<данные изъяты>
<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 марта 2021 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Будиловой О.В.,
при секретаре Шороховой Ю.С.,
с участием представителя истца ФИО1,
представителя ответчика, третьего лица департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми – ФИО2, действующей на основании доверенностей,
представителя третьего лица администрации Индустриального района г.Перми – ФИО3, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Индустриального района г.Перми прокуратуры Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Перми о возложении обязанностей,
у с т а н о в и л:
Прокурор Индустриального района г.Перми обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Перми о возложении обязанности в порядке, установленном п.3 ст.225 ГК РФ, обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации и кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением по принятию на учет бесхозяйных объектов: инженерные сети (теплоснабжение, горячее водоснабжение) по подвалу жилого дома по <Адрес>; инженерные сети (теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение) по подвалу жилого дома по <Адрес>; инженерные сети (теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение) по подвалу жилого дома по <Адрес>; определить специализированную организацию, которая будет содержать и обслуживать (эксплуатировать) бесхозяйные объектов: инженерные сети (теплоснабжение, горячее водоснабжение) по подвалу жилого дома по <Адрес>; инженерные сети (теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение) по подвалу жилого дома по <Адрес>; инженерные сети (теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение) по подвалу жилого дома по <Адрес> (л.д.2-7).
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Индустриального района г.Перми проведена проверка исполнения законодательства о жилищно-коммунальном хозяйстве в связи с наличием в подвалах многоквартирных домов по <Адрес>, 38 бесхозяйных транзитных инженерных сетей. Проверкой установлено, что в целях обеспечения подачи тепловой энергии в указанные многоквартирные дома, между ООО «ПСК» и ООО «ПДСК» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор теплоснабжения №. Согласно актам разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, являющихся приложениями к договору теплоснабжения №, границы эксплуатационной ответственности «Энергоснабжающей организации» устанавливаются: от наружной стены камеры ТК-472-1-19 до ЦТП №, включая ЦТП №, от наружной стены ЦТП № до наружной стены здания по <Адрес>, исключая транзитные теплосети по подвалу; от наружной стены камеры ЦТП №, включая ЦТП №, до наружной стены ж.д. <Адрес>, 24, 26, 30, 38, <Адрес>. ООО «УК «Атлант» указано, что на бесхозяйных сетях теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения по адресам: <Адрес>, 38, <Адрес> аварийные ситуации возникали неоднократно, ремонт сетей решался путем многочисленных переговоров с администрацией <Адрес>, ООО «ПСК». В соответствии с информацией ООО «ПСК» указанные транзитные теплопроводы не являются собственностью ООО «ПСК» и ПАО «Т Плюс» и не передавались на содержание и эксплуатацию. Согласно данным Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности <Адрес> и ТУ Росимущества в <Адрес> в соответствующих реестрах сети теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, расположенные по адресу: <Адрес>, 38 не числятся. ДД.ММ.ГГГГ ДЖКХ администрации <Адрес> принято решение о нецелесообразности приема бесхозяйных объектов в муниципальную собственность <Адрес>: инженерные сети (тепло, ГВС, ХВС) по подвалу жилого дома по <Адрес>; инженерные сети (тепло, ГВС, ХВС) по подвалу жилого дома по <Адрес>; инженерные сети (тепло, ГВС, ХВС) по подвалу жилого дома по <Адрес>. Также установлено, что решением ДЖКХ администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ бесхозяйная сеть водопровода по подвалу жилого дома по <Адрес> протяженностью 160 п.м. принята в муниципальную собственность и передана на обслуживание в ООО «НОВОГОР-Прикамье». Основания для принятия решения о нецелесообразности приобретения бесхозяйных объектов теплоснабжения в муниципальную собственность <Адрес> у администрации <Адрес> отсутствовали. Бездействие администрации <Адрес> при непринятии в муниципальную собственность бесхозяйных сетей горячего и холодного водоснабжения, теплоснабжения, по определению специализированной организации, которая будет содержать и обслуживать (эксплуатировать) бесхозяйные сети теплоснабжения приводит к нарушениям прав неопределенного круга лиц на безопасное проживание, на предоставление услуг надлежащего качества.
Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика, третьего лица департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Перми в судебном заседании иск не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск (л.д.78-79), из которых следует, что надлежащим ответчиком по требованию обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации и кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о принятии на учет бесхозяйных объектов является администрация Индустриального района города Перми. Заключение об определении специализированной организации согласно Регламенту № выдает функциональный орган в соответствии с отраслевой принадлежностью выявленного бесхозяйного объекта - департамент ЖКХ. Надлежащим ответчиком по требованию об определении специализированной организации является департамент ЖКХ, являющийся самостоятельным юридическим лицом.
Представитель третьего лица – администрации Индустриального района г.Перми в судебном заседании полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению, поддержал доводы, изложенные в письменных объяснениях (л.д.92-93).
Представитель третьего лица ООО «Пермская сетевая компания», извещенного о рассмотрении дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направил письменный объяснения по заявленным требованиям (л.д.70-71), из которого следует, что ООО «Пермская сетевая компания» считает заявленные требования законными и обоснованными, спорные участки транзитных сетей теплоснабжения, проходящие по подвалам многоквартирных домов по <Адрес>,38 ООО «ПСК» не принадлежат. Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий.
Представитель третьего лица – департамента имущественных отношений администрации г.Перми в судебное заседание не явился, направил письменные объяснения на иск (л.д.88-89), полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица – ООО «УК «Атлант», извещенного о времени и месте о рассмотрения дела надлежащим образом (л.д.63), в судебное заседание не явился, мнение по иску не выразил.
Заслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению в части на основании следующего.
В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п.1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (п.2).
В судебном заседании из письменных доказательств по делу установлено, что прокуратурой Индустриального района г.Перми проведена проверка исполнения жилищно-коммунального законодательства в связи с наличием в подвалах многоквартирных домов по <Адрес> бесхозяйных транзитных инженерных сетей.
В рамках проведенной проверки установлено, что 12.12.2016г. между ООО «Новая городская инфраструктура Прикамья» (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ООО «Пермская сетевая компания» (транзитная организация) заключен договор на оказание услуг по транспортировке холодной воды № (л.д. 14-17), по условиям которого транзитная организация, эксплуатирующая водопроводные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание водопроводных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, и обеспечивать транспортировку холодной воды. Транзитная организация учитывает допустимые изменения качества холодной (питьевой) (далее - холодная вода) и потерь холодной воды при транспортировке от точки приема до точки подачи, расположенных на границе эксплуатационной ответственности транзитной организации и организации водопроводно-канализационного хозяйства. Организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется оплачивать указанные услуги, а также обеспечивать подачу определенного объема холодной воды установленного качества. Граница балансовой принадлежности водопроводных сетей системы холодного водоснабжения (далее - граница балансовой принадлежности) транзитной организации и организации водопроводно- канализационного хозяйства определяется в акте о разграничении балансовой принадлежности согласно Приложению №. Граница раздела эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям (далее - граница эксплуатационной ответственности) транзитной организации и организации водопроводно- канализационного хозяйства, а также точки приема и точки подачи, расположенные на границе эксплуатационной ответственности, определяются в акте о разграничении эксплуатационной ответственности согласно Приложению №.
В перечень потребителей ООО «Новогор-Прикамье», холодное водоснабжение которых осуществляется через ЦТП ООО «ПСК», входят адреса объектов по <Адрес> (адрес ЦТП ФИО4 49а).
21.08.2018г. на основании заключения о целесообразности принятия объектов инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность от 20.08.2018г. № СЭД№ департамент имущественных отношений администрации <Адрес> передал ООО «Новогор-Прикамье» для содержания и обслуживания сеть водопровода по адресу <Адрес> (л.д.18).
01.01.2015г. между ООО «Пермская сетевая компания (теплоснабжающая организация) и ООО «Пермская дорожно-строительная компания» (потребитель) заключен договор теплоснабжения № (л.д.21-34), по условиям которого теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей сетевой воде, а потребитель обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления тепловой энергии. Потребитель, является исполнителем (поставщиком) коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов и жилых домов, указанных в Приложении № к настоящему Договору, и приобретает тепловую энергию по настоящему Договору в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в названных домах (далее по тексту - потребители коммунальных услуг) коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения. Теплоснабжающая организация обязана подавать тепловую энергию потребителю в точки поставки, указанные в акте разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности Сторон (Приложение № к настоящему Договору), в количестве, режиме, предусмотренными Приложением № к настоящему Договору, и с качеством, предусмотренным условиями настоящего Договора и законодательством РФ. Сведения об объектах потребителя и субабонентов приведены в Приложении № к настоящему Договору.
В перечень объектов потребителя и субабонентов включены адреса объектов по <Адрес>.
Из представленного в материалы дела акта разграничений эксплуатационной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ (приложение № к договору №) следует, что настоящим актом установлены границы ответственности за состояние и обслуживание тепловой сети к зданию по адресу: <Адрес>, источник энергоснабжения ТЭЦ-9, точка присоединения к тепловым сетям ОАО «ТГК-9» - ТК-472-1-19, границы эксплуатационной ответственности энергоснабжающей организации установлены от наружной стены камеры ТК-472-1-19 до ЦТП№, включая ЦТП№, от наружной стены ЦТП № до наружной стены здания по <Адрес>, исключая транзитные теплосети по подвалу. Граница эксплуатационной ответственности абонента установлена – наружная стена здания по <Адрес> глинки, 8 (по периметру) (л.д.49).
Из представленного в материалы дела акта разграничений эксплуатационной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ (приложение № к договору №) следует, что настоящим актом установлены границы ответственности за состояние и обслуживание тепловой сети к зданию по адресу <Адрес>,38, источник энергоснабжения ТЭЦ-9, точка присоединения к тепловым сетям ОАО «ТГК-9» - Т.474-8, границы эксплуатационной ответственности энергоснабжающей организации установлены от наружной стены ЦТП№, до наружной стены ж.д. <Адрес>, 38, исключая транзитные теплосети по подвалам ж.д. <Адрес>,38. Граница эксплуатационной ответственности абонента установлена – наружная стена здания по <Адрес>,38 (по периметру) (л.д.49-оборот).
04.04.2019г. между ООО «Новогор-Прикамье» (ресурсоснабжающая организация) и ООО «УК «Атлант», (абонент) заключен договор № (л.д.35-48) холодного водоснабжения и водоотведения, по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязуется в течение срока действия настоящего договора подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть холодную (литьевую) воду (далее - питьевая вода) установленного качества, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирных домах, а также принимать сточные воды, отводимые по присоединенной канализационной сети в целях содержания абонентом общего имущества в многоквартирных домах, а абонент обязуется оплачивать принятую питьевую воду и отведение сточных вод в сроки, порядке и размере, предусмотренных настоящим договором, соблюдать режим потребления питьевой воды и отведения сточных вод, обеспечивать надлежащую эксплуатацию находящихся в ведении абонента водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета. Перечень многоквартирных домов, в отношении которых ресурсоснабжающей организацией по настоящему договору подается питьевая вода и отводятся сточные воды, предусмотрен Приложением № к настоящему договору.
Дополнительным соглашением к договору № от 04.04.2019г. в перечень многоквартирных домов включены адреса объектов по <Адрес>.
Таким образом, из представленных договоров по обеспечению теплоснабжением, горячим и холодным водоснабжением следует, что организация, несущая ответственность за содержание, обслуживание и ремонт сетей, расположенных по адресам: <Адрес>, не установлена.
Согласно письму департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации <Адрес> о передаче сетей от 10.08.2016г. в соответствии с постановлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении регламента приема в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого имущества» прием в муниципальную собственность выявленных бесхозяйных объектов по адресу <Адрес> нецелесообразен, поскольку сети теплоснабжения, холодного и горячего водоснаожения, проходящие транзитом по подвалам жилых домов, являются неотъемлемой частью комплекса инженерных сетей, подающих в данные дома соответствующие ресурсы, деление на участки в данном случае недопустимо. Внешние сети теплоснабжения находятся в собственности ООО «Пермская сетевая компания» (л.д. 8).
В рамках проведенной прокуратурой проверки администрация <Адрес> сообщила, что отсутствие холодного водоснабжения в многоквартирном жилом доме по <Адрес> было связано с аварийной ситуацией (порывом) на сети холодного водоснабжения, проходящей по подвалу жилого дома по <Адрес> (транзитный трубопровод). Собственник данного трубопровода и обслуживающая организация в отношении трубопровода не определены. <Адрес> была инициирована процедура по выявлению сетей отопления, горячего и холодного водоснабжения, проходящих по подвалу жилого дома по <Адрес>, как бесхозяйного имущества, в соответствии с постановлением администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении регламента взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации <Адрес> по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории <Адрес> и подготовке документов для их приобретения в муниципальную собственность <Адрес>» с целью определения обслуживающей организации и последующей регистрации права муниципальной собственности. Был сформирован необходимый пакет документов, письмом администрации района от ДД.ММ.ГГГГ он был направлен в департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации <Адрес> для подготовки заключения о целесообразности принятия указанных сетей в муниципальную собственность как бесхозяйного имущества и определения обслуживающей организации. Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации <Адрес> дал заключен о нецелесообразности приема сетей отопления, горячего и холодно водоснабжения, проходящих по подвалу жилого дома по <Адрес> в муниципальную собственность как бесхозяйного имущества (л.д.9).
В силу п.4 ч.1 ст.14, п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
В случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования (ч.6 ст.15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
В соответствии с п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся - организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Как следует из материалов дела, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об объекте недвижимости: сети теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения в <Адрес> по адресам: <Адрес> (л.д.50-52).
Согласно информации Территориального управления Росимущества в <Адрес> сведения о сетях теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, расположенных по адресу <Адрес>, 38 - по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в реестре федерального имущества с указанными идентифицирующими данными отсутствуют (л.д. 12).
Департаментом имущественных отношений администрации <Адрес> предоставлена информация о том, что сети теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения по адресу <Адрес>, 38 в реестре муниципального имущества <Адрес> не числятся (л.д.11).
По сведениям Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности <Адрес> сети теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, расположенные по адресу: <Адрес>, в реестре государственной собственности <Адрес> не учитываются (л.д.12).
Транзитные сети отопления, горячего и холодного водоснабжения, проложенные в подвалах многоквартирных жилых домах по адресам: <Адрес>, 38; <Адрес>, не являются собственностью ПАО «Т Плюс» и ООО «Пермская сетевая компания». Также указанные сети не передавались в установленном законом порядке в эксплуатацию ПАО «Т Плюс» и ООО «Пермская сетевая компания» (л.д.13).
Действующим законодательством предусмотрены гарантии надежности теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, что соотносится с полномочиями органов местного самоуправления по организации обеспечения надежного теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения потребителей на территории муниципальных образований, в том числе учет объектов теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств, либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 10.12.2015 г. № 931 установлен единый для Российской Федерации Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее по тексту – Порядок).
В соответствии с п. 2 Порядка принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, его территориальные органы, либо по его решению - подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (орган регистрации прав).
В соответствии с п.3 Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения (объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет.
В соответствии с п.5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Таким образом, в конечном итоге, обязанность по определению участника правоотношений по теплоснабжению, горячему водоснабжению, холодному водоснабжению с учетом принадлежности тепловых сетей возложена на орган местного самоуправления, который, при выявлении бесхозяйных тепловых сетей, а равно тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации, сам становится участником правоотношений по теплоснабжению, горячему водоснабжению, холодному водоснабжению и несет обязанность по определению теплосетевой, водоснабжающей организации.
Орган местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйное недвижимое имущество, является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного - администрация муниципального образования «Город Пермь» обязана совершить действия по подаче такого заявления в силу полномочий, возложенных на нее законом.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что сети теплоснабжения, горячего водоснабжения и холодного водоснабжения, расположенные в подвальных помещениях зданий по <Адрес>, являются бесхозяйными, что влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по теплоснабжению, водоснабжению жилых домов, которые обеспечиваются данными транзитными сетями, обеспечению надлежащего качества коммунальных услуг, устранению аварий в процессе их эксплуатации, поскольку орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного, он обязан выполнить необходимые в рамках этого мероприятия в силу возложенных на него законом полномочий.
На основании вышеизложенного подлежат удовлетворению исковые требования о возложении на администрацию <Адрес> обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйных объектов: инженерные сети (теплоснабжение, горячее водоснабжение) по подвалу жилого дома по <Адрес>; инженерные сети (теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение) по подвалу жилого дома по <Адрес>; инженерные сети (теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение) по подвалу жилого дома по <Адрес>.
В соответствии с п. 3.1 постановления Администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 130 "Об утверждении Регламента взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации <Адрес> по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории <Адрес> и подготовке документов для их приобретения в муниципальную собственность <Адрес>" (далее также Регламент №) выявление бесхозяйных объектов осуществляется территориальными органами на основании полномочий, предусмотренных Типовым положением о территориальном органе администрации <Адрес>, утвержденным решением Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 7 "О территориальных органах администрации <Адрес>", путем непосредственного обнаружения объектов, имеющих признаки бесхозяйного недвижимого имущества, или получения отказа физического или юридического лица от права собственности на недвижимое имущество при условии документального подтверждения отсутствия (невыявления) собственника или его отказа от недвижимого имущества.
На основании изложенного, доводы представителя ответчика о надлежащем ответчике по заявленным требованиям - администрации Индустриального района г.Перми суд находит несостоятельным, не основанными на нормах действующего законодательства, поскольку, как указано и установлено судом ранее, возложенные Регламентом №130 на администрацию Индустриального района г.Перми обязанности последней были исполнены, в адрес департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации <Адрес> был направлен соответствующий пакет документов для подготовки заключения о целесообразности принятия рассматриваемых сетей теплоснабжения и водоснабжения в муниципальную собственность как бесхозяйное имущество. Департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми дано заключение о нецелесообразности принятия вышеуказанных сетей в муниципальную собственность как бесхозяйного имущества.
Согласно пункту 127 приказа Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 основанием для внесения записи в Единый Государственный реестр прав при принятии на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, являются реквизиты заявления органа местного самоуправления, а если объект недвижимости расположен на территории городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя - реквизиты заявления уполномоченного государственного органа соответствующего города федерального значения о принятии на учет объекта недвижимого имущества, на основании которых объект недвижимого имущества принят на учет в качестве бесхозяйного, а также наименование данного органа.
Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке на учет имущества в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан совершить действия по подаче такого заявления в силу возложенных на него законом полномочий. Обращение в регистрирующий орган входит в компетенцию администрации города Перми, которой в нарушение требований законодательства не приняты меры по принятию на учет спорного участка тепловой сети в качестве бесхозяйной.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В силу п.3.1.15 Положения о департаменте жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 26.06.2012 N 138, к функциям департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми относится обеспечение содержания и проведения ремонта объектов инженерной инфраструктуры до даты принятия указанных объектов на учет в качестве бесхозяйных территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по предоставлению государственных услуг по государственной регистрации прав на недвижимое имущество, по Пермскому краю и ликвидации неблагоприятных последствий проведения указанных работ либо до даты определения собственника указанных объектов; обеспечение содержания и проведения ремонта бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры до даты передачи на обслуживание организации, сети которой непосредственно соединены с указанными объектами, в порядке, установленном администрацией города Перми, и обеспечениеликвидации неблагоприятных последствий проведения указанных работ (п.3.1.15.1 Положения).
Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми является функциональным органом администрации города Перми (п.1.1 Положения); департамент является юридическим лицом (п.1.2 Положения).
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, только истец определяет защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (ч.1 ст.4 ГПК РФ), к кому предъявлять иск (п.3 ч.2 ст.131 ГПК РФ) и в каком объеме требовать от суда защиты (ч.3 ст.196 ГПК РФ). Вместе с тем, на доводы представителя ответчика, представителя третьего лица о ненадлежащем ответчике в части исковых требований о возложении обязанности определить специализированную организацию, представитель истца в судебном заседании настаивал на рассмотрении исковых требований и возложении данной обязанности на ответчика администрацию г.Перми, полагая доводы представителя ответчика в данной части не имеющими правового значения, в связи с чем на основании ст.41, ч.3 ст.196 ГПК РФ суд рассматривает дело по предъявленным исковым требованиям.
На основании изложенного, поскольку определение специализированной организации, которая будет содержать и обслуживать (эксплуатировать) бесхозяйные объекты, относится к функциям департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми, исковые требования о возложении обязанности на администрацию города Перми определить специализированную организацию, которая будет содержать и обслуживать (эксплуатировать) бесхозяйные объекты, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Индустриального района г.Перми в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить в части, возложить на администрацию муниципального образования «Город Пермь» обязанность в течение 90 дней со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества - инженерные сети теплоснабжения, горячего водоснабжения в подвале многоквартирного <Адрес>; инженерные сети теплоснабжения, горячего водоснабжения и холодного водоснабжения в подвале многоквартирного <Адрес>; инженерные сети теплоснабжения, горячего водоснабжения и холодного водоснабжения в подвале многоквартирного <Адрес>.
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора Индустриального района г.Перми к администрации г.Перми отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>