Дело № 2-1276/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Хабаровск 6 мая 2021 года
Центральный районный суд г. Хабаровска Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Прокопчик И.А.,
при секретаре судебного заседания Слончаковой А.И.,
с участием истца Вязовского П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вязовского Павла Васильевича к публичному акционерному обществу «Аэрофлот – российские авиалинии» о взыскании провозной платы, неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами, денежной компенсации морального вреда, штрафа,
установил:
Вязовский П.В. обратился в суд с иском к ПАО «Аэрофлот» о взыскании провозной платы, неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами, денежной компенсации морального вреда, штрафа, указав в обоснование заявленных требований, что ДД.ММ.ГГГГ год им через мобильное приложение «Аэрофлот» был приобретен авиабилет №, код бронирования НМТОРТ, по тарифу с префиксом DFO, бренда Бизнес Максимум авиакомпании – перевозчика «Аэрофлот» на перелёт по маршруту Москва – Санкт-Петербург, рейс № с вылетом ДД.ММ.ГГГГ в 21.45 часов местного времени. За билет истцом было уплачено <данные изъяты>. Тариф с префиксом DFO является полностью возвратным. В связи с изменением обстоятельств истец аннулировал данный билет в этот же день, ДД.ММ.ГГГГ, посредством звонка в колл-центр ответчика. Оператор заверил его, что денежные средства будут возвращены согласно банковским реквизитам, с которых была произведена отплата, в течение 40 дней. Данный рейс состоялся по расписанию, но денежные средства истца через указанное время на его счет не поступили. ДД.ММ.ГГГГ им был совершен повторный звонок в колл-центр Аэрофлота. Оператор сообщила, что денежные средства он получить не может, и предложила воспользоваться ваучером. Для истца этот вариант является неприемлемым, и он отказался. ДД.ММ.ГГГГ им была подана официальная претензия через личный кабинет на сайте ответчика с требованием о выплате денежных средств. ДД.ММ.ГГГГ по электронной почте был получен ответ, в котором говорилось о том, что билет истца находится в очереди на выплату. На последующие звонки в колл-центр ответчика конкретного ответа о сроках выплаты его денежных средств истец так и не получил. Полагает, что у него имеются законные основания требовать от ответчика возврата полной стоимости приобретенного авиабилета, однако, ответчик отказался выполнять его законное требование. Проценты за пользование чужими денежными средствами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляют <данные изъяты>. Отказывая в исполнении законных требований, ответчик причинил ему моральный вред, размер которого истец оценивает в <данные изъяты>. Неустойка за каждый день просрочки, начиная с ДД.ММ.ГГГГ (по истечение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования ДД.ММ.ГГГГ) составляет <данные изъяты>. На основании изложенного просит взыскать с ответчика стоимость авиабилета в размере 54 472 рубля, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 1 604,40 рубля, неустойку за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда в размере 544,72 рубля за каждый день просрочки, компенсацию причиненного морального вреда в размере 25 000 рублей, штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя в размере 50 процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным в протокольной форме, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено акционерное общество «Авиакомпания «Россия».
Истец в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, на их удовлетворении по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивал.
Представитель ответчика, третьего лица, надлежащим образом уведомленных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не прибыли, доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявили; в связи с чем суд, руководствуясь ч.ч. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса по представленным доказательствам.
Согласно ранее поступившим возражениям на исковое заявление, ПАО «Аэрофлот» заявленные требования не признает, ссылаясь в обоснование в обоснование возражений на то, что авиабилет № на пассажира Viazovskii Pavel Vasilievich на рейс №ДД.ММ.ГГГГ (рейс должен был выполняться АО «Авиакомпания «Россия») Москва – Санкт-Петербург был оформлен ДД.ММ.ГГГГ на сайте ПАО «Аэрофлот» по тарифу «DFOR» экономического класса группы «Максимум (FLEX)». Полная стоимость авиабилета № составляла <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ контакт-центром бронирование было аннулировано с внесением ремарок «<данные изъяты>». ДД.ММ.ГГГГ контакт-центром в бронирование внесена ремарка «<данные изъяты>». По неиспользованному авиабилету № возврат не производился. Несмотря на то, что авиабилет № оформлен на бланке ПАО «Аэрофлот», фактическим перевозчиком (партнером-оператором) и лицом, располагающим информацией по выполнению рейсов в соответствии и на основании соглашения «код-шеринг/ блок мест», заключенного между ПАО «Аэрофлот» и АО «Авиакомпания «Россия», в ник выступило АО «Авиакомпания «Россия». Требование истца о взыскании денежных средств, уплаченных за оформление авиабилета не подлежит удовлетворению, в связи с тем, что установленный законодательством срок возврата провозной платы в условиях введения режима повышенной готовности на территории Российской Федерации в настоящий момент не наступил. ДД.ММ.ГГГГ принят и вступил в силу Федеральный закон № 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции», которым Воздушный кодекс Российской Федерации дополнен ст. 107.2. Закон № 166-ФЗ распространяется на все договоры перевозки, подлежащие исполнению с ДД.ММ.ГГГГ по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, ДД.ММ.ГГГГ – по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным перевозкам, заключенным до ДД.ММ.ГГГГ, а значит, действует в отношении договора, заключенного между истцом и ПАО «Аэрофлот». В соответствии с п. 6 Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на её части, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, денежные средства за перевозку подлежат возврату пассажиру по истечении 3 лет с момента, когда должен бы быть осуществлен вылет рейса, указанного в билете. В связи с этим пассажиры будут иметь право требовать осуществления возврата денежных средств по авиабилету через три года после ДД.ММ.ГГГГ, то есть после ДД.ММ.ГГГГ. До указанного момента истец вправе использовать уплаченные за авиабилет денежные средства в счет будущих авиаперевозок в течение трех лет с момента отмены рейса. Также истцу предлагается альтернативный вариант использования денежных средств – возможность переоформления авиабилетов без штрафных санкций. Перевозчик со своей стороны предложил все возможные альтернативные способы использования уплаченных за перевозку денежных средств. Следовательно, в настоящий момент не имеется правовых и фактических оснований для удовлетворения требований истца о взыскании стоимости перевозки по указанному билету. Поскольку обязанность по возврату стоимости авиабилетов в денежной форме до направления заявления пассажира о возврате денежных средств по истечении 3 лет со дня выполнения рейса отсутствует, требования о взыскании штрафа за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке, компенсации морального вреда, процентов за пользование чужими денежными средствами, неустойки, также удовлетворению не подлежат. Кроме того, в качестве обязательного условия наступления ответственности за причинение морального вреда Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает наличие вины причинителя, а также наличие прямог8о указания в законе на возможность компенсации морального вреда по спорным правоотношениям. Между тем, истцом не представлено суду ни одного доказательства причинения морального вреда. Какие-либо достоверные сведения, подтверждающие тяжесть перенесенных и пережитых страданий, в материалах дела отсутствуют. Вина в действиях ПАО «Аэрофлот» также отсутствует. На основании изложенного просит в удовлетворении исковых требований Вязовского П.В. отказать в полном объеме.
Из поступившего от третьего лица отзыва на исковое заявление следует, что рейс № Внуково – Пулково/ ДД.ММ.ГГГГ (время отправления рейса по расписанию – 21.45, фактическое время отправления – 21.43, время прибытия по расписанию – 23.15, фактическое время прибытия – 23.09) выполнен пунктуально. Между АО «Авиакомпания «Россия» и ПАО «Аэрофлот – российские авиалинии» заключено соглашение – «код-шеринг», № от ДД.ММ.ГГГГ. Код-шеринг представляет собой форму сотрудничества между двумя авиакомпаниями, в результате которого конкретный рейс, выполняемый одной из авиакомпаний, обозначается кодами обеих компаний. Код-шеринговое соглашение предусматривает передачу части функций по осуществляемому виду деятельности. Рейс № Внуково – Пулково/ ДД.ММ.ГГГГ выполнялся в рамках данного соглашения. Оформление и реализацию авиаперевозок (пассажирских, грузовых) на указанный рейс осуществлял Маркетинговый – ПАО «Аэрофлот»; партнером-оператором на данном рейсе выступало АО «Авиакомпания «Россия». АО «Авиакомпания «Россия». Авиабилет истцу не оформляло, а следовательно, не заключало договор перевозки пассажира, и не получало от истца никакой платы за перевозку. Авиабилет истцу был оформлен авиакомпанией ПАО «Аэрофлот» под собственным кодом «№» от своего имени.
Выслушав истца, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно п.п. 1, 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В силу п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Договор, как это предусмотрено положениями п. 1 ст. 432 ГК РФ, считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
При этом существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма (п. 1 ст. 434 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 784 ГК РФ, перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное (п. 2 ст. 784 ГК РФ).
По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (п. 1 ст. 786 ГК РФ).
Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами, кодексами и иными законами (п. 2 ст. 786 ГК РФ).
В п. 1 ст. 103 Воздушного кодекса Российской Федерации (ВК РФ) определено, что по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.
Договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной (п. 2 ст. 105 ВК РФ).
За перевозку грузов, пассажиров и багажа, в соответствии с п. 1 ст. 790 ГК РФ, взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, Вязовский Павел Васильевич ДД.ММ.ГГГГ на сайте ПАО «Аэрофлот» оформил авиабилет № на пассажира Viazovskii Pavel Vasilievich на рейс №ДД.ММ.ГГГГ по маршруту Москва – Санкт-Петербург (Внуково – Пулково), время отправления 21.45 часов, время прибытия – 23.15 часа, по тарифу «DFOR» экономического класса группы «Максимум (FLEX)».
Полная стоимость авиабилета № составила <данные изъяты> и была оплачена истцом в AEROFLOT MOSCOW RUS в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается представленной Вязовским П.В. информацией по карте АО «Тинькофф Банк» от ДД.ММ.ГГГГ№ и представителем ответчика не оспаривается.
ДД.ММ.ГГГГ контакт-центром на основании обращения истца бронирование было аннулировано с внесением ремарок «<данные изъяты>».
По информации, поступившей от АО «Авиакомпания «Россия», рейс № Внуково – Пулково/ ДД.ММ.ГГГГ (время отправления рейса по расписанию – 21.45, фактическое время отправления – 21.43, время прибытия по расписанию – 23.15, фактическое время прибытия – 23.09) выполнен пунктуально.
ДД.ММ.ГГГГ контакт-центром в бронирование внесена ремарка «<данные изъяты>».
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ПАО «Аэрофлот» с претензией, в которой просил ответчика возвратить перечисленные в счет оплаты стоимости авиабилета № денежные средства в размере <данные изъяты>.
В ответ на претензию Вязовского П.В. ПАО «Аэрофлот» сообщило о том, что на момент обработки корреспонденции, билет находится в специальной очереди для произведения возврата; в данный момент сроки возврата увеличены в связи с большим объемом обращений.
До настоящего момента по неиспользованному авиабилету № возврат не произведен.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Вязовский Павел Васильевич просит взыскать с ПАО «Аэрофлот» стоимость приобретенного им авиабилета №, ссылаясь на то, что тариф авиабилета является полностью возвратным.
Разрешая заявленное истцом требование, суд руководствуется следующим.
По общему правилу, содержащемуся в подп. 1 п. 1 ст. 108 ВК РФ, в случае отказа пассажира от воздушной перевозки по причинам, не предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата (за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира) при условии, что пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки не позднее чем за двадцать четыре часа до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс.
Между тем, Федеральным законом от 08.06.2020 № 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции» Воздушный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 107.2, в соответствии с п. 1 которой Правительство Российской Федерации при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части вправе установить на соответствующей территории особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В случае отказа пассажира от воздушной перевозки при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части уплаченная за воздушную перевозку провозная плата подлежат возврату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 107.2 ВК РФ).
Во исполнение предоставленных полномочий Правительство Российской Федерации постановлением от 06.07.2020 № 991 утвердило Положение об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части.
Названное Положение устанавливает особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также порядок и сроки возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, повлекших ограничение международного и (или) внутреннего воздушного сообщения.
Применяется настоящее Положение к договорам, подлежащим исполнению с ДД.ММ.ГГГГ по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с ДД.ММ.ГГГГ – по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до ДД.ММ.ГГГГ (п. 1).
В пункте 3 Положения предусмотрено, что в случаях, указанных в пункте 1 настоящего Положения, перевозчик вправе в одностороннем порядке: а) изменить условия договора (в части даты, времени, маршрута (изменение прямого маршрута на маршрут с пересадкой либо изменение пункта назначения на ближайший к первоначальному пункту назначения), типа воздушного судна). Изменение условий договора осуществляется в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, утвержденными в соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации; б) отказаться от исполнения договора (отменить рейс) и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении.
При отказе пассажира от воздушной перевозки в случаях, указанных в пункте 1 или подпункте «а» пункта 3 настоящего Положения, провозная плата, уплаченная за воздушную перевозку пассажира, подлежит возврату пассажиру в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении (п. 4).
В случаях, указанных в подпункте «б» пункта 3 и пункте 4 настоящего Положения, обязательство перевозчика перевезти пассажира в пункт назначения, указанный в билете, прекращается, при этом перевозчик обязан в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, принять сумму оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке (в том числе по другим маршрутам воздушной перевозки) и дополнительных услуг перевозчика (п. 5 Положения).
Согласно п. 6 Положения, денежные средства, не использованные для оплаты услуг, указанных в пункте 5 настоящего Положения, подлежат возврату пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, если иной срок возврата не установлен пунктом 10 настоящего Положения.
Денежные средства, указанные в пункте 6 настоящего Положения, возвращаются по заявлению пассажира, поданному по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете.
Пассажир, признанный инвалидом I или II группы, ребенок-инвалид, а также ветеран Великой Отечественной войны, лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида, лицо, имеющее удостоверение многодетной семьи или иные документы, подтверждающие статус многодетной семьи в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, вправе подать заявление о возврате провозной платы до истечения 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, а также до даты воздушной перевозки, указанной в билете (п. 10 Положения).
Поскольку договор воздушной перевозки пассажира между истцом и ответчиком заключен ДД.ММ.ГГГГ и подлежал исполнению ДД.ММ.ГГГГ, то к указанным правоотношениям сторон подлежат применению Положение об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2020 № 991.
В связи с тем, что к категории лиц, указанных в абзаце 2 п. 10 Положения, Вязовский П.В. не относится, сроки возврата денежных средств за перевозку должны регламентироваться пунктом 6 названного Положения.
Учитывая, что на момент обращения истца в суд с настоящим иском, сроки возврата денежных средств, установленные пунктом 6 Положения, не истекли, правовых оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ПАО «Аэрофлот» стоимости авиабилета № в размере <данные изъяты> у суда не имеется.
Поскольку в ходе разбирательства дела нарушений прав истца, как потребителя, ПАО «Аэрофлот» не установлено, исковые требования о взыскании с ответчика неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами, денежной компенсации морального вреда и штрафа за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя, являющиеся производными от основного требования, удовлетворению также не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Вязовского Павла Васильевича к публичному акционерному обществу «Аэрофлот – российские авиалинии» о взыскании провозной платы, неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами, денежной компенсации морального вреда, штрафа отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение суда составлено 14 мая 2021 года.
Судья И.А. Прокопчик