ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1273/2017 от 30.05.2017 Советского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

...

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 мая 2017 года г. Улан-Удэ

Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Богомазовой Е.А., при секретаре Мардаевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ГУ «Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда в РБ», Отделению Пенсионного фонда РФ по РБ о признании права на социальную пенсию,

У С Т А Н О В И Л:

В суд обратилась ФИО1 с иском к ГУ «Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда в РБ, УПФР в Окинском районе о признании права на социальную пенсию. Указав при этом, что 01 марта 2017года ей прекращены выплаты социальной пенсии, тогда как она, как сойотка, проживающая в Окинском районе, имеет право на социальную пенсию.

В судебное заседание истец ФИО1, извещенная о месте и времени слушания дела, не явилась, при подаче искового заявления просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель ГУ «Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда в РБ» по доверенности ФИО2 и представитель Отделения Пенсионного фонда РФ по РБ по доверенности ФИО3 исковые требования не признали и суду пояснили, что прекращение выплат социальной пенсии правомерно, поскольку Окинский район не включен в Перечень районов проживания малочисленных народов Севера.

Третье лицо Местная общественная организация Ассоциация сойотов Окинского района РБ гражданской процессуальной правоспособностью и дееспособностью не обладает, поскольку исключена из ЕГРЮЛ, что следует из письма Управления Минюста РФ по РБ от 03 мая 2017 года. Ранее ФИО4 суду пояснял, что Местная общественная организация Ассоциация сойотов Окинского района РБ действовала от имени Общественной организации «Ассоциация коренных народов Севера Республики Бурятия».

Выслушав представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 6 статьи 5 Федерального закона от 15 декабря 2011 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) назначается гражданам, указанным в подпункте 8 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют нетрудоспособные граждане.

Условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам определены в статье 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 11 названного Федерального закона право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), постоянно проживающие в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии.

Судом установлено, что 12января 2015 года ГУ «Центр по установлению и выплате пенсий пенсионного фонда РФ» принято решение о назначении истцу ФИО1 социальной пенсии по старости в соответствии со п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ.

Решением ГУ «Центр по установлению и выплате пенсий пенсионного фонда РФ» от 20.02.2017 г. выплата пенсии ФИО1 прекращена с 01 марта 2017 года на том основании, что Окинский район не включен в Перечень районов проживания малочисленных народов Севера, утвержденный постановлением Правительства РФ от 11.01.1993 г. № 22 (постановление утратило силу 25.05.2009 г.), и в Перечень районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.10.2015 №1049.

Обращаясь в суд, истец просит признать за ней право на указанную пенсию и восстановить ей выплаты с 01 марта 2017 г.

В соответствии с пунктом 6 статьи 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации Постановлением от 01.10.2015 г. №1049 утвердило Перечень малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости; Перечень районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости.

При этом, сойоты включены в Перечень малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости, а Окинский район не поименован в Перечне районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости.

Однако данное обстоятельство не может явиться основанием для прекращения выплат социальной пенсии истцу.

Так, социальная пенсия была назначена истцу до утверждения Постановлением Правительства РФ от 01.10.2015 г. №1049 Перечня малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости и Перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости. Данное постановление действует с 13 октября 2015 года, и на правоотношения, возникшие между сторонами до его вступления, не распространяется.

Постановление Правительства РФ от 11.01.1993 г. № 22 «О перечне районов проживания малочисленных народов Севера» утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 08.05.2009 г. № 410, вступившего в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано в «Собрании законодательства РФ» - 18.05.2009).

Таким образом, на момент обращения истца в пенсионный орган пенсионное обеспечение этой категории граждан производилось во взаимосвязи с нормами специального законодательства, определяющего, какие малочисленные народы Российской Федерации пользуются мерами социальной поддержки со стороны государства.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» коренные малочисленные народы Российской Федерации (далее - малочисленные народы) - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы.

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации во исполнение указанного Федерального закона был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. № 255 (с последующими изменениями). В этот перечень включены сойоты, проживающие на территории Республики Бурятия.

Сойоты включены также в перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. № 536-р.

Из представленной суду справки Администрации МО СП «Бурунгольское» Окинского района РБ следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая по адресу: Республика Бурятия, Окинский район, местность Мойлто, д.1, действительно является по национальности сойотом(кой), представителем народа, внесенного Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. №255, Распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. №536-р в Реестр коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Справка выдана на основании похозяйственной книги №2, лицевой счет №<***>.

То обстоятельство, что согласно выписки из акта о рождении ФИО5 следует, что ее родители были по национальности бурятами, не свидетельствует о том, что ФИО1 не является сойоткой, так как согласно пояснениям ФИО4, данным в ходе рассмотрения дела, во времена СССР сойоты свою национальность не указывали.

Вместе с тем, необходимым условием для назначения лицам из числа коренных малочисленных народов Севера социальной пенсии является их постоянное проживание в местах традиционного расселения своих народов. Перечень районов традиционного расселения коренных малочисленных народов Севера устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 1 части 2 статьи 5 Федерального законом «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»).

Такой Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации был утвержден постановлением Правительства РФ от 8 мая 2009 г. № 631-р.

В этот Перечень включен, в числе прочих, Окинский муниципальный район.

Возможность применения указанного Перечня при определении права на социальную пенсию гражданину из числа малочисленных народов Российской Федерации подтверждена Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10 октября 2012 года в Обзоре судебной практики за второй квартал 2012 года.

Таким образом, сойотам, проживающим на указанных территориях, гарантировалось предоставление мер социальной защиты, как лицам из числа малочисленных народов Севера, в связи с чем, они имеют право на получение социальной пенсии при достижении возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).

Также суд принимает во внимание, что Правительство РФ указав сойот в качестве малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости, не указал их район традиционного проживания – Окинский район. При этом, суд признает обстоятельство того, что сойоты исторически проживали именно на территории Окинского района, общеизвестными и не нуждаются в доказывании в силу ч.1 ст.61 ГПК РФ.

В связи с указанным, поскольку на момент назначения социальной пенсии ФИО1 достигла возраста 50 лет, является по национальности сойоткой, проживала и проживает на территории Окинского района Республики Бурятия, то требование истца о признании за ней права на назначение социальной пенсии в соответствии со п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001г №166-ФЗ, подлежит удовлетворению.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения; ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности (постановления от 3 мая 1995 года № 4-П, от 15 января 1999 года № 1-П, от 25 апреля 2001 года № 6-П, от 20 апреля 2006 года № 4-П и от 23 сентября 2014 года № 24-П; определения от 15 февраля 2005 года № 17-О, от 1 марта 2010 года № 323-О-О и др.). Тем самым предполагается установление такого правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения, которое в соответствии в том числе с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определения ее размера, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.

На основании изложенного, учитывая, что ФИО1 получала социальную пенсию с 30.12.2014 г., полагалась на правильность принятого уполномоченными государством органами решения, рассчитывала на стабильность своего официально признанного статуса получателя данной пенсии и неизменность вытекающего из него материального положения, притом, что с ее стороны отсутствовали и отсутствуют какие-либо нарушения, суд считает, что требования истца о восстановлении ей выплаты социальной пенсии с 01 марта 2017 года подлежат удовлетворению.

В связи с вышеуказанным, суд считает возможным удовлетворить требования истца в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать за ФИО1 право на назначение социальной пенсии в соответствии со п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001г. №166-ФЗ.

Обязать ГУ «Центр по установлению и выплате пенсий Пенсионного фонда в РБ» восстановить ФИО1 выплату социальной пенсии с 01 марта 2017 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд гор.Улан-Удэ.

Решение в окончательной форме принято 02.06.2017 г.

Судья Е.А. Богомазова