ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-126/2024 от 06.02.2024 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2-126/2024

УИД 75RS0001-02-2023-006319-34

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 февраля 2024 года

Центральный районный суд г. Читы в составе:

председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,

при секретаре Алексеевой Ю.В.,

с участием представителя истца Синчилова Д.С., действующего на основании доверенности от 09.01.2024г., представителя ответчика Размахниной Ю.Ю., действующей на основании доверенности от 17.10.2023,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Олерон +» к Овчинникову Виталию Сергеевичу о взыскании суммы долга по обращению с твердыми коммунальными отходами,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на наличие у ответчика задолженности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту – ТКО) за нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, пом. 2 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 199 777,37 руб., а также неустойки, начисленной за несвоевременную оплату оказанных услуг в размере 14 833,47 руб. В обоснование заявленных требований указал, что истцу присвоен статус Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес>, общество оказывает соответствующую коммунальную услугу. Между ООО «Олерон+» и ответчиком заключен договор на оказание услуг по обращению с коммунальными отходами -ол оферта. Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО с ДД.ММ.ГГГГ. Сумма задолженности за обращение с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 199 777,37 руб., однако должником действий по погашению задолженности предпринято не было. Также в соответствии со ст. 330 ГК РФ ответчику начислена неустойка за несвоевременную оплату оказанных услуг.

В ходе судебного разбирательства истец в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил заявленные требования и просил взыскать с ответчика сумму долга за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 185 051 руб., неустойку, начисленную за несвоевременную оплату оказанных услуг в размере 9 821,94 руб., расходы по оплате государственной пошлины, почтовые расходы в размере 108,30 руб.

Протокольными определениями к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены Климов Р.В., ООО «Алко Рум», ИП Луданов Э.П., ООО «АвтоЛидер».

В судебном заседании представитель истца Синчилов Д.С. поддержал заявленные требования с учетом уточнений, доводы отзыва ответчика на иск полагала необоснованными, представил дополнительные пояснения.

В судебном заседании представитель ответчика Размахнина Ю.Ю. исковые требования не признала, ссылаясь на доводы представленного отзыва на иск.

Третьи лица явку в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, что не препятствует рассмотрению дела по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что нежилое помещение, общей площадью 81,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, пом. 2, принадлежит на праве собственности Овчинникову В.С., право зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за номером государственной регистрации права .

Региональным оператором по обращению с ТКО в Забайкальском крае на основании соглашения с Министерством природных ресурсов Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ является ООО «ОЛЕРОН+», которое свою деятельность регионального оператора начало с ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со статьей 210 ГК РФ и частью 3 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

Частью 1 статьи 153 ЖК РФ на граждан и организации возложена обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Такая обязанность возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение (подпункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).

Собственник жилого дома или части жилого дома согласно части 5 статьи 30 ЖК Российской РФ обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Пунктом 8 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ) предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 01.01.2019.

Пунктом 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ установлено, что собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).

Граждане и юридические лица свободны в заключении договора (пункт 1 статьи 421 ГК РФ), однако в силу пункта 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Согласно пункту 8(17) раздела I(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Законом об отходах договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации. Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора. Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5)-8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8)-8 (16) настоящих Правил. В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5)-8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно п.8(18) Постановления № 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

То есть заключение договора возможно как способами, приведенными в пунктах 2, 3 статьи 434 ГК РФ, так и путем применения норм, содержащихся в указанных пунктах Правил N 1156, когда при наступлении поименованных в них обстоятельств договор считается заключенным на условиях типового договора по цене, определенной региональным оператором на основании установленного тарифа.

В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023, договор оказания услуг по обращению с ТКО считается заключенным региональным оператором со всеми потребителями, находящимися в зоне его действия, в том числе при отсутствии подписанного сторонами договора в виде единого документа.

Предложение о заключении договора ООО «ОЛЕРОН+» как региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО размещено Обществом в газете «Забайкальский рабочий» ДД.ММ.ГГГГ и на официальном сайте ООО «ОЛЕРОН+».

Поскольку в пятнадцатидневный срок ответчик не направил региональному оператору заявку в письменной форме на заключение договора, договор между истцом и ответчиком считается заключенным на условиях типового договора независимо от отсутствия договора в виде единого документа, подписанного потребителем и региональным оператором.

В соответствии с территориальной схемой образования отходов, с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, вывоз твердых коммунальных отходов ООО «Олерон+» осуществляет в соответствии с графиком. Истцом представлены доказательства, подтверждающие оказание им услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами: трафики транспортирования ТКО в г. Чите за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, треками системы ГЛОНАСС.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Законом о ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС" ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС" - федеральная государственная территориально распределенная автоматизированная информационная система экстренного реагирования при авариях, обеспечивающая оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации (далее - сигналы ГЛОНАСС) информации о дорожно-транспортных и об иных происшествиях на автомобильных дорогах в Российской Федерации, обработку этой информации, ее хранение и передачу в экстренные оперативные службы, а также доступ к этой информации государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, юридических лиц, физических лиц, решение иных задач в области получения, обработки, хранения и передачи информации, не связанной с дорожно-транспортными и иными происшествиями на автомобильных дорогах в Российской Федерации.

Данные спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подтверждают движение специализированных транспортных средств (мусоровозов) в целях оказания услуг по обращению с ТКО в соответствии с Соглашением. Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества определен п. 16 - 18 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО и Правилами, которые носят обязательный характер как для исполнителя коммунальной услуги, так и для потребителя.

В соответствии с п. 30 Правил обращения с ТКО, в отношении каждого мусоровоза должен вестись маршрутный журнал по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) ТКО. Такой журнал может вестись в электронном виде. Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий транспортирование твердых коммунальных отходов, обязан в течение одного рабочего дня предоставить Региональному оператору, органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления по их запросу копию маршрутного журнала, а также обеспечить доступ указанных лиц к информации, передаваемой с использованием аппаратуры спутниковой навигации в порядке, предусмотренном договором на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов.

Согласно карточки расчетов ООО «Олерон+» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по лицевому счету за Овчинниковым В.С., числится задолженность в размере 185 051 руб.

Приказом Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края ДД.ММ.ГГГГ-НПА установлен единый тариф регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Олерон+», осуществляющего деятельность в сфере обращения с ТКО на территории Забайкальского края, на 2020 год. Единый тариф регионального оператора установлен в размере 546,49 руб./м3 твердых коммунальных отходов. Приказом Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ-НПА на 2021 год установлен тариф в размере 546,49 руб./куб.м. Приказом Региональной службой по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ-НПА в приказ РСТ от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ тариф составляет 546,49 руб./м3, с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ – 546,49 руб. /м3, с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ – 546,49 руб., с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ – 654,81 руб./м3, с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ – 654,81 руб. /м3.

Исходя из действующих нормативов накопления ТКО и единого тарифа регионального оператора, размер платы для продовольственных магазинов за 1 кв.м. общей площади составляет 0,028 м3/мес.

Таким образом, тариф платы по обращению с ТКО за месяц по нежилому помещению по адресу: <адрес>, пом. 2, с учетом общей площади помещения 81,5 кв.м. составляет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: 546,49 руб. х 8,8 м3 = 4 809 руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: 654,81 руб.

Как следует из представленного расчета, объем потребления рассчитан с учетом гарантийного письма Климова Р.В. 8,8 м3 в месяц.

В судебном заседании сторона ответчика подтвердила наличие договорных отношений с ИП Климовым Р.В., ООО «Алко Рум», где директором является Климов Р.В.

Таким образом, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ задолженность ответчика по оплате за ТКО составила 185 051 руб.. Представленный истцом расчет задолженности судом проверен, признан арифметически верным, ответчиком данный расчет не оспорен.

Доказательств погашения указанной задолженности стороной ответчика представлено не было.

Доводы ответчика о том, что ДД.ММ.ГГГГ между Овчинниковым В.С. и ООО «Алко Рум» был заключен договор аренды на нежилое помещение по адресу: <адрес>, пом. 2, где обязанность по вывозу мусора и отходов на санкционированную свалку возложена на арендатора, судом принято быть не может, поскольку доказательств заключения договора между арендатором и региональным оператором суду представлено не было.

При удовлетворении требований суд учитывает, что обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО лежит на собственнике такого объекта недвижимости, достоверных доказательств того, что ответчик не принимал услуги по вывозу бытовых отходов, либо обращался с претензиями по факту неоказания или некачественного оказания услуги в материалы дела не представлено.

Согласно пункту 22 типового договора, пункту 6.2 Договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.

Поскольку Овчинников В.С. своевременно не оплатил оказанные в спорный период услуги, то требования о взыскании с ответчика неустойки являются обоснованными.

Расчет неустойки, начисленной за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на сумму задолженности, судом проверен, признан верным, ответчиком не опровергнут.

Оценив представленный доказательства с учетом приведенного законодательства суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Истцом при подаче иска была оплачена государственная пошлина в размере 5 346,11 руб., при цене иска 194 872,94 руб. следовало оплатить государственную пошлину в размере 5 097,46 руб. В связи с чем, излишне оплаченная государственная пошлина по платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ в размере 248,65 рублей подлежит возврату истцу.

На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию судебные расходы в виде государственной пошлины, уплаченной истцом в связи с подачей иска в суд в размере 5 097,46 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Овчинникова Виталия Сергеевича (паспорт ) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Олерон +» (ОГРН ) задолженность по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 185 051 рублей, неустойку за несвоевременную оплату оказанных услуг в размере 9 821,94 рублей, расходы на оплату государственной пошлины в размере 5 097,46 рублей, почтовые расходы в размере 108,30 рублей.

Вернуть обществу с ограниченной ответственностью «Олерон +» излишне оплаченную по платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ государственную пошлину в размере 248,65 рублей.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.

Судья С.Ю. Епифанцева

Мотивированное решение принято 12.02.2024 года.