ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1272/2016 от 04.05.2016 Красносулинского районного суда (Ростовская область)

Дело № 2-1272/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 мая 2016 года г. Красный Сулин, Ростовской области

Красносулинский районный суд в составе:

председательствующего судьи Галагановой О.В.,

при секретаре Безугловой У.П.,

с участием ст. помощника прокурора г. Красный Сулин Говорковой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Гуково-Гнилушевского сельского поселения Красносулинского района Ростовской области к Красносулинскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области об уменьшении размера и отсрочке оплаты исполнительского сбора, суд

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Гуково-Гнилушевского сельского поселения обратилась в суд с данным иском, в котором просила уменьшить на одну четвертую размер исполнительского сбора. Отсрочить его оплату до 11.01.2017 года, т.е. до исполнения муниципального контракта по строительству многоквартирного дома по адресу: <адрес> в 30 м. южнее домовладения в котором будет предоставлено жилое помещение ФИО4

В обоснование заявленных требований указала, что 01.04.2015г. судебный пристав-исполнитель Красносулинского районного отдела судебных приставов УФССП по Ростовской области в адрес Администрации МО Гуково-Гнилушевского сельского поселения было направлено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера в размере 50 000 рублей за неисполнение требований, содержащихся в постановлении о возбуждении исполнительного производства от 26.02.2015г возбужденного на основании исполнительного листа от 10.07.2014г., выданного Красносулинским районным судом по делу (<данные изъяты>), по вступившему в законную силу 15.01.2014г. по решению об обязании Администрации Гуково-Гнилушевского сельского поселения <адрес> предоставить ФИО4, зарегистрированному в <адрес> в <адрес>-Гнилушевского сельского поселения <адрес> нанимателю квартиры с составом семьи 5 человек, жилое помещение по норме предоставления, установленной в Гуково-Гнилушевском сельском поселении в срок до 31 декабря 2014 года.

После получения постановления о возбуждении исполнительного производства Администрация Гуково-Гнилушевского сельского поселения не имела объективной возможности исполнить судебный акт, поскольку Администрация Гуково-Гнилушевского сельского поселения является соисполнителем областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в 2013 - 2017 годах», утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 18.04.2013 № 196 «Об утверждении областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в 2013 - 2017 годах» финансовое обеспечение мероприятий по предоставлению жилого помещения ФИО4 осуществляется за счет средств бюджета области.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя Администрации Гуково-Гнилушевского сельского поселения Красносулинского района Ростовской области согласно заявлению (ч.5 ст.167 ГПК РФ).

Судебный пристав-исполнитель Красносулинского районного отдела УФССП по Ростовской области Курбатов А.Н. возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в отзыве.

Ст. помощник прокурора Говоркова Л.А. полагала, что имеются основания для снижения размера исполнительского сбора. Тем не менее, отсрочка уплаты не может быть предоставлена на столь длительный срок.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с положениями статьи 30 ФЗ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено Законом об исполнительном производстве. При этом, постановление о возбуждении исполнительного производства должно содержать срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" В силу части 1 статьи 6 Федерального закона N 229-ФЗ законные требования судебногопристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местногосамоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всейтерритории Российской Федерации.Положениями части 1 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ предусмотрено, чтоисполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случаенеисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольногоисполнения исполнительного документа.Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечениисрока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебномуприставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условияхобстоятельств (часть 2 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ, исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации – 50000 (пятидесяти тысяч) рублей.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Федерального закона N 229-ФЗ в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор. Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.

Должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 11 Федерального закона N 229-ФЗ).

Частью 7 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ предусмотрено право суда с учетом степени, вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также, уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть, от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Установление конкретных размеров сбора, взимаемого в случае принудительного исполнения судебных и иных актов, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении N 13-П, является прерогативой законодателя, однако размер такого сбора, поскольку его взимание связано с ограничением конституционного права собственности, во всяком случае, должен отвечать критерию соразмерности, вытекающему из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. При этом Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что в силу особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства правоприменитель, во всяком случае, обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами- и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства. Этот вывод согласуется с положениями части 7 статьи 112 Федерального закона N 229-ФЗ и пункта 1 статьи 401 ГК РФ.

Из материалов дела следует, что 01.04.2015 года, судебным приставом-исполнителем Красносулинского РОСП УФССП по РО в адрес Администрации Гуково-Гнилушевского сельского поселения было направлено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера в размере 50 000 рублей за неисполнение требований, содержащихся в постановлении о возбуждении исполнительного производства 26.02.2015г. -ИП, возбужденного на основании исполнительного листа от 10.07.2014г., выданного Красносулинским районным судом по делу , по вступившему в законную силу 15.01.2014г. решению об обязании Администрации Гуково-Гнилушевского сельского поселения предоставить ФИО4 с составом семьи 5 человек, жилое помещение по норме предоставления, установленной в Гуково-Гнилушевском сельском поселении.

Как усматривается из содержания постановлений судебного пристава-исполнителя Красносулинского районного отдела судебных приставов по Ростовской области, их принятие было вызвано тем, что Администрацией Гуково-Гнилушевского сельского поселения в добровольном порядке в установленный срок не было исполнено решение суда, которым на истца возложена обязанность по предоставлению ФИО4 жилого помещения общей площадью, не менее нормы предоставления. Администрация Гуково-Гниулшевского сельского поселения является органом местного самоуправления, относится к бюджетной системе Российской Федерации и обязана использовать выделенные бюджетные средства строго по их целевому назначению, в установленном законом порядке.

Более того, бюджет Гуково-Гнилушевского сельского поселения является дотационным, что дополнительно подтверждает невозможность использования средств бюджета поселения на исполнение отдельных государственных полномочий. Исполнение полномочий по переселению граждан из аварийного жилья осуществляется за счет бюджета области предоставленных бюджету сельского поселения.

В соответствии с постановлением Администрации Красносулинского района от

30.01.2012 № 64 «Об уровне софинансирования межбюджетных трансфертов бюджетам поселений, входящих в состав Красносулинского района, для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения за счет субсидий из областного бюджета» уровень софинансирования из бюджета поселения определен в размере 7,7 %.

Уровень софинансирования адресной программы за счет бюджета Ростовской области составляет 92,3 %.

Согласно приложению №7 к Постановлению Правительства Ростовской области от 18.04.2013 № 196 «Об утверждении областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в 2013 - 2017 годах» в перечень аварийных многоквартирных домов, расселяемых без финансовой поддержки Фонда в 2015 г. внесен многоквартирный дом расположенный по адресу: <адрес>, из которого расселяются две семьи из двух квартир № и <данные изъяты> которые являются муниципальной собственностью Гуково-Гнилушевского сельского поселения, с числом жителей, планируемых к переселению в количестве 7 человек.

В соответствии с очередностью, указанной в областной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также Федерального закона от

05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Администрация поселения провела электронный аукцион, который проходил в 2 этапа.

Победителем аукциона в электронной форме стало общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (протокол от ДД.ММ.ГГГГ).

15 июня 2015 г. между Администрацией Гуково-Гнилушевского сельского поселения и ООО «<данные изъяты>» был заключен муниципальный контракт .

По условиям Контракта ООО «<данные изъяты>» обязан построить (создать) многоквартирный дом с подводящими сетями и благоустройством прилегающей территории. После получения разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию передать администрации поселения квартиры в количестве 2 штук, общей площадью 123,0 м по строительному адресу: <адрес> в 30 м. южнее домовладения , (далее - многоквартирный дом) на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>

Одна из построенных квартир в вышеуказанном жилом доме будет предоставлена по договору социального найма ФИО4

Однако, ООО «<данные изъяты>» нарушил существенные условия Муниципального контракта _<данные изъяты>, что повлияло на сроки переселения из аварийного жилья.

ООО «<данные изъяты>» обязан был передать квартиры после получения разрешения на ввод в эксплуатацию Объекта долевого строительства и не позднее ДД.ММ.ГГГГ, срок действия контракта до 31.12.2015г., но обязательства по контракту Застройщиком на сегодняшний день не исполнены.

В связи с тем, что ООО «<данные изъяты>» регулярно нарушал условия контракта Администрация Гуково-Гнилушевского сельского поселения вела претензионную работу и была вынуждена обратиться в Арбитражный суд <адрес> с исковым заявлением о взыскании неустойки за задержку строительства многоквартирного дома, очередное судебное разбирательство состоялось 07.04.2016г.

Администрация поселения так же обратилась с исковым заявлением в Арбитражный суд <адрес> об обязании ООО «<данные изъяты>» исполнить условия муниципального контракта, 28.03.2016г. иск удовлетворен полностью.

Изложенные обстоятельства, и имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют об отсутствии вины Администрации Гуково-Гнилушевского сельского поселения в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок. Администрацией Гуково-Гнилушевского сельского поселения приняты все зависящие от нее меры по исполнению судебного акта.

Суд учитывает, что установленный размер взыскания исполнительского сбора представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины истца, его имущественного положения, и иных существенных обстоятельств, приходит к выводу о возможном его снижении. В противном случае несоизмеримо большой размер, взысканного исполнительского сбора, может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу части 4 статьи 34, частей 1 - 3 статьи 35 и части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, недопустимо.

Красносулинским отделом СП УФССП России по РО не заявлено возражений против исковых требований, доказательств того, что должник намеренно уклонялся от исполнения решения суда, либо препятствовал его исполнению, суду не представлено.

Суд приходит к выводу о возможном уменьшении размера взысканного с истца исполнительского сбора на одну четверть по указанному выше исполнительному производству.

Разрешая вопрос об отсрочке оплаты исполнительного сбора, суд считает возможным отсрочить его взыскание до ДД.ММ.ГГГГ.

В силу статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного с Администрации Гуково-Гнилушевского сельского поселения <адрес> на основании постановления Красносулинского отдела судебных приставов УФССП России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ-ИП, возбужденному на основании исполнительного листа от 10.07.2014г., выданного Красносулинским районным судом по делу , до 12500 (двенадцати тысяч пятисот) рублей, отсрочить взыскание исполнительского сбора до 04.08.2016г.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ростовского областного суда через Красносулинский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 06.05.2016г.

Судья О.В. Галаганова