Дело № 2 - 898 / 2016 год
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 января 2016 года г.Стерлитамак РБ
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи: ДОЛЖИКОВОЙ О.А.
при секретаре: ХАСАНОВОЙ А.И.,
с участием истца ФИО2, представителя ответчика Администрации городского округа <адрес>, действующей по доверенности ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации городского округа <адрес> о признании недействительным и отмене решения земельной комиссии Администрации городского округа <адрес> в части снятия с учета в качестве семьи, имеющей ребенка – инвалида,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в суд к Администрации городского округа <адрес> РБ с иском о признании недействительным и отмене решения земельной комиссии Администрации городского округа <адрес> РБ в части снятия с учета ФИО2 в качестве семьи, имеющей ребенка-инвалида.
Свои требования мотивирует тем, что в ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию городского округа <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, в связи с тем, что в семье имеется ребенок-инвалид. В ответ на обращение, администрация ГО <адрес> направила ему ответ № от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой представить заявление установленного образца и документы к нему, утвержденные постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ№. По истечении ДД.ММ.ГГГГ земельной комиссией принято решение о постановке ФИО2 на учет, в качестве лица, претендующего на предоставление земельного участка для ИЖС (протокол заседания комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ), о чем сделана запись в книге учета граждан, имеющих ребенка - инвалида за номером 8-и. О принятом решении ФИО2 администрация ГО <адрес> уведомила письмом №-п от ДД.ММ.ГГГГ. Уведомлением №-п от ДД.ММ.ГГГГ его уведомили, что на основании решения земельной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГФИО2 снят с учета, в качестве лица, претендующего на предоставление земельного участка для ИЖС, поскольку ДД.ММ.ГГГГ истек срок действия справки об инвалидности сына ФИО2ФИО3. Считает, что на момент постановки, на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка бесплатно для ИЖС, как гражданин, имеющий ребенка инвалида, истец в полном объеме соответствовал предъявленным требованиям, оснований для снятия его с учета, не имелось. Просит решение Земельной Комиссии администрации городского округа <адрес> РБ, в части снятия с учёта ФИО2, в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, как гражданин имеющий ребенка-инвалида, отменить, восстановить его в очереди в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, как гражданин, имеющий ребенка - инвалида под номером 8-и.
В судебном заседании истец ФИО2 свои исковые требования полностью поддержал и пояснил, что его сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения до своего совершеннолетия являлся ребенком-инвалидом, в связи с чем в ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию городского округа с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома. На момент постановки, на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка бесплатно для ИЖС, как гражданин, имеющий ребенка инвалида, в полном объеме соответствовал предъявленным требованиям. На протяжении ДД.ММ.ГГГГ с момента подачи заявления о предоставлении земельного участка, земельная комиссия, всячески затягивая процесс предоставления земельных участков, своевременно не выделила земельный участок, чем нарушила права ФИО2 и его семьи. Согласно справки МСЭ инвалидность сыну ФИО3 было установлена до совершеннолетия на срок до ДД.ММ.ГГГГ, при достижении своего совершеннолетия сын за продлением инвалидности не обращался. Оснований для снятия его с учета не имелось, в связи с чем просит решение Земельной Комиссии администрации городского округа <адрес> РБ, в части снятия с учёта в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства отменить и восстановить в очереди под номером 8-й. Не согласен с заявлением ответчика о пропуске срока исковой давности, поскольку ранее ДД.ММ.ГГГГ обращался в суд с административным исковым заявлением, в принятии которого было отказано на основании определения Стерлитамакского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика Администрации городского округа <адрес>, действующая по доверенности ФИО5 в судебном заседании с исковыми требованиями ФИО2 не согласилась и пояснила суду, что отказ в предоставлении земельного участка является обоснованным, так как на момент постановки на учет сыну истца ФИО3 исполнилось ДД.ММ.ГГГГ, срок справки об инвалидности истек, новой справки о наличии инвалидности заявителем не предоставлено. Таким образом, семья ФИО2 перестала соответствовать условиям пункта 4 ст. 10 Закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем заявитель был обоснованно снят с учета на основании решения земельной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. Просит в удовлетворении заявленных исковых требований ФИО2 отказать.
Представитель третьего лица Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены, сведений о наличии уважительных причин неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили.
Из пояснений представителя третьего лица ФИО6 в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ и представленного суду письменного отзыва на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с требованиями ФИО2 третье лицо КУС Минземимущества РБ по <адрес> не согласны, так как на момент постановки заявителя на учет ДД.ММ.ГГГГ срок действия справки об инвалидности его сына ФИО3 истек. Семья ФИО2 не имела права претендовать на бесплатное предоставление в собственность земельного участка под ИЖС, поскольку как на момент обращения с заявлением о постановке ДД.ММ.ГГГГ., так и на момент вынесения Земельной комиссией решения о снятии с учета ДД.ММ.ГГГГ. семья ФИО2 не отвечала условиям закрепленных Законом для получения земельного участка в собственность бесплатно, ввиду отсутствия у ребенка статуса инвалида. Согласно почтовому уведомлению о вручении, уведомление о снятии с учета было вручено ФИО2ДД.ММ.ГГГГ, поэтому установленный законом срок для обращения об оспаривании решений и действий (бездействия) заявителем ФИО2 пропущен, просят в удовлетворении заявления ФИО2 отказать..
На основании части 5 ст. 167 ГПК РФ суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица КУС Минземимущества РБ по <адрес>, извещенного о времени и месте судебного заседания.
Суд, заслушав объяснения сторон, изучив и оценив материалы дела, пришел к выводу, что исковые требования ФИО2 являются необоснованными и удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьей 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 10 Гражданского Кодекса РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами.
По смыслу указанных статей предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.
При этом, избранный способ защиты гражданского права должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру его нарушения.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Пунктами "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что социальная защита, включая социальное обеспечение, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Согласно п. 2 ст. 28 Земельного Кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 10 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесены разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления. Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определена Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии со статьей 17 которого инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Согласно пункту 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. № 901 инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Из системного анализа приведенных нормативных предписаний следует, что на федеральном уровне инвалидам предоставлено право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, который выделяется субъектом Российской Федерации.
Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий принят Закон Республики Башкортостан от 5 января 2004 года № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан » (в редакции Закона Республики Башкортостан от 28 сентября 2011 года № 437-з), относящего граждан, имеющих ребенка - инвалида, к категориям граждан, которым предоставляются однократно и бесплатно земельные участки для индивидуального жилищного строительства.
На основании ст. 3 Закона Республики Башкортостан № 59-з от 5 января 2004 года "О регулировании земельных отношений в РБ" органы местного самоуправления устанавливают порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 10 Закона РБ № 59-з от 05 января 2004 года «О регулировании земельных отношений в РБ » предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности РБ или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц бесплатно осуществляется в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, иными федеральными законами, а также в случаях, определенных в частях 1.1 и 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 10 Закона РБ № 59 - з от 05 января 2004 года «О регулировании земельных отношений в РБ» земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются бесплатно следующим категориям граждан: 1) гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации; 2) молодым семьям, возраст супругов в которых на дату подачи заявления не превышает 35 лет, либо неполным семьям, состоящим из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, имеющего одного и более детей, нуждающимся в жилых помещениях, на основаниях, предусмотренных жилищным законодательством, не являющимся собственниками жилых помещений; 3) гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей; 4) гражданам, имеющим несовершеннолетнего ребенка - инвалида.
В силу части 3 статьи 10 вышеназванного Закона РБ № 59-з от 05 января 2004 года, к гражданам, указанным в пункте 4 части 2 настоящей статьи относятся граждане, являющиеся родителями в семье, имеющей несовершеннолетнего ребенка - инвалида, в том числе усыновленного (удочеренного), совместно с ними проживающего, либо один из родителей в неполной семье, имеющей несовершеннолетнего ребенка-инвалида, в том числе усыновленного (удочеренного), совместно с ним проживающего.
В соответствии с частью 2 ст. 10.1 Закона РБ № 59-з от 5 января 2004 года "О регулировании земельных отношений в РБ" учет граждан, претендующих на предоставление земельных участков, осуществляется уполномоченным органом по месту жительства в порядке очередности, исходя из времени поступления заявлений в уполномоченный орган, отдельно по каждой категории. Рассмотрение заявлений граждан, заинтересованных в предоставлении земельных участков (далее - заявление), прилагаемых к ним документов и принятие решения о постановке указанных граждан на учет осуществляются комиссиями по вопросу однократного и бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства (далее - земельные комиссии) в течение 10 рабочих дней.
Согласно представленной суду справки серии №№, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения ДД.ММ.ГГГГ повторно установлена инвалидность группы ребенок-инвалид на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что истец ФИО2ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию <адрес> о предоставлении земельного участка как лицу, имеющему ребенка – инвалида.
В соответствии с частью 2 ст. 10.1 Закона РБ № 59-з от 05.01.2004 года «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» рассмотрение заявлений граждан, заинтересованных в предоставлении земельных участков, прилагаемых к ним документов и принятие решения о постановке указанных граждан на учет осуществляются комиссиями по вопросу однократного и бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства (далее - земельные комиссии) в течение 10 рабочих дней.
Сообщением председателя КУС Минземимущества РБ по <адрес>ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в удовлетворении его заявления в связи с тем, что для принятия граждан на учет необходимо представить в администрацию городского округа <адрес> с заявление с приложением необходимых документов в отдел по жилищной политике администрации городского округа <адрес>.
Согласно с частью 3 ст. 10.1 Закона РБ от 05.01.2004 г. № 59-з перечень документов, прилагаемых к заявлению устанавливается Правительством РБ.
В соответствии с Постановлением Правительства РБ от 08.11.2011 г. № 393 к заявлению граждан, обратившихся в уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области земельных отношений либо орган местного самоуправления для предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства категориям граждан, имеющим право на получение земельных участков однократно и бесплатно, прилагаются: для граждан, имеющих ребенка-инвалида: нотариально удостоверенная доверенность - в случае подачи заявления представителем; копии свидетельств о рождении детей или паспорта при достижении ими возраста 14 лет; справка, выданная органами опеки и попечительства о наличии либо отсутствии информации (судебного решения) о лишении родительских прав; копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы; справка, выданная органом местного самоуправления городского округа, муниципального района (в том числе городского поселения), об отсутствии однократного и бесплатного предоставления земельных участков гражданину (супругам) - в случае подачи заявления в уполномоченный республиканский орган исполнительной власти в области земельных отношений; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных на имя каждого из супругов (родителя) правах на объекты недвижимости (выписка представляется по Республике Башкортостан).
Из материалов дела следует, что при обращении ФИО2 с заявлением в администрацию городского округа <адрес> (РК № от ДД.ММ.ГГГГ) ему дан письменный ответ ДД.ММ.ГГГГ№, что для постановки на учет для предоставления земельных участков льготным категориям граждан необходимо подать заявление и предоставить утвержденный список документов.
Из письменного ответа №-п от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.10) следует, что комиссией по вопросу однократного и бесплатного представления в собственность земельных участков ДД.ММ.ГГГГ было рассмотрено заявление, комиссией принято решение о постановке на учет, в качестве претендующего на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства (протокол комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ). О принятом решении сделана запись в книге учёта граждан, имеющих ребенка - инвалида, претендующих на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, за №-и.
На основании пункта 4 части 6 статьи 10.1 Закона РБ №-з от ДД.ММ.ГГГГ "О регулировании земельных отношений в РБ" гражданин, состоящий на учете, снимается с учета на основании решения земельной комиссии в случае, если на дату принятия земельной комиссией решения о предоставлении земельного участка заявитель перестал соответствовать условиям пунктов 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Закона, за исключением случая, предусмотренного абзацем первым части 4 настоящей статьи.
Согласно представленной суду Выписки и протокола № заседания Земельной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ комиссией по вопросу однократного и бесплатного предоставления земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства принято решение о снятии истца ФИО2 с учета на однократное и бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства в собственность ввиду несоответствия условиям п.4 ч.2 ст.10 Закона РБ от 05.01.2004г.№ 59-з «О регулировании земельных отношений в РБ» - срок действия справки об инвалидности ребенка до ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенного, суд считает, что постановка ФИО2 на учет по категории «Граждане, имеющие ребенка – инвалида» не свидетельствует о законности данного действия со стороны ответчика, так как оснований для постановки на учет ФИО2 не имелось, поскольку на момент подачи заявления о постановке на учет от ДД.ММ.ГГГГ года срок действия справки об инвалидности ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ истек ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно представленным документам ФКУ «Главное Бюро Медико-социальной экспертизы по РБ» Министерства труда и социальной защиты РФ бюро №, гр. ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно записи в книге протоколов № от ДД.ММ.ГГГГ проходил освидетельствование в бюро № ФКУ ГБ МСЭ по РБ, принято экспертное решение – инвалидом не признан.
Таким образом, на момент обращения с заявлением о постановке ДД.ММ.ГГГГ, так и на момент вынесения Земельной комиссией решения о снятии с учета ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО2 не отвечала условиям, закрепленным абз.4 п.2 ст.10 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004г. №-з «О регулировании земельных отношений в Республики Башкортостан» для получения земельного участка в собственность бесплатно, ввиду отсутствия у достигшего совершеннолетия ребенка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения статуса инвалида.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что земельная комиссия обоснованно произвела снятие с учета ФИО2, посредством внесения в журнал очередности отметки о снятии с учета.
Правовых оснований для признания такого решения незаконным и восстановления заявителя ФИО2 в очереди в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на учете суд не находит.
Обсудив заявление представителя третьего лица КУС Минземимущества РБ по <адрес> о пропуске заявителем ФИО2 срока обращения в суд с заявлением об оспаривания решения, суд признает его обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу статьи 196 Гражданского Кодекса РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Согласно п.1 статьи 197 Гражданского Кодекса РФ, для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации в части 1 статьи 256 (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого заявителем решения) предусматривал трехмесячный срок на обращение в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснил, что исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства (абзацы третий, пятый пункта 24).
Как следует из материалов дела, заявитель ФИО2 обратился в суд с настоящим иском об оспаривании принятого решения земельной комиссии ДД.ММ.ГГГГ, при этом истец не оспаривает доводы третьего лица о вручении ему письменного уведомления от ДД.ММ.ГГГГ№-п ( л.д. 7) ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, истец обратился в суд с пропуском трехмесячного срока для обжалования решения земельной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в суде.
Согласно разъяснений пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 года № 43 « О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации» бремя доказывания наличия обстоятельств, свидетельствующих о перерыве, приостановлении течения срока исковой давности, возлагается на лицо, предъявившее иск.
В соответствии со статьей 205 ГК РФ в исключительных случаях суд может признать уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца - физического лица, если последним заявлено такое ходатайство и им представлены необходимые доказательства.
В обоснование своих возражений истец ФИО8 ссылался на соблюдение срока обращения в суд ввиду предъявления ДД.ММ.ГГГГ административного искового заявления, в принятии которого Стерлитамакским городским судом было отказано на основании определения от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.15). Доказательств наличия уважительных причин пропуска срока и заявлений о восстановлении срока обращения в суд истец ФИО2 суду не представил.
Пунктом 17 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 года № 43 « О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в силу пункта 1 статьи 204 ГК РФ срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа либо обращения в третейский суд, если такое заявление было принято к производству. Положение пункта 1 статьи 204 ГК РФ не применяется, если судом отказано в принятии заявления или заявление возвращено, в том числе в связи с несоблюдением правил о форме и содержании заявления, об уплате государственной пошлины, а также других предусмотренных ГПК РФ и АПК РФ требований.
С учетом вышеуказанных положений закона, а также разъяснений правоприменительной судебной практики, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для приостановления срока исковой давности, а также восстановления истцу срока на обращение в суд, поскольку доказательств наличия уважительных причин пропуска срока исковой давности, не позволяющих ему обратиться в суд с иском своевременно, истец ФИО2 суду не представил.
Таким образом, пропуск истцом ФИО2 установленного законом срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления и отсутствие уважительных причин его пропуска также является основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 10, 28 Земельного Кодекса РФ, ст. 8, 12, 196, 199, 200, 204, 205 Гражданского Кодекса РФ, ст.ст. 56, 98, 103, 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО2 к Администрации городского округа <адрес> об отмене решения земельной комиссии Администрации городского округа <адрес> в участия снятия с учета в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, восстановлении в очереди под номером 8 в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, как гражданина имеющего ребенка – инвалида семьи, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Судья: ( подпись) ДОЛЖИКОВА О.А.
Копия верна: Судья: ДОЛЖИКОВА О.А.