Дело № 2-1275/2019Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Тамбов 18 июня 2019 года
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
председательствующего судьи Макаровой Е.В.,
при секретаре Ивановой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации ( государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовской районе Тамбовской области о включении периодов в стаж и назначении досрочной пенсии,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, *** рождения, обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации ( государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовской районе Тамбовской области о включении периодов в стаж и назначении досрочной пенсии, указав, что 07.03.2019г. подал ответчику заявление о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». На момент подачи заявления его возраст составил 57 лет, следовательно, с учетом увеличения возраста, для возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, ему необходимо 7 лет 6 месяцев специального стажа.
Решением ответчика от 21.03.2019 г. № 85577/19 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в том числе, во включении в специальный стаж периодов работы с 02.06.1988 по 16.05.1989 в качестве мастера монтажного участка № 1 «Главкиевгорстрой» ДСК-4 СМУ-2 и с 30.05.1989 по 31.12.2001 в качестве мастера строительных и монтажных работ в строительном кооперативе «Строитель-2», а также во включении в страховой стаж 3 лет 7 месяцев работы в Королевстве Испания. Просил суд обязать ответчика включить указанные периоды в его стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 07.03.2019г.
В судебном заседании ФИО1 исковые требования уточнил и просил суд обязать ответчика включить в его специальный стаж периоды работы с 02.06.1988 по 16.05.1989 в качестве мастера монтажного участка № 1 «Главкиевгорстрой» ДСК-4 СМУ-2, с 30.05.1989 по 21.12.2001 в качестве мастера строительных и монтажных работ в строительном кооперативе «Строитель-2» и включении в страховой стаж периодов с 18.09.2007 по 31.10.2008г. в качестве помощника мастера строительной организации в Королевстве Испания, с 01.11.2008 по 01.04.2009 – период получения пособия по безработице в Королевстве Испания; с 02.04.2009 по 20.09.2010 - период получения субсидии по безработице в Королевстве Испания, назначить досрочную страховую пенсию с 07.03.2019г. по основаниям, указанным в исковом заявлении, пояснив, что требование о включении в страховой стаж периода работы в Испании основывает на административном соглашении о применении Договора между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении от11.09.1994г.
Представитель истца ФИО2 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что в подтверждение специального стажа истцом представлены справки о льготном характере работы, выданные работодателем, с переводом на русский язык, карта аттестации рабочих мест, подтверждающая работу с тяжелыми условиями труда, что является основанием для включения периодов в специальный стаж. Так же представлены лицевые счета, в которых указаны суммы отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд Украины. Кроме того, представлена справка, из которой усматривается, что на момент ликвидации строительного кооператива «Строитель-2» организация не имела задолженности перед Пенсионным фондом по уплате страховых взносов. В решении Пенсионного фонда об отказе истцу в назначении досрочной пенсии от 21.03.2019 г. имеется ссылка, что соглашение между Россией и Королевством Испания в данном случае неприменимо, что является необоснованным, так как документы, выданные одной из договаривающихся сторон, заверенные компетентным органом, применяются без легализации. В настоящее время истец располагает необходимыми документами и справками, подтверждающими уплату страховых взносов за спорный период. Ранее в суде апелляционной инстанции было отменено решение суда первой инстанции от 2018г, которым были включены спорные периоды, на основании того, что нет подтверждающих документов компетентных органов об уплате страховых взносов. В настоящий момент нами представлены необходимые документы компетентных органов по спорным периодам для подтверждения уплаты страховых взносов за истца. Просил удовлетворить уточненные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО3 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился по основаниям, изложенным в решении Пенсионного фонда от 21.03.2019 г., пояснив, что спор о включении в специальный стаж периодов работы истца с 02.06.1988 по 16.05.1989 и с 30.05.1989 по 31.12.2001 г. ранее рассматривался судом. Справка Управления Пенсионного фонда Украины, представленная истцом в судебном заседании, поступила не на официальный запрос УПФР по г.Тамбову и Тамбовскому району, поэтому достоверность данной справки не подтверждена. Период работы истца в Королевстве Испания не подлежит включению в страховой стаж, поскольку Договор о социальном обеспечении от 11.09.1994 г. между Российской Федерацией и Королевством Испании не может быть применен в данном случае, так как применяется только для граждан РФ и в случае назначения пенсии по старости, инвалидности и по потере кормильца. Просил в удовлетворении требований отказать.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об оставлении исковых требований без удовлетворения по следующим основаниям.
В силу п.п.2 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Согласно п.2,3 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с п.п. «б» п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014г. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
б) при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:
- Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г.N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" ( Список N 2 от 26.01.1991г.);
- Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановление Совета Министров СССР от 22.08.1956г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" (Список N 2 от 22.08.1956г.), - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992г.
В разделе ХХIХ "Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций", подразделе "б" "Инженерно-технические работники" Списка N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 года N 1173, указаны мастера (десятники) и прорабы.
В судебном заседании установлено, что согласно записям в дубликате трудовой книжки (дата заполнения 07 июня 1988 г.) ФИО1, его трудовая деятельность в период с 02.06.1988г. по 16.05.1989г. в качестве мастера монтажного участка № 1 «Главкиевгорстрой» ДСК-4 СМУ-2 и с 30.05.1989г. по 31.12.2001г. в качестве мастера строительных и монтажных работе строительном кооперативе «Строитель-2» осуществлялась в Украинской ССР, впоследствии в Украине.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда 02.06.2018 г. в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области о включении в специальный стаж периодов работы с 02.06.1988 г. по 16.05.1989 г. в качестве мастера монтажного участка №1 «Главкиевстрой» ДСК-4 СМУ-2 и с 30.05.1989 г. по 31.12.2001 г. в качестве мастера строительных и монтажных работ в строительном кооперативе «Строитель-2» было отказано по причине отсутствия в материалах дела сведений за период с 02.06.1988 г. по 16.05.1989 г. и с 30.05.1989 г. по 31.12.2001 г. в отношении ФИО1 об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование, подтвержденных справкой компетентных органов Украины, тогда как обязательным условием для зачета периодов работы и иной деятельности, включаемых в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г. до 1 января 2002 г., является уплата страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование, что подтверждается справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Истец, вновь обращаясь в пенсионный орган 21.03.2019 г. с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», заявил о включении в его специальный стаж периодов работы: с 02.06.1988 по 16.05.1989 в качестве мастера монтажного участка № 1 «Главкиевгорстрой» ДСК-4 СМУ-2 и с 30.05.1989 по 31.12.2001 в качестве мастера строительных и монтажных работ в строительном кооперативе «Строитель-2», представив дополнительные документы в обоснование своих требований.
Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации ( государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовской районе Тамбовской области от 21.03.2019г. № 85577/19 истцу отказано во включении в его специальный стаж на соответствующих видах работ вышеуказанных периодов, которые по решению Ленинского районного суда г. Тамбова от 05.04.2018г. и апелляционному определению Судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 02.07.2018г. засчитаны в страховой стаж ( л.д. 14-15).
Не соглашаясь с решением ответчика, истцом в обоснование заявленных требований представлены такие документы, как справка кооператива «Строитель-2» о подтверждении имеющегося трудового стажа для назначения пенсии при отсутствии трудовой книжки или соответствующей записи в ней №3-к от 24.01.2003г., карта аттестации рабочих мест, утвержденная приказом кооператива «Строитель-2» №26 от 31.01.1998г., карта аттестации рабочих мест, утвержденная приказом кооператива «Строитель-2» №1334 от 23.11.1992г., справка кооператива «Строитель-2» № 84 от 31.12.2002г. об отчислении, а также справка, из которой усматривается, что на момент ликвидации строительного кооператива «Строитель-2» организация не имела задолженности перед Пенсионным фондом Украины по уплате страховых взносов.
Согласно п.7 ст. 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010года N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В соответствии с п.8 ст.21 названного закона иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе.
Согласно п. 9 ст.21 Федерального закона «О страховых пенсиях» орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
В соответствии со статьей 10 Соглашения о гарантиях прав граждан государств- участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих их изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и её размера.
На основании статьи 11 данного Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991г, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.
Проанализировав положения вышеуказанных норм, Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, утверждённого Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 года N958 Н, Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённых постановлением Правительства РФ N1015 от 02 октября 2014 года, суд о приходит к выводу о том, что при обращении с заявлением о назначении пенсии, гражданин обязан представить документы, подтверждающие периоды работы, к которым также относится трудовая книжка. Документ, подтверждающий уплату страховых взносов в Пенсионный Фонд не отнесен законом к числу документов, подтверждающих трудовую деятельность, обязанность по представлению которого возложена законом на гражданина.
Уплата страховых взносов работодателем за ФИО1 в Пенсионный Фонд применительно к рассматриваемой ситуации является условием, при котором возможно включение в стаж периодов работы, имевших место на территории государства-участника Соглашения, эта информация находится в распоряжении соответствующих государственных органов, организаций и подлежит запросу органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.
При обращении истца с заявлением о назначении пенсии пенсионный орган направил соответствующие запросы в Пенсионный фонд Украины.
Из ответа Департамента информационных систем и электронных реестров Пенсионного фонда Украины от 19.09.2018г. следует, что персонифицированный учет в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования ведется с 2000г., соответственно сведения об уплате за истца взносов за период с 2000г. отсутствуют. Запрос переадресован на исполнение ГУ Пенсионного фонда Украины в г.Киеве.
Согласно ответу ГУ Пенсионного фонда Украины в г.Киеве от 12.11.2018г., факт уплаты страховых взносов истцом за период с 03.07.1979г. по 16.05.1989г., с 30.05.1989г. по 01.01.2002г. не подтвержден по причине отсутствия возможности.
Таким образом, представленные истцом документы в подтверждение льготного стажа в спорные периоды не могут быть оценены судом как допустимые доказательства, не подтверждена полная занятость на работах с тяжелыми условиями труда.
В период работы истца с 30.05.1989 по 31.12.2001г. (12 лет 7 мес. 2 дня) в качестве мастера строительных и монтажных работ в строительном кооперативе « Строитель-2» в Украине не подтверждена его полная занятость на строительстве, реконструкции, реставрации и ремонте зданий, сооружений и других объектов.
Сведения компетентного органа об уплате за истца страховых взносов в указанный период также отсутствуют.
Представленная справка Управления Пенсионного фонда Украины в Приморском районе г. Одессы от 23.12.2008г., об отсутствии у строительного кооператива « Строитель- 2» задолженности по уплате страховых взносов за указанный период, не содержит сведений об уплате страховых взносов за ФИО1
Рассматривая требования истца о включении в страховой стаж периода его работы с 18.09.2007 по 31.10.2008г. в качестве помощника мастера строительной организации в Королевстве Испания, периода получения пособия по безработице в Королевстве Испания с 01.11.2008 по 01.04.2009, а также периода получения субсидии по безработице в Королевстве Испания с 02.04.2009 по 20.09.2010, суд приходит к следующему.
Свои требования о включении указанных периодов в страховой стаж истец основывает на положениях Договора между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении.
Согласно Договора между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении, подписанный в Мадриде 11.04.1994г., в соответствии с которым каждая из договаривающихся сторон признает право на пособие согласно положениям национального законодательства для граждан обеих Сторон, которые приобрели страховой или трудовой стаж на территории обеих Сторон. Для установления права на пособие каждая Сторона учитывает период страхового или трудового стажа, приобретенного на территории другой Стороны, кроме случаев, когда работа выполнялась одновременно.
На основании ст. 10 Договора каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает сумму пособия, соответствующую страховому или трудовому стажу, приобретенному на ее территории. В тех случаях, когда сумма пособий одного вида, предусмотренных законодательством обеих Сторон, не достигает минимального размера данного вида пособия в соответствии с законодательством Стороны, где проживает заинтересованное лицо, то эта Сторона выплачивает разницу, гарантирующую указанный минимум в соответствии со своим законодательством.
Периоды страхового, трудового стажа и проживания, приобретенные в одной Стороне, не учитываются для признания права на пособие в другой Договаривающейся Стороне, если получение этого пособия не связано с уплатой страховых взносов ( ч.4 ст. 10 Договора).
Согласно ст.2 указанного Договора он применяется к отношениям, регулируемым законодательством о социальном обеспечении договаривающихся сторон Российской Федерация и Испании.
В силу статьи 3 Договор распространяется на трудящихся, являющихся гражданами Договаривающихся Сторон, а также на членов их семей, которые подпадали или подпадают под действие законодательства Договаривающихся Сторон.
В соответствии со ст. 6 Договора трудящиеся, на которых распространяется действие, настоящего Договора, подпадают под действие исключительно законодательства той Договаривающейся Стороны, на территории которой они осуществляют трудовую деятельность, если в Договоре не предусмотрено иное. В отношении пособий применяется законодательство той Договаривающейся Стороны, под действие которого трудящиеся подпадают при осуществлении своей трудовой деятельности.
Таким образом, из смысла Договора между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении, его действие распространяется на лиц, имевших гражданство Российской Федерации, в период работы в Испании.
Данных о том, что в спорный период работы и получения пособия и субсидии в Испании, а именно в период с 01.11.2008 по 20.09.2010г., ФИО1 являлся гражданином Российской Федерации, не представлено. Копия паспорта истца, выданного 18.07.2014г., не подтверждает наличие гражданства Российской Федерации в спорный период.
Как следует из записей в представленном дубликате трудовой книжки истец с 1979 по 2002г. постоянно проживал и работал на территории Украины. Записи в трудовой книжке с 30.12.2002 по 03.05.2011г. отсутствуют.
Поскольку вышеуказанный Договор распространяется на пенсию по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также под действие Договора подпадают граждане Российской Федерации, законных оснований для удовлетворения требований истца в части включения периода его работы и получения пособия, субсидии в Испании всего 3 лет 7 дней в страховой стаж истца, не имеется.
Поскольку на дату обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии его стаж на работах с тяжелыми условиями труда составил менее 7 лет 6 месяцев, основания для назначения истцу страховой пенсии с 07.03.2019г. отсутствуют.
При таких обстоятельствах исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к Управления Пенсионного фонда Российской Федерации ( государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовской районе Тамбовской области о включении в специальный стаж периодов работы: с 02.06.1988 по 16.05.1989 в качестве мастера монтажного участка № 1 «Главкиевгорстрой» ДСК-4 СМУ-2; с 30.05.1989 по 31.12.2001 в качестве мастера строительных и монтажных работ в строительном кооперативе «Строитель-2» и включении в страховой стаж периодов: с 18.09.2007 по 31.10.2008г. в качестве помощника мастера строительной организации в Королевстве Испания, с 01.11.2008 по 01.04.2009 – периода получения пособия по безработице в Королевстве Испания; с 02.04.2009 по 20.09.2010 периода получения субсидии по безработице в Королевстве Испания, а также обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости с 07.03.2019г. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Ленинский районный суд г.Тамбова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В.Макарова
Мотивированное решение изготовлено 24.06.2019г.
Судья Е.В.Макарова