РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 августа 2020 года Куйбышевский районный суд города Иркутска
в составе председательствующего судьи Акимовой Н.Н.,
при секретаре Пержаковой Д.И.,
с участием помощника прокурора Куйбышевского района города Иркутска МВ., с участием истца КЮ, представителя ответчика ХС, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1274/2020 по иску КЮ к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Иркутской области о признании приказа о прекращении контракта незаконным, о признании контракта заключенным на неопределенный срок, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Истец КЮ обратился в суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 39 ГПК РФ, к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Иркутской области (далее по тексту ГУФСИН России по Иркутской области, ответчик) о признании приказа о прекращении контракта незаконным, о признании контракта заключенным на неопределенный срок, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований указано, что согласно контракту от <дата>, заключенному с ответчиком на срок 5 лет, он проходил службу в уголовно-исполнительной системе. <дата> между ним и ГУФСИН России по Иркутской области был вновь заключен контракт, в соответствии с условиями которого, он был принят на должность начальника отряда отдела воспитательной работы с осужденными, сроком до <дата>. На основании приказа <номер> от <дата>, заключенный с ним <дата> контракт был прекращен по истечению срока его действия и он был уволен со службы. С принятым решением ответчика, истец не согласен, поскольку считает, что он не подпадает под круг лиц, с которыми мог быть заключен срочный контракт, в связи с чем, заключение срочного контракта с ним незаконно. Кроме того, в контракте не указаны обстоятельства, послужившие основанием для заключения с ним <дата> срочного контракта, при этом он в соответствии с действующим законодательством не был предупрежден за 7 рабочих дней в письменной форме об окончании срока действия срочного контракта, заключенного с ним <дата>. Просил учесть, что при прохождении службы он замечаний не имел, был неоднократно поощрен, состоял в кадровом резерве на выдвижение на вышестоящую должность начальника отдела, неоднократно исполнял обязанности начальника отдела на период нахождения его в отпуске, проходил курсы повышения квалификации, занимал призовые места на конкурсах профессионального мастерства. По результатам психофизиологического исследования, тестирования на изучение морально-этических качеств и психологических качеств соответствует занимаемой должности. Кроме того, занимаемая им должность, предусматривает заключение контракта на неопределенный срок, за исключением случаев, установленных частью 9 статьи 22 Федерального закона от <дата> № <номер>.
На основании изложенного, просит суд признать приказ ГУФСИН России по Иркутской области <номер> от <дата> о прекращении контракта незаконным; признать контракт от <дата> заключенным на неопределенный срок и восстановить его в должности начальника отряда ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Иркутской области; взыскать с ГУФСИН России по Иркутской области в его пользу компенсацию невыплаченного денежного довольствия за период вынужденного прогула в размере 72327,92 рублей, в счет компенсации морального вреда 10000 рублей.
Истец КЮ в судебном заседании требования измененного иска поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГУФСИН России по Иркутской области ХС, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в возражениях на иск, пояснив суду, что порядок увольнения КЮ со службы в уголовно-исполнительной системе соблюден, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего исковые требования истца не подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, личное дело <номер> на КЮ, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 11 ТК РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
Специфическая деятельность, которую осуществляют органы уголовно-исполнительной системы, предопределяет специальный правовой статус сотрудников, работающих в данной системе.
Регламентируя правовое положение сотрудников, порядок поступления на службу и ее прохождения, государство устанавливает в этой сфере и особые правила, в отношении данных сотрудников применяются нормы трудового законодательства, с учетом особенностей правового регулирования труда указанных лиц.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» правовую основу деятельности уголовно-исполнительной системы составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
В силу статьи 24 вышеуказанного Закона порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Согласно пункту 4 Указа Президента Российской Федерации от 08.10.1997 года № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации», статье 21 Федерального закона от 21.07.1998 года № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» порядок и условия прохождения службы, а также организация деятельности работников уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, перешедших либо вновь принятых на работу (службу) в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции Российской Федерации, регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 года № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации», Законом Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, соответствующими федеральными законами и правилами внутреннего распорядка учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.
В соответствии со статьей 11 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, по контракту о службе в органах внутренних дел гражданин обязуется выполнять возложенные на него служебные обязанности, соблюдать Присягу, внутренний распорядок и требования настоящего Положения, а Министерство внутренних дел Российской Федерации и соответствующий орган исполнительной власти обязуются обеспечивать ему предоставление всех видов довольствия, права, социальные гарантии и создавать условия для службы в органах внутренних дел, предусмотренные действующим законодательством, настоящим Положением и контрактом.
Контракт заключается только в письменной форме, его условия не могут ухудшать служебное и социальное положение сотрудника органов внутренних дел, которое предусмотрено действующим законодательством.
Контракты о службе с гражданами, назначенными на должности среднего, старшего и высшего начальствующего состава, заключаются как на определенный, так и на неопределенный срок.
Контракт может быть продлен или перезаключен по соглашению сторон не позднее, чем за два месяца до окончания срока, установленного в контракте.
С 1 августа 2018 года вопросы прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются федеральным законом от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
Согласно части 6 статьи 23 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», в случае заключения срочного контракта в нем указываются срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 84 указанного Федерального закона контракт прекращается, а сотрудник может быть уволен со службы в уголовно-исполнительной системе по истечении срока действия срочного контракта.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что КЮ проходил службу в уголовно-исполнительной системе согласно, заключенному <дата> между министром юстиции РФ, в лице начальника ГУФСИН России по Иркутской области (начальником) и КЮ( сотрудником) контрактом о службе в уголовно-исполнительной системе, согласно которому КЮ был принят на должность начальника отряда отдела по воспитательной работе с осужденными в ФКУ ИК-4 ГУФСИН России по Иркутской области, на срок 5 лет.
Пунктом 4.6 контракта предусмотрено, что начальник обязан за два месяца до окончания срока контракта уведомить сотрудника о дате окончания действия контракта и о дальнейшей его службе.
При этом сотрудник обязан по окончании срока действия контракта освободить замещаемую должность, если срок службы по ней не продлен в установленном порядке /пункт 5.5 контракта/.
<дата>КЮ был уведомлен о предстоящем увольнении из уголовно-исполнительной системы по основанию, предусмотренному пункту 1 части 1 статьи 84 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в связи с окончанием срока действия контракта, и <дата> с ним проведена беседа по вопросу его увольнения из органов уголовно-исполнительной системы, процедуре увольнения, гарантиях и компенсациях, предусмотренных при увольнении по вышеуказанному основанию.
<дата> между начальником ГУФСИН России по Иркутской области /руководитель/ и КЮ – старшим лейтенантом внутренней службы /сотрудник/ был заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе в должности начальника отряда отдела по воспитательной работе с осужденными ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Иркутской области, по условиям которого сотрудник берет на себя обязательства, связанные с прохождением службы в уголовно-исполнительной системе РФ, а руководитель обязуется обеспечить сотруднику прохождение службы в уголовно-исполнительной системе РФ в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2018 № 197-ФЗ.
Настоящий контракт заключается по <дата> /пункт 2 контракта/.
С <дата>КЮ уволен со службы на основании приказа от <дата> № <номер> по пункту 1 части 1 статьи 84 (по истечении срока действия срочного контракта) Федерального закона о службе.
Основанием для вынесения данного приказа послужило уведомление об увольнении от <дата>.
<дата> с КЮ повторно была проведена беседа относительно его увольнения из уголовно-исполнительной системы по истечении срока действия срочного контракта – <дата>. С порядком увольнения КЮ был согласен, основания увольнения ему понятны, что подтверждается соответствующим листом собеседования.
Обращаясь в суд с заявленными требованиями, КЮ полагал, что в апреле 2020 года с ним не мог быть заключен срочный контракт, поскольку ранее с ним уже был заключен контракт сроком на 5 лет.
Между тем, с данными доводами истца, суд не может согласиться по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 96 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», вступившего в силу с <дата>, сотрудники, проходившие службу на должностях в уголовно-исполнительной системе до <дата> на основании контракта, заключенного на неопределенный срок, проходят с их согласия службу на замещаемых должностях с оформлением контракта на неопределенный срок в соответствии со статьями 21-23 настоящего Федерального закона. Сотрудники, проходившие службу в уголовно-исполнительной системе до <дата> на основании контракта, заключенного на определенный срок, проходят с их согласия службу до окончания его действия с оформлением срочного контракта в соответствии со статьями 21-23 настоящего Федерального закона. Сотрудники, отказавшиеся оформлять контракт в соответствии с настоящей статьей, увольняются со службы в уголовно-исполнительной системе по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 2 статьи 84 настоящего Федерального закона, или по иному основанию в соответствии с частью 7 статьи 84 настоящего Федерального закона.
Поскольку с КЮ<дата> был заключен контракт на определенный срок, следовательно, с <дата> он на законных основаниях продолжал службу на условиях срочного контракта.
Часть 7 статьи 11 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, предусматривая возможность продления или перезаключения контракта о прохождении службы в органах внутренних дел (в уголовно-исполнительной системе) и определяя необходимый для этого срок, предоставляет сторонам контракта право на основе соглашения решить вопрос о продолжении службы в органах внутренних дел (службы в уголовно-исполнительной системе) тем или иным сотрудником. Данная норма направлена на согласование интересов сторон контракта и упорядочение служебных отношений, основанием для продления или перезаключения контракта является волеизъявление его сторон.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 22 марта 2011 г. № 433-О-О, заключение контракта на определенный срок предполагает, что по истечении данного срока отношения между сторонами могут быть прекращены независимо от того, существуют ли объективные обстоятельства, препятствующие возобновлению или продлению этих отношений. Прекращение контракта о службе в связи с истечением срока его действия соответствует общеправовому принципу стабильности договора (контракта).
Каких-либо ограничений и запретов для заключения срочного контракта по должности, занимаемой КЮ, действующее законодательство не содержит.
В силу пункта «г» части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, окончание срока службы, предусмотренного контрактом, является самостоятельным основанием для увольнения из органов внутренних дел.
Давая оценку представленным доказательствам, с учетом вышеуказанных норм материального права, суд приходит к выводу о том, что с истцом в период прохождения службы в уголовно-исполнительной системе был заключен срочный контракт, при этом КЮ, соглашаясь на заключение контракта от <дата> на указанных в нем условиях, ограничивающих срок его действия периодом 5 лет, знал о его прекращения по истечении срока действия. В течение срока действия контракта КЮ не оспаривал его условия, в том числе относительно срока службы.
Таким образом, у ответчика имелись основания для увольнения истца по окончании срока службы, предусмотренного контрактом, при этом был соблюден установленный законом порядок увольнения по указанному основанию, поскольку истечение срока контракта является безусловным основанием к увольнению сотрудника со службы в органах уголовно-исполнительной системы, заключение контракта на новый срок возможно лишь при наличии на то волеизъявления обеих сторон.
При этом доводы КЮ относительно его положительных характеристик за время прохождения службы в уголовно-исполнительной системе не влияют на выводы суда относительно законности прекращения с ним контракта от <дата>.
Кроме того, из материалов личного дела КЮ следует, что последний неоднократно привлекался к взысканиям в виде выговоров и строгих выговоров за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.
Поскольку суд не находит оснований для признания приказа о прекращении контракта незаконным, о признании контракта заключенным на неопределенный срок, восстановления истца на службе, основания для взыскания в пользу истца денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда отсутствуют, так как данные требования являются производными от основных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований о признании приказа о прекращении контракта незаконным, о признании контракта заключенным на неопределенный срок, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула в размере 73327,92 рублей, компенсации морального вреда в размере 10000 рублей КЮ отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд города Иркутска в месячный срок со дня постановления решения в окончательной форме.
Председательствующий: Н.Н. Акимова