ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1275/2016 от 27.06.2016 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2-1275/2016 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июня 2016 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Курнаевой Е.Г.,

при секретаре Озерных Е.В.,

с участием представителя ответчика Департамента имущественных отношений администрации г.Перми ФИО4, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту имущественных отношений администрации г.Перми о признании незаконными результаты аукциона,

установил:

С учетом уточненных исковых требований, ФИО1 обратился в Ленинский районный суд г.Перми с иском к Департаменту имущественных отношений администрации г.Перми (далее по тексту – ДИО администрации г.Перми, Департамент), просит признать недействительными результаты аукциона на право заключений договоров аренды, назначенного Департаментом на ДД.ММ.ГГГГ, основанного на приказе начальника ДИО администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГФИО8, в части лота ; а также признать отказ Департамента в допуске истца к аукциону незаконным, обязать ответчика допустить к участию в аукционе по лоту и заключить договор аренды по лоту с ним как с единственным участником аукциона в соответствии с ч. 14 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ (л.д. 47).

В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте (https://torgi.gov.ru) опубликовано извещение о проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков (лот , кадастровый , <Адрес>; лот , земельный участок, кадастровый , <Адрес>). Указывает, что датой начала подачи заявок указано – ДД.ММ.ГГГГ; датой окончания подачи заявок указано – ДД.ММ.ГГГГ; дата рассмотрения заявок в аукционе – ДД.ММ.ГГГГ; протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе от ДД.ММ.ГГГГ размещен ДД.ММ.ГГГГ; протокол о результатах аукциона от ДД.ММ.ГГГГ размещен ДД.ММ.ГГГГ При этом в извещении о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка указано, что задаток на участие в аукционе должен поступить на счет организаторов аукциона до даты рассмотрения заявок на участие в аукционе, то есть последним днем, когда должен поступить задаток является ДД.ММ.ГГГГФИО1 в соответствии с извещением о проведении аукциона на право заключения договоров аренды подал заявку для участия в аукционе, перечислив задаток, который поступил в 15.00 час. ДД.ММ.ГГГГ, однако, процедура рассмотрения заявок проходила в утреннее время, поэтому его заявка не была рассмотрена и он не был допущен к участию в аукционе. Ссылаясь на ст.ст. 39.11-39.13, 39.18 Земельного кодекса РФ, ст. 194 ч. 1 ст. 449 Гражданского кодекса РФ, ч. 1 ст. 2 ст. 17 Закона «О защите конкуренции», решение комиссии УФАС по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, предписание комиссии УФАС по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-Г04-10 истец просит исковые требования удовлетворить.

Судом к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц ООО «АВТОМИГ» и ИП ФИО5 (л.д. 55).

Истец – ФИО1 – в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, на исковых требованиях настаивал полностью (л.д. 171). В пояснениях по иску представитель истца дополнительно сослался на п. 3 ст. 2, п. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 107-ФЗ «Об исчислении времени», п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (л.д. 50). В дополнительных пояснениях на иск представитель истца указал, что Постановлением семнадцатого арбитражного апелляционного суда ап-4174/2016-ак Департаменту в исковых требованиях отказано в полном объеме, при этом указано, что поступление задатка ФИО6ДД.ММ.ГГГГ является законным, действия ответчика нарушают права и законные интересы ФИО6 в связи с созданием искусственной ситуации, препятствующей участнику быть допущенным к аукциону и участвовать в нем (л.д. 172).

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве, представленном в суд ранее, в удовлетворении исковых требований просил отказать (л.д. 61-68), поскольку считает, что согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 107-ФЗ «Об исчислении времени» календарной датой является порядковый номер календарного дня, порядковый номер или наименование календарного месяца и порядковый номер календарного года; исчисление календарной даты осуществляется с 00 часов 00 минут 00 секунд 1 января 1 года (п. 2 ст. 4 Закона № 107-ФЗ). Указывает, что дата рассмотрения заявок определена ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, на 00 часов 00 минут 00 секунд ДД.ММ.ГГГГ задаток должен бал быть на банковском счету организатора аукциона, однако, задаток ФИО1 поступил в 15.00 час., к аналогичному выводу пришел Арбитражный суд Пермского края в своем решении от ДД.ММ.ГГГГ по делу № ФИО11, которым удовлетворены требования Департамента к УФАС по Пермскому краю, признаны недействительными решение по жалобе ФИО1 и предписание по жалобе ФИО1, вынесенные УФАС по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ, как несоответствующие Федеральному закону РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Земельному кодексу РФ. Также указывает, что по лоту Департаментом земельных отношений администрации г.Перми заключен договор аренды с ООО «АВТОМИГ» Т от ДД.ММ.ГГГГ Считает, что доводы истца основаны на неправильном толковании и применении норм действующего законодательства.

Третье лицо – ООО «АВТОМИГ» - в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела судом извещалось надлежащим образом (л.д. 169).

Третье лицо – ИП ФИО5 – в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела судом извещалось надлежащим образом (л.д. 168).

Суд, оценив доводы искового заявления, учитывая возражения ответчика, мнение третьих лиц, исследовав материалы дела, суд находит требования ФИО1 обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции (ч. 1), а также не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений (ч. 2).

Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определен в статьях 39.11 – 39.13, 39.18 Земельного кодекса РФ.

В силу ч. 1 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

Согласно частей 18 - 22 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в пределах трех процентов начальной цены предмета аукциона (ч. 18).

Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы (ч. 19).

Организатор аукциона также обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона (ч. 20).

Извещение о проведении аукциона должно содержать сведения:

1) об организаторе аукциона;

2) об уполномоченном органе и о реквизитах решения о проведении аукциона;

3) о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона;

4) о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, об ограничениях этих прав, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах разрешенного строительства объекта капитального строительства (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения), о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства);

5) о начальной цене предмета аукциона;

6) о "шаге аукциона";

7) о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе;

8) о размере задатка, порядке его внесения участниками аукциона и возврата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка;

9) о сроке аренды земельного участка в случае проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка. При этом срок аренды такого земельного участка устанавливается с учетом ограничений, предусмотренных пунктами 8 и 9 статьи 39.8 настоящего Кодекса;

10) о размере ежегодной арендной платы при предоставлении земельного участка юридическому лицу в аренду для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства, за исключением первого арендного платежа, размер которого определяется по результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства. При этом размер ежегодной арендной платы, если предметом аукциона является размер первого арендного платежа, определяется в порядке, установленном для определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (ч. 21).

Обязательным приложением к размещенному на официальном сайте извещению о проведении аукциона является проект договора купли-продажи или проект договора аренды земельного участка (ч. 22).

В силу ч. 1 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:

1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;

2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан);

3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

4) документы, подтверждающие внесение задатка.

В соответствии с ч. 4 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ прием документов прекращается не ранее чем за пять дней до дня проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Согласно частей 15 -17 ст. 39.12. Земельного кодекса РФ результаты аукциона оформляются протоколом, который составляет организатор аукциона. Протокол о результатах аукциона составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй остается у организатора аукциона. В протоколе указываются:

1) сведения о месте, дате и времени проведения аукциона;

2) предмет аукциона, в том числе сведения о местоположении и площади земельного участка;

3) сведения об участниках аукциона, о начальной цене предмета аукциона, последнем и предпоследнем предложениях о цене предмета аукциона;

4) наименование и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства (для гражданина) победителя аукциона и иного участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона;

5) сведения о последнем предложении о цене предмета аукциона (цена приобретаемого в собственность земельного участка, размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа) (ч. 15).

Протокол о результатах аукциона размещается на официальном сайте в течение одного рабочего дня со дня подписания данного протокола (ч. 16).

Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую цену за земельный участок или наибольший размер ежегодной арендной платы за земельный участок.

Победителем аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства (за исключением случаев проведения аукциона в соответствии с пунктом 7 статьи 39.18 настоящего Кодекса) признается участник аукциона, предложивший наибольший размер первого арендного платежа (ч. 17).

Как следует из ч. 8 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ, заявитель не допускается к участию в аукционе в следующих случаях:

1) непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений;

2) непоступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе;

3) подача заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду;

4) наличие сведений о заявителе, об учредителях (участниках), о членах коллегиальных исполнительных органов заявителя, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа заявителя, являющегося юридическим лицом, в предусмотренном настоящей статьей реестре недобросовестных участников аукциона.

Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О национальной платежной системе" перевод денежных средств, за исключением перевода электронных денежных средств, осуществляется в срок не более трех рабочих дней начиная со дня списания денежных средств с банковского счета плательщика или со дня предоставления плательщиком наличных денежных средств в целях перевода денежных средств без открытия банковского счета.

Судом установлены следующие фактические обстоятельства дела.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом имущественных отношений администрации г.Перми издан приказ о проведении ДД.ММ.ГГГГ аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков (л.д. 69-70, 71).

ДИО администрации г.Перми на официальном сайте РФ в сети «Итернет» для размещения информации о торгах на официальном сайте www.torgi.gov.ru опубликовало ДД.ММ.ГГГГ извещение о проведении ДД.ММ.ГГГГ аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков, в том числе: лот , кадастровый , <Адрес>; лот , земельный участок, кадастровый , <Адрес> (л.д. 14-21), из которого следует, что дата начала подачи заявок – ДД.ММ.ГГГГ, дата окончания подачи заявок – ДД.ММ.ГГГГ, дата рассмотрения заявок в аукционе – ДД.ММ.ГГГГ При этом пунктом 8 извещения предусмотрено внесение с заявкой на участие в аукционе задатка, который должен поступить на счет организатора аукциона до даты рассмотрения заявок на участие в аукционе, то есть до ДД.ММ.ГГГГ; заказчиком определен последний срок поступления задатка на счет организатора – ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 32 мин. ДИО администрации г.Перми зарегистрирована заявка ФИО1 на участие в аукционе по продаже земельных участков (л.д. 109). Также ДД.ММ.ГГГГ истец оплатил задаток в сумме ФИО14 руб. (л.д. 110).

ДД.ММ.ГГГГ ДИО администрации г.Перми составлен протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе на право заключения договоров аренды земельных участков (л.д. 28-30), из которого следует, что ФИО1 отказано в допуске к участию в аукционе, поскольку не поступил задаток на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе.

ДД.ММ.ГГГГ ДИО администрации г.Перми составлен протокол о результатах аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков (л.д. 31-32).

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее по тексту – УФАС по Пермскому краю) с жалобой на действия Департамента, Комиссии по проведению аукционов по продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Перми, и участков, собственность на которые не разграничена, или на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г.Перми, и участков, собственность на которые не разграничена (далее по тексту -Комиссия по проведению аукционов по продаже земельных участков) (л.д. 24-25).

Решением УФАС по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ признана обоснованной жалоба ФИО1 (вх. ) на действия ДИО администрации г.Перми, Комиссии по проведению аукционов по продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Перми, и участков, собственность на которые не разграничена, или на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности г.Перми, и участков, собственность на которые не разграничена при организации и проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков лот , кадастровый , <Адрес>; лот , земельный участок, кадастровый , <Адрес>), извещение опубликовано на официальном сайте РФ в сети «Интернет» для размещения информации о торгах www.torgi.gov.ru. Также признано в действиях Департамента нарушение ч. 2 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О защите конкуренции», нарушение п. 2 ч. 8 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ, выразившиеся в ограничении в допуске к аукциону на право заключения договоров аренды земельных участков, что привело к нарушению порядка определения победителя торгов. Кроме того, выдано предписание о совершении действий, направленных на устранение допущенных нарушений путем отмены протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе от ДД.ММ.ГГГГ и протокола о результатах аукциона от ДД.ММ.ГГГГ в части лотов и , проведения повторной процедуры рассмотрения заявок по лотам и с учетом выявленных нарушений (л.д. 8-13).

Также ДД.ММ.ГГГГ УФАС по Пермскому краю Департаменту и Комиссии по проведению аукционов по продаже земельных участков направлено предписание по жалобе ФИО1 об отмене протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ и протокола о результатах аукциона от ДД.ММ.ГГГГ в части лотов и ; рекомендовано провести повторную процедуру рассмотрения заявок по лотам и (л.д. 26-27).

Решением Арбитражного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу № ФИО12 удовлетворены требования ДИО администрации г.Перми, недействительным признано решение по жалобе ФИО1 и предписание по жалобе ФИО1, вынесенные УФАС по Пермскому краю ДД.ММ.ГГГГ, как несоответствующие Федеральному закону РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и Земельному кодексу РФ; на УФАС по Пермскому краю возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя (л.д. 82-91).

Постановлением Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Арбитражного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу № ФИО13 отменено; в удовлетворении требований о признании недействительными решения и предписания УФАС по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ ДИО администрации г.Перми отказано (л.д. 173-176).

В соответствии с ч. 3 ст. 61 ГПК РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку обстоятельства нарушения прав истца ФИО1 о которых он указывает в обоснование заявленных требований в настоящем иске установлены вступившим в законную силу решением арбитражного суда, имеющие в указанной части преюдициальное значение для рассматриваемого спора.

При этом суд считает необходимым указать, что из взаимосвязи положений п. 8, ст. 39.11, ч. 18, п.п. 3, 7 ч. 21 ст. 39.11, ч. 4 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ, ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" следует, что законодательно установлен срок, позволяющий потенциальному участн6ику торгов представить с заявкой документ, подтверждающий внесение задатка и его поступление организатору. Датой аукциона является следующий день по истечении 5 дней после даты прекращения приема заявок, исчисление сроков производится в соответствии с положениями сроков, предусмотренными главой 11 Гражданского кодекса РФ.

При таких обстоятельствах, документ, подтверждающий внесение задатка, представляется с заявкой на участие в аукционе, в крайний срок, определенный организатором по приему заявок; соответственно в указанную дату может быть произведена уплата задатка и представлен подтверждающий тому документ с заявкой на участие в аукционе. С учетом требований Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" перевод денежных средств осуществляется в течение трех рабочих дней, указанные сроки позволяют организатору торгов установить дату рассмотрения заявок до проведения аукциона, при этом получить полные сведения о поступивших на счет организатора суммах задатка, а иначе, в том числе по настоящему гражданскому делу, заказчиком искусственно создается ситуация, препятствующая участнику быть допущенным к аукциону и участвовать в нем, что является нарушением антимонопольных требований к торгам, поскольку сокращает число участников торгов и следовательно, соперничество между ними, в то время, как целью аукциона является передача имущества в аренду по наивысшей цене.

Таким образом, невыполнение указанных требований привело к нарушению прав и законных интересов ФИО1 и нарушению требований, предъявляемых к организатору торгов по проведению аукциона. На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что ФИО1 необоснованно отказано в допуске к участию в аукционе, по основаниям, изложенным в протоколе ДИО администратции г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрения заявок на участие в аукционе на право заключения договоров аренды земельных участков (л.д. 28-30).

В соответствии с ч. 1 ст. 449 Гражданского кодекса РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.

Торги могут быть признаны недействительными в случае, если:

кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах;

на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена;

продажа была произведена ранее указанного в извещении срока;

были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи;

были допущены иные нарушения правил, установленных законом.

Правовые последствия признания торгов недействительными закреплены в ч. 2 ст. 449 Гражданского кодекса РФ, из содержания которой следует, что признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса.

На основании ч. 2 ст. 167 Гражданского кодекса РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Проанализировав установленные судом обстоятельства в совокупности с изложенными выше положениями закона, суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о признании недействительными результаты аукциона на право заключений договоров аренды, назначенного Департаментом на ДД.ММ.ГГГГ, основанного на приказе начальника ДИО администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГФИО9, в части лота .

Также с учетом установленных судом обстоятельств суд считает подлежащими удовлетворению требования истца о признании незаконным отказ Департамента имущественных отношений администрации г.Перми в допуске к участию в аукционе по лоту , по основаниям, изложенным в протоколе ДИО администратции г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрения заявок на участие в аукционе на право заключения договоров аренды земельных участков.

Вместе с тем, по мнению суда, требования о возложении на ответчика обязанности допустить истца к участию в аукционе по лоту и заключить договор аренды по лоту с ним как с единственным участником аукциона в соответствии с ч. 14 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ по результатам участия в аукционе, назначенном на ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Действительно, в ч. 14 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ закреплено, что в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка на участие в аукционе или не подано ни одной заявки на участие в аукционе, аукцион признается несостоявшимся. Если единственная заявка на участие в аукционе и заявитель, подавший указанную заявку, соответствуют всем требованиям и указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, уполномоченный орган в течение десяти дней со дня рассмотрения указанной заявки обязан направить заявителю три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка. При этом договор купли-продажи земельного участка заключается по начальной цене предмета аукциона, а размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды земельного участка определяется в размере, равном начальной цене предмета аукциона.

Принимая во внимание, что случаи, предусмотренные пунктом 14 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации, являющиеся исключениями в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, относятся к заключению договора аренды земельного участка с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе и признанным уполномоченным органом соответствующим всем требованиям и указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, суд считает, что разрешение вопроса о том, относится ли истец к числу лиц, которым предоставлено такое исключительное право на заключение договора аренды не находится в компетенции настоящего суда.

Суд указывает, что законом не предусмотрено в качестве самостоятельного судебного способа защиты права признание несостоявшихся торгов состоявшимися, как ошибочно полагает истец по лоту , поскольку такое полномочие принадлежит лишь организатору публичных торгов (статья 39.12 Земельного кодекса РФ), в то время как, по смыслу статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом.

В соответствии со ст. 3 ГПК РФ в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, вправе обратиться заинтересованное лицо.

Заинтересованными лицами являются участники материально-правовых отношений. Обращаясь в суд за защитой, заинтересованное лицо предполагает, что в случае удовлетворения иска будут восстановлены его права и законные интересы.

Таким образом, лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права и интереса.

По смыслу ст. 449 ГК РФ недействительными могут быть признаны только состоявшиеся торги. Правовым последствием признания торгов недействительными является недействительность заключенного на торгах договора, приведение сторон в первоначальное положение.

Принимая во внимание, что аукцион по лоту признан несостоявшимися, то он решением суда не может быть признан как недействительным, так и состоявшимся с участием заявителя, подавшим единственную заявку.

Восстановление прав ФИО1 избранным способом защиты не может быть достигнуто, поскольку с учетом выявленных нарушений, выразившихся в ограничении в допуске к аукциону на право заключения договоров аренды земельных участков, повлекших к нарушению порядка определения победителей торгов и внесением ДД.ММ.ГГГГ УФАС по Пермскому краю Департаменту и Комиссии по проведению аукционов по продаже земельных участков предписания по жалобе ФИО1 об отмене протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ и протокола о результатах аукциона от ДД.ММ.ГГГГ в части лотов и ; рекомендовано провести повторную процедуру рассмотрения заявок по лотам и , какие-либо правовые основания для внесения изменений об участниках аукциона законом не предусмотрены. В указанной части суд не усматривает нарушения прав истца, поскольку доводы о необоснованном отказе в заключении договора аренды носят преждевременный характер.

В свою очередь, отказом в удовлетворении этой части требований права истца не нарушены, поскольку он вправе повторно участвовать в аукционе в целях приобретения интересующих его земельных участков в аренду.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования ФИО1 к Департаменту имущественных отношений администрации г.Перми о признании незаконными результаты аукциона – удовлетворить частично.

Признать недействительными результаты аукциона на право заключений договоров аренды, назначенного Департаментом имущественных отношений администрации г.Перми на ДД.ММ.ГГГГ, основанного на приказе начальника Департамента имущественных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГФИО10, в части лота .

Признать отказ Департамента имущественных отношений администрации г.Перми в допуске ФИО1 к участию в аукционе по лоту , по основаниям, изложенным в протоколе ДИО администратции г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрения заявок на участие в аукционе на право заключения договоров аренды земельных участков.

ФИО1 в удовлетворении требований к Департаменту имущественных отношений администрации г.Перми о возложении обязанности допустить к участию в аукционе по лоту и заключить с истцом договор аренды по лоту – отказать.

Решение в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий (Е.Г.Курнаева)