Мотивированное решение составлено 30 января 2019 года ___________________________ Дело № 2-29/2019 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 25 января 2019 года г. Тутаев Ярославской области Тутаевский городской суд Ярославской области в составе: председательствующего судьи Ларионовой Т.Ю., при секретаре Шаганц А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области к муниципальному унитарному предприятию Тутаевского муниципального района «Тутаевские коммунальные системы» о возложении обязанности разработки, утверждения проекта и организации зоны санитарной охраны источника и хозяйственно-бытового водоснабжения и водопроводных сооружений, у с т а н о в и л: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области (далее Управление Роспотребнадзора по Ярославской области) обратилось с иском к муниципальному унитарному предприятию Тутаевского муниципального района «Тутаевские коммунальные системы» и просило обязать муниципальное унитарное предприятие Тутаевского муниципального района «Тутаевские коммунальные системы» (далее МУП ТМР «ТКС»): - разработать проект зон санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и водопроводных сооружений – артезианской скважины (1987 года постройки) в <адрес> - в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в срок до ДД.ММ.ГГГГ; - утвердить проект зон санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и водопроводных сооружений - артезианской скважины (1987 года постройки) в <адрес> - в Департаменте охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области - в срок до ДД.ММ.ГГГГ; - организовать зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и водопроводных сооружений - артезианской скважины (1987 года постройки) в <адрес> – в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Требования мотивированы ответчик является предприятием, оказывающим услуги теплоснабжения и водоснабжения, водоотведения от жилых домов и объектов социальной сферы. Для осуществления вида деятельности – подачи питьевой воды – эксплуатирует водопроводы с подземными источниками водоснабжения. Артезианская скважина, сети водопровода протяженностью 2700 м, водоподъемная установка ВУ 10/80, расположенные в <адрес>, является собственностью Тутаевского муниципального района Ярославской области и переданы на праве хозяйственного ведения МУП ТМР «ТКС» на основании постановления АТМР №-п от ДД.ММ.ГГГГ и акта приема-передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения от ДД.ММ.ГГГГ. В рамках административного расследования по делу об административном правонарушении Управлением Роспотребнадзора по Ярославской области проведено обследование скважины в <адрес> и установлено, что у скважины отсутствует проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения, эксплуатируемой МУП ТМР «ТКС», что является нарушением законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. На настоящее время на предприятии отсутствует проект зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводных сооружений для скважины, расположенной в <адрес>, согласованный с Управлением Роспотребнадзора по Ярославской области и утвержденный органом исполнительной власти Ярославской области. В судебном заседании представитель истца Управления Роспотребнадзора по <адрес> по доверенности ФИО1. исковые требования и доводы иска поддержала в полном объеме, уточнив сроки исполнения обязанности: в части разработки проекта – в течение года со дня вступления решения суда в законную силу, в части утверждения проекта – в течение 6 месяцев со дня разработки проекта, в части организации зон санитарной защиты – в течение одного года со дня утверждения проекта. Пояснила, что сведения об охранных зонах подлежат внесению в ЕГРН. Представители ответчика МУП ТМР «ТКС» по доверенности ФИО2 и ФИО3. в поданных возражениях и в пояснениях в судебных заседаниях исковые требования признали частично. Доводы иска о нахождении имущества в хозяйственном ведении предприятия и необходимости выполнения мероприятий по организации санитарных зон не оспаривала. Приведены доводы о наличии с муниципальным образованием совместной обязанности по организации данных мероприятий, значительных материальных затратах для исполнения данных мероприятий, планируемой реорганизации предприятия и передаче полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере водоснабжения и водоотведения к полномочиям органов государственной власти Ярославской области, ввиду чего невозможно определить в настоящее время надлежащего ответчика. Представитель соответчика Администрации ТМР в судебное заседание не явился, извещен, в предварительном судебном заседании представитель по доверенности ФИО4. считала Администрацию ТМР ненадлежащим ответчиком, поскольку орган местного самоуправления определил организацию, обеспечивающую водоснабжение и водоотведение, передав имущество – артезианскую скважину в <адрес>, однако согласно закона Ярославской области №-з с ДД.ММ.ГГГГ полномочия по организации водоснабжения и водоотведения передаются органам государственной власти Ярославской области. Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, привлеченный судом к участию в деле в качестве соответчика, просил рассмотреть дело в отсутствии представителей, возражал относительно удовлетворения исковых требований ввиду того, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку на настоящий момент распорядительные акты о передаче в собственность Ярославской области артезианской скважины в <адрес> отсутствуют, имущество находится в хозяйственном ведении МУП ТМР «ТКС», данное вещное право подразумевает обязанность правообладателя использовать и содержать принадлежащее ему имущество в соответствии с требованиями действующего законодательства. Привлеченный судом к участию в деле в качестве соответчика Департамент ЖКХ, энергетики и регулирования тарифов ЯО в судебное заседание представителя не направил, извещен, о причине неявки не уведомил. Третье лицо, Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, просил рассмотреть дело в отсутствии его представителя, полностью поддержав исковые требования истца, сообщил, что с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время в департамент не поступало заявлений об установлении зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения от МУП ТМР «ТКС». Третьи лица Департамент муниципального имущества АТМР ЯО, Администрация Левобережного сельского поселения ТМР ЯО, МО по Тутаевскому и Большесельскому районам Управления Росреестра по ЯО, Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по ЯО представителей в суд не направили, извещены. Суд, выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, считает, что исковые требования истца подлежат удовлетворению. На основании Решения Муниципального Совета Левобережного сельского поселения ТМР ЯО от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден перечень имущества, подлежащего передаче из муниципальной собственности Левобережного сельского поселения в муниципальную собственность Тутаевского муниципального района, в том числе артезианская скважина (1987 года постройки) в <адрес>. Артезианская скважина (1987 года постройки) в <адрес> включена в Реестр имущества Тутаевского муниципального района, право собственности на данное имущество в ЕГРН не зарегистрировано. На основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ№-п исключено из состава имущества казны Тутаевского муниципального района и передано на праве хозяйственного ведения МУП ТМР «ТКС» имущество согласно перечню, в том числе артезианская скважина (1987 года постройки) в <адрес>. Согласно Уставу МУП ТМР «ТКС» создано учредителем - Администрацией ТМР. Органом, осуществляющим полномочия собственника муниципального имущества, является Департамент муниципального имущества АТМР. Целями и предметами деятельности предприятия является получение прибыли и удовлетворение общественных потребностей в области жилищно-коммунального обслуживания, а также обеспечение бесперебойного функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся в собственности Тутаевского муниципального района, в том числе предоставление услуг водоснабжения и водоотведения жилых домов и объектов социальной сферы. Законом Ярославской области №-з от ДД.ММ.ГГГГ «О перераспределении между органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и органами государственной власти Ярославской области полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения» к полномочиям органов государственной власти передана организация водоснабжения населения с использованием централизованных систем водоснабжения, определение гарантирующей организации для централизованной системы водоснабжения и водоотведения и т.д. Во исполнение данного закона Постановлением Администрации ТСМР №-п от ДД.ММ.ГГГГ постановлено реорганизовать МУП ТМР «ТКС» в форме выделения из него муниципального унитарного предприятия «Тутаевские системы водоснабжения». В настоящее время МУП ТМР «ТКС» является действующим юридическим лицом, его реорганизация приостановлена на основании постановления судебного пристава-исполнителя о запрете по внесению изменений в Единый государственный реестр юридических лиц. Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области № от ДД.ММ.ГГГГ МУП ТМР «ТКС» определена гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Тутаевского муниципального района. Таким образом, МУП ТМР «ТКС», обладая имуществом на праве хозяйственного ведения - артезианской скважиной (1987 года постройки) в <адрес>, и, решая задачи, переданные органом местного самоуправления по оказанию услуг по водоснабжению и водоотведению, являясь гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Тутаевского муниципального района, признается судом надлежащим ответчиком по делу, обязанным организовать предоставление данных услуг потребителям, которое соответствую требованиям санитарных норм и правил. Постановлением по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным заместителем <данные изъяты> по Ярославской области ФИО5 в отношении МУП ТМР «ТКС», данное предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения по ч.2 ст. 8.42 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 300 000 руб. Решением Тутаевского городского суда Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ постановление заместителя <данные изъяты> по Ярославской области ФИО5 в отношении МУП ТМР «ТКС» № от ДД.ММ.ГГГГ изменено, снижен размер административного наказания в виде административного штрафа до 150 000 руб. Решением Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ постановление заместителя <данные изъяты> по Ярославской области № от ДД.ММ.ГГГГ и решение Тутаевского городского суда Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ оставлены без изменения. При рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении судом было установлено, что МУП ТМР «ТКС» не исполнило обязанность по соблюдению санитарных правил, выразившихся в отсутствии зон санитарной охраны источника водоснабжения – скважины, расположенной в <адрес>, эксплуатируемой МУП ТМР «ТКС». Данные обстоятельства при разрешении настоящего спора суд признает доказанными, с учетом требований абз.4 п.8 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О судебном решении». В соответствии с ч.2 ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. В соответствии с п.1 ст.39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц. Требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определяют санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02». Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. В соответствии с ч.5 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018 года) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации. В соответствии с п. 1.6 СанПин 2.1.4.1110-02 организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов, б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника, в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны. Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строго режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение – защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения (п. 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02). Из п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 следует, что проект зоны санитарной охраны для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зон санитарной охраны разрабатывается специально. В состав проекта зоны санитарной охраны должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями (п.1.12 СанПиН 2.1.4.1110-02). В соответствии с абз.2 п.4 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018 года) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" проекты округов и зон санитарно охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения в соответствии их санитарным правилам. Согласно п. 1.13 СанПин 2.1.4.1110-02 проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке. Постановлением Правительства Ярославской области от 29.12.2011 года №1132-п Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области наделен полномочиями по утверждению проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, а также установлению границ и режима санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена комплексная и последовательная защиты водоисточников и прилегающих к ним территорий как путем разработки и утверждения проекта зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и установления особого режима хозяйственной деятельности на землях, расположенных в зонах санитарной охраны. МУП ТМР «ТКС» не принято мер по разработке проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводных сооружений и организации зон санитарной охраны, тем самым нарушены санитарно-эпидемиологические требования к организации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Возложение исполнения данной обязанности судом на МУП ТМР «ТКС» направлено на защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, предупреждает возможного биологического и химического загрязнения источников водопользования. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области удовлетворить. Обязать муниципальное унитарное предприятие Тутаевского муниципального района «Тутаевские коммунальные системы»: - разработать проект зон санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и водопроводных сооружений – артезианской скважины (1987 года постройки) в <адрес> - в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу; - утвердить проект зон санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и водопроводных сооружений - артезианской скважины (1987 года постройки) в <адрес> - в Департаменте охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области в течение 6 месяцев со дня разработки проекта; - организовать зоны санитарной охраны источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и водопроводных сооружений - артезианской скважины (1987 года постройки) в <адрес> - в течение одного года со дня утверждения проекта. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Тутаевский городской суд Ярославской области путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения. Судья Ларионова Т.Ю. |