Дело № 2- 1272/2013
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июля 2013 года Володарский районный суд города Брянска в составе:
председательствующего судьи Аксеновой В.В.,
при секретаре Проскурниной И.Н.,
с участием:
истца –Брянского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры - Гольцевой О.В.,
ответчика-представителя ОАО «Российские железные дороги» в лице железнодорожного вокзала Брянск-Орловский Московской региональной дирекции железнодорожных вокзалов- структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов- филиала ОАО «РЖД»- ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском к ОАО «Российские железные дороги» ( далее ООО «РЖД»), ссылаясь на то, что Брянской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения трудового законодательства в части трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты на вокзале Брянск-Орловский Московской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения "Дирекция железнодорожных вокзалов". В ходе проверки установлено, что
в настоящее время на вокзале Брянск-Орловский работает <сведения исключены>, из них <сведения исключены>, квота для трудоустройства инвалидов составляет <сведения исключены>. Не выполнена квота по трудоустройству инвалидов в количестве <сведения исключены>. Вокзал Брянск-Орловский не информирует Центр занятости населения, в установленном порядке об имеющихся вакантных местах, наиболее приемлемых для инвалидов, что нарушает право неопределенного круга инвалидов на трудоустройство, гарантированное ст. 7 Конституции РФ, ст. 20, 21, 24 ФЗ "О социальной защите инвалидов».
Просил обязать ОАО "Российские железные дороги" обеспечить выполнение квоты вокзалом Брянск-Орловский Московской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения "Дирекция железнодорожных вокзалов" в размере 4% от числа работающих, путем создания или выделения рабочих мест для инвалидов и предоставления в установленном порядке в службу занятости информации, необходимой для организации занятости инвалидов.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования.
Ответчик - представитель ОАО «Российские железные дороги» исковые требования не признал, суду пояснил, что Железнодорожный вокзал Брянск-Орловский (далее вокзал) ежемесячно, в соответствии со ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в РФ», представляет органам службы занятости информацию о наличии вакантных мест (должностей) для приема инвалидов, о численности работающих на предприятии, о размере квоты для инвалидов (что подтверждается представленными в материалы дела документами). На вокзале в настоящее время работает <сведения исключены>. Соответственно квота не выполнена на <сведения исключены>. Других вакантных рабочих мест, на которых могли бы работать инвалиды, на вокзале не имеется. Согласно Положению о вокзале, начальник вокзала не обладает полномочиями по утверждению и внесению изменений в штатное расписание вокзала, а, следовательно, и полномочиями по созданию новых рабочих мест. На Железнодорожный вокзал Брянск-Орловский инвалиды для трудоустройства не обращались, а без наличия инвалидов и их индивидуальной программы реабилитации создание рабочих мест, в том числе специальных, невозможно.
В судебное заседание представитель ГКУ «Центр занятости населения города Брянска» не явился, о времени и месте судебного слушания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Статьей 2 Конституции РФ гарантировано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства.
Статьей 7 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Забота об инвалидах является приоритетной задачей государства.
ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
Согласно ст. 2 вышеуказанного закона социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 9 указанного закона реабилитация инвалидов - это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.
Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в обществе. Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию.
Статья 24 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" предусматривает права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов. В частности работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую для создания специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
В соответствии со ст.20 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентноспособности на рынке труда, в том числе, путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящих для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов, создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.
Статьей 13 Закона РФ " О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 года № 1032 - 1 закреплено положение о том, что государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В силу ст. 21 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" предусмотрено, что установление квот организациям, численность которых составляет более 100 человек законодательством субъекта РФ для приема на работу инвалидов в % отношении к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4%).
В соответствии со ст. 1.2 Закона Брянской области "Об установлении квоты для приема на работу инвалидов в организации, расположенные на территории Брянской области" организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 4% процентов от среднесписочной численности работников.
В силу ст.1 указанного закона, квота - минимальное количество рабочих мест в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, на которые работодатель обязан трудоустроить инвалидов в данной организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают лица указанной категории.
На основании изложенного, работодатель обязан ежемесячно представлять органам службы занятости информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов, а также информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Брянской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения трудового законодательства в части трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты на вокзале Брянск-Орловский Московской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения "Дирекция железнодорожных вокзалов".В ходе проверки установлено, что на вокзале Брянск-Орловский нарушается законодательство о социальной защите инвалидов в части содействия трудовой занятости лиц с ограниченными возможностями и выполнения квоты при приеме на работу инвалидов.
Из представленной по запросу Брянской транспортной прокуратуры информации ГКУ "Центр занятости населения г. Брянска" усматривается, что вокзал Брянск-Орловский своевременно предоставляет отчеты о количестве рабочих мест и численности работающих на предприятии, но квота вокзалом не выполняется, сведений о потребности на квотируемые рабочие места для трудоустройства инвалидов не предоставляются.
В настоящее время на вокзале Брянск-Орловский работает <сведения исключены>, из них <сведения исключены>, квота для трудоустройства инвалидов составляет <сведения исключены>. Не выполнена квота по трудоустройству инвалидов в количестве <сведения исключены>.
В центр занятости населения сведения о наличии свободных мест в счет установленной квоты в 2013 году от вокзала Брянск-Орловский не поступали.
Вокзал Брянск-Орловский, как предприятие, численность которого составляет более <сведения исключены>, не в полной мере содействует трудоустройству инвалидов, не информирует Центр занятости населения, в установленном порядке об имеющихся вакантных местах, наиболее приемлемых для инвалидов.
Довод ответчика о том, что инвалиды с индивидуальной программой реабилитации для трудоустройства на предприятие не общались, суд находит необоснованным, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость выполнение квоты по приему на работу инвалидов с их обращением, либо не обращением на предприятие для трудоустройства.
Статья 24 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" предусматривает, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:
1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;
2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов;
3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Уставом ОАО "РЖД", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.09.2003 №585 предусмотрено, что руководители филиалов и представительств, а также уполномоченные ими лица осуществляют права и обязанности работодателя в трудовых отношениях с работниками этих филиалов и представительств.
В соответствии с Положением о железнодорожном вокзале Брянск- Орловский ОАО "РЖД" вокзал имеет право в лице начальника вокзала осуществлять обязанности работодателя в трудовых отношениях с работниками вокзала.
Поскольку согласно ст. 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032 - 1 "О занятости населения в Российской Федерации" обязанность по предоставлению информации о наличии вакантных рабочих должностей, выполнении квоты для приема на работу инвалидов возлагается на работодателя, то данная функция возлагается на начальника вокзала Брянск- Орловский ОАО "РЖД".
Учитывая, что ответчиком указанные требования законодательства не выполняются, рабочие места для инвалидов не создаются, информация, необходимая для организации занятости инвалидов, в установленном порядке, не предоставляется, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Брянского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры удовлетворить.
Обязать ОАО "Российские железные дороги" обеспечить выполнение квоты вокзалом Брянск-Орловский Московской региональной дирекции железнодорожных вокзалов структурного подразделения "Дирекция железнодорожных вокзалов" в размере 4% от числа работающих, путем создания или выделения рабочих мест для инвалидов и предоставления в установленном порядке в службу занятости информации, необходимой для организации занятости инвалидов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Володарский районный суд гор. Брянска в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья п/п В.В.Аксенова
Копия верна. Судья В.В.Аксенова
Секретарь судебного заседания: И.Н. Проскурнина