ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1276/2013 от 20.12.2013 Усть-абаканского районного суда (Республика Хакасия)

Дело № 2-1276/2013

РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

р.п. Усть-Абакан, Республики Хакасия         20 декабря 2013 года

Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Борец С.М.,

при секретаре Лобановой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Абаканского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации *** сельсовета о возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Усть-Абаканского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации *** сельсовета о возложении обязанности совершить определенные действия мотивируя требования тем, что прокуратурой Усть-Абаканского района при проведении проверки по обращению жителя ... М. о невозможности пользования поливной канавой установлено, что между улицами: ... проходит оросительный канал, сброс воды из которого осуществляется в водоем и используемый жителями ... для сельскохозяйственных нужд. На основании договора возмездного оказания услуг по подаче воды в открытую сеть оросительной системы, заключенным между ФГБУ «***» и МБУ «*** сельсовета, в летний период осуществляется подача воды в оросительный канал .... Жителями села осуществляющим пользование канавой разработан тариф и взымается соответствующая плата. В ходе проверки установлено, что указанный оросительный канал на генеральном плане ... не отображен. В связи с чем, действующий генеральный план недостоверно отображает местоположение объектов и инфраструктуры села. Что свидетельствует о нарушении администрацией *** сельсовета требований Градостроительного Кодекса Российской Федерации. Обращение прокурора обусловлено тем, что нарушаются права неопределенного круга лиц на получение достоверной информации. На основании изложенного, просит признать бездействие администрации *** сельсовета ... по неотображению оросительного канала на генеральном плане ... незаконным, обязать администрацию *** сельсовета включить в состав генерального плана ... оросительный канал путем его графического отображения на карте и описания в обосновательной части генерального плана в текстовой форме.

В ходе рассмотрения дела прокурор Усть-Абаканского района в порядке ст. 39 ГПК РФ исковые требования уточнил, просит обязать администрацию *** сельсовета в срок до *** включить в состав генерального плана ... оросительный канал путём его графического отображения на карте и описания в обосновательной части генерального плана в текстовой форме.

В судебном заседании помощник прокурора Усть-Абаканского района Республики Хакасия Феофилова Е.Е. уточнённые исковые требования поддержал, просит обязать администрацию *** сельсовета в срок до *** включить в состав генерального плана ... оросительный канал путём его графического отображения на карте и описания в обосновательной части генерального плана в текстовой форме, в обоснование привел доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации *** сельсовета Тодозаков В.П., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что оросительный канал строился для собственных производственных нужд одним из ранее действующих совхозов .... Оросительный канал не состоял и не состоит на балансе администрации *** сельсовета. Он не оспаривает, что оросительный канал не отражён на генеральном плане поселения. Плата за пользование оросительным каналом взимается с потребителей. Необходимо время, так как затраты не заложены в бюджет на ***. В срок указанный прокурором администрация требования выполнит.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый гражданин России имеет право на проживание в условиях, обеспечивающих их достойную жизнь.

В соответствии со ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся:

1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;

2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;

3) утверждение правил землепользования и застройки поселений;

4) утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;

5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений;

6) принятие решений о развитии застроенных территорий;

7) проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

8) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений.

Согласно ч 1 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с положениями ч.ч. 1, 2 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа (далее также - генеральный план) осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа.

Подготовка генерального плана может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта также могут осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа.

Согласно ч 3 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя:

1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;

2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов (ч. 4 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 5 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи картах соответственно отображаются:

1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; б) автомобильные дороги местного значения; в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа; г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа;

2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.В силу положений ч. 6 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации к генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт. Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат: 1) сведения о планах и программах комплексного социально-экономического развития муниципального образования (при их наличии), для реализации которых осуществляется создание объектов местного значения поселения, городского округа; 2) обоснование выбранного варианта размещения объектов местного значения поселения, городского округа на основе анализа использования территорий поселения, городского округа, возможных направлений развития этих территорий и прогнозируемых ограничений их использования; 3) оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа на комплексное развитие этих территорий; 4) утвержденные документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на территориях поселения, городского округа объектов федерального значения, объектов регионального значения, их основные характеристики, местоположение, характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов, реквизиты указанных документов территориального планирования, а также обоснование выбранного варианта размещения данных объектов на основе анализа использования этих территорий, возможных направлений их развития и прогнозируемых ограничений их использования; 5) утвержденные документом территориального планирования муниципального района сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на территории поселения, входящего в состав муниципального района, объектов местного значения муниципального района, их основные характеристики, местоположение, характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов, реквизиты указанного документа территориального планирования, а также обоснование выбранного варианта размещения данных объектов на основе анализа использования этих территорий, возможных направлений их развития и прогнозируемых ограничений их использования; 6) перечень и характеристику основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 7) перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования (ч. 7 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).Часть 8 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают: 1) границы поселения, городского округа; 2) границы существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа; 3) местоположение существующих и строящихся объектов местного значения поселения, городского округа; 4) особые экономические зоны; 5) особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения; 6) территории объектов культурного наследия; 7) зоны с особыми условиями использования территорий; 8) территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 9) иные объекты, иные территории и (или) зоны, которые оказали влияние на установление функциональных зон и (или) планируемое размещение объектов местного значения поселения, городского округа или объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района.Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.В судебном заседании установлено, что прокуратурой Усть-Абаканского района при по обращению жителя ... М. о невозможности пользования поливной канавой была проведена проверка. В ходе проведенной проверки установлено, что между улицами ... проходит оросительный канал, сброс воды из которого осуществляется в водоём используемый жителями села ... для сельскохозяйственных нужд. Из материалов дела следует, что *** между Федеральным государственным бюджетным учреждением «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по ...» (Исполнитель) и Муниципальным бюджетным учреждением «***» Администрации *** сельсовета (заказчик) был заключен договор возмездного оказания услуг № *** по подаче воды в открытую сеть оросительной системы, согласно которому исполнитель обязуется оказывать услуги по подаче воды в открытую сеть оросительной системы для орошения сельскохозяйственных культур. Решением расчётно-квалификационной комиссии администрации *** сельсовета от *** утвержден расчет себестоимости воды для полива огородов с канала на одно домовладение по ... на период *** года. Как следует из сообщения администрации *** сельсовета от ***, поливная канава берёт своё начало от центрального водоканала, проходит по ... и сброс воды производится в водонакопитель, расположенный на территории села. Как следует из материалов дела, из сообщения администрации *** сельсовета от *** поливная канава строилась одним из ранее действующих совхозов ... для собственных производственных нужд, после ликвидации совхоза никому передана не была, осталась в свободном пользовании граждан. Поливная канава никогда не состояла и не состоит на балансе администрации *** сельсовета. На генеральном плане поливная канава не обозначена. Плата за пользование поливной канавой с потребителей взимается, согласно расчёта. Отсутствие графического отображения на генеральном плане ... поливного канала подтверждается представленным в материалы дела генеральным планом .... Таким образом, оценив представленные сторонами доказательства во взаимосвязи и в совокупности, суд приходит к выводу о том, что администрацией *** сельсовета нарушены положения требований ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, выразившиеся в том, что генеральный план недостоверно отображает местоположение объектов и инфраструктуры села ***.Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что выявленные нарушения Градостроительного кодекса Российской Федерации, влекут нарушение конституционного права неопределенного круга лиц на получение достоверной информации, требования прокурора, выступающего в защиту интересов неопределенного круга лиц, с учетом их уточнения к администрации *** сельсовета об обязании включить в состав генерального плана ... оросительный канал путем его графического отображения на карте и описания в обосновательной части генерального плана в текстовой форме в срок до *** являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать администрацию *** сельсовета в срок до *** включить в состав генерального плана ... оросительный канал путем его графического отображения на карте и описания в обосновательной части генерального плана в текстовой форме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Усть-Абаканский районный суд.

Председательствующий:             С.М. Борец

Мотивированное решение составлено и подписано 25 декабря 2013 года.

Председательствующий:             С.М. Борец