ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-12741/14 от 30.06.2015 Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Челябинск ДД.ММ.ГГГГ

Центральный районный суд г.Челябинска в составе:

председательствующего: ФИО1.

при секретаре: ФИО2.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда

гражданское дело по иску ФИО3 к Военному комиссариату Челябинской области, Отделу Военного комиссариата Челябинской области по Металлургическому району г. Челябинска, Комиссии Центрального военного округа Министерства обороны РФ о признании права не меры социальной поддержки, о возложении обязанности по направлению документов, о возложении обязанности о замене удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО3 обратился в суд с исковым заявлением (с учетом уточнений) к Военному комиссариату Челябинской области, Отделу Военного комиссариата Челябинской области по Металлургическому району г. Челябинска, Комиссии Центрального военного округа Министерства обороны РФ о признании права на меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3-12,14 части 1 статьи 14,15 Закона РФ от 15.05.1991года № 1241-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Так же просил возложить обязанности на Военный комиссариат Челябинской области, Отдел Военного комиссариата Челябинской области по Металлургическому району г. Челябинска по оформлению и направлению комплекта документов для замены ранее выданного удостоверения на удостоверение нового образца участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. К Комиссии Центрального военного округа Министерства обороны РФ истец заявил требования и возложении обязанности по замене удостоверения серии , выданного ДД.ММ.ГГГГ на удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

В обоснование своих требований пояснил, с ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в Вооруженных Силах СССР. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был командирован в составе экипажа вертолета Ми-6 из Забайкальского военного округа в\ч г. Чернигов, где выполнял полетные задания по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. ДД.ММ.ГГГГ было выдано удостоверение участника ликвидации последствий. Проживал в Республике Беларусь, получал меры социальной поддержки. В ДД.ММ.ГГГГ прибыл для проживания на территорию Российской Федерации, что подтверждено видом на жительство иностранного гражданина. При обращении в Отдел военного комиссариата по Металлургическому району г. Челябинска с заявлением о замене удостоверения, получил отказ, так как отсутствовали сведения о выполнении работ в 30 километровой зоне отчуждения. Отказ считает незаконным, так как ранее выданное удостоверение подтверждает его статус участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, выдано уполномоченным органом и свидетельствует о признании права на льготы.

В судебное заседание истец участия не принимал, был извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика Военного комиссариата Челябинской области - ФИО6 в судебном заседании возражал против удовлетворения требований.

Представитель ответчика Отдел Военного комиссариата Челябинской области по Металлургическому району г. Челябинска в судебном заседании участия не принимал, был извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела свое отсутствие.

Представитель ответчика - Комиссия Центрального военного округа Министерства обороны РФ - в судебном заседании участия не принимал, был извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил.

Представитель третьего лица ГУ ОПФР РФ по Челябинской области ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований.

Представитель третьего лица УПФР РФ в Металлургическом районе г. Челябинска ФИО5 в судебном заседании считала, что требований удовлетворению не подлежат.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования ФИО3 не подлежат удовлетворению.

Категории лиц, которые относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы и на которых распространяется действие Закона РФ от 15 мая 1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (с изменениями от 30.11.2011 года) указаны в ст. 13 настоящего Закона (далее - Закон РФ от 15мая1991г.№1244-1). В соответствие со ст. 15 Закона РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 данной категории граждан, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3-12, 14 части первой статьи 14, кроме того гарантии установленные в данной статье.

Так в соответствии со ст.27.1 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее Закон о ЧАЭС), граждане, указанные в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона (граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ и т.д.), имеют право на ежемесячную денежную выплату.

В силу ст. 15 Закона о ЧАЭС, гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участниковликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления; порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

Согласно п.22 Перечня документов, рассматриваемых территориальным органом Пенсионного фонда РФ при обращении граждан за ежемесячной денежной выплатой, в приложении к Порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ, утвержденному приказом Минздрвсоцразвития России от 30 ноября 2004 года №294, в качестве документа, подтверждающего статус участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, принимаются удостоверения, выданные в соответствии с постановлением Совета Министров СССР, ВЦСПС от 31 марта 1990 г. №325, которые действуют до 1 января 2007 г., или удостоверения, выданные в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1999 г. №1773-р.

Как следует из материалов дела, ФИО3 имеет удостоверение серии участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году, которое ему было выдано Управлением кадров Краснознаменного Белорусского военного округа ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с постановлением Совета Министров СССР, ВЦСПС от 31 марта 1990 г. №325.

В ДД.ММ.ГГГГФИО3 прибыл из Республики Беларусь, ДД.ММ.ГГГГ получил вид на жительство иностранного гражданина, зарегистрирован по месту жительства в г. Челябинске.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился в отдел военного комиссариата Челябинской области по Металлургическому району с заявлением о замене удостоверения участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС в 1986году на удостоверение нового образца, утвержденного в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N .

Однако Отдел военного комиссариата Челябинской области по Металлургическому району г.Челябинска письмом от ДД.ММ.ГГГГотказал истцу в замене удостоверения, ссылаясь на отсутствие данных, подтверждающих факт участия истца в ликвидации последствий катастрофы наЧернобыльской АЭС в зоне отчуждения.

В соответствии со т. 8 Закон о ЧАЭС Зона отчуждения, именовавшаяся в 1986-1987 годах 30-ти километровой зоной, а с 1988года до 15,05.1991года-зоной отселения)- территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненная радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987годах население было эвакуировано.

В соответствии с п.п.4, 5 ранее действовавшего Положения о порядке оформления и выдачи удостоверений участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного 29 февраля 2000 г. приказом Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям иликвидации последствий стихийных бедствий №114, Министерства труда и социального развития РФ №66, Министерства финансов РФ №23н (далее Положение), для получения удостоверения граждане представляют заявление о выдаче удостоверения нового образца, копию ранее выданного удостоверения, а также один или несколько документов, подтверждающих участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии), в том числе: командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения; справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986-1990 годах предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения; Штабом Гражданской обороны СССР, Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, соответствующими архивами; трудовая книжка (раздел "Сведения о работе") с записью о работе в зоне отчуждения; табель учета рабочего времени в зоне отчуждения; справка о праве на повышенный размер оплаты труда (о выплате денежного содержания в повышенных размерах) за работу в зоне отчуждения (в зонах опасности внутри зоны отчуждения); задания (заявка) на полет в зону отчуждения, летная книжка и полетные листы летно-подъемного состава с записью о полетах в зону отчуждения; военный билет (разделы "Прохождение учебных сборов" и "Особые отметки") с записью о работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (в зоне отчуждения); выписка из приказа по личному составу воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, о прибытии, убытии и работе в зоне отчуждения; выписка из приказа по личному составу начальника органа безопасности (государственной безопасности) о командировании военнослужащих КГБ СССР для участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и сроках пребывания в зоне отчуждения в 1986-1990 годах.

В настоящее время действует новый Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям иликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от 8 декабря 2006г. N727/831/165н (далее Порядок). В соответствии с п.4 указанного Порядка для оформления и полученияудостоверения участникиликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, к которому прилагаются: паспорт гражданина Российской Федерации; удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В случае первичного обращения гражданина за получением удостоверения, а также при отсутствии в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи ему ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле, подлежащем постоянному хранению в органах (их правопреемниках), оформивших и выдавших ему ранее удостоверение союзного (российского) образца, документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, заявителем представляется кроме вышеперечисленных один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка. Документами, подтверждающими участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, являются: командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения; справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986 - 1990 годах предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения; Штабом Гражданской обороны СССР, соответствующими архивами; трудовая книжка (раздел "Сведения о работе") с записью о работе в зоне отчуждения; табель учета рабочего времени в зоне отчуждения; справка о праве на повышенный размер оплаты труда (о выплате денежного содержания в повышенных размерах) за работу в зоне отчуждения (в зонах опасности внутри зоны отчуждения); задания (заявка) на полет в зону отчуждения, летная книжка и полетные листы летно-подъемного состава с записью о полетах в зону отчуждения; военный билет (разделы "Прохождение учебных сборов" и "Особые отметки") с записью о работе по ликвидации последствий аварии наЧернобыльской АЭС (в зоне отчуждения); выписка из приказа по личному составу воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы наЧернобыльской АЭС, о прибытии, убытии и работе в зоне отчуждения; выписка из приказа по личному составу начальника органа безопасности (государственной безопасности) о командировании военнослужащих КГБ СССР для участия вликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и сроках пребывания в зоне отчуждения в 1986 - 1990 годах.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 августа 1993 г. N 5625-1 "Об утверждении списка работ, относящихся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведенным в период с 26 апреля 1986 г. по 31 декабря 1990 г. в зоне отчуждения Российской Федерации", к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС относятся указанные в списке работы при условии, если они выполнялись в зоне отчуждения по указанию государственных органов исполнительной власти (в примечании), в том числе и работы, связанные с организацией и проведением эвакуации (переселения) населения, материально -технических ресурсов, сельскохозяйственных животных (п. 15).

Согласно справке командира объединенной авиационной группы (в\ч ), ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исполнял обязанности зам.командира по политчасти объединенной авиационной группы ВВС по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Сведений о направлении ФИО3 для выполнения задания в 30-ти километровую зону, не имеется.

В служебных характеристиках также имеется ссылка на участие ФИО3 в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в мае 1986 года без указания выполнения работ в 30-ти километровой зоне.

Из архивной справки Министерства обороны Украины от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в архивных документах в\ч участие ФИО3 в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС указано в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, характер выполняемых работ и объекты по документам части не отражены.

Из архивной справки Министерства обороны от ДД.ММ.ГГГГ, дни выезда в зоны (на объекты) не отражены, исторический формуляр и Ликвидационный баланс в\ч на хранение в архив не поступали, полученная доза облучения не отражена, Журнал учета доз облучения в\ч на хранение в архив не поступал.

Летная книжка истца не содержит записей о полетах в зону отчуждения, выписки из приказа по личному составу воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, о работе в зоне отчуждения, не имеется.

Как было указано выше справка командира объединенной авиационной группы (в\ч ), без даты об участии истца в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не содержит в себе сведений о том, что истец в указанный период выполнял служебные обязанности в 30-километровой зоне отчуждения, что в силу п.4 ч.1 ст. 13, ст. 15 Закона о ЧАЭС является обязательным условием для предоставления льгот и компенсаций участникам ликвидации последствий катастрофы наЧернобыльской АЭС.

Представленные истцом документы не подтверждают участие ФИО3 на работах по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в пределах 30-километровой зоне отчуждения.

Выписка из протокола заседания комиссии Министерства обороны Республики Беларусь от ДД.ММ.ГГГГ не являются допустимым доказательством, поскольку не заверен надлежащим образом, полномочия данной комиссии ничем не подтверждены, документы, на которые ссылались члены комиссии в материалы дела не представлены.

На основании изложенного, суд пришел к выводу, что представленные истцом документы не могут являться бесспорным доказательством подтверждающими факт участия истца в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС непосредственно в зоне отчуждения.

Данное обстоятельство не дает истцу права на получения льгот, предусмотренных п. 3-12, 14 ч.1 ст. 14, ст.15 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Мнение представителя ГУ ОПФР России по Челябинской области об отсутствием истца права получение мер социальной поддержки в связи с тем, что ФИО3 не является гражданином РФ, суд считает ошибочным по следующим основаниям.

Согласно ст. 49 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.

В соответствии с требованиями Конституции РФ, действующих законов Российской Федерации иностранные граждане (граждане бывшего СССР), законно проживающие на территории Российской Федерации, наделяются равным с гражданами Российской Федерации правовым статусом, в том числе и по объему гарантий, предоставляемых гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС или принимавшим участие в ликвидации последствий данной аварии. Во избежание нарушения прав указанных категорий лиц Закон предусматривает специальное предписание, уравнивающее в правах российских граждан и граждан иных республик, входивших в состав СССР, однако данное правило действует лишь в случае переселения такого гражданина на территорию России. Таким образом, правом на получение мер социальной поддержки наделяются лишь те иностранные граждане, которые переселились на территорию Российской Федерации, то есть относящиеся к категории иностранных граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Иным категориям иностранных граждан, обладающим правом на получение мер социальной поддержки, она может быть предоставлена государством, гражданами которого они являются.

В силу прямого предписания вышеуказанной статьи Закона иностранные граждане приравниваются в случае их постоянного проживания на территории России к российским гражданам и приобретают равное право на получение мер социальной поддержки, регламентированных Законом.

Согласно ст. 2, ч. 3 ст. 8 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25.07.2002 N 115-ФЗ, вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание на территории Российской Федерации, по окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

Поскольку ФИО3 переехал на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, имеет вид на жительство, следовательно, имеет право на меры социальной поддержки, предоставленные законом.

В связи с этим отсутствие у ФИО3 паспорта гражданина РФ не является основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В настоящее время у ФИО3 отсутствуют доказательства, подтверждающие выполнения работ в зоне отчуждения, однако это не лишает истца в случае обнаружения таких доказательств, представить их уполномоченному органу для рассмотрения их в качестве как основания для замены удостоверения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований ФИО3 к Военному комиссариату Челябинской области, Отделу Военного комиссариата Челябинской области по Металлургическому району г. Челябинска, Комиссии Центрального военного округа Министерства обороны РФ о признании права не меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3-12,14 части 1 статьи 14, статьи 15 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", о возложении обязанности по направлению документов для замены удостоверения Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", о возложении обязанности о замене удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС серии А № 878902, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд, через Центральный районный суд г.Челябинска в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий ФИО1