ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1276/2021 от 22.04.2021 Клинского городского суда (Московская область)

Дело № 2-1276/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Клин Московская область 22 апреля 2021 года

Клинский городской суд Московской области в составе

председательствующего судьи Вороновой Т.М.,

при секретаре Баламутовой А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вьюновой Н. В. к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Московской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Управление по мелиорации земель, водному хозяйству и безопасности гидротехнических сооружений «Спецмелиоводхоз», администрации городского округа Клин Московской области о признании земельного участка немелиорированным,

УСТАНОВИЛ:

Вьюнова Н.В. обратилась в суд с иском к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Московской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Управление по мелиорации земель, водному хозяйству и безопасности гидротехнических сооружений «Спецмелиоводхоз», администрации городского округа Клин Московской области о признании земельного участка немелиорированным.

В обоснование иска указывала на то, что является собственником земельного участка с кадастровым номером /номер/, общей площадью 1309870 кв.м., расположенного по адресу: /адрес/, участок расположен в 300 метрах по направлению на север, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования. В соответствии со сведениями из ЕГРН, указанный земельный участок свободен от каких-либо правопритязаний, никаких ограничений в использовании не имеет. На данном земельном участке не зарегистрировано никаких объектов недвижимости, в том числе гидротехнических сооружений.

Данный земельный участок в прошлом использовался в сельскохозяйственном производстве АОЗТ «Щекинский» (позже ЗАО «Щекинский»), в настоящее время ЗАО «Щекинский» в государственном реестре юридических лиц не числится.

По данным Геопоргала Подмосковье Информационной системы rgis.mosreg.ru на земельном участке частично расположена мелиоративная система (осушение), ранее построенная на землях совхоза «Щекинский» в 1987 году.

Согласно заключению ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз» № 43 от 01.02.2021 года в границах участка гидротехнических сооружений не обнаружено. Срок полезного использования мелиоративной системы (без проведения реконструкции) составляет 30 лет со дня ввода в эксплуатацию и постановки на балансовый учет.

С момента приобретения права собственности на данный земельный участок истцом не было обнаружено на указанном земельном участке никаких гидротехнических и других сооружений, а также производства какой-либо деятельности, было очевидно, что участок длительное время не использовался для сельскохозяйственных нужд.

10 октября 2019 года вышеуказанный земельный участок Распоряжением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области № 20РВ-349 «Об утверждении Перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых для других целей не допускается» был отнесен к особо ценным сельскохозяйственным угодьям. Более того, указанный земельный участок, как следует из Приложения № 1 к указанному Распоряжению, располагается на мелиорируемых землях.

Установление факта отсутствия мелиоративных систем на земельном участке, а следовательно, и признание земельного участка немелиорированным, необходимо для осуществления предпринимательской деятельности, а также для реализации права собственника земельного участка возводить здания и строения, как это предусмотрено пунктом 2 частью 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации.

Не установление данного факта нарушает права истца на смену вида разрешенного использования земельного участка и на получение градостроительного плана земельного участка, необходимого для размещения и строительства объектов сельскохозяйственного назначения и создает препятствие в осуществлении истцом предпринимательской деятельности.

Письмом № 19Исх-4029 от 16.02.2021 года Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области сообщило, что земельный участок с кадастровым номером /номер/ находится на ранее мелиорированных землях, использование которых для несельскохозяйственных целей не допускается.

Для списания мелиоративной системы необходимо предоставить к заключению ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз» унифицированную форму акт ОС-4 на списание мелиоративной системы, на основании которого земля признается немелиорированной.

При отсутствии возможности списания мелиоративной системы (отсутствие собственника (балансодержателя) мелиоративной системы в результате ликвидации или реорганизации юридического лица без передачи системы правопреемнику и невозможность технического учета и инвентаризации мелиоративной системы и ее постановки на баланс собственника земельного участка по причине фактического отсутствия системы на земельном участке) возможно обращение в суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение (факта отсутствия на земельном участке мелиоративных систем и отсутствия оснований для отнесения участка к мелиорируемым) в порядке главы 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). К заявлению в суд должны быть приложены документы, подтверждающие заявленные требования, в том числе могут быть приложены документы о 100% износе мелиоративной системы и невозможности ее восстановления.

Истец также обращалась за сведениями о состоянии мелиоративной системы на земельном участке с кадастровым номером /номер/ расположенном по адресу: /адрес/ участок расположен в 300 м по направлению на север в ФГБУ «Управление Спецмелиоводхоз» Департамента Мелиорации Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Из содержания ответа ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз» от 01.02.2021 года № 43 следует, что земельный участок частично расположен на землях с мелиоративной системой (осушение), построенной на землях совхоза «Щекинский» в 1987 г. на площади 335 га.

Объекты государственных мелиоративных систем и мелиорированные земли федеральной собственности, переданные в оперативное управление Учреждению в границах указанного участка отсутствуют.

В ходе визуального обследования участка с участием представителей собственника и Учреждения установлено, что границы земельного участка межевыми знаками не обозначены, гидротехнических сооружений не обнаружено.

Дополнительно ФГБУ «Управление Спецмелиоводхоз» сообщил, что срок полезного использования мелиоративной системы (без проведения реконструкции) составляет 30 лет со дня ввода в эксплуатацию.

Истец также обращалась в администрацию городского округа Клин с запросом о предоставлении сведений о наличие (отсутствии) мелиоративных систем на земельном участке.

В соответствии с ответом № В-296-16-ОГ от 16.02.2021 года администрации городского округа Клин, в реестре муниципальной собственности городского округа Клин отсутствует мелиоративная система, а также земельный участок с кадастровым номером /номер/, расположенный по адресу: /адрес/.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд, поскольку иным способом невозможно снять вышеуказанные обременения, в настоящее время отсутствуют обстоятельства отнесения вышеуказанного земельного участка к мелиорируемым землям, но по факту сведения об ограничениях до сих пор содержатся. Споров о праве на земельный участок и иных материальных споров в отношении земельного участка и обременений на него не имеется.

Учитывая указанные обстоятельства, истец просила суд признать немелиорированным земельный участок с кадастровым номером /номер/, расположенный по адресу: /адрес/, участок расположен в 300 м по направлению на север.

Истец Вьюнова Н.В. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области в судебное заседание не явился, извещен, представил отзыв на иск, в котором указал, что оставляет решение на усмотрение суда.

Представитель ответчика ФГБУ «Управление Спецмелиоводхоз» в судебное заседание не явился, извещен. Представил отзыв на иск, просил о рассмотрении дела в их отсутствие, разрешение вопроса оставил на усмотрение суда.

Представитель ответчика администрации городского округа Клин Московской области в судебное заседание не явился, извещен.

Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд счёл возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся сторон, заинтересованных лиц.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 304 ГК РФ, собственник вправе требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии со ст. 5 Закона Московской области от 12.06.2004 № 75/2004-03 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области» к мособо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям относятся:

- сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) более чем на 10 процентов;

- сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, государственных сортоиспытательных станций и государственных сортоиспытательных участков;

- искусственно орошаемые сельскохозяйственные угодья и осушаемые земли со стационарными оросительными и закрытыми осушительными системами.

Использование особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд, а также для целей дачного строительства, не допускается, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Полномочия органов государственной власти в области мелиорации земель определены Федеральным законом от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель».

До принятия в 2008 году Федерального закона № 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», к полномочиям федеральных органов государственной власти относился учет и мониторинг мелиорированных земель.

Порядок учета мелиорированных земель и внесения данных о них в государственный земельный кадастр устанавливался Правительством Российской Федерации (был утвержден Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации от 07.08.1996 №2933п-П1).

В соответствии с пунктом 10 Порядка списания мелиоративных систем и соответственно перевод мелиорированных земель в немелиорированные производился на основании заключения комиссий, создаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В Московской области постановлением Губернатора Московской области от 20.09.2005 № 123-ПГ функции комиссии по указанному вопросу были возложены на Координационный совет по имущественным отношениям в Московской области.

Данный порядок был временным и подлежал применению до момента возложения полномочий по осуществлению учета мелиорированных земель на специальный федеральный орган исполнительной власти.

Федеральным законом от 13.05.2008 № 66-ФЗ статья 19, регламентирующая порядок учета мелиоративных систем, исключена, что повлекло признание утратившим силу постановлений Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 07.08.1996 № 2933п-П1 и губернатора Московской области от 20.09.2005 № 123-ПГ «Об установлении в субъектах координационных советов по рассмотрению и согласованию материалов о списании мелиоративных систем и переводе мелиорированных земель в немелиорированные.

Согласно п. 4 ст. 79 Земельного кодекса РФ, особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно - производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

Мелиоративными системами признаются комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях (абзац 6 статьи 2 Федерального закона от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель»).

В соответствии с абзацем 1 статьи 20 Федерального закона от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель» мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения подлежат паспортизации. При проведении паспортизации на мелиоративную систему и на каждое гидротехническое сооружение, входящее или не входящее в мелиоративную систему, составляется паспорт, в котором содержатся сведения о технических характеристиках и состоянии соответственно мелиоративной системы и гидротехнического сооружения.

Судом установлено, что Вьюнова Н.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером /номер/, общей площадью 1309870 кв.м., расположенного по адресу: /адрес/, участок расположен в 300 метрах по направлению на север, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования. В соответствии со сведениями из ЕГРН, указанный земельный участок свободен от каких-либо правопритязаний, никаких ограничений в использовании не имеет. На данном земельном участке не зарегистрировано никаких объектов недвижимости, в том числе гидротехнических сооружений.

Данный земельный участок в прошлом использовался в сельскохозяйственном производстве АОЗТ «Щекинский» (позже ЗАО «Щекинский»), в настоящее время ЗАО «Щекинский» в государственном реестре юридических лиц не числится.

По данным Геопоргала Подмосковье Информационной системы rgis.mosreg.ru на земельном участке частично расположена мелиоративная система (осушение), ранее построенная на землях совхоза «Щекинский» в 1987 году.

Согласно заключению ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз» № 43 от 01.02.2021 года в границах участка гидротехнических сооружений не обнаружено. Срок полезного использования мелиоративной системы (без проведения реконструкции) составляет 30 лет со дня ввода в эксплуатацию и постановки на балансовый учет.

С момента приобретения права собственности на данный земельный участок истцом не было обнаружено на указанном земельном участке никаких гидротехнических и других сооружений, а также производства какой-либо деятельности, было очевидно, что участок длительное время не использовался для сельскохозяйственных нужд.

10 октября 2019 года вышеуказанный земельный участок Распоряжением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области № 20РВ-349 «Об утверждении Перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых для других целей не допускается» был отнесен к особо ценным сельскохозяйственным угодьям. Более того, указанный земельный участок, как следует из Приложения № 1 к указанному Распоряжению, располагается на мелиорируемых землях.

Установление факта отсутствия мелиоративных систем на земельном участке, а следовательно, и признание земельного участка немелиорированным, необходимо для осуществления предпринимательской деятельности, а также для реализации права собственника земельного участка возводить здания и строения, как это предусмотрено пунктом 2 частью 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации.

Не установление данного факта нарушает права истца на смену вида разрешенного использования земельного участка и на получение градостроительного плана земельного участка, необходимого для размещения и строительства объектов сельскохозяйственного назначения и создает препятствие в осуществлении истцом предпринимательской деятельности.

Письмом № 19Исх-4029 от 16.02.2021 года Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области сообщило, что земельный участок с кадастровым номером /номер/ находится на ранее мелиорированных землях, использование которых для несельскохозяйственных целей не допускается.

Для списания мелиоративной системы необходимо предоставить к заключению ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз» унифицированную форму акт ОС-4 на списание мелиоративной системы, на основании которого земля признается немелиорированной.

При отсутствии возможности списания мелиоративной системы (отсутствие собственника (балансодержателя) мелиоративной системы в результате ликвидации или реорганизации юридического лица без передачи системы правопреемнику и невозможность технического учета и инвентаризации мелиоративной системы и ее постановки на баланс собственника земельного участка по причине фактического отсутствия системы на земельном участке) возможно обращение в суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение (факта отсутствия на земельном участке мелиоративных систем и отсутствия оснований для отнесения участка к мелиорируемым) в порядке главы 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). К заявлению в суд должны быть приложены документы, подтверждающие заявленные требования, в том числе могут быть приложены документы о 100% износе мелиоративной системы и невозможности ее восстановления.

Истец также обращалась за сведениями о состоянии мелиоративной системы на земельном участке с кадастровым номером /номер/ расположенном по адресу: /номер/, участок расположен в 300 м по направлению на север в ФГБУ «Управление Спецмелиоводхоз» Департамента Мелиорации Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Из содержания ответа ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз» от 01.02.2021 года № 43 следует, что земельный участок частично расположен на землях с мелиоративной системой (осушение), построенной на землях совхоза «Щекинский» в 1987 г. на площади 335 га.

Объекты государственных мелиоративных систем и мелиорированные земли федеральной собственности, переданные в оперативное управление Учреждению в границах указанного участка отсутствуют.

В ходе визуального обследования участка с участием представителей собственника и Учреждения установлено, что границы земельного участка межевыми знаками не обозначены, гидротехнических сооружений не обнаружено.

Дополнительно ФГБУ «Управление Спецмелиоводхоз» сообщил, что срок полезного использования мелиоративной системы (без проведения реконструкции) составляет 30 лет со дня ввода в эксплуатацию.

Истец также обращалась в администрацию городского округа Клин с запросом о предоставлении сведений о наличие (отсутствии) мелиоративных систем на земельном участке.

В соответствии с ответом № В-296-16-ОГ от 16.02.2021 года администрации городского округа Клин, в реестре муниципальной собственности городского округа Клин отсутствует мелиоративная система, а также земельный участок с кадастровым номером /номер/, расположенный по адресу: /адрес/

В соответствии с п. 13.9 постановления Правительства Московской области от 03.03.2020 № 83/6 «Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Московской области и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области», Министерство осуществляет полномочия по формированию перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для других целей не допускается.

На основании п. 4 Порядка формирования и ведения перечня особо ценных

продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых для других целей не допускается, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 17.10.2017 № 872/38, спорный земельный участок включен в Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых в несельскохозяйственных целях не допускается, утвержденный распоряжением Минсельхозпрода Московской области от 12.10.2019 №20РВ-349 (в редакции от 25.01.2021).

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель» Министерство сельского хозяйства Российской Федерации является органом, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, а также федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию земель.

Согласно приказу Минсельхоза России от 30.06.2020 № 365 «Об утверждении Административного регламента Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению сведений, полученных в ходе осуществления учета мелиорированных земель» (далее - Регламент) Министерство сельского хозяйства Российской Федерации устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых Министерством, а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями Министерства и его должностными лицами, между Министерством и физическими или юридическими лицами, их уполномоченными представителями, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями в процессе предоставления государственной услуги. Федеральное государственное бюджетное учреждение по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению, подведомственное Минсельхозу России, участвует в предоставлении государственной услуги по предоставлению сведений, полученных в ходе осуществления учета мелиорированных земель.

По информации, предоставленной ФГБУ «Управление «Спецмелиоводхоз» (письмо от 01.02.2021 № 43) спорный земельный участок расположен на землях с мелиоративной системой (осушение), построенной на землях совхоза «Щекинский», в 1987г., на площади 335 га, что в свою очередь не позволяет использовать спорный земельный участок для строительства объектов, не предназначенных для мелиорации земель (п. 1 ст. 30 Федерального закона от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель»).

Для исключения спорного земельного участка из состава мелиорируемых земель в Министерство необходимо предоставить документ, подтверждающий отсутствие мелиоративной системы (акт о списании по форме ОС-4 или сведения ФГБУ «Управление «СПЕЦМЕЛИОВОДХОЗ» об отсутствии на земельном участке мелиоративных систем).

Мелиоративная система, расположенная на спорном земельном участке, не находится в федеральной собственности, иной частной собственности, что делает невозможным предоставление акта о списании, и соответственно, исключение спорного земельного участка из состава мелиорируемых земель иначе, как по решению суда.

Доказательств того, что в настоящее время на спорном земельном участке расположена мелиоративная система, в материалы дела не представлено.

В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вьюновой Н.В. в материалы дела представлены правоустанавливающие документы на земельный участок, обременение какими-либо строениями отсутствует.

В порядке ст. 265 ГПК РФ, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Таким образом, на сегодняшний день, правовых норм, определяющих и дающих возможность осуществления органами исполнительной власти полномочий по учёту и списанию мелиоративных систем, федеральным законодательством не установлено.

С учётом отсутствия собственника мелиоративных систем, отсутствия возможности получения необходимого документа от государственных органов, невозможности использования земельного участка в соответствии с его видом разрешённого использования, отсутствием спора о праве в отношении спорной мелиоративной системы, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Вьюновой Н.В. требований и их удовлетворении.

На основании изложенного, руководствуясь положениями ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Вьюновой Н. В. к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Московской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Управление по мелиорации земель, водному хозяйству и безопасности гидротехнических сооружений «Спецмелиоводхоз», администрации городского округа Клин Московской области о признании земельного участка немелиорированным удовлетворить.

Признать немелиорированным земельный участок с кадастровым номером /номер/, расположенный по адресу: /адрес/, участок расположен в 300 м по направлению на север.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья подпись Т.М. Воронова

Мотивированное решение составлено 29 апреля 2021 года.

Решение не вступило в законную силу

Судья Т.М. Воронова