ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1273/17 от 13.03.2017 Ольгинского районного суда (Приморский край)

Дело №2-1273/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.Ольга 13 марта 2017 года

Ольгинский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Сортова В.А.,

при секретаре судебного заседания Яцышиной Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Крыловой М.С. в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 к администрации Веселояровского сельского поселения о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и возложении обязанности включения в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратилась в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование, что 11.11.2016 года из администрации Веселояровского сельского поселения она получила отказ о включении ее и ее членов семьи в списки граждан на получение единовременной материальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией. С решением администрации истец не согласна, так как в течении пяти суток не было электроэнергии, отсутствовала вода, не было связи, в поселок не подвозился хлеб. Из-за отсутствия электроэнергии не работал холодильник, в связи с чем понесли материальный ущерб, испортились продукты питания. Для приготовления пищи приходилось покупать газовые баллончики. Считает, что ее заявление рассмотрено не надлежащим образом. Просит признать ее и несовершеннолетних детей пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Ольгинского муниципального района Приморского края в августе-сентябре 2016 года и возложить на администрацию Веселояровского сельского поселения обязанность включить истца и ее несовершеннолетних детей в списки пострадавших граждан, нуждающихся в единовременной материальной помощи, в соответствии с Постановлением Правительства РФ №110.

До судебного заседания от истца поступило заявление о рассмотрении дела без ее участия.

Представитель ответчика – администрации Веселояровского сельского поселения, в представленном возражении указал, что ввиду отсутствия у истцов подтверждения утраты имущества первой необходимости, на основании Постановления Правительства РФ № 110 от 15.02.2014г., у администрации Веселояровского сельского поселения отсутствуют основания для включения истца в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся из-за наводнения на территории Приморского края в августе-сентябре 2016 года

Представитель ответчика, извещен о месте и времени рассмотрения дела, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Заинтересованное лицо - департамент труда и социального развития Приморского края, представил в суд возражения, где указано, что согласно разъяснительного письма ГУ МЧС России по Приморскому краю от 13.09.2016г. исх. № 58320 единовременная материальная помощь в размере 10 тыс. рублей выплачивается по заявлению гражданам, зарегистрированным до 31.08.2016 по месту жительства (по месту пребывания) в частных жилых домах, в многоэтажных (многоквартирных) жилых домах, оказавшихся в зоне наводнения, если этот дом пострадал, размыт фундамент или вода поступила в подполье дома), и при этом произошло аварийное отключение не менее одной системы жизнеобеспечения (водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение) на сутки и более. Считают, что должны соблюдаться одновременно два условия подтопление дома и отключение систем жизнеобеспечения. Согласно исковому заявлению в Ольгинском муниципальном районе была нарушена жизнедеятельность сроком более пяти суток, в частности отсутствовало энергоснабжение, вода, связь. При этом подтопление домов не произошло, а значит, право на единовременную материальную помощь размере 10тыс. рублей за счет резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций последствий стихийных бедствий не возникло. В настоящее время в списках нуждающихся в оказании разовой материальной помощи, представленных органом местного самоуправления в департамент Крылова М.С., Крылова А.В., Крылова В.В. отсутствуют, также администрацией Приморского края не принято решение о выделении средств для выдачи их Крыловой М.С., Крыловой А.В., Крыловой В.В., которые не являются гражданами Российской Федерации.

Представитель заинтересованного лица – департамента труда и социального развития Приморского края, в представленном отзыве просил рассмотреть дело без участия их представителя.

В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ, стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

Суд, исследовав материалы гражданского дела, давая оценку фактическим обстоятельствам дела, всем имеющимся доказательствам в их совокупности, в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

В силу абзаца 7 и 8 ч.1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций.

Согласно пунктам «з» и «м» ст.10 Федерального закона №68-ФЗ, Правительство Российской Федерации обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера; принимает решения о выплате единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания единовременной материальной помощи, а также круга лиц, которым указанная помощь будет оказана.

Частью 2 ст.18 Федерального закона №68-ФЗ порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту «л» п.1 ст.11 указанного Закона, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 года №110 утверждены «Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.

В соответствии с подпунктом «г» п.2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека.

Приказом МЧС России от 29.08.2014 года №470 утвержден «Порядок подготовки документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», согласно п.7 на основании заявлений граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи в результате чрезвычайной ситуации, составленных по форме согласно приложению № 9 к Правилам, после сверки сведений, указанных в заявлениях, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина, органом местного самоуправления подготавливаются списки граждан на получение единовременной материальной помощи в соответствии с приложениями № 10 и №12 к Правилам, подписываются главой местной администрации и направляются в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.1.1. постановления Администрации Приморского края № 413-па от 02.09.2016г. «О мерах по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного характера в результате продолжительных ливневых дождей на территории Приморского края 29 - 30 августа 2016 года за счет средств, выделяемых из краевого бюджета» (в ред. Постановлений Администрации Приморского края от 28.09.2016г. № 447-па, от 11.10.2016г. № 477-па) граждане Российской Федерации, местом жительства которых в августе - сентябре 2016 года являлись жилые дома, квартиры, находящиеся в многоквартирных домах, расположенные на территориях Артемовского, Дальнегорского, Дальнереченского, Лесозаводского, Находкинского, Партизанского, Уссурийского городских округов, Анучинского, Дальнереченского, Кавалеровского, Кировского, Красноармейского, Лазовского, Михайловского, Надеждинского, Октябрьского, Ольгинского, Партизанского, Пожарского, Тернейского, Ханкайского, Хасанского, Хорольского, Черниговского, Чугуевского, Шкотовского, Яковлевского муниципальных районов, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края, вызванными тайфуном "LIONROCK" на территории Приморского края (далее соответственно - пострадавшие граждане, чрезвычайная ситуация), имеют право, в том числе на единовременную материальную помощь, выплачиваемую за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в размерах и в случаях, установленных подпунктом «г» пункта 2 «Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 года №110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».

Отсутствие установленного п.1.1 постановления Администрации Приморского края № 413-па от 02.09.2016г. права на получение выплаты является основанием для отказа во включении гражданина в списки пострадавших лиц.

Таким образом, из указанного следует, что меры социальной поддержки пострадавшим в результате продолжительных ливневых дождей на территории Приморского края 29 - 30 августа 2016 года в виде единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в силу абзаца 7 ч.1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» оказываются только гражданам Российской Федерации.

Судом исследованы следующие доказательства.

Согласно копии Свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации , выданного 13.02.2015г. Управлением федеральной миграционной службы России по Приморскому краю с продлением до 13.09.2017 года Крылова М.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданкой Украины.

Согласно уведомлению о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, истец Крылова М.С., несовершеннолетние дети ФИО2, ФИО1 пребывают по адресу: <адрес>.

В соответствии с п.«а» ст.5 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ (в ред. от 01.05.2016г.) гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Как следует из ст.45 настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2002 года.

Каких-либо доказательств, предусмотренных ст.ст. 5, 10, 12 Федерального закона от 31.05.2002г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», либо решения о приеме в гражданство Российской Федерации в отношении нее и ее несовершеннолетних детей, истец суду не представила.

При таких обстоятельствах, суд считает, что Крылова М.С. и ее несовершеннолетние дети не являются гражданами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 31.05.2002г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, исходя из того, что Крылова М.С. и ее несовершеннолетние дети не относятся к категории граждан, признанными пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, которым законом предоставлено право на получение социальной поддержки в форме финансовой помощи, поскольку на момент объявления чрезвычайной ситуации они не являлись гражданами Российской Федерации, не имели регистрации и постоянно не проживали на территории Российской Федерации

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Крыловой М.С. в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 к администрации Веселояровского сельского поселения о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и возложении обязанности включения в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, отказать.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в гражданскую коллегию Приморского краевого суда через Ольгинский районный суд.

Судья Сортов В.А.