ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1273/2022 от 11.08.2022 Юргинского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2-1273/2022

УИД: 42RS0037-01-2022-002377-44

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Юрга Кемеровской области 11 августа 2022 года

Юргинский городской суд Кемеровской области

в с о с т а в е:

председательствующего судьи Жилякова В.Г.

при секретаре Ореховой А.А.

с участием:

представителя истца Тарасова В.В.,

представителей ответчиков Деминой Г.Р. Майоровой Е.Н., Смирновой В.Ю.

представителя третьего лица Горбачева А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юргинского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению жилищно-коммунального хозяйства города Юрги, Администрации города Юрги о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Юргинский межрайонный прокурор, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Управлению жилищно-коммунального хозяйства города Юрги, Администрации города Юрги о понуждении к совершению действий (л.д. 3-12).

В ходе рассмотрения дела истец отказался от части исковых требований (л.д. 158-159).

Определением суда от 28.07.2022 производство по делу в части исковых требований, от которых истец отказался, прекращено (л.д. 160-161).

Истцом также представлено в суд заявление об уточнении исковых требований (л.д. 179-181).

Исковые требования мотивированы следующим.

Юргинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения полномочий Администрацией города Юрги по вопросу надлежащего содержания улично-дорожной сети вблизи организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится полномочие по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального округ.

В силу положений статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильных дорог понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ) безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Частью 4 статьи 6 и статьей 13 Закона № 196-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Органы местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Закона № 196-ФЗ).

Как следует из абзаца 7 части 4 статьи 6 Закона № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа относится осуществление мероприятий городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами Муниципальных образований (абзац 11 абзаца 7 части 4 статьи 6 Закона № 196 ФЗ).

В соответствии со статьями 3 и 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (части 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

Частью 1 статьи 17 Закона № 257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие с установленными требованиями определены: Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ *** «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст (далее - ГОСТ ***), ГОСТ ****** «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», утвержденные Приказом Ростехрегулирования от 11.12.2006 № 295-ст (далее - ГОСТ ***), ГОСТ Р *** «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (далее - ГОСТ ***), ГОСТ *** «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утверждённый Приказом Ростандарта от 26.09.2017 № 1245-ст.

Все требования данных стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья граждан, в том числе несовершеннолетних, а также имущества населения, охрану окружающей среды.

В ходе проведенного совместной с прокуратурой сотрудниками ОГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Юргинский» обследования улично-дорожной сети в период с 17.05.2022 по 19.05.2022, выявлены следующие нарушения содержания:

- МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 города Юрги имени Героя Советского Союза А.П. Максименко *** отсутствует обустроенный остановочный пункт в нарушении пункта 5.3.3.1 ГОСТ ***, а также монолитные искусственные неровности обустроены с нарушением требования пункта 6.2 и 6.3 ГОСТ ***;

- МБОУ « Основная общеобразовательная школа № 3 города Юрги» *** на остановочном пункте отсутствует заездной карман в нарушение пункта 5.3.3.1 ГОСТ ***, отсутствует светофор типа Т 7 на нерегулируемом пешеходном переходе в нарушение пункта 7.3.8 ГОСТ ***, отсутствуют дорожные знаки инд. 5.20 и 5.19.1 (5.19.2) в нарушение пункта 6.2.1 и 6.2.3 ГОСТ ***

- МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 5 города Юрги» *** отсутствует тротуар в нарушение пункта 4.5.1.1., 4.5.1.2 и 4.5.1.3 ГОСТ ***, нерегулируемый пешеходный переход не оборудован светофором типа Т 7 в нарушение требования пункта 7.3.8 ГОСТ ***, отсутствуют дорожные знаки инд. 5.20 и 5.19.1 (5.19.2) в нарушение требования пункта 7.3.8 ГОСТ ***, отсутствуют дорожные знаки инд. 5.20 и 5.19.1 (5.19.2) в нарушение пункта 6.2.1 и 6.2.3 ГОСТ ***, отсутствуют удерживающие пешеходные ограждения в нарушение требования пункта 8.1 29 ГОСТ Р 52289-2019, отсутствуют искусственные неровности в нарушение требований пункта 6.2 и 6.3 ГОСТ Р 52605-2006;

- МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 города Юрги» *** на остановочном пункте отсутствует заездной карман в нарушение пункта 5.3.3.1 ГОСТ ***;

- МКОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья « Школа – интернат» *** отсутствует обустроенный остановочный пункт в нарушение требования пункта 5.3.3.1 ГОСТ ***, отсутствует тротуар в нарушение пункта 4.5.1.1, 4.5.1.2 и 4.5.1.3 ГОСТ ***, отсутствуют удерживающие пешеходные ограждения в нарушение пункта 8.1.29 ГОСТ ***, отсутствуют искусственные неровности в нарушение требования пункта 6.2 и 6.3 ГОСТ ***, отсутствуют дорожные знаки инд. 5.20 и 5.19.1 ( 5.19.2) в нарушение пунктов 6.2.1 и 6.2.3 ГОСТ ***

- МКУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом «Центр содействия семейному устройству детей «Радуга» Юргинского городского округа» *** отсутствует светофор типа Т 7 в нарушение пункта 7.3.8 ГОСТ ***, отсутствуют удерживающие пешеходные ограждения в нарушение 8.1.29 ГОСТ ***, отсутствуют обустроенные искусственные неровности в нарушение пункта 6.2 ГОСТ ***, отсутствуют дорожные знаки инд. 5.19.1 (5.19.2) в нарушение требований пунктов 6.2.1 и 6.2.3 ГОСТ Р ***

- МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14 имени К.С. Федоровского» г*** отсутствуют удерживающие пешеходные ограждения в нарушение пункта 8.1.29 ГОСТ ***, отсутствуют дорожные знаки инд. 5.20 и 1.27 в нарушение пункта 6.2.1 и 6.2.3 ГОСТ ***;

- МБОУ «Детский сад № 39 «Тополек» *** отсутствует светофор типа Т 7 в нарушение пункта 7.3.8 ГОСТ ***, а также монолитная искусственная неровность обустроены с нарушением требования пункта 6.2 ГОСТ ***;

- МБДОУ «Детский сад № 1 « Ёлочка» *** отсутствует светофор типа Т 7 в нарушение пункта 7.3.8 ГОСТ Р ***, искусственные неровности расположены с нарушением требования пункта 6.2 и 6.3 ГОСТ ***.

Данные недостатки улично-дорожной сети располагаются на школьных маршрутах и на улицах, по которым организованно движение общественного транспорта, задействованного в перевозке неопределенного круга лиц, в том числе и детей. Данные недостатки оказывают негативное влияние на безопасность дорожного движения и способствуют совершению дорожно-транспортных происшествий, что в свою очередь создает угрозу жизни и здоровью людей.

В ответе от 13.05.2022 № *** Администрация города Юрги на требование от 05.05.2022 № *** Юргинской межрайонной прокуратуры по вопросу обеспечения безопасности школьных перевозок, надлежащего содержания улично-дорожной сети вблизи организаций, осуществляющих образовательную деятельность сообщило, что обеспечение исполнения Правил дорожного движения вблизи общеобразовательных учреждений (установка светофоров, нанесение дорожной разметки) осуществляется за счет муниципальных программ: « Обеспечение безопасности жизнедеятельности и правопорядка на территории Юргинского городского округа» на 2019-2024 годы, «Жилищно-коммунальный и дорожный комплекс, благоустройство на территории Юргинского городского округа» на 2019-2024 годы» Разработан адресный план мероприятий по повышению уровня безопасности дорожного движения пешеходных переходов, расположенных вблизи общеобразовательных учреждений ( адресный план). В целях реализации мероприятий, предусмотренных адресным планом, предусмотрены лимиты бюджетных обязательств в размере 38000000,00 руб. средств бюджета Кемеровской области-Кузбасса, в размере 2860215,00 руб. из средств бюджета Юргинского городского округа.

На момент обследования в период с 17.05.2022 по 18.05.2022 вышеуказанные требования законодательства Российской Федерации вблизи образовательных учреждений не исполнены, что создает угрозу жизни и здоровья участникам дорожного движения – несовершеннолетних, так как указанные участки дорог прилегают к образовательным учреждениям.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются важнейшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст. 38 Устава муниципального образования « Юргинский городской округ» и Положением об Администрации города Юрги, утвержденным решением ЮГСНД от 22.11.2016 № *** Администрация города Юрги является исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления, наделенным Уставом Юргинского городского округа полномочия по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органом местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Кемеровской области.

Администрация города Юрги в лице своих уполномоченных органов от имени Юргинского городского округа своими действиями приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права и обязанности в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, в том числе осуществляет полномочия собственника имущества городского округа, выступает в суде от имени городского округа. Структура Администрации

Структура Администрации города представляет собой перечень структурных подразделений.

Структурные подразделения, обеспечивающие реализацию полномочий по решению вопросов местного значения, а также осуществление отдельных Государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами Кемеровской области, являются отраслевыми, функциональными органами Администрации города Юрги.

Согласно Положению об Управлении жилищно- коммунального хозяйства г. Юрги, утвержденному решением ЮГСНД от 27.02.2008 № ***, УЖКХ г. Юрги является органом Администрации города Юрги, созданным в целях обеспечения эффективного управления и функционирования жилищно-коммунального хозяйства, объектов внешнего благоустройства, озеленения территории города Юрги, реализации в пределах своей компетенции государственной и муниципальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории города Юрги.

Имущество и финансовые средства УЖКХ г. Юрги состоят из средств городского бюджета, передаваемых Администрацией города Юрги в порядке текущего финансирования в пределах утвержденных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период.

В силу части 1 статьи 1 Устава муниципального образования Юргинский городской округ Кемеровский области – Кузбасса установлено, что город Юрга является муниципальным образованием и наделен Законом Кемеровской области статусом городского округа, на территории которого осуществляется местное самоуправление.

В соответствии со ст. 5 Устава муниципального образования « Юргинский городской округ Кемеровский области – Кузбасса местное самоуправление на территории города Юрги – форма осуществления народом муниципального образования своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях установленных федеральными законами, законами Кемеровской области – Кузбасса, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии с пунктом 1.4.2 части 1.4 статьи 7 указанного ранее Устава к вопросам местного значения городского округа в области дорожного строительства, связи, жилищно-коммунального, бытового, торгового, транспортного обслуживания населения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 7.10 части 7 ст. 38 Устава г. Юрги Администрация города Юрги осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, муниципальный контроль на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, муниципальный контроль на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве в границах городского округа, организует дорожное движение, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2.7 статьи 2 Положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства г. Юрги о 27.02.2008 № 17 Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Юрги управление в соответствии с возложенными на него задачами выполняет функцию организации благоустройства территории городского округа, в соответствии с частью 2.11 статьи 2 организует строительство, содержание дорог общего пользования, мостов и иных инженерно-транспортных сооружений в границах городского округа.

Меры для приведения улично-дорожной сети в безопасном для дорожного движения состоянии согласно требованиям ГОСТ не принимаются.

Непринятие Администрацией города Юрги и Управлением ЖКХ г. Юрги мер по устранению перечисленных нарушений может повлечь за собой увеличение количества дорожно-транспортных происшествий, повлекших гибель (травмирование) водителей, пассажиров и пешеходов, в том числе несовершеннолетних, особенно в период летних каникул.

Вместе с тем, бездействие со стороны Управления по обеспечению жизнедеятельности и строительству администрации Юргинского муниципального округа обусловлено тем, что на основании пункта 2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета, которые обеспечивает Администрация Юргинского муниципального округа.

В силу положений части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Обращение прокурора в суд с настоящим исковым заявлением обусловлено необходимостью защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц на безопасное дорожное движение, в том числе детей.

На основании изложенного, истец просит суд:

Обязать Управление жилищно – коммунального хозяйства города Юрги устранить следующие нарушения, а именно:

- обустроить остановочный пункт, обустроить монолитные искусственные неровности около МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 города Юрги имени Героя Советского Союза А.П. Максименко» г. ***

- оборудовать заездной карман на остановочном пункте, установить светофор типа Т7 на нерегулируемом пешеходном переходе, установить дорожные инд. 5.20 и 5.19.1 (5.19.2) около МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 3 города Юрги» ***

- обустроить дорожными знаками знаки инд. 1.23 «Дети», инд. 3.24 «ограничение максимальной скорости», инд. 8.2.1 «зона действия», инд. 1.17 «Искусственная неровность», инд. 5.20 « Искусственная неровность», инд. 3. 31. «Конец зоны всех ограничений»; построить тротуар; построить сборно –разборную искусственную неровность, нанести горизонтальную дорожную разметку инд. 1.24.1 дублирующей предупреждающий дорожный знак инд. 1.23. «Дети» около МБОУ «Начальная образовательная школа № 5 города Юрги» ***;

- на остановочном пункте оборудовать заездной карман около МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 города Юрги» ***

- обустроить остановочный пункт, построить тротуар, установить удерживающие пешеходные ограждения, обустроить искусственные, установить дорожные знаки инд. 5.20 и 5.19.1 (5.19.2) около МКОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья «Школа-интернат» Юргинского городского округа, ***

Обязать Администрацию города Юрги профинансировать Управление жилищно-коммунального хозяйства города Юрги для устранения нарушений в сфере безопасности дорожного движения, а именно: по обустройству остановочного пункта, по установлению монолитных искусственных неровностей около МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 города Юрги имени Героя Советского Союза А.П. Максименко») *** по оборудованию на остановочном пункте заездного кармана, по установке светофора типа Т7 на нерегулируемом пешеходном переходе, по установке дорожных знаков инд. 5.19.1 5.19.2) около МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 3 города Юрги» г*** по обустройству дорожными знаками инд. 1.23 «Дети», инд. 8.2.1 «зона действия», инд. 1.17 «Искусственная неровность», инд. 5.20 «Искусственная неровность», инд. 3.31. «Конец зоны всех ограничений»; построить тротуар; по строительству сборно-разборную искусственную неровность, по нанесению горизонтальной дорожной разметки инд. 1.24.1 дублирующей предупреждающий дорожный знак инд. 1.23 «Дети» около МБОУ «Начальная образовательная школа № 5 города Юрги» ***; по строительству тротуара, по оборудованию нерегулируемого пешеходного перехода светофором типа Т7, по установке дорожных знаков инд. 5.19.1 (5.19.2), по установке удерживающих пешеходных ограждений, по обустройству искусственных неровностей около МБОУ «Начальная образовательная школа № 5 города Юрги» г*** по оборудованию на остановочном пункте заездного кармана около МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 города Юрги» ***; по обустройству остановочного пункта, построение тротуара, по обустройству остановочного пункта, по установке удерживающих пешеходных ограждений, по обустройству искусственных неровностей, по установке дорожных знаков инд. 5.19.1 (5.19.2) около МКОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья «Школа - интернат» Юргинского городского округа, ***

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий.

В судебном заседании помощник прокурора Тарасов В.В. поддержал исковые требования с учетом уточнения по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Просил установить для ответчика срок для проведения указанных мероприятий до 31 декабря 2022 года.

Представитель ответчика Администрации города Юрги Демина Г.Р., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснила, что у Администрации города Юрги отсутствует обязанность финансировать УЖКХ г. Юрги, так как оно является самостоятельным юридическим лицом, обеспечивающим реализацию полномочий по решению вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства. УЖКХ г. Юрги является главным распорядителем и получателем средств бюджета города, финансирование поступает на его счета.

Представители ответчика Управление жилищно-коммунального хозяйства города Юрги Смирнова В.Ю., Майорова Е.Н., действующие на основании доверенности в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, пояснили, что они предпринимают все возможные меры к осуществлению мероприятий согласно выделенного финансирования, в настоящее время заключены муниципальные контракты и ведутся работы по устранению выявленных нарушений.

Представитель третьего лица Муниципального отдела МВД России «Юргинский» Горбачев А.А., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме. Не возражал против установления для ответчиков срока для проведения указанных мероприятий до 31 декабря 2022 года.

Заслушав пояснения участвующих в судебном заседании лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Юргинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению исходя из следующего.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится полномочие по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального округ.

В силу положений статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильных дорог понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ) безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Частью 4 статьи 6 и статьей 13 Закона № 196-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Органы местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Закона № 196-ФЗ).

Как следует из абзаца 7 части 4 статьи 6 Закона № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами Муниципальных образований (абзац 11 абзаца 7 части 4 статьи 6 Закона № 196 ФЗ).

В соответствии со статьями 3 и 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (части 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

Частью 1 статьи 17 Закона № 257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие с установленными требованиями определены: Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ *** «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст (далее - ГОСТ ***), ГОСТ *** «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», утвержденные Приказом Ростехрегулирования от 11.12.2006 № 295-ст (далее - ГОСТ Р ***), ГОСТ *** «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (далее - ГОСТ ***) ГОСТ *** «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утверждённый Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № ***.

Все требования данных стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья граждан, в том числе несовершеннолетних, а также имущества населения, охрану окружающей среды.

В силу положений части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Обращение прокурора в суд с настоящим исковым заявлением обусловлено необходимостью защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц на безопасное дорожное движение, в том числе детей.

Судом из пояснений представителя истца и третьего лица и письменных материалов дела установлено, и ответчиками не оспорено, что Юргинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения полномочий ответчиков по вопросу надлежащего содержания улично-дорожной сети вблизи организаций, осуществляющих образовательную деятельность (л.д. 13-14, 24-96).

В ходе проведенного совместной с прокуратурой сотрудниками ОГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Юргинский» обследования улично-дорожной сети в период с 17.05.2022 по 19.05.2022, выявлены следующие нарушения содержания дорог:

- МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 города Юрги имени Героя Советского Союза А.П. Максименко *** отсутствует обустроенный остановочный пункт в нарушении пункта 5.3.3.1 ГОСТ ***, а также монолитные искусственные неровности обустроены с нарушением требования пункта 6.2 и 6.3 ГОСТ ***;

- МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 3 города Юрги» *** на остановочном пункте отсутствует заездной карман в нарушение пункта 5.3.3.1 ГОСТ *** отсутствует светофор типа Т 7 на нерегулируемом пешеходном переходе в нарушение пункта 7.3.8 ГОСТ ***, отсутствуют дорожные знаки инд. 5.20 и 5.19.1 (5.19.2) в нарушение пункта 6.2.1 и 6.2.3 ***

- МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 5 города Юрги» г*** отсутствует тротуар в нарушение пункта 4.5.1.1., 4.5.1.2 и 4.5.1.3 ГОСТ ***, нерегулируемый пешеходный переход не оборудован светофором типа Т 7 в нарушение требования пункта 7.3.8 ГОСТ ***, отсутствуют дорожные знаки инд. 5.20 и 5.19.1 (5.19.2) в нарушение требования пункта 7.3.8 ГОСТ ***, отсутствуют дорожные знаки инд. 5.20 и 5.19.1 (5.19.2) в нарушение пункта 6.2.1 и 6.2.3 ГОСТ ***, отсутствуют удерживающие пешеходные ограждения в нарушение требования пункта 8.1 29 ГОСТ ***-*** отсутствуют искусственные неровности в нарушение требований пункта 6.2 и 6.3 ГОСТ Р ***;

- МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 города Юрги» *** на остановочном пункте отсутствует заездной карман в нарушение пункта 5.3.3.1 ГОСТ ***

- МКОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья «Школа – интернат» Юргинского городского округа, г*** отсутствует обустроенный остановочный пункт в нарушение требования пункта 5.3.3.1 ГОСТ ***, отсутствует тротуар в нарушение пункта 4.5.1.1, 4.5.1.2 и 4.5.1.3 ГОСТ ***, отсутствуют удерживающие пешеходные ограждения в нарушение пункта 8.1.29 ГОСТ ***, отсутствуют искусственные неровности в нарушение требования пункта 6.2 и 6.3 ГОСТ ***, отсутствуют дорожные знаки инд. 5.20 и 5.19.1 ( 5.19.2) в нарушение пунктов 6.2.1 и 6.2.3 ГОСТ ***;

- МКУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом «Центр содействия семейному устройству детей «Радуга» Юргинского городского округа» г****** отсутствует светофор типа Т 7 в нарушение пункта 7.3.8 ГОСТ ***, отсутствуют удерживающие пешеходные ограждения в нарушение 8.1.29 ГОСТ ***, отсутствуют обустроенные искусственные неровности в нарушение пункта 6.2 ГОСТ ***, отсутствуют дорожные знаки инд. 5.19.1 (5.19.2) в нарушение требований пунктов 6.2.1 и 6.2.3 ГОСТ ***;

- МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14 имени К.С. Федоровского» *** отсутствуют удерживающие пешеходные ограждения в нарушение пункта 8.1.29 ГОСТ ***, отсутствуют дорожные знаки инд. 5.20 и 1.27 в нарушение пункта 6.2.1 и 6.2.3 ГОСТ ***

- МБОУ «Детский сад № 39 «Тополек» г. Юрги» *** отсутствует светофор типа Т 7 в нарушение пункта 7.3.8 ГОСТ ***, а также монолитная искусственная неровность обустроена с нарушением требования пункта 6.2 ГОСТ ***;

- МБДОУ «Детский сад № 1 «Ёлочка» *** отсутствует светофор типа Т 7 в нарушение пункта 7.3.8 ГОСТ ***, искусственные неровности расположены с нарушением требования пункта 6.2 и 6.3 ГОСТ ***.

Данные недостатки улично-дорожной сети располагаются на школьных маршрутах и на улицах, по которым организованно движение общественного транспорта, задействованного в перевозке неопределенного круга лиц, в том числе и детей. Данные недостатки оказывают негативное влияние на безопасность дорожного движения и способствуют совершению дорожно-транспортных происшествий, что в свою очередь создает угрозу жизни и здоровью людей.

В ответе от 13.05.2022 № *** (л.д. 16-17) Администрация города Юрги Кемеровской области-Кузбасса от 05.05.2022 № *** (л.д. 16) по вопросу обеспечения безопасности школьных перевозок, надлежащего содержания улично-дорожной сети вблизи организаций, осуществляющих образовательную деятельность сообщила, что разработан адресный план мероприятий по повышению уровня безопасности дорожного движения пешеходных переходов, расположенных вблизи общеобразовательных учреждений. В настоящее время ведется подготовка технической документации в целях проведения электронного аукциона для определения подрядчика по исполнению данных мероприятий. В целях реализации мероприятий, на 2019-2024 годы предусмотрены лимиты бюджетных обязательств в размере 38 000 000,00 руб., из средств бюджета Кемеровской области – Кузбасса, в размере 2860215, 00 руб. из средств бюджета Юргинского городского округа.

Вместе с тем, на момент обследования в период с 17.05.2022 по 19.05.2022 вышеуказанные требования законодательства Российской Федерации вблизи образовательных учреждений не исполнены, что создает угрозу жизни и здоровья участникам дорожного движения - несовершеннолетних, так как указанные участки дорог прилегают к образовательным учреждениям.

Представителями ответчиков в суд также не представлены доказательства устранения выявленных нарушений. Тот факт, что в настоящее время заключены муниципальные контракты, на основании которых ведется работа, не означает устранения выявленных истцом нарушений.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются важнейшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу части 1 статьи 1 Устава муниципального образования Юргинский городской округ Кемеровский области – Кузбасса установлено, что город Юрга является муниципальным образованием и наделен Законом Кемеровской области статусом городского округа, на территории которого осуществляется местное самоуправление.

В соответствии со ст. 5 Устава муниципального образования Юргинский городской округ Кемеровский области – Кузбасса местное самоуправление на территории города Юрги – форма осуществления народом муниципального образования своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях установленных федеральными законами, законами Кемеровской области – Кузбасса, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.

В соответствии с пунктом 1.4.2 части 1.4 статьи 7 указанного ранее Устава к вопросам местного значения городского округа в области дорожного строительства, связи, жилищно-коммунального, бытового, торгового, транспортного обслуживания населения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 7.10 части 7 ст. 38 Устава г. Юрги Администрация города Юрги осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, муниципальный контроль на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, муниципальный контроль на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве в границах городского округа, организует дорожное движение, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2.7 статьи 2 Положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства г. Юрги о 27.02.2008 № 17 Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Юрги управление в соответствии с возложенными на него задачами выполняет функцию организации благоустройства территории городского округа, в соответствии с частью 2.11 статьи 2 организует строительство, содержание дорог общего пользования, мостов и иных инженерно-транспортных сооружений в границах городского округа.

В соответствии со ст. 38 Устава муниципального образования Юргинский городской округ и Положением об Администрации города Юрги, утвержденным решением ЮГСНД от 22.11.2016 № 357, Администрация города Юрги является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным Уставом Юргинского городского округа полномочия по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органом местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Кемеровской области.

Администрация города Юрги в лице своих уполномоченных органов от имени Юргинского городского округа своими действиями приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права и обязанности в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, в том числе осуществляет полномочия собственника имущества городского округа, выступает в суде от имени городского округа.

Структура Администрации города представляет собой перечень структурных подразделений.

Структурные подразделения, обеспечивающие реализацию полномочий по решению вопросов местного значения, а также осуществление отдельных Государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами Кемеровской области, являются отраслевыми, функциональными органами Администрации города Юрги.

Согласно Положению об Управлении жилищно-коммунального хозяйства г. Юрги, утвержденному решением ЮГСНД от 27.02.2008 № 17, УЖКХ г. Юрги является органом Администрации города Юрги, созданным в целях обеспечения эффективного управления и функционирования жилищно-коммунального хозяйства, объектов внешнего благоустройства, озеленения территории города Юрги, реализации в пределах своей компетенции государственной и муниципальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории города Юрги.

Имущество и финансовые средства УЖКХ г. Юрги состоят из средств городского бюджета, передаваемых Администрацией города Юрги в порядке текущего финансирования в пределах утвержденных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период.

Из пояснений представителя УЖКХ г. Юрги в судебном заседании следует, что финансирование мероприятий по обустройству и содержанию улично-дорожной сети города осуществляется из различных источников и бюджетов разных уровней, но посредством и при участии Администрации города Юрги.

Однако, должных мер для приведения улично-дорожной сети в безопасном для дорожного движения состоянии согласно требованиям ГОСТ ответчиками не принимаются.

Непринятие Администрацией города Юрги и Управлением УЖКХ г. Юрги по устранению перечисленных нарушений может повлечь за собой увеличение количества дорожно-транспортных происшествий, повлекших гибель (травмирование) водителей, пассажиров и пешеходов, в том числе несовершеннолетних.

Вместе с тем, бездействие со стороны Администрации города Юрги обусловлено тем, что на основании пункта 2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования соответствующего местного бюджета, которые обеспечивает Администрация города Юрги.

01 июля 2022 года Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Юрги заключило муниципальный контракт с ПАО «Ростелеком» по реализации комплекса мероприятий по повышению уровня безопасности дорожного движения вблизи образовательных учреждений и мест массового пребывания граждан со сроком выполнения работ до 31.08.2022 (л.д. 116-121).

Таким образом, ответчики предпринимают меры к устранению нарушений в сфере безопасности дорожного движения, однако, на день рассмотрения дела, выявленные нарушения не устранены.

На основании установленных в судебном заседании обстоятельств суд считает, что имеются законные основания, для обязания Управления жилищно-коммунального хозяйства города Юрги устранить имеющиеся нарушения в сфере безопасности дорожного движения, а Администрацию города Юрги обеспечить выполнение мероприятий по финансированию работ по устранению данных нарушений.

Суд полагает, что срок для проведения указанных мероприятий, предложенный представителем истца, является обоснованным, поэтому суд устанавливает ответчикам для выполнения мероприятий для устранения вышеуказанных нарушений срок до 31 декабря 2022 года.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Юргинского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению жилищно-коммунального хозяйства города Юрги, Администрации города Юрги о понуждении к совершению действий удовлетворить.

Обязать Управлению жилищно-коммунального хозяйства города Юрги устранить нарушения в сфере безопасности дорожного движения, а именно:

- обустроить остановочный пункт, обустроить монолитные искусственные неровности около МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 города Юрги имени Героя Советского Союза А.П. Максименко» ***

- оборудовать заездной карман на остановочном пункте, установить светофор типа Т7 на нерегулируемом пешеходном переходе, установить дорожные инд. 5.20 и 5.19.1 (5.19.2) около МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 3 города Юрги» ***

- обустроить дорожными знаками знаки инд. 1.23 «Дети», инд. 3.24 «ограничение максимальной скорости», инд. 8.2.1 «зона действия», инд. 1.17 «Искусственная неровность», инд. 5.20 «Искусственная неровность», инд. 3. 31. «Конец зоны всех ограничений»; построить тротуар; построить сборно-разборную искусственную неровность, нанести горизонтальную дорожную разметку инд. 1.24.1 дублирующей предупреждающий дорожный знак инд. 1.23. «Дети» около МБОУ «Начальная образовательная школа № 5 города Юрги» г***

- на остановочном пункте оборудовать заездной карман около МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 города Юрги» г***

- обустроить остановочный пункт, построить тротуар, установить удерживающие пешеходные ограждения, обустроить искусственные, установить дорожные знаки инд. 5.20 и 5.19.1 (5.19.2) около МКОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья «Школа-интернат» Юргинского городского округа, ***

Обязать Администрацию города Юрги Юргинского городского округа обеспечить выполнение мероприятий по финансированию указанных работ.

Установить ответчикам срок для выполнения указанных мероприятий до 31 декабря 2022 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей жалобы через Юргинский городской суд Кемеровской области.

Судья Юргинского городского суда В.Г. Жиляков

Решение принято в окончательной форме 15 августа 2022 года