Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
при секретаре Петешевой К.Е.,
с участием прокурора Шишкина Ф.А.,
представителя Думы Муниципального образования МО «город Черемхово» ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 62),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Черемхово в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц о признании отдельных норм Устава МО «город Черемхово» противоречащими закону и недействующими,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Черемхово в интересах Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании отдельных норм Устава МО «город Черемхово» противоречащими закону и недействующими, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ решением Думы муниципального образования «город Черемхово» №-ДГ принят Устав муниципального образования «город Черемхово». Устав МО «город Черемхово» опубликован в газете «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ Изменения и дополнения внесены решениями Думы муниципального образования «город Черемхово» от ДД.ММ.ГГГГ№-ДГ; от ДД.ММ.ГГГГ№-ДГ; от ДД.ММ.ГГГГ№-ДГ. В соответствии с п. 2 ст. 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № №-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Согласно ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № №-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативно-правовым актам Российской Федерации, законам и иным нормативно-правовым актам субъектов РФ. Вместе с тем, прокуратурой города при осуществлении надзора за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления установлено, что отдельные положения Устава муниципального образования «город Черемхово» противоречат требованиям федерального и регионального законодательства. Уставом МО «город Черемхово» установлено, что Дума города состоит из 20 депутатов (ст. 27 Устава). Абзацем 2 пункта 2 статьи 14Устава (в редакции решения Думы от ДД.ММ.ГГГГ№-ДГ) предусмотрено, что «муниципальные выборы депутатов Думы проводятся на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства, за исключением случаев, предусмотренных законом Иркутской области». Данная норма противоречит Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «О внесении изменений в статьи 35 и 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с применением пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов», которым установлено, что не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе городского округа с численностью 20 и более депутатов распределяются в соответствии с законодательством о выборах между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Аналогичная норма закреплена законом Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области». Необходимо обратить внимание, что обязанность органов местного самоуправления МО «город Черемхово» по приведению абзаца 2 п. 2 ст. 14 Устава в соответствие с законодательством возникла не с момента вступления в силу закона Иркутской области №-ОЗ, а с момента вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №ФЗ, которым статья 23 Федерального закона № №-ФЗ дополнена частью 3.1 следующего содержания: «не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов распределяются в соответствии с законодательством о выборах между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в иных муниципальных образованияхв зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств». Таким образом, требование о применении пропорциональной избирательной системы в отношении не менее половины депутатских мандатов в городских округах с численностью депутатов 20 и более депутатов (к которым относится МО «<адрес>») закреплено федеральным законодательством, на уровень субъектов Федерации делегированы лишь полномочия по определению условий применения избирательных систем в иных муниципальных образованиях - городских, сельских поселениях, городских округах с численностью депутатов менее 20 человек. Таким образом, органами местного самоуправления работа по приведению Устава в соответствие с вышеуказанными изменениями должна была быть начата с момента вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, не дожидаясь принятия соответствующего Закона области, который не мог каким-либо образом изменить норму, установленную федеральным законодательством. В силу требований ст. 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №№-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением законов органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Противоречие отдельных положений Устава муниципального образования «город Черемхово» федеральному и областному законодательству нарушает интересы Российской Федерации и Иркутской области, поскольку несоблюдение требований государства, выраженных в законодательных актах, подрывает авторитет органов власти, а также нарушает права неопределенного круга лиц - населения муниципального образования «город Черемхово» на осуществление местного самоуправления в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами. Статья 251 ГПК РФ наделяет прокурора правом в пределах своей компетенции обжаловать нормативный правовой акт, противоречащий федеральному закону.
В судебном заседании прокурор Шишкин Ф.А. заявленные требования поддержал.
Представитель Думы муниципального образования «город Черемхово» ФИО1, действующая на основании надлежаще оформленной доверенности, возражает против удовлетворения заявленных прокурором требований. Представила письменные возражения, в которых указала, что п. 3 ст. 27 Устава закрепляет численность Думы города Черемхово, которая составляет 20 человек. Абзацем 2 п. 2 ст. 14 Устава предусмотрено проведение муниципальных выборов депутатов Думы города Черемхово на основе мажоритарной системы. В то же время, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «О внесении изменений в статьи 35 и 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с применением пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов» введена пропорциональная система выборов в представительные органы местного самоуправления в отношении не менее половины депутатских мандатов. Согласно п/п «б» п. 1 ст. 2 данного законодательного акта не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов распределяются в соответствии с законодательством о выборах между списками кандидатов, выдвинутыми политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов. Законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в иных муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств. Во исполнение указанной нормы принят Закон Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области», который определил условия применения видов избирательных систем в зависимости от видов муниципальных образований. На основании п. 2 ст. 4 данного законодательного акта вид применяемой избирательной системы определяется уставом соответствующего муниципального образования в соответствии с частями 3 - 6 этой статьи. Третья, четвертая и пятая части ст. 4 адресованы к иным видам муниципальных образований, к которым муниципальное образование «город Черемхово» (как городской округ с численностью представительного органа в 20 человек) не относится. Часть 6 ст. 4 фактически продублировала норму ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ в отношении пропорциональности половины депутатских мандатов на муниципальных выборах. Следовательно, абз. 2 п. 2 ст. 14 Устава, закрепляющий мажоритарную систему выборов в Думу города Черемхово, подлежит изменению с учетом вышеуказанных норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ и Закона Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ. Данные изменения должны устанавливать либо пропорциональную систему муниципальных выборов в Думу города Черемхово, либо смешанную систему с определением количества депутатских мандатов, замещаемых по пропорциональной системе, которое не может быть менее половины. В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ в случае противоречия уставов муниципальных образований и (или) иных нормативных правовых актов о муниципальных выборах Федеральному закону и (или) настоящему Закону применяются соответственно нормы Федерального закона, настоящего Закона. Пунктами 7, 8 ст. 4 Закона Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ закрепили виды избирательных систем и условия их применения в случае, если уставом муниципального образования не предусмотрена избирательная система, которая применяется при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования, а также, если не определена численность депутатов представительного органа, избираемых соответственно по одномандатным (многомандатным) избирательным округам и по единому избирательному округу. Следовательно, законодатель предусмотрел возможность не внесения вышеуказанных поправок в Устав, более того, он закрепил в этом случае порядок проведения муниципальных выборов. Соответственно на основании вышеуказанных норм Закона Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ отказ от внесения изменений в абз. 2 п. 2 ст. 14 Устава не может повлечь негативных последствий как в целом для муниципального образования «город Черемхово», так и для органов местного самоуправления в лице Думы города Черемхово. Согласно ст. 114 Закона Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ настоящий закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие в связи с проведением муниципальных выборов в области, назначенных после его вступления в силу. С учетом даты официального опубликования данный закон начал действовать с ДД.ММ.ГГГГ На основании п. 4 ст. 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежит официальному опубликованию (обнародованию). Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» устав муниципального образования направляется главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия. Решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается в тридцатидневный срок со дня его представления для государственной регистрации (п. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ). Регистрирующий орган в пятидневный срок со дня принятия решения о государственной регистрации устава муниципального образования направляет главе муниципального образования зарегистрированный устав муниципального образования и свидетельство о его государственной регистрации (п. 6 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ). Пункт 8 ст. 44 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ устанавливает, что муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежит официальному опубликованию (обнародованию) после его государственной регистрации и вступает в силу после его официального опубликования (обнародования). Соответственно, математический расчет срока и этапы принятия и вступления в силу поправок, вносимых в Устав, следующие: не менее 3 дней на подготовку проекта решения Думы о внесении
изменений в Устав; не менее 5 дней на согласование проекта решения Думы о внесении
изменений в Устав; 1 день на направление проекта решения Думы в газету для его
официального опубликования (обнародования); не менее 5 дней на обработку и опубликование проекта решения Думы в газете; не менее чем через 30 дней после опубликования в газете принятие решения Думы с предварительным проведением публичных слушаний; не более 15 дней на подготовку и направление в регистрирующий
орган пакета документов; не более 30 дней на проверку решения Думы и пакета документов; не более 5 дней на направление решения о регистрации решения
Думы; 1 день на направление решения Думы с реквизитами государственной
регистрации в газету для его официального опубликования (обнародования); не менее 5 дней на обработку и опубликование решения Думы с реквизитами государственной регистрации в газете. Следовательно, для подготовки, принятия и вступления в силу решения Думы <адрес> о внесении изменений в Устав необходимо в среднем 100 дней или более 3 месяцев. Поэтому, учитывая дату вступления в силу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ, т.е. ДД.ММ.ГГГГ, соответствующие изменения в абз. 2 п. 2 ст. 14 Устава фактически могут быть приняты и вступить в силу только в ДД.ММ.ГГГГ. Прокурором <адрес> заявлены требования через 21 день после вступления в силу законодательного акта - ДД.ММ.ГГГГ, т.е. без учета законодательно установленных сроков для принятия решения о внесении изменений в Устав. Следовательно, выполнение его требования в установленном законом порядке невозможно. Прокурор города Черемхово просит суд признать недействующим п. 2 ст. 14 Устава на основании его несоответствия Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ. В то же время п. 2 ст. 14 Устава содержит следующие 4 абзаца: о порядке назначения выборов; о виде избирательной системы по выборам депутатов Думы города Черемхово; о виде избирательных округов по выборам депутатов Думы города Черемхово; о виде избирательной системы по выборам мэра города Черемхово. Первый, третий и четвертый абзацы не имеют отношения к требованию прокурора города Черемхово, доводы по их несоответствию закону в заявлении отсутствуют, более того, они в полной мере соответствуют законодательству Российской Федерации. Следовательно, нельзя признать в полном объеме п. 2 ст. 14 Устава несоответствующим Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ и недействующим (л.д. 64-70).
Выслушав прокурора Шишкина Ф.А., представителя Думы МО «город Черемхово» ФИО1, исследовав материалы дела, давая анализ доказательствам по делу в их совокупности, суд находит заявление Прокурора г. Черемхово обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с п. 2 ст. 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № №-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.
Согласно ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № №-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативно-правовым актам Российской Федерации, законам и иным нормативно-правовым актам субъектов РФ. Однако абзац 2 пункта 2 ст. 14 Устава МО «город Черемхово» противоречит Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «О внесении изменений в статьи 35 и 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «О внесении изменений в статьи 35 и 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с применением пропорциональной избирательной системы на выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов» не менее половины депутатских мандатов в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального района, городского округа с численностью 20 и более депутатов распределяются в соответствии с законодательством о выборах между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.
Аналогичная норма закреплена Законом Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области».
Противоречие отдельных положений Устава муниципального образования «город Черемхово» федеральному и областному законодательству нарушает интересы Российской Федерации, Иркутской области, неопределенного круга лиц и подлежит устранению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора г. Черемхово удовлетворить. Признать противоречащим статье 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ) и недействующим с момента вступления в законную силу настоящего решения суда абзац 2 пункта 2 статьи 14 Устава муниципального образования «город Черемхово».
Решение может быть обжаловано апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Черемховский городской суд в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья:
Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ