КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«14» октября 2021 года г. Знаменск
Астраханской области
Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Цалиной Т.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Мориц Е.В., а также с участием истца ФИО1, представителя ответчика публичного акционерного общества «Астраханская энергосбытовая компания» ФИО2, представителя третьего лица публичного акционерного общества «Россети-Юг» ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1к публичному акционерному обществу ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" о признании ОДПУ электроэнергии нерасчетным, начисления платы за электроэнергию ОДН с использованием показаний общедомового прибора учета-незаконным, взыскании излишне оплаченных средств и компенсации морального вреда,
установил:
Истец ФИО1 обратился в Ахтубинский районный суд Астраханской области с иском к Публичному акционерному обществу «Астраханская энергосбытовая компания» о признании общедомового прибора учета электроэнергии нерасчетным, признании начислений платы за электроэнергию ОДН с использованием показаний общедомового прибора учета незаконным, взыскании излишне оплаченных средств и компенсации морального вреда.
В обоснование требований указав, что он, ФИО1 является уполномоченным представителем от лица всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>. Совместно с другими собственниками помещений в указанном доме избран способ управления многоквартирным домом - непосредственное управление. В июле 2020 г. впервые получена квитанция на оплату жилищно-коммунальных услуг, где отдельной строкой начислена плата за «электроэнергию ОДН по ЭЭ » в размере 1304,47 руб. за объем услуг 260,374 кВт. Предъявленная сумма не оплачена. Начиная с июля 2020 по 2021 гг. энергосбытовая компания ежемесячно активно начисляла плату за электроэнергию по показаниям общедомового прибора учета. С действиями ответчика не согласен. Считает себя добросовестным плательщиком. Кроме того, при установке и использовании ОДПУ он должен пройти процедуру не только технической установки и допуска в эксплуатацию, путем составления соответствующих документов, но и обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки ОДПУ с составлением соответствующего акта. Без этих документов невозможна сама процедура допуска конкретного оборудования в эксплуатацию. По обращению от 14.05.2021 г., ПАО АЭСК предоставила Акты допуска и проверки расчетных приборов учета электрической энергии (ОДПУ), установленного по адресу <адрес>, но собственники свою подпись в актах не ставили, участия в ходе осуществления процедуры допуска и проверки так же не принимали. Собственником энергопринимающих устройств, согласно актов допуска ПУ в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ указан ООО «Жилсервис», однако подписи представителя компании в актах отсутствуют. ООО «Жилсервис» собственником энергопринимающих устройств не является по причине того, что дом по адресу <адрес> находился на непосредственном управлении обслуживающей организацией ООО СЖФ «Жилкомстрой». ПАО АЭСК не предоставлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки ОДПУ по вышеуказанному адресу. Совместная проверка была назначена и проведена 27 мая 2021 г. представителями филиала ПАО «Россетти-Юг» «Астраханьэнерго» совместно с представителями совета дома. Произведена проверка инженерных электрических сетей по адресу <адрес>, помещение № (по обращению в ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» от 30.03.21 г. — обследование на предмет наличия и использования магазинами внутридомовой электрической сети) (Акт № от 28 мая 2021 г.). 08 июня такая же проверка была проведена в отношении помещения № (Акт № от 09 июня 2021 г.). В соответствии с актами обследования объектов установлено, что в магазины «Лолита» и «Рыбалка» заходят провода под напряжением штатной внутридомовой линии, идущие непосредственно к ОДПУ. В магазине « Лолита», согласно акта №, от 28.05.2021 г, имелась техническая возможность безучетного потребления электроэнергии, используя действующую штатную внутридомовую электрическую сеть. В магазине «Рыбалка», согласно акта № от 09.06.2021 г., провод, идущий непосредственно от прибора учета штатной внутридомовой линии под напряжением заходит на объект, но отсутствует возможность проследить траекторию вводного провода из-за дополнительной обшивки стен магазина изнутри гипсокартонном и хранением абонентом товара и имущества на стеллажах, установленных вдоль стен. Считает, что отсутствие акта о наличии технической возможности, напрямую указывает на то, что все показания данного прибора являются недостоверными и оплачиваться не должны. 30.03.2021 г. в жалобе в ПАО АЭСК с. Капустин Яр и Администрацию ЗАТО Знаменск истец обратился с просьбой организовать проверку комиссией поставщика услуг обособленных нежилых помещений №№ 7,8 (магазин «Лолита» ИП Б.М.А. и магазин «Рыбалка» ИП Я.Н.В.) с целью проверки инженерных электрических сетей дома для выявления возможных фактов недоучета показаний, прямого воровства электроэнергии с использованием внутридомовой линии электроэнергии, выявления безучетного потребления (скрытая проводка). Оба магазина запитаны от одной фазы болтовым соединением непосредственно на корпус распределительного щита. Квартиры подъезда запитаны от одной фазы, магазины - от другой, что в связи с интенсивным потреблением электроэнергии в жаркое время года существует реальная угроза того, что квартиры могут остаться без электричества. В актах обследования объектов представитель Филиала ПАО «Россетти - Юг» «Астраханьэнерго» ФИО4, ссылаясь на недостаток места для подробного описания результатов осмотра, не отразил информацию о погрешности измерений ОДПУ, нарушении подключения помещения № отдельным вводом, нарушениях монтажа фазных проводов в распределительном шкафу, нарушениях при переносе и монтаже нового ввода в магазин. Отражена информация о сгоревшей шине фазного провода, но не отражено, что произошло это весной 2019 г. ( справка ООО «Жилсервис» от 06.07.2021 г.) и, что ОДПУ в течении трех лет мог фиксировать искаженные данные. Наличие проводов под напряжением внутридомовой линии электроснабжения внутри помещений магазинов могло дать возможность безучетного потребления электроэнергии, что в свою очередь подтверждается огромными начислениями по ОДН. Из-за больших погрешностей измерения и отсутствия в распределительном щите одной фазы, прибор учета №, находящийся во втором подъезде дома, выведен из эксплуатации. Показания ПУ, согласно акта, составляют 049154. После проведения проверки и обнуления проводов внутридомовой линии, находящихся в магазинах в июне 2021 г. значительно уменьшилось количество кВт ОДН, подлежащих распределению, что косвенно подтверждает несанкционированное использование магазинами внутридомовой электрической сети. Расчет объема потребленного ресурса, из- за погрешностей ОДПУ для сторнации кВт/час (с учетом погрешности), представителями Филиала ПАО «Россетти - Юг» не был предоставлен в адрес ПАО «Астраханская энергосбытовая компания». Состояние приборов учёта и распределителей, факт их наличия или отсутствия и достоверность предоставляемых показаний ПУ и распределителей, поставщики ресурса должны проверять не реже 1 раза в год. Если ПУ находятся в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца. Если проверка счётчика выявит погрешность измерений свыше 10 %, прибор подвергается замене. Неисправные общедомовые приборы учета приводят к неучтенным потерям ресурса, оплачивать которые приходится потребителям. Общедомовые приборы учета МКД <адрес> не подвергались периодическим проверкам со стороны собственника данных приборов, ПАО АЭСК, что подтверждается отсутствием актов проверки работы приборов учета и состояния схемы измерений электрической энергии. 01 июля в ПАО АЭСК был отправлен запрос на предоставление в срок до ДД.ММ.ГГГГг. актов проверок приборов учета по вышеуказанному адресу. Из-за отсутствия проверок не проводились измерения мощностей в силовых и измерительных цепях, не проводились измерения напряжения, не проверялась правильность чередования фаз. На основании договора обслуживания МКД по адресу <адрес>, обратились в ООО СЖФ «Жилкомстрой» с просьбой организовать проведение работ по восстановлению ввода во второй подъезд дома с заменой вводного щита и восстановлению сгоревшей весной 2019 г. шины фазного провода. Отсутствие фазы в распределительном щите с весны 2019, отсутствие проверок ПАО АЭСК, как собственника прибора учета, могло привести к погрешностям в работе ОДПУ и возможному искажению данных прибора учета, используемых для начислений. Проверки ОДПУ, в соответствии с ПП РФ № не проводились, акты проверок отсутствуют. ПАО АЭСК своевременно не предоставила собственникам помещений необходимую и достоверную информацию об оказываемой коммунальной услуге «Электроэнергия ОДН». Из-за отсутствия в платежных документах достоверной информации, собственники лишены возможности производить проверку обоснованности начисленных сумм по объему потребленного ресурса, что препятствует реализации права потребителей на контроль за законностью и обоснованностью выставленной платы. Просит суд признать показания общедомового прибора учета СЕ-303 № недостоверными и не подлежащими оплате за период с июля 2020 г. по настоящее время. Признать Общедомовой прибор учета МКД <адрес> не расчетным за период с июля 2020 г. по настоящее время. Обязать ПАО АЭСК произвести перерасчет размера платы по услуге «Электроэнергия ОДН» по абонентам по адресу <адрес> по региональному нормативу за период с «25» июня 2020 г. по «25» июня 2021г. с учетом оплаты. Обязать ПАО АЭСК списать с лицевого счета истца № предъявленную к оплате сумму долга 10 477,06 руб. и пени в размере 161,23 руб. Взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10 638,29 руб. Обязать Филиал ПАО «Россетти - Юг» «Астраханьэнерго» для исключения перенагрузок сети и предотвращения аварийных ситуаций по электроснабжению дома произвести переподключение абонентов Б.М.А. и Б.Г.М. кабелем СИП непосредственно с границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, со стены дома. ПАО «Россетти - Юг» в дополнение к акту № вывода прибора учета находящегося во втором подъезде дома, № из эксплуатации для того, чтобы исключить оплату абонентами потерь, непосредственно энергосбытовой компании, произвести расчет объема потребленного ресурса для сторнации кВт/час с учетом погрешности. Допустимый небаланс электроэнергии на объекте должен определяться с его учетом.
Истец ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные требования, от заявленных требований в части возложения обязанности на ПАО Россети Юг произвести переподключение абонентов Б.М.А. и Б.Г.М. кабелем СИП непосредственно с границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, со стены дома, ввиду выполнения заявленных требований, отказался, отказ принят судом. В остальной части требования поддержал, полагает, что его требования подлежат удовлетворению, так как прибор учета выведен из эксплуатации по уважительным причинам, так как отсутствие фазы в распределительном щите с весны 2019, могло привести к погрешностям в работе ОДПУ и возможному искажению данных прибора учета. От проведения судебной технической экспертизы приборов учета истец отказался, пояснив, что он не является собственником прибора учета и не желает нести расходы на проведение экспертизы, полагает, что доказательств неисправности прибора учета в материалах дела достаточно.
Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании возражала против заявленных требований, пояснила, что ответчиком не допущено нарушений прав истца при установке прибора учета, кроме того, истцу стало известно об отсутствии фазы в ВРУ дома в мае 2021 года. В связи с выводом из эксплуатации приборов учета, размер начислений производится по нормативу. Произвести перерасчет размера платы по региональному нормативу за период с 25 июня 2020 г. по 25 июня 2021 г. невозможно, так как инструментальной проверкой не установлено, что приборы учета недостоверно отображали количество потребленной жильцами дома электроэнергии в указанный истцом период.
Представитель третьего лица ПАО «Россети-Юг» ФИО3 в судебном заседании возражал против заявленных требований, пояснил, что приборы учета регулярно проверялись, так 10 июня 2019 года проводились проверки приборов учета в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, согласно данным проверкам приборы учета признаны соответствующими, отсутствие фазы установлено не было.
Суд, выслушав стороны, а также показания свидетеля ФИО4, исследовав и, оценив в совокупности представленные доказательства, приходит к следующему.
Часть 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации предусматривает осуществление судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ч.5 ст.13 ФЗ от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 июля 2012 года, собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В силу ч.9 ст.13 ФЗ от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения, которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Согласно ч.12 ст.13 ФЗ от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, (электрической энергии), организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета, и не должно препятствовать вводу их в эксплуатацию. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 и 8 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
Согласно ст.158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу положений п.11 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов
учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.), за исключением случаев, когда обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике».
В соответствии с п.81 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (действовавшего на момент спорных правоотношений до 01.07.2020) в отношении многоквартирных домов обязанность обеспечить оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета
в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством регионального развития Российской Федерации.
Так, п.п.2,5 Приказа Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения» (действовавшего на момент спорных правоотношений до 01.07.2020) предусмотрено, что техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено, что установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования); за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), для которых Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено требование по их оснащению на дату их ввода в эксплуатацию определенными видами приборов учета энергетичес- ких ресурсов, техническая возможность установки таких приборов учета имеется.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов следует, что ФИО1, является уполномоченным представителем от имени собственников жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, что отражено в протоколе № общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу <адрес> от 31.03.2021 г. Совместно с другими собственниками помещений в указанном доме избран способ управления многоквартирным домом - непосредственное управление (л.д. 19-21).
Публичное акционерное общество "Астраханская энергосбытовая компания" является энергоснабжающей организацией, осуществляющей снабжение населения электрической энергией. Публичное акционерное общество «Россети-Юг» (ранее ПАО «МРСК Юга» - «Астраханьэнерго») - сетевая организация.
Согласно Актам № и № от 11 февраля 2019 г. при проведении проверки расчетных приборов учета электрической энергии, установленных в многоквартирном доме, расположенном по адресу <адрес>, сетевой организацией ПАО «МРСК Юга» - «Астраханьэнерго» установлено несоответствие приборов учета № и №, установленных 06 сентября 2013 года (л.д. 92-93, 156-157).
В указанном жилом доме сетевой организацией произведена замена несоответствующих приборов учета, и допущено в эксплуатацию два общедомовых прибора учета: ОДПУ № (тип-СЕ-303), дата госповерки 2018 г.; ОДПУ № (тип-СЕ-303), дата госповерки 2018 г., что отражено в Акте допуска прибора учета в эксплуатацию от 11 февраля 2019 года (л.д. 76-77).
10 июня 2019 года ПАО «МРСК Юга» - «Астраханьэнерго» проведена проверка приборов учета электрической энергии, установленных в многоквартирном доме, расположенном по адресу <адрес>, заключение о соответствии расчетного прибора учета отражено в Акте № (л.д. 199).
Статья 36 Жилищного кодекса Российской Федерации относит к общему имуществу в многоквартирном доме, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13 августа 2006 года, определен состав такого имущества.
Пунктом 2 указанных Правил определен состав общего имущества, в состав которого в силу подпункта "е"(1) названного пункта включаются автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета), в случаях, если установлены за счет собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в рамках исполнения обязанности по установке приборов учета в соответствии с требованиями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу п. 5 указанного раздела Правил в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с пунктом 7 этого раздела Правил в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с п. 8 указанных Правил внешней границей сетей электро, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Доводы истца о незаконном установлении ответчиками общедомового прибора учета электрической энергии, суд находит несостоятельными.
Так согласно п. 1 Приказа Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета» (действующего на момент установки первоначального прибора учета 06 сентября 2013 г.), а также п. 1 Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 августа 2020 г. N 485/пр «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета» критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии (далее - прибор учета соответствующего вида) устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению.
Из представленных материалов дела следует, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 30:13:010204:0032, был оснащен приборами учета в соответствии с требованиями ФЗ от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
При допуске приборов учета 06 сентября 2013 года и 11 февраля 2019 года сетевая организация пришла к выводу о возможности установки коллективных приборов учета, критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета необходимо было устанавливать с целью использования приборов учета при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по электроснабжению, однако до июля 2020 г. согласно Постановлению Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг” о внесении изменений в п. 44 Правил N 354», распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не мог превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда иное установлено решением общего собрания собственников или когда исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.
Отношения между исполнителями и потребителями услуги по электроснабжению, порядок начисления оплаты за оказанные услуги, установка и замена приборов учета регламентируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354.
Согласно подпункту е (2) п. 32 указанных Правил исполнитель имеет право осуществлять установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в многоквартирных домах, собственники помещений в которых имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению многоквартирных домов общедомовыми (коллективными) приборами учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии и которые не оснащены такими приборами учета.
Аналогичные предписания относительно последствий невыполнения собственниками помещений в многоквартирных домах действий по оснащению приборами учета и обеспечения допуска сетевой организации к местам установки приборов учета содержатся в пункте 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442.
Согласно п.п. 146 и 152 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии под установкой прибора учета для целей настоящего документа понимается монтаж прибора учета впервые в отношении точки поставки; под заменой прибора учета для целей настоящего документа понимается монтаж прибора учета после демонтажа ранее установленного прибора учета в данной точке; под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Согласно п. 147 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании.
Согласно п. 152 Основных положений установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в установленном порядке.
Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию предусматривает проверку и определение готовности прибора учета в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Сетевая организация, получившая запрос об установке (замене) прибора учета электрической энергии от собственника (владельца) энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), обязана в течение 10 рабочих дней со дня его получения согласовать места установки прибора учета, схемы подключения прибора учета и иных компонентов измерительных комплексов и систем учета.
Судом установлено, что заявлений о замене общедомового (коллективного) прибора учета от собственников (владельцев) энергопринимающих устройств в сетевую организацию не поступало.
Сетевой организацией ПАО «МРСК Юга» - «Астраханьэнерго» 04 февраля 2019 года направлено уведомление генеральному директору ООО «Жилсервис» В.В.А. о необходимости направления своего представителя для замены приборов учета по адресу <адрес> на 11 февраля 2019 года в 10 ч. (л.д. 73).
Из пояснений самого истца ФИО1 и исследованных материалов дела судом установлено, что уполномоченным представлять интересы собственников от имени всех собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, является ФИО1, что отражено в Протоколе № 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 31.03.2021 г., в данном протоколе также имеются сведений о делегировании ФИО1 указанных полномочий ранее, протоколом общего собрания № 1 от 01 октября 2020 г., иных сведений о нахождении многоквартирного дома на непосредственном управлении истцом не представлено, также истец пояснил, что сведения о нахождении дома на непосредственном управлении в сетевую организацию им не направлялись, ввиду чего действия сетевой организации ПАО «МРСК Юга» - «Астраханьэнерго» об извещении ООО «Жилсервис», являющейся обслуживающей организацией спорного домовладения с 01.10.2017 г. по 31.10.2019 г., о направлении своего представителя для замены прибора учета, не могут быть признаны судом недобросовестными, в соответствии со ст. 10 ГК РФ.
В целях обеспечения передачи электрической энергии до потребителей между ПАО «Россети-Юг» - «Астраханьэнерго» (Исполнитель) и ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» (Заказчик) заключен договор № от 28.06.2013г. оказания услуг по передаче электрической энергии.
Указанный договор заключен в интересах потребителя для организации поставки электрической энергии в рамках заключенных договоров энергоснабжения между потребителем и гарантирующим поставщиком (п. 1.2 Договора).
В пункте 15 Правил недискриминационного доступа, определены обязанности сетевой организации при исполнении договора, к ним относятся, в том числе:
а) обеспечение передачи электрической энергии в точке поставки потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор), качество и параметры которой должны соответствовать обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, с соблюдением величин аварийной и технологической брони;
б) осуществление передачи электрической энергии в соответствии с согласованной категорией надежности энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор);
г) в порядке и сроки, установленные договором, информирование потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) об аварийных ситуациях в электрических сетях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору;
е) осуществлять коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии и для целей оказания коммунальных услуг по электроснабжению, электроснабжение которых не осуществляется с использованием общего имущества в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии".
Доводы истца о том, что после проведения проверки и обнуления проводов внутридомовой линии, находящихся в магазинах помещения ИП Б.М.А. и М.М.М. в июне 2021 г. значительно уменьшилось количество кВт ОДН, что косвенно подтверждает несанкционированное использование магазинами внутридомовой электрической сети, не нашли своего подтверждения.
В отношении нежилых помещений многоквартирного дома, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества, жилых домов (домовладений), установка, эксплуатация, замена приборов учета электрической энергии осуществляются сетевой организацией в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии"(п. 80 Правил 354).
Со стороны ПАО «Россети Юга - «Астраханьэнерго» 28.05.2021г. произведено обследование электрических инженерных сетей нежилого помещения № (объект магазин «Лолита») по адресу: <адрес> ИП Б.М.А.
По результатам установлено, что прибор учета ИП Б.М.А. установлен, опломбирован, внутри магазина «Лолита» подключен отдельный ввод от щитовой первого подъезда многоквартирного жилого <адрес> момент осмотра счетчик опломбирован и работает в классе точности. В магазин заходит внутридомовая электрическая проводка, к которой ранее был подключен счетчик. Скрытая проводка не выявлена. На объекте потребителя имелась техническая возможность безучетного потребления электроэнергии, используя действующую штатную внутридомовую электрическую сеть (л.д. 83).
09.06.2021г. со стороны ПАО «Россети Юга - «Астраханьэнерго» произведено обследование электрических инженерных сетей нежилого помещения (объект магазин) по адресу: <адрес> ИП М.М.М.
По результатам установлено, что прибор учета ИП М.М.М. установлен, опломбирован, подключен отдельный ввод от щитовой первого подъезда многоквартирного жилого дома <адрес>. Отсутствует возможность проследить траекторию вводного провода из-за дополнительной обивки стен в магазине
Расчет объема и размер платы по данным помещениям осуществляется в рамках договорных отношений, на основании показаний приборов учета, установленных в каждом нежилом помещении, что не оспаривалось сторонами.
Таким образом, сетевой организацией, при проведении проверок приборов учета ИП М.М.М. и ИП Б.М.А., не установлено безучётное потреблении электроэнергии, а также не установлено использование внутридомовой электрической сети, не установлены факторы влияющие на работу общедомовых приборов учета.
Далее, в рамках исполнения обязательств по проверке приборов учета, 31 мая 2021 г. ПАО «Россети Юга - «Астраханьэнерго», с участием истца ФИО1 проведена проверка расчетных приборов учета установленных в многоквартирном жилом <адрес>, по результатам проверки выявлен неисправный ввод и перегорание фазного провода. Актом № от 31 мая 2021 г. прибор учета №, в связи с технической неисправностью, выведен из эксплуатации (л.д.81-82).
В соответствии с пунктом 81(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: а) неотображения приборами учета результатов измерений; б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки; в) механического повреждения прибора учета; г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета; д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
Материалы дела не содержат доказательств своевременного обращения ФИО1, как уполномоченного представителя от лица всех собственников жилого дома, к ответчику или третьему лицу с заявкой о замене прибора учета электроэнергии в период с 25 июня 2020 года по 31 мая 2021 г., так же как и не содержат доказательств исполнения ФИО1 требований п. 81 (13) Правил.
Потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.
В случае если ответственность за организацию учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика или сетевую организацию в соответствии с пунктом 80(1) настоящих Правил, при обнаружении потребителем неисправности прибора учета электрической энергии, в том числе внешних повреждений, потребитель обязан в течение одного рабочего дня известить об этом гарантирующего поставщика, сетевую организацию.
Материалы дела не содержат сведений о направлении в адрес гарантирующего поставщика от потребителей многоквартирного жилого <адрес> жалоб о неисправности приборов учета.
Доводы истца о том, что приборы учета могли недостоверно отображать свои показания, так как согласно справки ООО «Жилсервис» установлено, что весной 2019 года в связи с перегрузкой сети произошло отгарание одной фазы ВРУ дома, до общедомового прибора учета, в связи с чем за период с 25 июня 2020 года (с момента начала расчета оплаты ОДН по приборам учета) до 25 июня 2021 г. необходимо произвести перерасчет размера платы по региональному нормативу, не нашли своего подтверждения.
Так согласно объяснениям свидетеля С.Д.М., установлено, что 31 мая 2021 года он работал в должности старшего мастера группы учета северного РЭС, осуществлял проверку расчетных приборов учета электрических сетей в многоквартирном жилом <адрес>, проверка проводилась с использованием измерительного прибора, предназначенного для проверки работоспособности самого прибора учета на класс точности. Прибор рассчитан для трехфазной сети, однако прибор показал отсутствие одной из фаз, и провести инструментальную проверку самого ОДПУ не получилось. Достоверность показания прибора учета выявить не было возможности в силу отсутствия одной фазы, в связи с чем было принято решение о выводе из эксплуатации приборов учета из-за несоответствия техническим условиям до момента устранения недостатков в электросети. Инструментально подключиться к прибору учета и получить процент погрешности, который измерительный прибор выдает до сотых, не получилось.
Судом разъяснено участникам процесса о возможности проведения судебной технической экспертизы приборов учета, от проведения которой стороны отказались.
Таким образом, требования истца о признании показаний прибора учета № недостоверными и не подлежащими оплате, не расчетным за период с июля 2020г. по настоящее время, а также произведении перерасчета размера платы по услуге «Электроэнергия ОДН» по абонентам, проживающим в многоквартирном жилом <адрес> за период с 25 июня 2020 г. по 25 июня 2021 г., не подлежат удовлетворению, ввиду того, что доказательств неисправности прибора учета №, суду не представлено.
Также не подлежит удовлетворению требования истца о списании с лицевого счета истца задолженности в сумме 10 477,06 руб. и пени в размере 161,23 руб., так как указанная задолженность по лицевому счету истца образовалась в результате недоплаты за потребленную электроэнергию, что отражено в расчете ответчика, который признан судом математически верным, недоплата за потребленную электроэнергию также усматривается из представленных истцом квитанций и платежных документов за период с сентября 2020 года по июль 2021 года (л.д. 22-33).
В соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законом и правовыми актами Российской Федерации, регулирующие отношения в области защиты прав потребителей, подлежат компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а так же степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Истец просил суд взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере 10638,29 рублей.
Судом установлено, что ответчик обоснованно применял установленные в многоквартирном жилом <адрес> приборы учета электрической энергии, для начисления платы по услуге «Электроэнергия ОДН», так как доказательств неисправности приборов учета за период с июля 2020 года по май 2021 год - на момент выводы приборов учета из эксплуатации, суду не представлено, таким образом, суд находит требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда не обоснованными, не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07 февраля 1992 года при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В связи с тем, что суд не считает возможным удовлетворять требования истца о признании ОДПУ электроэнергии нерасчетным, начисления платы за электроэнергию ОДН с использованием показаний общедомового прибора учета-незаконным, взыскании излишне оплаченных средств и компенсации морального вреда, суд считает необходимым не взыскивать в пользу истца штраф.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1к публичному акционерному обществу ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" о признании ОДПУ электроэнергии нерасчетным, начисления платы за электроэнергию ОДН с использованием показаний общедомового прибора учета-незаконным, взыскании излишне оплаченных средств и компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд через Ахтубинский районный суд Астраханской области в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение вынесено и изготовлено на компьютере 21 октября 2021 года.
Судья: (подпись) Т.А. Цалина
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>.