ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1276/2022ГОРОД от 27.07.2022 Соломбальского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

29RS0024-01-2022-000958-77

Дело № 2-1276/2022 город Архангельск

27 июля 2022 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Соломбальский районный суд г. Архангельска в составе

председательствующего судьи Беляевой Н.С.,

при секретаре судебного заседания Пищухиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к публичному акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания №2» о перерасчете платы за отопление,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к ПАО «ТГК-2» о пересчете платы за отопление.

В обоснование иска указано, что ФИО1 является нанимателем жилого помещения ***, общей площадью 74,2 кв.м., в период с 01.09.2020 по 13.05.2021 (срок окончания отопительного периода) ответчик ПАО «ТГК-2» предоставлял истцу услуги ненадлежащего качества. Данная услуга истцом не оплачивалась, в связи с чем образовалась задолженность в размере 51542,47 рублей, в том числе за услуги по отоплению в размере 46931,93 рублей, пени в размере 4610,54 рублей. Просила обязать ПАО «ТГК-2» произвести перерасчет платы за отопление за период с 01.09.2020 по 31.05.2021 по лицевому счету № <***>, ликвидировав задолженность за услуги по отоплению в сумме 46931,93 рублей, а также пени.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ПАО «ТГК-2» ФИО2 в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, ООО «Экоплюс», ООО «УК Пролетарская». Администрация городского округа «Город Архангельск» представителей в судебное заседание не направили, извещены.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что ФИО1 является нанимателем квартиры ***. Из материалов дела также следует, что в качестве члена семьи нанимателя в жилом помещении зарегистрирована дочь истца – ФИО3, *** года рождения.

Согласно копии лицевого счета ФИО1 за период с 01.09.2020 по 31.05.2021 образовалась задолженность по оплате коммунальной услуги по отоплению в размере 46931,93 рублей, а также задолженность по пени в размере 4610,54 рублей.

В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя плату за коммунальные услуги.

В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

В соответствии с частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

В соответствии с частью 4 статьи 157 Жилищного кодекса РФ при предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, осуществляется изменение размера платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 98 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее- Правила № 354) предусмотрено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении или на общедомовые нужды в многоквартирном доме коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

Таким образом, закон предусматривает возможность изменения размера платы за коммунальную услугу в случае предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества.

Как следует из материалов дела в спорный период как истцом совместно с другими жильцами дома, так и ответчиком составлялись акты проверки качества коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.

Согласно акту от 26.11.2020, составленного сотрудниками ПАО «ТГК-2», при осмотре квартиры истца установлено, что дом авариный, сошел со свай. Разлив верхний. Зафиксирована температура несоответствующая нормативу. А также сделано заключение, что для решения вопроса теплоснабжения ООО «Экоплюс» необходимо провести мероприятия по снижению сверхнормативных тепловых потерь через ограждающие конструкции.

В Акте от 24.12.2020, составленного сотрудниками ПАО «ТГК-2», зафиксирована температура в квартире 17°C, а также указано, что сверхнормативные теплопотери из-за того, что, полы и окна в аварийном состоянии, щели в окнах и полах.

Аналогичные сведения и выводы зафиксированы и в актах от 18.01.2021, 17.02.2021, 30.03.2021, 29.04.2021.

Требования к качеству коммунальных услуг, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 Правилам № 354.

Согласно пункту 15 Приложения № 1 к Правилам, требования к обеспечению нормативной температуры воздуха в жилых помещениях - не ниже +18°C (в угловых комнатах - +20°C), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31°C и ниже - в жилых помещениях - не ниже +20°C (в угловых комнатах - +22°C).

Таким образом, довод истца о том, что температура в квартире ниже нормативной нашел свое подтверждение.

Как следует из пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В частности, гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему (подпункт 1 пункта 1 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 420 Гражданского кодекса РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Сторонами не оспаривалось, что именно ответчик ПАО «ТГК-2» предоставляет истцу услугу по отоплению.

Согласно пункту 7 Правил № 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.

В соответствии с требованиями пункта 103 Правил № 354, если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, то такая организация производит изменение размера платы за коммунальную услугу в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.

В указанном случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальных услуг, превышающие их установленную продолжительность, возникли во внутридомовых инженерных системах, то изменение размера платы за коммунальную услугу не производится, а потребители вправе требовать возмещения причиненных им убытков, в том числе вызванных внесением платы за непредоставленную коммунальную услугу или коммунальную услугу ненадлежащего качества с лиц, привлеченных собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов (домовладений) для обслуживания внутридомовых инженерных систем.

Из анализа данной нормы следует, что значение при разрешении требований об изменении размера платы вследствие предоставления некачественной услуги имеет то обстоятельство, кто являлся исполнителем коммунальной услуги по договору, заключенному с собственником (пользователем) жилого помещения.

Если исполнителем являлась управляющая организация, то изменение платы за услугу ненадлежащего качества производит такая организация в соответствии с пунктом 98 Правил № 354, если же исполнителем является ресурсоснабжающая организация, то изменение размера платы производит ресурсоснабжающая организация на условиях, установленных в пункте 103 Правил № 354.

В соответствии с пунктом 148(54) Правил № 354, в случае если исполнителем является единая теплоснабжающая организация при наступлении условий, указанных в пункте 148(53) настоящих Правил, потребителям, обратившимся в единую теплоснабжающую организацию с сообщением о нарушении качества коммунальной услуги по отоплению, производится уменьшение размера платы за коммунальную услугу по отоплению на условиях и в порядке, которые предусмотрены приложением № 3 к настоящим Правилам.

В силу пункта 148(53) Правил размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный за расчетный период в соответствии с приложением № 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на условиях и в порядке согласно приложению № 3 к настоящим Правилам при соблюдении следующих условий:

а) многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, теплоносителя (жилой дом оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, теплоносителя);

б) нарушение качества коммунальной услуги по отоплению и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги по отоплению возникли в результате несоблюдения значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, определяемых в точке поставки на границе раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, факт которого зафиксирован по коллективным (общедомовым) приборам учета тепловой энергии в многоквартирных домах (индивидуальным приборам учета в жилых домах) в порядке, установленном в соответствии с Правилами организации теплоснабжения;

в) отсутствуют случаи, установленные законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, при которых снижение размера платы за тепловую энергию (мощность) не производится.

Таким образом, если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, то изменение размера платы производит ресурсоснабжающая организация на условиях, установленных в пункте 103 Правил с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 148(54), 148(53) Правил, при совокупности установленных в данном пункте условий.

Согласно пункту 8 Правил, исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 9 Правил, условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются:

а) в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива (далее - товарищество или кооператив) с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.

б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество или кооператив.

в) в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, платежные документы в соответствии с частью 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ направлялись истцу ФИО1 ПАО «ТГК-2».

Представитель ПАО «ТГК-2» в судебном заседании не оспаривал то обстоятельство, что в спорный период ПАО «ТГК-2» являлось исполнителем коммунальной услуги по отоплению в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: ***

При таких обстоятельствах изменение размера платы возможно лишь на условиях, установленных пунктами 103, 148(53), 148 (54) Правил, в соответствии с которыми исполнитель коммунальной услуги по отоплению будет нести ответственность лишь в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.

Как следует из материалов дела, вина в оказании услуги по отоплению ПАО «ТГК-2» не усматривается. Теплопотери в квартире истца, и как следствие пониженная температура в помещениях, обусловлена ненадлежащим качеством жилого помещения: нарушение целостности стен, пола, щели в окнах из-за того, что дом в аварийном состоянии.

Таким образом, поскольку нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальных услуг, превышающие их установленную продолжительность, возникли во внутридомовых инженерных системах, то изменение размера платы за коммунальную услугу исполнителем (ресурсоснабжающей организацией) не производится. При этом суд отмечает, что потребитель вправе требовать возмещения причиненных ему убытков, в том числе вызванных внесением платы за непредоставленную коммунальную услугу или коммунальную услугу ненадлежащего качества с лиц, привлеченных собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов (домовладений) для обслуживания внутридомовых инженерных систем.

Принимая во внимание вышеизложенное, исходя из установленных судом обстоятельств, у ФИО1 не возникло право требовать от ПАО «ТГК-2» перерасчета платы за коммунальную услугу.

На основании изложенного в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.

Руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к публичному акционерному обществу «Территориальная генерирующая компания №2» о перерасчете платы за отопление отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд г. Архангельска.

Судья Н.С.Беляева

Мотивированное решение составлено 03 августа 2022 года.