ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1276/20 от 07.12.2020 Ленинскогого районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело № 2-1276/20

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 декабря 2020 года

Ленинский районный суд г. Смоленска

В составе:

Председательствующего судьи: Шевцовой Н.Г.,

при секретаре: Крыловой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ефременкова Сергея Львовича к АО «Почта России» в лице Смоленского почтамта УФПС Смоленской области – филиала АО «Почта России» о признании действий незаконными, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, процентов,

установил:

Ефременков С.Л., с учетом уточненных требований, обратился в суд с иском к АО «Почта России» в лице Смоленского почтамта УФПС Смоленской области – филиала АО «Почта России» о признании незаконными действий ответчика: в части нарушения контрольных сроков доставки письма категории «простое» на его имя с адресом доставки: <данные изъяты> от отправителя Управление делопроизводства и режима Росгвардии г. Москвы, без адреса отправителя, принятого к пересылке в отделении связи 111250 г. Москвы согласно ОКШ 29.11.2017г., и поступившего в Смоленск МСЦ 214960 согласно ОКШ 04.12.2017г., и неизвестно когда поступившее в ОПС 36 ввиду отсутствия ОКШ 214036; в части не проставления ОКШ 214036 на оболочке данного письма; в части нарушения контрольных сроков рассмотрения и предоставления ответа на его претензию от 31.12.2019г. по нарушению контрольных сроков доставки указанного письма; признании оказанной услуги в части доставки названного письма, принятого к пересылке согласно ОКШ 29.11.2017г., поступившего в Смоленск МСЦ 214960 согласно ОКШ 04.12.2017г. и поступившего в ОПС 36 только 31.12.2019г. некачественной; признании незаконными действий ответчика в части нарушения: п.32 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2017г. №234; п.п.8,9 Порядка приема, обработки, доставки и вручения внутренних почтовых отправлений категории «простое», утвержденного Приказом от 27.12.2018г. №469-п; п.5 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а так же контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 04.06.2018г. №257; подп.«б» п.4, п.п.5,6 лицензионных требований лицензии от 11.04.2018г. №162571, п.1 ст.46 ФЗ от 07.07.2003г. №126-ФЗ «О связи»; взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 5 000 руб., неустойку за нарушение контрольных сроков пересылки и доставки в сумме 0, 70 руб., судебных расходов в размере 57 руб., процентов, предусмотренных ст.395 ГК РФ с момента присуждения судом денежной суммы до фактического исполнения решения суда; вынесении частного определения в адрес АО Почта России за незаконные и систематические действия ОПС Смоленского почтамта УФПС Смоленской области - филиала АО Почта России, указав в обоснование иска, что 31.12.2019г. обнаружил в своем почтовом ящике письмо на свое имя из категории «простое» от Управления делопроизводства и режима Росгвардии г. Москвы, направленное в его адрес еще 29.11.2017г., ввиду отсутствия ОКШ 214036 дату поступления в отделение установить не представляется возможным, тогда как ответчиком существенно нарушен контрольный срок доставки данного письма. Направленная им по данному факту 31.12.2019г. ответчику претензия оставлена последним без ответа. Поскольку указанное письмо он ожидал еще в 2017 году, ответчик оказал некачественную услугу по почтовой связи.

Ефременков С.Л. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель АО «Почта России» в лице Смоленского почтамта УФПС Смоленской области – филиала АО «Почта России» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие; представлено заявление о пропуске истцом срока исковой давности.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Федеральный закон "О почтовой связи") отношения в области почтовой связи в Российской Федерации регулируются Федеральным законом "О связи", настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.

В силу ст.14 Федерального закона "О почтовой связи" права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О связи", Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", гражданским законодательством Российской Федерации, Правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О почтовой связи" пользователями услуг почтовой связи признаются граждане, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и юридические лица, пользующиеся услугами почтовой связи. Адресатом - гражданин или организация, которым адресованы почтовое отправление, почтовый перевод денежных средств, телеграфное или иное сообщение.

Согласно ст.37 Федерального закона "О почтовой связи" при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда. Письменный ответ на претензию по почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств, пересылаемых (переводимых) в пределах одного населенного пункта, должен быть дан в течение пяти дней; на претензии по всем другим почтовым отправлениям и почтовым переводам денежных средств - в течение тридцати дней.

Как следует из доводов иска, 31.12.2019г. истец в своем почтовом ящике обнаружил письмо из категории «простое» на его имя с адресом доставки: <данные изъяты> от отправителя Управление делопроизводства и режима Росгвардии г. Москвы, без адреса отправителя, принятого к пересылке в отделении связи 111250 г. Москвы согласно ОКШ 29.11.2017г., и поступившего в Смоленск МСЦ 214960 согласно ОКШ 04.12.2017г., и неизвестно когда поступившее в ОПС 36 ввиду отсутствия ОКШ 214036.

По данному факту 31.12.2019г. Ефременковым С.Л. была подана претензия ответчику. Согласно ответа на данную претензию от 10.01.2020г., простые почтовые отправления доставляются на дом адресатам в соответствии с указанными на них адресами, и опускаются в ячейки абонентских почтовых шкафов или почтовые абонентские ящики; доставка 31.12.2019г. простого письма, направленного по адресу Ефременкова С.Л. согласно нанесенного оттиска календарного штемпеля 29.11.2017г. от Управления делопроизводства и режима Росгвардии г. Москва в его абонентский почтовый ящик исключена, т.к. вся поступившая в отделение почтовой связи простая письменная корреспонденция обрабатывается и строго в день поступления почтальоном доставляется по указанному адресу. Контроль за работой почтальона ежедневно осуществляется начальником (заместителем) отделения почтовой связи.

Согласно п.п.134,136 Почтовых правил, принятых Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи 22.04.1992г., поступившие в почтовый узел иногородние письма, карточки и бандероли, подлежащие доставке и выдаче предприятиями связи, прикрепленными к данному узлу, а также засланные почтовые отправления немедленно штемпелюются. В отделениях связи обязательно штемпелюется засланная и замедленная корреспонденция, а также входящая корреспонденция, полученная из почтового вагона либо из предприятия связи другого района (области).

Простые отправления, кроме правительственных, выдаются почтальонам в доставку без расписки (п.139 Правил).

В силу п.143 Правил, простые почтовые отправления и первичные извещения о получении почтовых отправлений, адресованных на имя граждан (кроме извещений на подлежащие выдаче в предприятиях связи телеграфные переводы, ценные письма с отметкой "С путевками", "С билетами", "С документами", вручаются через абонентские ящики без расписки.

В соответствии с Постановление Правительства РФ от 24.03.2006г. №160, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, контрольный срок пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) между Москвой и Смоленском составлял четыре дня.

В настоящем иске истцом заявлены требования о признании действий ответчика по не проставлению ОКШ 214036 на оболочке письма на его имя от Управление делопроизводства и режима Росгвардии г. Москвы; нарушению контрольных сроков пересылки письма категории «простое» на его имя от Управление делопроизводства и режима Росгвардии г. Москвы, принятого к пересылке в отделении связи г. Москвы согласно ОКШ 29.11.2017г., и поступившего в Смоленск МСЦ 214960 согласно ОКШ 04.12.2017г., незаконными, а оказанной услуги – некачественной, и соответственно вытекающие из данных требований: о нарушении контрольных сроков рассмотрения и предоставления ответа на претензию от 31.12.2019г. по нарушению контрольных сроков доставки указанного письма; о признании незаконными действий ответчика в части нарушения: п.32 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2017г. №234; п.п.8,9 Порядка приема, обработки, доставки и вручения внутренних почтовых отправлений категории «простое», утвержденного Приказом от 27.12.2018г. №469-п; п.5 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а так же контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 04.06.2018г. №257; подп.«б» п.4, п.п.5,6 лицензионных требований лицензии от 11.04.2018г. №162571, п.1 ст.46 ФЗ от 07.07.2003г. №126-ФЗ «О связи»; взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 5 000 руб., неустойку за нарушение контрольных сроков пересылки и доставки в сумме 0, 70 руб., судебных расходов в размере 57 руб., процентов, предусмотренных ст.395 ГК РФ с момента присуждения судом денежной суммы до фактического исполнения решения суда.

Ефременков С.Л. обратился в суд с данным иском 09.01.2020 года.

Ответчиком в свою очередь заявлено о пропуске истцом срока исковой давности.

В соответствии со ст.199 ГК РФ, требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

В силу ст.195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Пунктом 1 ст.197 ГК РФ предусмотрено, что для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком (ст. 196 ГК РФ).

Согласно п. 3 ст. 29 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), могут быть предъявлены при принятии выполненной работы (оказанной услуги) или в ходе выполнения работы (оказания услуги) либо, если невозможно обнаружить недостатки при принятии выполненной работы (оказанной услуги), в течение сроков, установленных настоящим пунктом.

Потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.

На основании ч.1 ст.200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску и защите этого права.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ "О почтовой связи" права пользователей услуг почтовой связи защищаются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О связи", Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как указывалось выше, письмо категории «простое» на имя истца от Управления делопроизводства и режима Росгвардии г. Москвы, поступило в МСЦ 214960 г. Смоленска согласно ОКШ 04.12.2017г., и исходя из доводов иска получено истцом 31.12.2019г.

Вместе с тем, доводы истца о получении названного письма 31.12.2019г., объективно ничем не подтверждены, голословны, в связи с чем, исходя из даты поступления письма категории «простое» на имя истца от Управления делопроизводства и режима Росгвардии г. Москвы, в МСЦ г. Смоленска согласно ОКШ 04.12.2017г., которое с учетом вышеизложенных норм действующего законодательства, доставляется адресату в почтовый ящик в день поступления, суд приходит к выводу о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям по не проставлению ОКШ 214036 на оболочке письма на его имя от Управление делопроизводства и режима Росгвардии г. Москвы, о признании действий ответчика по нарушению контрольных сроков пересылки письма категории «простое» на его имя от Управление делопроизводства и режима Росгвардии г. Москвы, принятого к пересылке в отделении связи г. Москвы согласно ОКШ 29.11.2017г., и поступившего в Смоленск МСЦ 214960 согласно ОКШ 04.12.2017г., незаконными, а оказанной услуги – некачественной, и производных от них требований: о нарушении контрольных сроков рассмотрения и предоставления ответа на претензию от 31.12.2019г. по нарушению контрольных сроков доставки указанного письма; о признании незаконными действий ответчика в части нарушения: п.32 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2017г. №234; п.п.8,9 Порядка приема, обработки, доставки и вручения внутренних почтовых отправлений категории «простое», утвержденного Приказом от 27.12.2018г. №469-п; п.5 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а так же контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 04.06.2018г. №257; подп.«б» п.4, п.п.5,6 лицензионных требований лицензии от 11.04.2018г. №162571, п.1 ст.46 ФЗ от 07.07.2003г. №126-ФЗ «О связи»; взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 5 000 руб., неустойку за нарушение контрольных сроков пересылки и доставки в сумме 0, 70 руб., судебных расходов в размере 57 руб., процентов, предусмотренных ст.395 ГК РФ с момента присуждения судом денежной суммы до фактического исполнения решения суда, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст.194, 197 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Ефременкова Сергея Львовича к АО «Почта России» в лице Смоленского почтамта УФПС Смоленской области – филиала АО «Почта России» о признании действий незаконными, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, процентов, оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение месяца.

Председательствующий: Н.Г. Шевцова

Мотивированное решение суда изготовлено 11.12.2020г.