садоводческого товарищества «Луч» в администрации Кировского района г. Перми; просить администрацию г. Перми произвести отвод земельного участка площадью 2,5 га, расположенного под ЛЭП от в/ч № под существующий сад. Устав садоводческого товарищества «Луч» зарегистрирован в администрации Кировского района г. Перми.
Постановлением администрации города Перми № 223 от 02.03.1999 года постановлено зарегистрировать садоводческое некоммерческое товарищество «ЛУЧ», местонахождение которого определено с южной стороны территории в/ч №, по адресу: г. Пермь, .
Согласно уставу (зарегистрирован администрацией Кировского района г. Перми от 02 марта 1999 года № 223) (т. 3, л.д. 210-215) садово-огородническое товарищество «ЛУЧ» создано на основании постановления администрации города Перми от 02 марта 1999 года № 223 «о выделении земельного участка товариществу «Луч» в постоянное (бессрочное) пользование площадью 25 635 кв.м. с южной стороны территории воинской части № № в жилом районе ФИО10 района г. Перми за счет ранее отведенных городских земель. Место нахождение: г. Пермь, .
Протоколом общего собрания граждан об учреждении СНТ «Луч» от 15 января 2021 года принято решение о создании садоводческого некоммерческого товаорищества «Луч», расположенного на земельном участке с южной стороны территории бывшей в/ч №.
Уставом СНТ «ЛУЧ» от 15 апреля 2021 года, созданного 21 января 2021 года, закреплено, что СНТ является правопреемником СНТ «ЛУЧ», зарегистрированного постановлением администрации Кировского района г. Перми от 02.03.1999 № 223 (местонахождение: с южной стороны территории в/ч №).
Местоположение истребуемого земельного участка, согласно представленного в материалы дела межевого плана от 10 ноября 2020 года и плана сада «Луч» 1995 года, который содержится в деле № 820/481 Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми.
В обращении к заместителю главы администрации г. Перми по вопросу оформления прав на земельный участок от 20 августа 1994 года председатель товарищества «Луч» сообщает, что земля участка используется как садоводческое товарищество пенсионерами, рабочими и служащими в/ч № с 1950 года.
В деле имеется согласие ЦЕС о размещении коллективных садов под ВЛ при выполнении перечисленных условий, так же имеется согласие командира войсковой части № о регистрации садово-огороднического товарищества «Луч».
По результатам рассмотрения данного заявления, администрацией города Перми был подготовлен проект Постановления от 1995 года о предоставлении земельного участка садоводческому товариществу «Луч» под коллективные сады в Кировском районе, площадь участка 25635 кв.м. (т. 3, л.д. 95).
В 2007 году при утверждении Правил землепользования и застройки города Перми, земельный участок СНТ «Луч» был полностью отнесен к территориальной зоне ГЛ (Зона городских лесов). Зона городских лесов выделена для обеспечения правовых условий сохранения, воспроизводства городских лесов и осуществления различных видов деятельности в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации. В зоне городских лесов запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, установленных Лесным кодексом Российской Федерации, запрещается заготовка живицы, осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, ведение сельского хозяйства, создание лесных плантаций и их эксплуатация, выращивание плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений, выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых, размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, переработка древесины и иных лесных ресурсов.
Из заключения кадастрового инженера, содержащегося в межевом плане от 10 ноября 2020 года следует, что земельный участок согласно акту выбора предоставлен под коллективный сад. Граница образуемого земельного участка определена по результатам геодезической сьемки и установлена с учетом фактического местоположения. Площадь образуемого земельного участка равна 28 013 кв.м.
Проанализировав и оценив представленные доказательства в совокупности, суд признает установленным то обстоятельство, что земельный участок площадью 28 013 кв.м., расположенный по адресу: г. Пермь, , в границах, определенных на основании межевого плана ООО «М» от 10 ноября 2020 года, находится в пользовании членов садоводческого некоммерческого товарищества «Луч» (ОГРН №), являющегося правопреемником садоводческого некоммерческого товарищества «Луч» (зарегистрировано постановлением администрации Кировского района г. Перми от 11 июля 1994 года № 376).
Согласно акту выбора земельного участка администрации города Перми от 17 апреля 1995 года № 142 для размещения коллективного сада садоводческого товарищества «Луч» в бессрочное (арендное, временное) пользование выбран земельный участок примерной площадью 25 635 в Кировском районе г. Перми. Постановлением Администрации Кировского района города Перми утверждено решение общего собрания от 1 августа 1993 года № 1 об организации садового товарищества «Луч», устав садового товарищества «Луч» зарегистрирован в администрации Кировского района г. Перми.
В предварительном судебном заседании свидетель ФИО11 пояснил, что его перевели в войсковую часть № № в 1976 году, затем он был начальником отдела, после чего занимал должность заместителя командира, в 1995 году уволен по выслуге лет. При поступлении свидетеля на службу в 1976 году земельные участки под сады были уже образованы. Земельные участки выделялись служащим по заявлению, на основании разрешения командования. Вопросы по предоставлению земельных участков решал либо он, либо командир. Войсковая часть выделяла электроэнергию, были поставлены счетчики, оказывали содействие в выделении транспорта. Был приказ вышестоящего командования из Москвы о праве командования выделять земельные участки.
Таким образом, собранными по делу доказательствами подтверждается, что правоотношения по предоставлению земельного участка товариществу «Луч» возникли в период действия Земельного кодекса РСФСР 1991 года.
В силу статьи 80 Земельного кодекса РСФСР 1991 года, земельные участки для кооперативного, а также индивидуального дачного, гаражного и жилищного строительства предоставляются местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией. Земли для кооперативного дачного и гаражного строительства состоят из земель общего пользования, находящихся в пользовании дачно-строительных и гаражно-строительных кооперативов.
Статьей 12 Земельного кодекса РСФСР 1991 года было установлено, что организациям земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование.
Пунктом 2 Постановления Совнаркома РСФСР от 22 мая 1940 года № 390 «О мерах борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и дачных поселках» запрещалось государственным учреждениям и предприятиям, кооперативным и общественным организациям и отдельным гражданам приступать к строительству до получения письменного разрешения от исполнительного комитета городского и поселкового Совета народных депутатов.
Обстоятельствами дела установлено, что государственные акты на право пользования землей СНТ «Луч» в период спорных правоотношений не выдавались.
Однако суд приходит к выводу, что при издании акта выбора земельного участка от 17 апреля 1995 года администрации города Перми, а также постановления Администрации Кировского района города Перми, которым утверждено решение общего собрания от 1 августа 1993 года № 1 об организации садового товарищества «Луч», при регистрации устава садового товарищества «Луч» в администрации Кировского района г. Перми, однозначно выражена воля на предоставление земельного участка садовому товариществу «Луч». В постановлении администрации Кировского района г. Перми от 02 марта 1999 года № 223 на председателя товарищества «Луч» возложена обязанность по оформлению отвода земли под коллективный сад площадью 2,5 га в установленном порядке. При этом воинская часть № не возражала против регистрации садового товарищества «Луч».
Таким образом, факт правонаделения СНТ «Луч» земельным участком площадью 28 013 кв.м. на праве постоянного (бессрочного) пользования следует считать установленным.
Испрашиваемый земельный участок использовался для ведения садоводства членами коллективного сада, показаниями допрошенного свидетеля подтверждено, что СНТ «Луч» образован до 1976 года путем предоставления земельных участков для садоводства служащим в/ч №. При этом из материалов дела усматривается, что право пользования садоводческим товариществом «Луч» отведенным земельным участком признавалось и не оспаривалось и органами местного самоуправления. Помимо этого никто, кроме садоводческого товарищества «Луч», прав на указанный земельный участок не заявлял.
Таким образом, учитывая приведенное правовое регулирование и в связи с установленными обстоятельствами у садоводческого некоммерческого товарищества «Луч» возникло право на испрашиваемый земельный участок. То обстоятельство, что переход возникшего права на земельный участок, предоставленный саду, надлежащим образом не оформлен, не может являться препятствием для реализации садоводами своих прав в отношении земельного участка.
Доводы ответчика Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края о том, что в установленном порядке перерегистрация землепользователя не была проведена, документы, подтверждающие предоставление на каком-либо праве земельного участка СНТ «Луч» отсутствуют, не представлены документы, подтверждающие правопреемство между СТ «Луч» и СНТ «Луч», судом не принимаются, поскольку не опровергают установленных при рассмотрении данного дела обстоятельств.
При этом каких-либо доказательств прекращения деятельности СК «Луч» материалы дела не содержат.
Учитывая изложенное, суд полагает возможным удовлетворить требование садоводческого некоммерческого товарищества «Луч» и признать принадлежность земельного участка площадью 28 013 кв.м., расположенного по адресу: г. Пермь, , в границах, определенных на основании межевого плана ООО «М» от 10 ноября 2020 года, на праве постоянного (бессрочного) пользования садоводческому некоммерческому товариществу «ЛУЧ» (ОГРН №).
То обстоятельство, что земельный участок расположен в территориальной зоне ГЛ не может быть принят судом как основание для отказа в удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку решения Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года № 143, на которое ссылается ответчик, издано после возникновения правоотношений по пользованию указанным земельным участком СНТ «Луч».
Довод ответчика о частичном расположении испрашиваемого земельного участка в охранной зоне объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон не может быть принят судом ввиду следующего.
В соответствии с п. 10 Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются, в том числе: а) строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений; в) посадка и вырубка деревьев и кустарников.
Таким образом, само по себе нахождение указанного земельного участка в охранной зоне воздушной линии электропередач не представляет собой объективное препятствие, исключающее возможность предоставления земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование.
Кроме того, в материалах дела № 820/481 о предоставлении земельного участка садоводческому товариществу «Луч» под садовые участки в ж/р ФИО10 района, предоставленного департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Перми, имеется согласие ЦЭС на размещение коллективных садов под ВЛ при выполнении определенных условий. Также акт выбора земельного участка для размещения садового товарищества «Луч» от 17 апреля 1995 года содержит согласование службы ЛЭП (при наличии условий).
Довод ответчика о невозможности определить испрашиваемый земельный участок в качестве индивидуально определенной вещи также не принимается судом, в связи со следующим.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в отношении спорного земельного участка проведены межевые работы и составлен межевой план с определением границ земельного участка (т. 1 л.д. 40-47), что является доказательством индивидуальных признаков испрашиваемого земельного участка.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать принадлежность земельного участка площадью 28 013 кв.м., расположенного по адресу: г. Пермь, , в границах, определенных на основании межевого плана ООО «М» от 10 ноября 2020 года, на праве постоянного (бессрочного) пользования садоводческому некоммерческому товариществу «ЛУЧ» (ОГРН №).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кировский районный суд города Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Н.Л. Аристова