ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1276/2017 от 06.03.2017 Центрального районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд <адрес>

в составе председательствующего: Назаренко И.А.,

при секретаре: Лукашук К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес>

06 марта 2017года

Гражданское дело по иску прокурора <адрес> к Муниципальному предприятию Новокузнецкого городского округа «Сибирская Сбытовая Компания» о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> обратился в суд с иском к Муниципальному предприятию Новокузнецкого городского округа «Сибирская Сбытовая Компания» о понуждении к совершению действий.

Требования мотивированы тем, что Прокуратурой <адрес> проведена проверка сведений об отсутствии в МП «ССК» необходимых запасов топлива. По итогам проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в области теплоснабжения. По итогам проверки установлено, в МП «ССК» норматив запасов топлива на 2016 год не утвержден. В ходе проверки установлено, что фактический запас угля на складах МП «ССК» по состоянию па ДД.ММ.ГГГГ. составляет 6 235, 21 т., на ДД.ММ.ГГГГ -5 408,54 т., что значительно меньше как установленного Постановлением РЭК от ДД.ММ.ГГГГ, так и рассчитанного в рамках формирования предложений по утверждению нормативов создания запасов топлива для МП «ССК» на 2016 год. Указанные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении МП «ССК» обязанности по обеспечению наличия запасов топлива в соответствии с нормативами.

Просит обязать Муниципальное предприятие Новокузнецкого городского округа «Сибирская Сбытовая Компания» утвердить в Региональной энергетической комиссии <адрес> нормативы запасов топлива на отопительный период 2016 - 2017 г.г. В соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ установить срок для совершения указанных действий. До утверждения нормативов запасов топлива на отопительный период 2016 - 2017 г.г. обеспечить создание нормативных запасов топлива согласно расчету, произведенному в рамках формирования предложений по утверждению нормативов создания запасов топлива для МП «ССК» на 2016 год, а именно: ОНЗТ в размере 58 920 т. угля, в том числе: неснижаемый запас топлива в размере 14 030 т. угля и эксплуатационный запас топлива в размере 44 890 т. угля.

В ходе рассмотрения гражданского дела по существу истец уточнил заявленные требования и просил обязать Муниципальное предприятие Новокузнецкого городского округа «Сибирская Сбытовая Компания» утвердить в Региональной энергетической комиссии <адрес> нормативы запасов топлива на отопительный период 2016 – 2017г.г. В соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ установить срок для совершения указанных действий до ДД.ММ.ГГГГ. До утверждения нормативов запасов топлива на отопительный период 2016-2017 г.г. обеспечить создание нормативных запасов топлива согласно расчету, произведенному в рамках формирования предложении по утверждению нормативов создания запасов топлива для МП «ССК», а именно: ОНЗТ в размере 58 920 т. угля марки ГР, ДГР класса 0-300 мм., в том числе: неснижаемый запас топлива в размере 14 030 т. угля и эксплуатационный запас топлива в размере 44 890 г. угля.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес>Камынин А.Г. поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика МП «Сибирская Сбытовая Компания» ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ возражала против удовлетворения заявленных требований, просила отказать в полном объеме, так как отопительный сезон уже подходит к концу.

Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст.21 Федерального закона РФ «О прокуратуре РФ», предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.

В судебном заседании установлено, что Прокуратурой <адрес> проведена проверка сведений об отсутствии в МП «ССК» необходимых запасов топлива.

В ходе проверки установлено, что фактический запас угля на складах МП «ССК» по состоянию па ДД.ММ.ГГГГ. составляет 6 235, 21 т., на ДД.ММ.ГГГГ -5 408,54 т., что значительно меньше как установленного Постановлением РЭК от ДД.ММ.ГГГГ, так и рассчитанного в рамках формирования предложений по утверждению нормативов создания запасов топлива для МП «ССК» на отопительный сезон 2016-2017 года.

Согласно положению о региональной энергетической комиссии Кемеровской области, утвержденным Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.09.2013 № 371, региональная энергетическая комиссия Кемеровской области (далее - РЭК КО, Комиссия) является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области специальной компетенции, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок, ставок, сборов, платы).

В соответствии с п. 3.8.3 указанного положения к полномочиям РЭК КО относится утверждение запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.

Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок.

Указанные Правила согласно Письму Минтопэнерго РФ от 25.03.2003 №32-01-05/130 «О введении в действие Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих действующие тепловые энергоустановки (производственные, производственно-отопительные и отопительные котельные, паровые и водяные тепловые сети, системы теплопотребления всех назначений).

Пункт 4.1.1. Правил устанавливает, что эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.

Пунктом 11.9 указанных Правил установлено, что энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.

Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 № 377 утвержден порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Порядок).

Согласно п. 2 указанного Порядка норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).

В соответствии с п.п. 3, 4 Порядка ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме «выживания» с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года. ННЗТ на отопительных котельных определяется в размере, рассчитываемом в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка, а также с учетом необходимости обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании НЭЗТ.

Пунктом 15 Порядка установлено, что ОНЗТ определяются не позднее 1 октября года, предшествующего планируемому.

Пунктом 11 Порядка установлено, что НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.

Таким образом, наличие ННЗТ на котельных МП «ССК» является фактором, непосредственно влияющим на обеспечение работоспособности котельных и соответственно обеспечение круглосуточной подачи тепла населению городского округа в отопительный период.

Постановлением РЭК № 543 от 18.12.2013 для МП «ССК» на 01.10.2014 общий запас топлива установлен в размере 58 180 т. угля, эксплуатационный в размере 43 860 т. угля, неснижаемый запас топлива утвержден в размере 14 320 т. угля.

Из расчетов, произведенных в рамках формирования предложений по утверждению нормативов создания запасов топлива для МП «ССК» на 2016 год, следует, что ОНЗТ составляет 58 920 т. угля, в том числе: неснижаемый запас топлива 14 030 т. угля и эксплуатационный 44 890 т. угля.

Судом установлено, что на момент прокурорской проверки фактический запас угля на складах МП «ССК» по состоянию па 08.12.2016г. составляет 6 235, 21 т., на ДД.ММ.ГГГГ -5 408,54 т., что значительно меньше как установленного Постановлением РЭК № 543 от 18.12.2013, так и рассчитанного в рамках формирования предложений по утверждению нормативов создания запасов топлива для МП «ССК» на 2016 год.

Суд соглашается с мнением истца, о том, что указанные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении МП «ССК» обязанности по обеспечению наличия запасов топлива в соответствии с нормативами. Однако суд полагает, что в настоящий момент не возможно в нарушение порядка, утвержденного Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 № 377, после первого октября 2016г., обязать организацию обратится в регулирующий орган для утверждения нормативных запасов топлива на прошедший либо действующий отопительный период 2016-2017года.

Исходя из положений ст. 210 ГПК РФ судебное решение должно быть исполнимым, поскольку только в этом случае может быть достигнута цель осуществления правосудия -восстановление нарушенных прав.

При таки обстоятельствах, суд считает необходимым отказать истцу в части требований об обязании Муниципальное предприятие Новокузнецкого городского округа «Сибирская Сбытовая Компания» утвердить в Региональной энергетической комиссии <адрес> нормативы запасов топлива на отопительный период 2016 – 2017г.г. в виду их неисполнимости.

Также истцом заявлено требование об обеспечении создания нормативных запасов топлива согласно расчету, произведенному в рамках формирования предложении по утверждению нормативов создания запасов топлива для МП «ССК», а именно: ОНЗТ в размере 58 920 т. угля марки Г Р. ДГР класса 0-300 мм., в том числе: неснижаемый запас топлива в размере 14 030 т. угля и эксплуатационный запас топлива в размере 44 890 т. угля.

В соответствии с пунктом 4.1.1 и 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года №115 энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.

Содержание пунктов 12, 15 Порядка, утвержденного приказом Минэнерго России от 10 августа 2012 года N 377, свидетельствует о том, что наличие нормативного эксплуатационного запаса в размере 45-суточного расхода топлива должно обеспечиваться теплоснабжающими организациями по состоянию на 01 октября планируемого года.

В связи с тем, что на момент рассмотрения гражданского дела до окончания отопительного сезона остается более 45 дней, то рассматриваемое требование <адрес> в данной части является целесообразным и подлежит удовлетворению.

Довод ответчика, о том что, обязывая МП «ССК» установить эксплуатационный запас топлива в размере 44 890т. угля на три месяца (март, апрель, май), Истец не учитывает реальный необходимый объем в данный период, а именно, по расчетам Ответчика, произведенного на основании методики, нормативный запас угля на оставшейся период отопительного сезона составляет 19,19 тыс.т. угля, суд считает несостоятельным, ввиду того, что до окончания отопительного сезона остается боле 45 дней. При этом расчет создания нормативного эксплуатационного запаса топлива на котельных МП «ССК» на 2016год был определен на основе среднесуточных расходов топлива и среднесуточной выработке теплоэнергии для твердого топлива на 45 суток. В результате расчетов, представленных истцом и утвержденных МП «ССК», нормативный эксплуатационный запас топлива в 2016 году на котельных МП Новокузнецкого городского округа «Сибирская Сбытовая Компания» составил 44 890 тонн каменного угля, неснижаемый нормативный запас топлива в размере 14 030 тонн каменного угля.

Данный расчет НЭЗТ ответчиком не оспорен, а представленный ответчиком расчет создания НЭЗТ в форме таблицы никем не утвержден и не заверен надлежащим образом.

В силу статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

На основании статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

По общему правилу доказательственная деятельность в первую очередь связана с поведением сторон, процессуальная активность которых по доказыванию ограничена процессуальными правилами об относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств (ст. ст. 56, 59, 60, 67 ГПК РФ). В случае процессуального бездействия стороны в части представления в обоснование своих требований и возражений доказательств, отвечающих требованиям процессуального закона, такая сторона самостоятельно несет неблагоприятные последствия своего пассивного поведения.

Представленный в материалы дела Контакт на поставку угля суд также считает недопустимым доказательством, т.к. он не подписан со стороной ответчика МП «ССК», равно как и не заверен надлежащим образом. Кроме того, предоставление данного контакта не указывает на его фактическое исполнение сторонами.

На основании вышеизложенного, суд считает, что требования прокурора нашли свое подтверждение и подлежат удовлетворению в части обеспечения создания нормативных запасов топлива согласно расчету, произведенному в рамках формирования предложении по утверждению нормативов создания запасов топлива для МП «ССК», а именно: ОНЗТ в размере 58 920 т. угля марки ГР, ДГР класса 0-300 мм., в том числе: неснижаемый запас топлива в размере 14 030 т. угля и эксплуатационный запас топлива в размере 44 890 г. угля.

Согласно п.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Учитывая, что для исполнения решения суда ответчику необходима определенная процедура, требующая определенного времени, и одновременно учитывая необходимость соблюдения баланса интересов сторон, суд считает необходимым установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> к Муниципальному предприятию Новокузнецкого городского округа «Сибирская Сбытовая Компания» о понуждении к совершению действий удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное предприятие Новокузнецкого городского округа «Сибирская Сбытовая Компания» обеспечить создание нормативных запасов топлива согласно расчету, произведенному в рамках формирования предложении по утверждению нормативов создания запасов топлива для МП «ССК», а именно: ОНЗТ в размере 58 920 т. угля марки ГР, ДГР класса 0-300 мм., в том числе: неснижаемый запас топлива в размере 14 030 т. угля и эксплуатационный запас топлива в размере 44 890 г. угля.

Установить срок Муниципальному предприятию Новокузнецкого городского округа «Сибирская Сбытовая Компания» для исполнения - с момента вступления решения суда в законную силу.

В оставшейся части требований прокурора <адрес> к Муниципальному предприятию Новокузнецкого городского округа «Сибирская Сбытовая Компания» отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий (подпись) И.А.Назаренко

Копия верна. Судья. И.А.Назаренко

Решение вступило в законную силу «____»________________201__года.

Судья