РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«22» октября 2021 года г. Знаменск
Астраханской области
Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Цалиной Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мориц Е.В.,
с участием представителя истца - помощника прокурора ЗАТО Знаменск ФИО1,
представителя ответчика – ФИО2,
представителя ответчика – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1272/2021 по исковому заявлению прокурора ЗАТО г. Знаменск Астраханской области в защиту интересов неопределённого круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ, к администрации муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области» о признании бездействия администрации незаконным и обязании организовать обеспечение проведения капитального ремонта резервного котла,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор ЗАТО г. Знаменск Астраханской области обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области», о признании бездействия администрации незаконным и обязании организовать обеспечение проведения капитального ремонта резервного котла, указав в обоснование своих требований, что прокуратурой ЗАТО г. Знаменск Астраханской области проведена проверка соблюдения жилищного законодательства в деятельности администрации МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области». Так, в ходе проверки установлено, что содержание находящегося в муниципальной собственности имущества, в данном случае котельной в надлежащем техническом состоянии, организация бесперебойного теплоснабжения городского округа в целях предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций относится к компетенции администрации ЗАТО г. Знаменск Астраханской области». При этом неисполнение теплоснабжающей организацией своих обязательств либо отказ от их исполнения не освобождает орган местного самоуправления от выполнения возложенной на него в силу прямого указания закона обязанности. В настоящее время в отопительный период отопление и горячее водоснабжение населения и инфраструктуры г. Знаменска осуществляет котельная №3, которая состоит из двух залов, зал №1 введен в эксплуатацию в 1991г., зал № 2 в 1977г. На котельной № 3 установлены следующие котлы:
в зале №1 - КВГМ 50-150 №1, КВГМ 50-150 № 2; в зале №2 - ПТВМ-30 №3, ПТВМ-30 № 4. В первом зале котлы КВГМ 50-150 смонтированы в 1989 году, за время эксплуатации были проведены капитальные ремонты котлов, а именно: КВГМ 50-150 №1 - в 1995, 1997 и 2001 году, в 2009 году в связи со 100% износом выведен из эксплуатации; КВГМ 50-150 №2 - в 1993, 1997, 1999, 2001-2002, 2005, 2010-2011г., находится в эксплуатации до сегодняшнего времени на протяжении 10-ти лет. С 2009 года на котельной №3 основным рабочим котлом в отопительных годах является водогрейный котел КВГМ 50-150 №2 зав.№ 7361 рег. № 44539. По заключению экспертизы промышленной безопасности, проведенной ООО «ПромГазЭнерго» от 30.06.2020г. (лицензия №ДЭ-00-015503 от - 07.2015г.) водогрейный котел КВГМ 50-150 № 2 не соответствует требованиям промышленной безопасности и допускается к продолжению эксплуатации с разрешенным давлением не более 25,0 кгс/см2 сроком на один год. Котел КВГМ 50-150 № 1 на котельной № 3 выведен из эксплуатации в 2009 г., нуждается в капитальном ремонте. Данный котел изготовлен в 1987 г., был введен в эксплуатацию в 1989 г., прошел 3 капитальных ремонта. Под воздействием высоких температур и в результате интенсивной эксплуатации вертикальные коллекторы левой и правой конвективной части, а также конвективные змеевики подверглись сильной коррозии. Эксплуатация котла невозможна и запрещена по заключению экспертизы промышленной безопасности, проведенной ЗАО «ЮГПРОМТЕХМАШ» от 01.10.2009г., (лицензия №ДЭ-00-008157 от 07.12.2007г.). Имеющийся рабочий котел КВГМ 50-150 №2 находится в эксплуатации 10 лет (отсутствует резерв) без капитального ремонта (превышение срока службы в 3 раза), и согласно экспертизе промышленной безопасности эксплуатация разрешена в ограниченном режиме только до июня 2021 года. Таким образом, для обеспечения бесперебойного теплоснабжения города Знаменска, его инфраструктуры и объектов Министерства обороны РФ, необходимо привести в рабочее состояние и выполнить капитальный ремонт резервного котла КВГМ 50-150 №1. Средний срок проведения капитального ремонта такого объема составляет примерно 5-6 месяцев. Для качественного начала отопительного периода 2021- 2022 гг. работы необходимо было начинать в апреле-мае текущего года. Администрация города является собственником котельной, однако меры по ремонту резервного котла не приняты, что является недопустимым. В ходе проведенной прокуратурой города проверки главе МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области» 13.05.2021 внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое по результатам рассмотрения удовлетворено, однако конкретных мер к устранению выявленных нарушений не принято. Поскольку в результате бездействия администрации ЗАТО Знаменск нарушаются права жителей МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области», истец просит суд признать бездействие администрации МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области» незаконным. Обязать администрацию МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области» организовать обеспечение проведения капитального ремонта резервного котла.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 уточнила заявленные требования, просила суд признать бездействие администрации МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области» незаконным. Обязать администрацию МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области» организовать проведение капитального ремонта резервного котла КВГМ 50-15 № 1 в течение года с момента вступления решения суда в силу, так как с 2009 года ответчиком не принято должных мер по устранению выявленных нарушений. Срок, в который прокурор просит организовать проведение капитального ремонта резервного котла обусловлен тем, что средний срок проведения такого рода ремонта, с учетом его объема, составляет 5-6 месяцев.
Представители ответчика администрации муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области» ФИО2, ФИО3 в судебном заседании возражали против заявленных требований, при этом пояснив, что в настоящее время на котельной № 3 ЗАТО Знаменск находится котел КВГМ 50-150 №1 котельной № 3 в 2009 году в связи со 100% износом ыведен из эксплуатации, нуждается в капитальном ремонте, выработал установленный ресурс 20 лет (27 540 часов), поэтому эксплуатация котла невозможна и запрещена по заключению экспертизы промышленной безопасности. В соответствии с пунктом 5 Устава муниципального предприятия «Теплосети» муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области», имущество предприятия находится в собственности муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области», закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В перечень видов деятельности (предмет деятельности предприятия) МП «Теплосети» входит 40.30.4 деятельность по обеспечению работоспособности котельных. Таким образом, на МП «Теплосети» возложена обязанность по содержанию котельной, в том числе котла КГВМ-50-150 №1 котельной №3 ЗАТО Знаменск Астраханской области. В 2010 году за счет средств местного бюджета ЗАТО Знаменск был разработан проект «Реконструкция котла КВГМ-50-150 котельной № 3 ЗАТО Знаменск Астраханской области». В связи с тем, что ремонт котла не может быть выполнен исключительно за счет средств местного бюджета ЗАТО Знаменск, начиная с 2019 года, администрацией ЗАТО Знаменск направлялись письма в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области о предоставлении средств из бюджета Астраханской области с целью реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Также обращения направлялись депутату Государственной Думы РФ О.Л.А. , в Министерство финансов Астраханской области, Губернатору Астраханской области, таким образом, администрацией ЗАТО Знаменск были предприняты и до настоящего времени предпринимаются все меры, направленные на проведение мероприятий по ремонту котла.
Представитель третьего лица финансового управления администрации муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» ФИО4 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, будучи опрошенной ранее, в судебном заседании пояснила, что с исковыми требованиями не согласна, Администрацией МО ЗАТО Знаменск Астраханской области» были предприняты все меры для выделения субсидии, необходимой для закупки нового водогрейного котла, так как бюджет города не может покрыть расходы на приобретение указанного котла.
Представитель третьего лица МП «Теплосети» муниципального образования «Закрытое административно-территориальное образование Знаменск Астраханской области» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, согласно представленному отзыву просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, а также пояснил, что в целях заключения соглашения о предоставлении субсидий из бюджета Астраханской области муниципальному образованию «ЗАТО Знаменск» в государственную программу «Улучшение качества предоставления жилищно- коммунальных услуг на территории Астраханской области», утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 10.09.2014 № 369-П, вноситься изменения, проект программы проходит процедуру согласования в Правительстве Астраханской области.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Как следует из части 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-Ф3) решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ организация в границах поселения теплоснабжения населения отнесена к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении”.
В силу пунктов 1, 5 части 1 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
В силу пунктов 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам» органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных Муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Статья 210 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ) устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций (часть 1 статьи 1).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения является, в том числе обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок утверждены приказом Министерства энергетики РФ от 24 марта 2003 года № 115 (далее - Правила).
В силу пункта 1.7. Правил ответственность за выполнение настоящих Правил несет руководитель организации, являющейся собственником тепловых энергоустановок, или технический руководитель, на которого возложена эксплуатационная ответственность за тепловые энергоустановки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из содержания части 6 статьи 21 Федерального закона от 27 июля 2010 года 190-ФЗ "О теплоснабжении” следует, что в случае приобретения муниципальным образованием источника тепловой энергии, тепловых сетей оно несет ответственность за их эксплуатацию.
Положениями частей 4 и 5 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ предусмотрена проверка готовности к отопительному сезону, как муниципальных образований, так и теплоснабжающих (теплосетевых) организаций, которые обязаны обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Пунктом 17 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ определено, что под надежностью теплоснабжения следует понимать характеристику состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения.
В соответствии с абзацем 1 статьи 7 Федерального закона № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Из материалов дела следует, что прокуратурой ЗАТО Знаменск Астраханской области проведена проверка соблюдения жилищного законодательства в деятельности администрации МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области».
В судебном заседании установлено, что объектами теплоснабжения ЗАТО Знаменск Астраханской области являются котельная № 2, № 3, № 4 и 4А, собственниками которых являются Муниципальное образование ЗАТО Знаменск Астраханской области, что отражено в ответе на обращение № 4453-20 от 30.06.2021 г., а также в выписках из ЕГРН от 29.06.2021 г. № КУВИ-002/2021-79708356, № КУВИ-002/2021-79710250, № КУВИ-002/2021-79714812, № КУВИ-002/2021-79699025 (л.д. 10-23).
В отопительный период отопление и горячее водоснабжение населения и инфраструктуры г. Знаменска осуществляет котельная № 3, которая состоит из двух залов, зал № 1 введен в эксплуатацию в 1991г., зал № 2 в 1977г. На котельной №3 установлены следующие котлы: в зале № 1 - КВГМ 50-150 №1, КВГМ 50-150 №2; в зале №2 - ПТВМ-30 №3, ПТВМ-30 № 4.
В первом зале котлы КВГМ 50-150 смонтированы в 1989 году, за время эксплуатации были проведены капитальные ремонты котлов, а именно: КВГМ 50-150 № 1 - в 1995, 1997 и 2001 году, в 2009 году в связи со 100% износом выведен из эксплуатации; и КВГМ 50-150 №2 - в 1993, 1997, 1999, 2001-2002, 2005, 2010-2011г., находится в эксплуатации до сегодняшнего времени на протяжении 10-ти лет.
Согласно заключению экспертизы промышленной безопасности № ПГ-ТУ-1493-2020 на техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте в случаях, определенных статьей 7 ФЗ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», проведенной ООО «ПромГазЭнерго» от 30.06.2020г. (лицензия №ДЭ-00-015503 от - 07.2015г.) водогрейный котёл КВ-ГМ-50-150 рег. № 44539, зав. № 7361 №2 не соответствует требованиям промышленной безопасности и допускается к продолжению эксплуатации с разрешенным давлением не более 25,0 кгс/см2 сроком на один год. Срок очередного технического диагностирования не позднее июня 2021 (л.д. 24-32).
В соответствии с заключением № ЮПТМ 30/09-09 экспертизы промышленной безопасности по результатам технического диагностирования водогрейного котла марки КВГМ 50-150 №1 зав. № 7360, рег. № 44538, установленного на котельной № 2 МП «Теплосети» ЗАТО г. Знаменск, установлено, что котел КВГМ 50-150 №1 на котельной №3 выведен из эксплуатации в 2009г., нуждается в капитальном ремонте. Данный котел изготовлен в 1987г., был введен в эксплуатацию в 1989г., прошел 3 капитальных ремонта. Под воздействием высоких температур и в результате интенсивной эксплуатации вертикальные коллекторы левой и правой конвективной части, а также конвективные змеевики подверглись сильной коррозии. Эксплуатация котла невозможна и запрещена по заключению экспертизы промышленной безопасности, проведенной ЗАО «Югпромтехмаш» от 01 10.2009г., (лицензия №ДЭ-00-008157 от 07.12.2007г.) (л.д. 56-93).
13 мая 2021 года в адрес главы МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области» прокурором ЗАТО Знаменск было внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, однако требования не выполнены, нарушения не устранены.
Из представленной суду представителями ответчика переписки с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, Правительством Астраханской области за период с 2020 по 2021 гг., а также информационной справки от 29.07.2021 г. установлено, что котел КВГМ 50-150 №1 котельной № 3 в 2009 году в связи со 100% износом выведен из эксплуатации, нуждается в капитальном ремонте, выработал установленный ресурс 20 лет (27 540часов), поэтому эксплуатация котла невозможна и запрещена по заключению экспертизы промышленной безопасности, проведенной ЗАО «Югпромтехмаш» от 01.10.2009г. В 2020 году получено положительное заключение государственной экспертизы по проектно-сметной документации «Корректировка проекта «Реконструкция котла КВГМ-50-150 №1 котельной №3 ЗАТО Знаменск Астраханской области». Согласно заключению государственной экспертизы № от 17.09.2020г. стоимость котла на 4 квартал 2019 года составляет 53 698, 79 тыс. руб., в том числе проектные работы и экспертиза проектной документации составляет 2 030,86 тыс.руб. Стоимость за вычетом выполненных работ по проектным работам и экспертизе проектной документаций составила на 4 квартал 2019 - 51 667,93 тыс. руб. Стоимость на 2022 с применением индексов дефляторов на 2020 - 1,062, на 2021 *1,051 составляет 57 669,78 тыс. руб., на 2022 - 1,042 составляет 60092,00 тыс.руб. Согласно проектной документации календарного плана строительства срок строительно-монтажных работ составляет 6 месяцев, без учета изготовления котла (срок изготовления котла 90 дней) (л.д. 94-105, 134-178).
Таким образом, подтверждается и не оспаривается сторонами, что водогрейный котел КВГМ 50-150 №1 котельной № 3 в 2009 году выведен из эксплуатации по причине его неработоспособности, 100 % износа, капитальный ремонт котла либо его замена не произведена.
Администрация муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области», как собственник имущества, была проинформирована МП «Теплосети» МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области», в хозяйственном ведении которых находится котельная № 3, об отрицательной динамике рабочих котлов, а также о необходимости выделения денежных средств для капитального ремонта котла КВГМ 50-150 котельной № 3. Однако с 2009 года эффективных мер к капитальному ремонту или замене водогрейного котла КВГМ 50-150 № 1 котельной № 3 и обеспечению бесперебойной подачи тепла потребителям, собственником имущества предпринято не было, что может привести к срыву отопительного сезона, так как имеющиеся водогрейные котлы, используемые для обеспечения бесперебойного теплоснабжения города Знаменск, его инфраструктуры и объектов Министерства обороны РФ, так же не соответствуют требованиям промышленной безопасности.
При таких обстоятельствах бездействие органа местного самоуправления МО «ЗАТО Знаменск Астраханской области», не организовавшего проведение капитального ремонта либо проведение работ по замене котла КВГМ 50-150 котельной № 3 нарушает права неопределенного круга лиц, жителей ЗАТО Знаменск, Астраханской области на проживание в безопасных условиях в осенне-зимний период.
Таким образом, суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что Администрацией МО «ЗАТО Знаменск» предпринимались все возможные меры по организации ремонта резервного котла, так как неудовлетворительное состояние указанного котла, вывод его из эксплуатации имело место по состоянию на 2009 год, однако бюджетные средства до настоящего времени ответчиком на проведение капитального ремонта резервного котла КВГМ 50-150 № 1 не запланированы, представленные ответчиком извещений о проведении электронного аукциона не свидетельствуют о том, что требования прокурора ЗАТО Знаменск исполнены в полном объеме.
При разрешении вопроса о сроке исполнения решения суд приходит к выводу, что установление двенадцатимесячного срока исполнения требований отвечает требованиям разумности.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве административных истцов или административных ответчиков.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора ЗАТО г. Знаменск Астраханской области в защиту интересов неопределённого круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ, к администрации муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области» о признании бездействия администрации незаконным и обязании организовать обеспечение проведения капитального ремонта резервного котла, удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области» не организовавшей обеспечение проведение капитального ремонта резервного котла КВГМ 50-150 № 1.
Обязать администрацию муниципального образования «ЗАТО Знаменск Астраханской области» в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать обеспечение проведения капитального ремонта резервного котла КВГМ 50-150 № 1.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд Астраханской области.
Мотивированное решение вынесено и изготовлено на компьютере 29 октября 2021 года.
Судья Т.А. Цалина