Дело № 2-1274/2022
УИД: 42RS0037-01-2022-002378-41
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Юрга Кемеровской области 28 июля 2022 года
Юргинский городской суд Кемеровской области
в с о с т а в е:
председательствующего судьи Жилякова В.Г.
при секретаре Ореховой А.А.
с участием:
представителя истца Колесниковой Е.Е.,
представителя третьего лица Горбачева А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юргинского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению по обеспечению жизнедеятельности и строительству Юргинского муниципального округа, Администрации Юргинского муниципального округа о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Юргинский межрайонный прокурор, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Управлению по обеспечению жизнедеятельности и строительству Юргинского муниципального округа, Администрации Юргинского муниципального округа о понуждении к совершению действий (л.д. 3-12).
Исковые требования мотивированы следующим.
Юргинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения полномочий Администрацией Юргинского муниципального округа по вопросу надлежащего содержания улично-дорожной сети вблизи организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится полномочие по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального округ.
В силу положений статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильных дорог понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ) безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Частью 4 статьи 6 и статьей 13 Закона № 196-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Органы местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Закона № 196-ФЗ).
Как следует из абзаца 7 части 4 статьи 6 Закона № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами Муниципальных образований (абзац 11 абзаца 7 части 4 статьи 6 Закона № 196 ФЗ).
В соответствии со статьями 3 и 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (части 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
Частью 1 статьи 17 Закона № 257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие с установленными требованиями определены: Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ *** «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № *** (далее - ГОСТ ******), ГОСТ *** «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», утвержденные Приказом Ростехрегулирования от 11.12.2006 № 295-ст (далее - ГОСТ ******), ГОСТ ****** «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (далее - ГОСТ ***).
Все требования данных стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья граждан, в том числе несовершеннолетних, а также имущества населения, охрану окружающей среды.
В ходе проведенного совместной с прокуратурой сотрудниками ОГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Юргинский» обследования улично-дорожной сети в период с 17.05.2022 по 19.05.2022, выявлены следующие нарушения содержания:
- МБОУ «Арлюкская СОШ», *** - удерживающие пешеходные ограждения установлены не в полном объеме в нарушение пункта 8.1.29 ГОСТ ***
- МКОУ «Большеямская ООШ имени Сергея Грезина», *** - удерживающие пешеходные ограждения установлены не в полном объеме в нарушение пункта 8.1.29 ГОСТ ***, отсутствует тротуар в нарушение пункта 4.5.1.1, 4.5.1.2 и 4.5.1.3 ГОСТ ***
- МБОУ «Зеледеевская СОШ» *** - отсутствует светофор типа Т7 в нарушение пункта 7.3.8 ГОСТ ***;
- МБОУ «Искитимская СОШ» *** - удерживающие пешеходные ограждения установлены не в полном объеме в нарушение пункта 8.1.29 ГОСТ ***, отсутствует тротуар в нарушение пункта 4.5.1.1, 4.5.1.2 и 4.5.1.3 ГОСТ ***
- МБОУ «Попереченская ООШ» *** - отсутствует тротуар в нарушение пункта 4.5.1.1, 4.5.1.2 и 4.5.1.3 ГОСТ ***;
- МБОУ «Юргинская СОШ» *** - удерживающие пешеходные ограждения установлены не в полном объеме в нарушение пункта 8.1.29 ГОСТ ***, отсутствует тротуар в нарушение пункта 4.5.1.1, 4.5.1.1 и 4.5.1.3 ГОСТ ***;
- МБДОУ Попереченский детский сад «Колосок» *** - отсутствует тротуар в нарушение пункта 4.5.1.1, 4.5.1.2 и 4.5.1.3 ГОСТ ***
- МБДОУ Искитимский детский сад «Аистенок» *** - отсутствует тротуар в нарушение пункта 4.5.1.1, 4.5.1.2 и 4.5.1.3 ГОСТ ***, удерживающие пешеходные ограждения установлены не в полном объеме в нарушение пункта 8.1.29 ГОСТ ***
- МБДОУ детский сад Юрга-2 «Солнышко» *** - отсутствует тротуар в нарушение пункта 4.5.1.1, 4.5.1.2 и 4.5.1.3 ГОСТ ***, удерживающие пешеходные ограждения отсутствуют в нарушение пункта 8.1.29 ГОСТ ***, отсутствует светофор типа Т7 в нарушение пункта 7.3.8 ГОСТ ***
- МКОУ «Детский дом «Надежда» *** - отсутствует тротуар в нарушение пункта 4.5.1.1, 4.5.1.2 и 4.5.1.3 ГОСТ ***, удерживающие пешеходные ограждения установлены не в полном объеме в нарушение пункта 8.1.29 ГОСТ ***.
Данные недостатки улично-дорожной сети располагаются на школьных маршрутах и на улицах, по которым организованно движение общественного транспорта, задействованного в перевозке неопределенного круга лиц, в том числе и детей. Данные недостатки оказывают негативное влияние на безопасность дорожного движения и способствуют совершению дорожно-транспортных происшествий, что в свою очередь создает угрозу жизни и здоровью людей.
В ответе от 12.05.2022 № *** Управление по обеспечению жизнедеятельности и строительству Юргинского муниципального округа на требование от 05.05.2022 № *** Юргинской межрайонной прокуратуры по вопросу обеспечения безопасности школьных перевозок, надлежащего содержания улично-дорожной сети вблизи организаций, осуществляющих образовательную деятельность сообщило, что на 2022 год предусмотрено финансирование в размере 4123,8 тыс.руб. в рамках муниципальной программы «Жилищно-коммунальный и дорожный комплекс, энергосбережение и повышение эффективности Юргинского муниципального округа».
Также в муниципальной программе «Содержание автомобильных дорог местного значения и повышение безопасности дорожного движения в Юргинском муниципальном округе на 2022 год» предусмотрены мероприятия по повышению безопасности дорожного движения на общую сумму 2665,0 тыс. руб. (виды работ: нанесение дорожной разметки, изготовление и установка дорожных знаков, изготовление и установка баннеров и аншлагов с информацией, направленной на обеспечение безопасности дорожного движения и предотвращения детского травматизма, мероприятий по пропаганде).
Требования ОГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Юргинский» исполняются в рамках выделенного финансирования.
Вместе с тем, на момент обследования в период с 17.05.2022 по 19.05.2022 вышеуказанные требования законодательства Российской Федерации вблизи образовательных учреждений не исполнены, что создает угрозу жизни и здоровья участников дорожного движения - несовершеннолетних, так как указанные участки дорог прилегают к образовательным учреждениям.
Согласно статье 6 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990, выживание и здоровое развитие ребенка обеспечивается в максимальной возможной степени государством-участником.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются важнейшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Устава муниципального образования Юргинского муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации. федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами Кемеровской области-Кузбасса, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.
Часть 2 статьи 1 Устава муниципального образования Юргинского муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса от 03.03.2020 года закрепляет, что правовую основу местного самоуправления в муниципальном округе составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации. федеральные конституционные законы, федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иные федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Кемеровской области-Кузбасса, иные законы и нормативные правовые акты Кемеровской области-Кузбасса, настоящий Устав, решения населения муниципального округа, принятые на референдуме и иные муниципальные правовые акты.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Устава муниципального образования Юргинского муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса Администрация Юргинского муниципального округа (местная администрация) - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Юргинского муниципального округа.
Частью 2 статьи 36 Устава муниципального образования Юргинского муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса закреплено, что Администрация Юргинского муниципального округа в соответствии с настоящим Уставом наделена полномочиями по решению вопросов местного значения муниципального округа и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального округа.
Часть 3 статьи 36 Устава муниципального образования Юргинского муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса прямо регламентирует, что Администрация Юргинского муниципального округа обладает правами юридического лица и является муниципальным казенным учреждением и подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица в соответствии с федеральным законом.
Структура Администрация Юргинского муниципального округа представляет собой перечень структурных подразделений.
Структурные подразделения, обеспечивающие реализацию полномочий по решению вопросов местного значения, а также осуществление отдельных Государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами Кемеровской области, являются отраслевыми, функциональными органами Администрации Юргинского муниципального округа.
В сфере дорожного хозяйства Администрации Юргинского муниципального округа обладает следующими полномочиями: осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Юргинского муниципального округа и обеспечивает безопасность дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Управлением по обеспечению жизнедеятельности и строительству администрации Юргинского муниципального округа является ответственным за организацию работы по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Юргинского муниципального округа и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3.3. Положения об Управлении по обеспечению жизнедеятельности и строительству администрации Юргинского муниципального округа, утвержденного решением Совета народных депутатов Юргинского муниципального округа от 30.01.2020 № 71).
Меры для приведения улично-дорожной сети в безопасное для дорожного движения состояние согласно требованиям ГОСТ не принимаются.
Непринятие Управлением по обеспечению жизнедеятельности и строительству администрации Юргинского муниципального округа мер по устранению перечисленных нарушений может повлечь за собой увеличение количества дорожно-транспортных происшествий, повлекших гибель (травмирование) водителей, пассажиров и пешеходов, в том числе несовершеннолетних, особенно в период летних каникул.
Вместе с тем, бездействие со стороны Управления по обеспечению жизнедеятельности и строительству администрации Юргинского муниципального округа обусловлено тем, что на основании пункта 2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета, которые обеспечивает Администрация Юргинского муниципального округа.
В силу положений части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Обращение прокурора в суд с настоящим исковым заявлением обусловлено необходимостью защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц на безопасное дорожное движение, в том числе детей.
На основании изложенного, истец просит суд:
Обязать Управление по обеспечению жизнедеятельности и строительству администрации Юргинского муниципального округа устранить нарушения в сфере безопасности дорожного движения, а именно:
- установить в полном объеме удерживающие пешеходные ограждения около МБОУ «Арлюкская СОШ», ***
- установить в полном объеме удерживающие пешеходные ограждения и сделать тротуары около МКОУ «Болышеямская ООШ имени Сергея Грезина», ***
- установить светофор типа Т7 около МБОУ «Зеледеевская СОШ» ***
- установить в полном объеме удерживающие пешеходные ограждения и сделать тротуары около МБОУ «Искитимская СОШ» ***
- сделать тротуары около МБОУ «Попереченская ООШ» ***
- установить в полном объеме удерживающие пешеходные ограждения и сделать тротуары около МБОУ «Юргинская СОШ» ***
- сделать тротуары около МБДОУ Попереченский детский сад «Колосок» ***;
- установить в полном объеме удерживающие пешеходные ограждения и сделать тротуары около МДОУ Искитимский детский сад «Аистенок» ***
- установить в полном объеме удерживающие пешеходные ограждения, сделать тротуары, установить светофор типа Т7 около МБДОУ детский сад Юрга-2 «Солнышко», ***
- установить в полном объеме удерживающие пешеходные ограждения и сделать тротуары около МКОУ «Детский дом «Надежда» ***.
Обязать Администрацию Юргинского муниципального округа профинансировать устранение нарушений в сфере безопасности дорожного движения, а именно: по установлению в полном объеме удерживающих пешеходных ограждений около МБОУ «Арлюкская СОШ», *** по установлению в полном объеме удерживающих пешеходных ограждений, по созданию тротуаров около МКОУ «Большеямская ООШ имени Сергея Грезина», ***; по установлению светофоров типа Т7 около МБОУ «Зеледеевская СОШ» ***; по установке в полном объеме удерживающих пешеходных ограждений, по созданию тротуаров около МБОУ «Искитимская СОШ» ***; по созданию тротуаров около МБОУ «Попереченская ООШ» ***; по установке в полном объеме удерживающих пешеходных ограждений, по созданию тротуара около МБОУ «Юргинская СОШ» ***; по созданию сделать тротуара около МБДОУ Попереченский детский сад «Колосок» ***; по установке в полном объеме удерживающих пешеходных ограждений, по созданию тротуаров около МБДОУ Искитимский детский сад «Аистенок» ***; по установке в полном объеме удерживающих пешеходных ограждений, по созданию тротуаров, по установке светофора типа Т7 около МБДОУ детский сад Юрга-2 «Солнышко», *** по установке в полном объеме удерживающих пешеходных ограждений, по созданию тротуаров около МКОУ «Детский дом «Надежда» ***
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий.
В судебном заседании помощник прокурора Колесникова Е.Е. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Просила установить для ответчика срок для проведения указанных мероприятий до 31 декабря 2022 года.
Представители ответчиков Управления по обеспечению жизнедеятельности и строительству Юргинского муниципального округа, Администрации Юргинского муниципального округа, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела (л.д. 108, 109, 198 ), а также путем размещения информации о судебных заседаниях в сети Интернет, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили, возражений по заявленному требованию не представили, об отложении судебного разбирательства не просили. Данными о том, что их неявка вызвана уважительными причинами, суд не располагает, в связи с чем, рассматривает дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков.
Представитель третьего лица Муниципального отдела МВД России «Юргинский» Горбачев А.А., действующий на основании доверенности (л.д. 201), исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме. Не возражал против установления для ответчиков срока для проведения указанных мероприятий до 31 декабря 2022 года.
Заслушав пояснения участвующих в судебном заседании лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Юргинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению исходя из следующего.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится полномочие по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального округ.
В силу положений статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильных дорог понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ) безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий, дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Частью 4 статьи 6 и статьей 13 Закона № 196-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Органы местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Закона № 196-ФЗ).
Как следует из абзаца 7 части 4 статьи 6 Закона № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами Муниципальных образований (абзац 11 абзаца 7 части 4 статьи 6 Закона № 196 ФЗ).
В соответствии со статьями 3 и 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (части 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
Частью 1 статьи 17 Закона № 257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие с установленными требованиями определены: Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ *** «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст (далее - ГОСТ ***), ГОСТ *** «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», утвержденные Приказом Ростехрегулирования от 11.12.2006 № 295-ст (далее - ГОСТ ***), ГОСТ *** «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (далее - ГОСТ ***).
Все требования данных стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья граждан, в том числе несовершеннолетних, а также имущества населения, охрану окружающей среды.
В силу положений части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Обращение прокурора в суд с настоящим исковым заявлением обусловлено необходимостью защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц на безопасное дорожное движение, в том числе детей.
Судом из пояснений представителя истца и третьего лица и письменных материалов дела установлено, и ответчиками не оспорено, что Юргинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения полномочий Администрацией Юргинского муниципального округа по вопросу надлежащего содержания улично-дорожной сети вблизи организаций, осуществляющих образовательную деятельность (л.д. 13-14, 27-85).
В ходе проведенного совместной с прокуратурой сотрудниками ОГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Юргинский» обследования улично-дорожной сети в период с 17.05.2022 по 19.05.2022, выявлены следующие нарушения содержания дорог:
- МБОУ «Арлюкская СОШ», ***» - удерживающие пешеходные ограждения установлены не в полном объеме в нарушение пункта 8.1.29 ГОСТ ***;
- МКОУ «Большеямская ООШ имени Сергея Грезина», *** - удерживающие пешеходные ограждения установлены не в полном объеме в нарушение пункта 8.1.29 ГОСТ ***, отсутствует тротуар в нарушение пункта 4.5.1.1, 4.5.1.2 и 4.5.1.3 ГОСТ ***
- МБОУ «Зеледеевская СОШ» *** - отсутствует светофор типа Т7 в нарушение пункта 7.3.8 ГОСТ ***;
- МБОУ «Искитимская СОШ» *** - удерживающие пешеходные ограждения установлены не в полном объеме в нарушение пункта 8.1.29 ГОСТ ***, отсутствует тротуар в нарушение пункта 4.5.1.1, 4.5.1.2 и 4.5.1.3 ГОСТ ***;
- МБОУ «Попереченская ООШ» *** - отсутствует тротуар в нарушение пункта 4.5.1.1, 4.5.1.2 и 4.5.1.3 ГОСТ ***
- МБОУ «Юргинская СОШ» *** - удерживающие пешеходные ограждения установлены не в полном объеме в нарушение пункта 8.1.29 ГОСТ ***, отсутствует тротуар в нарушение пункта 4.5.1.1, 4.5.1.1 и 4.5.1.3 ГОСТ ***;
- МБДОУ Попереченский детский сад «Колосок» *** - отсутствует тротуар в нарушение пункта 4.5.1.1, 4.5.1.2 и 4.5.1.3 ГОСТ ***
- МБДОУ Искитимский детский сад «Аистенок» *** - отсутствует тротуар в нарушение пункта 4.5.1.1, 4.5.1.2 и 4.5.1.3 ГОСТ ***, удерживающие пешеходные ограждения установлены не в полном объеме в нарушение пункта 8.1.29 ГОСТ ***;
- МБДОУ детский сад Юрга-2 «Солнышко» *** - отсутствует тротуар в нарушение пункта 4.5.1.1, 4.5.1.2 и 4.5.1.3 ГОСТ ***, удерживающие пешеходные ограждения отсутствуют в нарушение пункта 8.1.29 ГОСТ ***, отсутствует светофор типа Т7 в нарушение пункта 7.3.8 ГОСТ ***;
- МКОУ «Детский дом «Надежда» *** - отсутствует тротуар в нарушение пункта 4.5.1.1, 4.5.1.2 и 4.5.1.3 ГОСТ ***, удерживающие пешеходные ограждения установлены не в полном объеме в нарушение пункта 8.1.29 ГОСТ ***
Данные недостатки улично-дорожной сети располагаются на школьных маршрутах и на улицах, по которым организованно движение общественного транспорта, задействованного в перевозке неопределенного круга лиц, в том числе и детей. Данные недостатки оказывают негативное влияние на безопасность дорожного движения и способствуют совершению дорожно-транспортных происшествий, что в свою очередь создает угрозу жизни и здоровью людей.
В ответе от 12.05.2022 № *** (л.д. 16-17) Управление по обеспечению жизнедеятельности и строительству Юргинского муниципального округа на требование от 05.05.2022 № *** (л.д. 15) Юргинской межрайонной прокуратуры по вопросу обеспечения безопасности школьных перевозок, надлежащего содержания улично-дорожной сети вблизи организаций, осуществляющих образовательную деятельность сообщило, что на 2022 год предусмотрено финансирование в размере 4123,8 тыс.руб. в рамках муниципальной программы «Жилищно-коммунальный и дорожный комплекс, энергосбережение и повышение эффективности Юргинского муниципального округа».
Также в муниципальной программе «Содержание автомобильных дорог местного значения и повышение безопасности дорожного движения в Юргинском муниципальном округе на 2022 год» предусмотрены мероприятия по повышению безопасности дорожного движения на общую сумму 2665,0 тыс. руб. (виды работ: нанесение дорожной разметки, изготовление и установка дорожных знаков, изготовление и установка баннеров и аншлагов с информацией, направленной на обеспечение безопасности дорожного движения и предотвращения детского травматизма, мероприятий по пропаганде).
Требования ОГИБДД Межмуниципального отдела МВД России «Юргинский» исполняются в рамках выделенного финансирования.
Вместе с тем, на момент обследования в период с 17.05.2022 по 19.05.2022 вышеуказанные требования законодательства Российской Федерации вблизи образовательных учреждений не исполнены, что создает угрозу жизни и здоровья Участникам дорожного движения - несовершеннолетних, так как указанные Участки дорог прилегают к образовательным учреждениям.
Представителями ответчиков в суд также не представлены доказательства устранения выявленных нарушений.
Согласно статье 6 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990, выживание и здоровое развитие ребенка обеспечивается в максимальной возможной степени Государством-участником.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются важнейшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Устава муниципального образования Юргинского муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации. федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами Кемеровской области-Кузбасса, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.
Часть 2 статьи 1 Устава муниципального образования Юргинского муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса закрепляет, что правовую основу местного самоуправления в муниципальном округе составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации. федеральные конституционные законы, федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иные федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Кемеровской области-Кузбасса, иные законы и нормативные правовые акты Кемеровской области-Кузбасса, настоящий Устав, решения населения муниципального округа, принятые на референдуме и иные муниципальные правовые акты.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Устава муниципального образования Юргинского муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса Администрация Юргинского муниципального округа (местная администрация) - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Юргинского муниципального округа.
Частью 2 статьи 36 Устава муниципального образования Юргинского муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса закреплено, что Администрация Юргинского муниципального округа в соответствии с настоящим Уставом наделена полномочиями по решению вопросов местного значения муниципального округа и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального округа.
Часть 3 статьи 36 Устава муниципального образования Юргинского муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса прямо регламентирует, что Администрация Юргинского муниципального округа обладает правами юридического лица и является муниципальным казенным учреждением и подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица в соответствии с федеральным законом.
Структура Администрации Юргинского муниципального округа представляет собой перечень структурных подразделений.
Структурные подразделения, обеспечивающие реализацию полномочий по решению вопросов местного значения, а также осуществление отдельных Государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами Кемеровской области, являются отраслевыми, функциональными органами Администрации Юргинского муниципального округа.
В сфере дорожного хозяйства Администрация Юргинского муниципального округа обладает следующими полномочиями: осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Юргинского муниципального округа и обеспечивает безопасность дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Управлением по обеспечению жизнедеятельности и строительству Юргинского муниципального округа является ответственным за организацию работы по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Юргинского муниципального округа и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 3.3. Положения об Управлении по обеспечению жизнедеятельности и строительству Юргинского муниципального округа, утвержденного решением Совета народных депутатов Юргинского муниципального округа от 30.01.2020 № 71) (л.д. 19-26).
Однако, должных мер для приведения улично-дорожной сети в безопасном для дорожного движения состоянии согласно требованиям ГОСТ ответчиками не принимаются.
Непринятие Управлением по обеспечению жизнедеятельности и строительству Юргинского муниципального округа мер по устранению перечисленных нарушений может повлечь за собой увеличение количества дорожно-транспортных происшествий, повлекших гибель (травмирование) водителей, пассажиров и пешеходов, в том числе несовершеннолетних.
Вместе с тем, бездействие со стороны Управления по обеспечению жизнедеятельности и строительству Юргинского муниципального округа обусловлено тем, что на основании пункта 2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета, которые обеспечивает Администрация Юргинского муниципального округа.
17 мая 2022 года Управление по обеспечению жизнедеятельности и строительству Юргинского муниципального округа заключило муниципальный контракт с ООО «ЮРКОМСТРОЙ» на выполнение работ по объекту «Мероприятия по повышению уровня безопасности дорожного движения» со сроком выполнения работ до 22.08.2022 (л.д. 115-122).
Таким образом, ответчики предпринимают меры к устранению нарушений в сфере безопасности дорожного движения, однако, на день рассмотрения дела, выявленные нарушения не устранены.
На основании установленных в судебном заседании обстоятельств суд считает, что имеются законные основания, для обязания Управления по обеспечению жизнедеятельности и строительству Юргинского муниципального округа устранить имеющиеся нарушения в сфере безопасности дорожного движения, а Администрацию Юргинского муниципального округа профинансировать устранение данных нарушений.
Суд полагает, что срок для проведения указанных мероприятий, предложенный представителем истца, является обоснованным, поэтому суд устанавливает ответчикам для выполнения мероприятий для устранения вышеуказанных нарушений срок до 31 декабря 2022 года.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Юргинского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению по обеспечению жизнедеятельности и строительству Юргинского муниципального округа, Администрации Юргинского муниципального округа о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать Управление по обеспечению жизнедеятельности и строительству Юргинского муниципального округа устранить нарушения в сфере безопасности дорожного движения, а именно:
- установить в полном объеме удерживающие пешеходные ограждения около МБОУ «Арлюкская СОШ», ***
- установить в полном объеме удерживающие пешеходные ограждения и сделать тротуары около МКОУ «Болышеямская ООШ имени Сергея Грезина», ***
- установить светофор типа Т7 около МБОУ «Зеледеевская СОШ» ***;
- установить в полном объеме удерживающие пешеходные ограждения и сделать тротуары около МБОУ «Искитимская СОШ» ***;
- сделать тротуары около МБОУ «Попереченская ООШ» Кемеровская область***;
- установить в полном объеме удерживающие пешеходные ограждения и сделать тротуары около около МБОУ «Юргинская СОШ» ***
- сделать тротуары около МБДОУ Попереченский детский сад «Колосок» ***
- установить в полном объеме удерживающие пешеходные ограждения и сделать тротуары около МДОУ Искитимский детский сад «Аистенок» ***
- установить в полном объеме удерживающие пешеходные ограждения, сделать тротуары, установить светофор типа Т7 около МБДОУ детский сад Юрга-2 «Солнышко», ***
- установить в полном объеме удерживающие пешеходные ограждения и сделать тротуары около МКОУ «Детский дом «Надежда» ***
Обязать Администрацию Юргинского муниципального округа обеспечить финансирование указанных мероприятий.
Установить ответчикам срок для выполнения указанных мероприятий до 31 декабря 2022 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей жалобы через Юргинский городской суд Кемеровской области.
Судья Юргинского городского суда В.Г. Жиляков
Решение принято в окончательной форме 04 августа 2022 года