ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1276/2023 от 19.12.2023 Сафоновского районного суда (Смоленская область)

Дело № 2-1276/2023

УИД: 67RS0007-01-2022-002262-93

Резолютивная часть решения объявлена 12.12.2023

Мотивированное решение составлено 19.12.2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 декабря 2023 года город Сафоново Смоленская область

Сафоновский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего судьи Новичковой А.С., при секретаре Романовой П.О.,

с участием представителя истца – помощника Сафоновского межрайонного прокурора Смоленской области ФИО, представителя ответчика – ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области ФИО, представителя соответчиков – УФСИН России по Смоленской области, ФСИН России ФИО

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сафоновского межрайонного прокурора Смоленской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №2» УФСИН России по Смоленской области, УФСИН России по Смоленской области, ФСИН России о понуждении к совершению действий,

установил:

Сафоновский межрайонный прокурор Смоленской области, в порядке статьи 45 ГПК РФ, обратился в суд с исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №2» УФСИН России по Смоленской области (далее по тексту - ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области, ФКУ ИК-2, Исправительное учреждение) о понуждении к совершению действий. В обоснование требований указал, что межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области законодательства об охране окружающей среды, об отходах производства и потребления, а также водного законодательства.

По результатам проведенной проверки установлено, что на основании решений Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии о предоставлении водного объекта в пользование от 23.07.2018 №189, зарегистрированного 01.08.2012 (далее – решение №189), и от 14.11.2018 №29/18, зарегистрированного 26.11.2018, Исправительное учреждение осуществляет сброс сточных вод в водный объект – ручей без названия – приток реки Ржава (ЧЕР ДНЕПР 1961 0055), расположенный на 2 км от устья ручья без названия в п. Вадино Сафоновского района. Согласно разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду №СМ-в 19 №0098, выданного Управлением, Исправительному учреждению разрешалось осуществлять сброс загрязняющих веществ в составе сточных и (или) дренажных вод по выпуску №1 ручья без названия – левого притока реки Ржава в период с 23.06.2017 по 27.03.2018, которое содержит сведения о максимальном содержании загрязняющих веществ в сточных водах в выпуске №1.

В ходе ранее проведенной проверки Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям (далее – Управление) Исправительному учреждению выданы предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 01.03.2018 №010 (вода) и от 14.03.2019 №014 (вода), а именно в срок до 22.02.2019, и впоследствии в срок до 27.01.2020 установить прибор учета сточных вод на выпуске №1 в ручей без названия – левый приток р. Ржава в п. Вадино Сафоновского района Смоленской области (сброс хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод); предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 01.03.2018 №011 (вода) и от 14.03.2019 №015 (вода), а именно в срок до 22.02.2019, и впоследствии в срок до 27.01.2020 привести биологические очистные сооружения ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области в состояние, пригодное для эксплуатации; предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 01.03.2018 №008 (вода) и от 14.03.2019 №013 (вода), а именно в срок до 22.02.2019, и впоследствии в срок до 27.01.2020 снизить концентрацию загрязняющих веществ в сточных водах выпуска №1 в ручей без названия – левый приток р. Ржава в п. Вадино Сафоновского района Смоленской области до концентраций, указанных в действующем разрешении на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду серии СМ-в 19 №0098.

По результатам количественного химического анализа сточной воды выявлены превышения содержания загрязняющих веществ в сточной воде после очистки, установленные решением №189. Кроме того, в ходе проверки Управлением выявлено отсутствие прибора учета объемов сточных вод на выпуске №1 в ручей без названия – левый приток р. Ржава в п. Вадино Сафоновского района. Исправительным учреждением эксплуатируются очистные сооружения, которые на момент проверки Управления находились в неудовлетворительном состоянии, насосная станция не работает (отсутствует насос), сточные воды поступают самотеком напрямую в водный объект, минуя очистные сооружения, здание с биофильтрами находится в аварийном, полуразрушенном состоянии, биофильтра не работают, хлораторная отсутствует, сточные воды на фильтры не поступают.

Актом проверки Управления от 10.03.2020 №10 установлено, что нарушения по вышеуказанным предписаниям Исправительным учреждением не устранены, а именно: прибор учета сточных вод на выпуске №1 в ручей без названия – левый приток р. Ржава в п. Вадино Сафоновского района Смоленской области (сброс хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод) не установлен; биологические очистные сооружения в состояние, пригодное для эксплуатации, не приведены; концентрация загрязняющих веществ в сточных водах выпуска №1 в ручей без названия – левый приток р. Ржава в п. Вадино Сафоновского района Смоленской области до концентраций, указанных в действующем разрешении на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду серии СМ-в 19 №0098, не снижены.

Проверкой, проведенной межрайонной прокуратурой, установлено, что ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области в нарушение положений ВК РФ, Федерального закона №7-ФЗ, Федерального закона №89-ФЗ с момента выявления Управлением фактов нарушений до настоящего времени прибор учета сточных вод на выпуске №1 в ручей без названия – левый приток р. Ржава в п. Вадино Сафоновского района Смоленской области (сброс хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод) не установлен; биологические очистные сооружения в состояние, пригодное для эксплуатации, не приведены; концентрация загрязняющих веществ в сточных водах выпуска №1 в ручей без названия – левый приток р. Ржава в п. Вадино Сафоновского района Смоленской области до концентраций, указанных в действующем разрешении на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду серии СМ-в 19 №0098, не снижена.

Непринятие ответчиком соответствующих мер свидетельствует о неисполнении законодательства об охране окружающей среды, законодательства об отходах производства и потребления, а также водного законодательства, что нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и создает условия для совершения экологических правонарушений, что является недопустимым.

В этой связи просит суд обязать ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: установить прибор учета сточных вод на выпуске №1 в ручей без названия – левый приток р. Ржава в п. Вадино Сафоновского района Смоленской области (сброс хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод); привести биологические очистные сооружения в состояние, пригодное для эксплуатации.

При принятии гражданского дела к производству, определением от 27 октября 2023 года на основании ч. 3 ст. 40 ГПК РФ, к участию в деле в качестве соответчиков привлечены УФСИН России по Смоленской области и ФСИН России.

В судебном заседании представитель истца - помощник Сафоновского межрайонного прокурора Смоленской области ФИО доводы, изложенные в исковом заявлении поддержала, просила иск удовлетворить (том 1 л.д. 3-5).

Представитель ответчика ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области ФИО исковые требования не признал, поддержал представленные суду письменные возражения на иск (том 2 л.д. 24-26). Дополнительно указал, что исполнить заявленные требования невозможно без восстановления работоспособности очистных сооружений, как установление прибора учета невозможно без восстановления канализационного коллектора, на что требуются финансовые затраты. При этом выполнить указанные мероприятия возможно только за счет средств федерального бюджета путем включения объектов в Федеральную целевую программу, которая утверждается Правительством Российской Федерации. Источником финансирования деятельности исправительного учреждения являются средства федерального бюджета, главным распорядителем которых является ФСИН России. Исправительное учреждение является лишь получателем денежных средств и не вправе самостоятельно решать вопросы, относящиеся к ведению главного распорядителя. Также отметил, что ранее в Федеральную целевую программу было включено строительство очистных сооружений и канализационного коллектора. В настоящее время указанные мероприятия исключены из Программы.

Представитель соответчиков УФСИН России по Смоленской области, ФСИН России ФИО исковые требования также не признала, поддержала доводы возражений на иск представителя ФКУ ИК-2. Дополнительно указала, что исполнять судебное решение является процессуальной обязанностью ответчиков, однако в рассматриваемом деле исполнить требования прокурора ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области заведомо не сможет, поскольку для этого необходимо использование средств федерального бюджета. Неисполнимо решение также УФСИН России по Смоленской области и ФСИН России, поскольку вопросы об исключении и включении мероприятий в Федеральную целевую программу не относятся к их компетенции, и напрямую зависят от Правительства Российской Федерации при соблюдении соответствующих процедур. При этом, после исключения Исправительного учреждения из Программы, ответчиками продолжалась переписка по вопросам включения мероприятий в целевую программу и предпринимались меры для решения указанных вопросов. Вместе с тем, из последних ответов следует, что согласно позиции Минфина России направлением бюджетной политики в настоящее время является безусловное обеспечение первоочередных мероприятий, связанных с исполнением социальных обязательств государства, осуществлением специальной военной операции, социально-экономическим развитием новых регионов ФИО.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело без участия представителя Управления, одновременно поддержав заявленные прокурором требования и ранее изложенную позицию, согласно которой Управление полагает необходимым также обязать ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области снизить концентрацию загрязняющих веществ в сточных водах выпуска №1 в ручей без названия – левый приток р. Ржава до концентрации, указанной в разрешительных документах (том 1 л.д. 102-103, том 2 л.д. 18).

На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившегося третьего лица.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив его письменные материалы, суд приходит к следующему.

В силу положений статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определены в Федеральном законе от 10 января 2002 года N7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно статье 3 которого хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе на основе принципов по соблюдению прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности человека.

На основании ч. 1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности). В силу положений ч. 1 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу ч. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Пунктом 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, обеспечивать охрану здоровья осужденных.

Согласно статье 9 вышеназванного Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.

Из пункта 1 положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N1314, следует, что Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.

Одной из основных задач ФСИН России является в том числе управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями и организациями (пункт 3).

ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (пункт 5).

Согласно пункту 7 названного положения ФСИН России в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет: обеспечение условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах; материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы; полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным предприятиям, учреждениям и организациям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством Российской Федерации; функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) в Бюджетном кодексе Российской Федерации (абзац 36 статьи 6) понимается, в частности орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным кодексом.

Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абзац 38 статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В статье 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, в соответствии с которым получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств (абзац 2 пункта 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.

До утверждения указанного в абзаце первом данного пункта порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается.

На основании пункта 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.

На основании положений статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств.

Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 года N2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 названного закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (абзац 4 пункта 3 статьи 22).

В силу пункта 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24 февраля 2005 г. N 84-О, само по себе представление прокурора не имеет абсолютного характера и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд. При рассмотрении в судебном порядке дела об оспаривании представления прокурора прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований.

В судебном заседании установлено, следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, что ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний. Собственником имущества учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России. Полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного Учреждению на праве оперативного управления, осуществляет ФСИН России в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учреждение находится в ведении ФСИН России (п. 1.2, п. 1.3 Устава ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области).

ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области по своей организационно-правовой форме является федеральным казенным учреждением и имеет статус исправительного учреждения, является юридическим лицом – получателем бюджетных средств (п. 1.7 Устава).

На основании решений Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии о предоставлении водного объекта в пользование от 23.07.2018 N189, зарегистрированного 01.08.2012, и от 14.11.2018 N29/18, зарегистрированного 26.11.2018, Исправительное учреждение осуществляет сброс сточных вод в водный объект - ручей без названия - приток реки Ржава (ЧЕР ДНЕПР 1961 0055), расположенный на 2 км от устья ручья без названия в пос. Вадино Сафоновского района Смоленской области.

В соответствии с разрешением на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду от 23.06.2017 N СМ-в 19 N0098, выданным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Смоленской области, Исправительному учреждению разрешалось осуществлять сброс загрязняющих веществ в составе сточных и (или) дренажных вод по выпуску N1 (ручей без названия - левый приток реки Ржава) в период с 23.06.2017 по 27.03.2018. В указанном разрешении приведены сведения о максимальном содержании загрязняющих веществ в сточных водах в выпуске N1.

В результате проверки, проведенной Управлением Росприроднадзора по Смоленской области, Исправительному учреждению выданы предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, в том числе: от 01.03.2018 N010 (вода) и от 14.03.2019 N014 (вода) об установлении в срок до 22.02.2019, впоследствии – в срок до 27.01.2020 прибора учета объема сточных вод на выпуске N1 в ручей без названия - левый приток реки Ржава в пос. Вадино Сафоновского района Смоленской области (сброс хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод); от 01.03.2018 N011 (вода) и от 14.03.2019 N015 (вода) о приведении в срок до 22.02.2019, затем в срок до 27.01.2020 биологических очистных сооружений ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области в состояние, пригодное для эксплуатации; от 01.03.2018 N008 (вода) и от 14.03.2019 N013 (вода) о снижении в срок до 22.02.2019, 27.01.2020 концентрации загрязняющих веществ в сточных водах выпуска N1 в ручей без названия - левый приток реки Ржава в пос. Вадино Сафоновского района Смоленской области до концентраций, указанных в действующих разрешительных документах.

10 марта 2020 года Межрегиональным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленским областям проведена проверка Исправительного учреждения, по результатам которой составлен акт N10 о выявленных нарушениях.

В решении о предоставлении водного объекта в пользование от 14.11.2018 N29/18 для Исправительного учреждения не содержится информация о нормативах допустимых сбросов загрязняющих веществ сточных вод после очистки ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области.

Декларация о воздействии на окружающую среду ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области с расчетом допустимых сбросов загрязняющих веществ сточных вод представлена в Управление 28.02.2020.

Таким образом в период с 01.01.2019 по 28.02.2020, при отсутствии нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ сточных вод следует руководствоваться нормативами, установленными в соответствии с Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13 декабря 2016 года N552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения».

По результатам количественного химического анализа сточной воды (Выпуск N1 (БОС, Смоленская область, Сафоновский район, пос. Вадино, в ручей без названия - левый приток реки Ржава) выявлены превышения содержания загрязняющих веществ в сточной воде после очистки, установленные Приказом N552.

Кроме того, в результате проведения указанной проверки Управлением также установлено отсутствие прибора учета сточных вод на выпуске N 1 в ручей без названия - левый приток реки Ржава в пос. Вадино Сафоновского района.

На момент проведения указанной проверки, эксплуатируемые Исправительным учреждением очистные сооружения находились в неудовлетворительном состоянии, насосная станция не работала (отсутствовал насос), сточные воды поступали самотеком напрямую в водный объект, минуя очистные сооружения. Здание с биофильтрами находится в аварийном, полуразрушенном состоянии, биофильтры не работают, хлораторная отсутствует, сточные воды на фильтры не поступают.

По указанным основаниям в акт проверки N10 от 10 марта 2020 года внесены сведения о неисполнении ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области законных предписаний об устранении нарушений в сфере природопользования охраны окружающей среды от 14 марта 2019 года.

Вышеизложенное позволяет сделать суду вывод о том, что в деятельности ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области выявлены нарушения в области природоохранного законодательства.

Вместе с тем, судом также установлено и подтверждается материалами дела, по неоднократным запросам ФСИН России Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.04.2018 №420 «О федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2026 годы)» на 2020-2021 годы было запланировано строительство очистных сооружений и канализационного коллектора ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области. Постановлениями Правительства РФ сроки проведения работ по строительству очистных сооружений и канализационного коллектора ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области неоднократно переносились.

Постановлением Правительства РФ от 18.04.2022 года N696 строительство очистных сооружений и канализационного коллектора ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области исключено из федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018-2030 годы)».

Более того, на постоянной основе Исправительным учреждением велась переписка с УФСИН России по Смоленской области, УФСИН России по Смоленской области – с ФСИН России по вопросам необходимости проведения ремонта очистных сооружений, установления прибора учета объема сточных вод на выпуске №1 в ручей без названия – левый приток р. Ржава в п. Вадино Сафоновского района Смоленской области, выделения денежных средств на указанные мероприятия, что подтверждается приложенными к материалам дела письмами, запросами и ответами на них.

По инициативе ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области ООО «Экология плюс» составлен технический отчет ГК N254/22-ОБ о проведении работ по обследованию канализационного коллектора и очистных сооружений Исправительного учреждения (том 1 л.д. 75-91), в выводах которого отражено, что в связи с физическим износом, в процессе длительной эксплуатации, произошло разрушение бетонных конструкций, кирпичных стен, коррозия металлических конструкций, износ оборудования и частичное отсутствие. Очистные сооружения находятся в аварийном состоянии.

Очистные сооружения производительностью 400 куб.м/сутки. Капитальный ремонт не проводился, оборудование находится в неудовлетворительном состоянии, частично отсутствует, здание разрушено, ремонту не подлежит, подземный трубопровод поврежден. Отстойники частично разрушены. Неисправна дренажная система и подающие лотки. Иловые карты заросли растительностью.

Воздуходувное оборудование и иловые насосы располагались в здании биофильтров, на момент обследования отсутствовало. Электрические сети разукомплектованы. Ввиду того, что очистные сооружения не работают, это приводит к сбросу неочищенных сточных вод, согласно представленным протоколам. В среднем идет превышение нормативов по следующим показателям: БПК (5) – в 26 раз, взвешенные вещества – в 84 раза, нитрит-ион – в 1,5 раза, по железу общему – в 17,9 раз, нефтепродуктам – в 7,4 раза. Сброс неочищенных сточных вод приводит к штрафным санкциям Росприроднадзора и платежам в стократном размере за загрязнение водоема.

На основании проведенного анализа, данные очистные сооружения не выполняют свои функции, восстанавливать их нецелесообразно, необходимо строительство новых очистных и перекладка сетей канализационного коллектора. Для дальнейшей работы необходимо разработать проект очистных сооружений, с учетом объемов поступающих вод на перспективу.

Несмотря на исключение мероприятий по строительству очистных сооружений и канализационного коллектора Исправительного учреждения из федеральной целевой программы, УФСИН России по Смоленской области и ФСИН России продолжают предпринимать меры, направленные на выполнение указанных мероприятий, ведется переписка о выделении денежных средств. Исходя из содержания сообщения начальника УКСНЭР ФСИН России от 15.06.2023 (исх.-20-48621), адресованного начальнику УФСИН России по Смоленской области, согласно позиции Минфина России направлением бюджетной политики в настоящее время является безусловное обеспечение первоочередных мероприятий, связанных с исполнением социальных обязательств государства, осуществлением специальной военной операции, социально-экономическим развитием новых регионов России. Бюджетные ассигнования распределены в полном объеме, дополнительное бюджетное финансирование отсутствует, в связи с чем включить объекты капитального строительства в Программу не представляется возможным (том 2 л.д. 39).

Из изложенного следует, что вышеуказанные мероприятия могут быть произведены только за счет средств федерального бюджета путем включения объектов в Федеральную целевую программу, которая утверждается Правительством Российской Федерации, а отсутствие финансирования на указанные мероприятия является обстоятельством, не зависящим от Исправительного учреждения, которое не вправе самостоятельно решить данный вопрос.

При таких обстоятельствах, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что в установленной в настоящем деле сфере деятельности именно ФСИН России, осуществляющая полномочия собственника федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, как главный распорядитель средств федерального бюджета производит материально-техническое обеспечение деятельности этих учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Принимая во внимание, что в соответствии с положениями с ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия, в рамках рассмотрения настоящего дела в силу статьи 56 ГПК РФ истец обязан подтвердить факт нарушения законодательства, определить надлежащих ответчиков, а также наличие законных оснований для возложения обязанностей на ответчика.

В силу ч. 2 ст. 12 ГПК РФ суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.

Однако действующим гражданским процессуальным законодательством не предусмотрена обязанность суда собирать доказательства за истца.

Также, исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N23 «О судебном решении», согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям.

Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 24.10.2013 N1626-О только истцу принадлежит право определить: ответчика (лицо, к которому он предъявляет свое требование), указав в исковом заявлении наименование этого лица, его место жительства или место нахождения; предмет иска (свое материально-правовое требование к ответчику); основание иска (обстоятельства, на которых он основывает свое требование). Данное полномочие основано на принципе диспозитивности, поскольку только принцип диспозитивности определяет содержание норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих состав лиц, участвующих в деле (процессуальное соучастие и замену ненадлежащего ответчика).

Соответственно, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом, за исключением случаев, прямо определенных в законе. Поэтому, если суд придет к выводу о том, что выбранное истцом в качестве ответчика лицо не является субъектом спорного материального правоотношения, обязанным удовлетворить право требования истца, принудительной реализации которого тот добивается в суде, суд обязан отказать в удовлетворении иска.

Суд не может быть принужден во всех случаях обращать внимание истца на необходимость замены ненадлежащего ответчика надлежащим, либо на необходимость формулирования требований, с учетом права, предоставленного положениями ч. 1 ст. 39 ГПК РФ, а также с учетом положений об исполнимости решения суда.

В ходе рассмотрения настоящего дела, действующему в порядке статьи 45 ГПК РФ истцу, судом неоднократно разъяснялись положения статей 39, 56, 57 ГПК РФ (том 2 л.д. 3-4, 14).

Вместе с тем, в судебном заседании представитель истца настаивал на заявленных требованиях к ответчику – ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области (том 1 л.д. 3-5), не реализовав при этом процессуальные права на изменение основания или предмета иска, определение круга надлежащих ответчиков.

Более того, из представленного в судебное заседание представителем Исправительного учреждения технического отчета следует, что очистные сооружения и коллектор в полном объеме находятся в аварийном состоянии, их восстановление нецелесообразно, необходимо именно строительство новых очистных сооружений и сетей канализационного коллектора.

Указанный технический отчет прокурором не оспорен и не признан недействительным, однако, заявляя требования о возложении обязанности на ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу установить прибор учета сточных вод на выпуске №1 в ручей без названия – левый приток р. Ржава в п. Вадино Сафоновского района Смоленской области (сброс хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод) и привести биологические очистные сооружения в состояние, пригодное для эксплуатации, прокурор не учел, что указанные требования являются заведомо неисполнимыми, поскольку установка прибора учета невозможна без сетей канализационного коллектора и строительства очистных сооружений. Доказательств обратного материалы дела не содержат и суду не представлено.

При этом требований к главному распорядителю средств федерального бюджета (ФСИН России) о понуждении к выделению соответствующего финансирования на указанные мероприятия, несмотря на привлечение УФСИН России по Смоленской области и ФСИН России к участию в настоящем деле в качестве соответчиков по инициативе суда, прокурором не предъявлялось.

Исходя из положений статей 123.21, 123.22 ГК РФ, подпункта 6 пункта 7 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N1314, учитывая, что Российская Федерация в лице ФСИН России осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного Исправительному учреждению на праве оперативного управления, а также функции ФСИН как главного распорядителя средств федерального бюджета, суд приходит к выводу, что ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области не является единственным надлежащим ответчиком по заявленным прокурором требованиям, как следствие на Исправительное учреждение не могут быть единолично возложены соответствующие обязанности.

В этой связи, заявленные прокурором требования к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области удовлетворению не подлежат.

Не подлежат удовлетворению и требования к УФСИН России по Смоленской области и ФСИН России, ввиду отсутствия требований прокурора как таковых к указанным ответчикам.

Доводы Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Московской и Смоленской областям о необходимости обязать ФКУ ИК-2 УФСИН России по Смоленской области снизить концентрацию загрязняющих веществ в сточных водах выпуска №1 в ручей без названия – левый приток р. Ржава до концентрации, указанной в разрешительных документах, суд оставляет без рассмотрения, поскольку Управление в настоящем деле заявлено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, самостоятельные требования по правилам ГПК РФ к Исправительному учреждению не заявляло.

Не заявлялось указанное требование и прокурором, выступающим истцом в рассматриваемом деле.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Сафоновского межрайонного прокурора Смоленской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №2» УФСИН России по Смоленской области, УФСИН России по Смоленской области, ФСИН России о понуждении к совершению действий, – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Сафоновский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: /подпись/ А.С. Новичкова

Копия верна.

Судья Сафоновского районного суда

Смоленской области А.С. Новичкова