ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1277/18 от 14.11.2018 Тындинского районного суда (Амурская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 ноября 2018 года г. Тында

Тындинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Кувшинова Г.В.,

с участием представителя истца ФИО1,

представителей ответчика АО «Коммунальные системы БАМа» ФИО2, ФИО3,

при секретаре Астафьеве А.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 <данные изъяты> к АО «Коммунальные системы БАМа» о понуждении к выполнению обязанностей в натуре по надлежащему водоотведению ЖБО, заключении договора на водоснабжение и водоотведение, получении лицензии на оборот опасными веществами, взыскании денежных средств за ненадлежащее качество оказания услуг, штрафа, компенсации морального вреда, списании задолженности за не оказанные услуги.

УСТАНОВИЛ:

ФИО4, обратилась в суд с иском к АО «Коммунальные системы БАМа» (далее – АО «КСБ») которым просит с учетом уточнений к исковым требованиям понудить к выполнению обязанности в натуре АО «КСБ» по надлежащей откачке ЖБО из септика находящегося возле дома по <адрес> исключающее перелив ЖБО. Обязать АО «КСБ» произвести списание имеющейся задолженности по услуге ненадлежащего водоотведения и пени за водоотведение с лицевого счета истца в размере 16590 рублей 32 копейки. Произвести перерасчёт и взыскать с ответчика АО «КСБ» в пользу истца <данные изъяты>. Взыскать с АО «КСБ» за неудовлетворение требований истца в добровольном порядке произвести перерасчёт в размере <данные изъяты> – штраф в размере <данные изъяты> в пользу истицы. Взыскать с АО «КСБ» в пользу истицы причинение морального вреда в размере <данные изъяты> рублей. Взыскать с АО «КСБ» в пользу истицы <данные изъяты> услуги представителя по договору поручения юридических услуг.

В обоснование, указав, что в течение более 7 лет получает коммунальные услуги по водоотведению ненадлежащего качества. Ответчик в лице КСБ отказалось в одностороннем порядке выполнять услуги по водоотведению надлежащего качества.

Услуга по водоотведению, оказывается, через накопительную систему септик, который расположен в нескольких метрах от <адрес>. После переполнения и вытекание канализационных и фекальных стоков на поверхность земли на расстоянии по ширине 8 метров на расстоянии 100 м. вниз по <адрес>, заражается ближайшая местность, что оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

Ответчик не имеет лицензию на борот опасными веществами 1-4 класса опасности, которую обязан получить в управлении Росприроднадзора Амурской области в установленном порядке, и не отчисляет денежные средства по экологическому сбору за негативное воздействие на окружающую среду.

Услуга по вывозу жидких бытовых отходов является жилищной услугой, что подтверждается пп. д п. 11 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 г. и п.3.7.1 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановлением Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003, согласно которым предприятия по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать организацию вывоза жидких и твердых бытовых отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.

Поскольку истец не вносит плату по содержанию общего имущества многоквартирного дома, подлежит перерасчёту оказание услуг ненадлежащего качества в виде сбора и вывоза ЖБО.

В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, представил письменный отзыв по существу заявленных требований, из которых следует что, объекты водоснабжения и водоотведения были переданы на обслуживание АО «КСБ» в 2011 года на основании заключенных концессионных соглашений, которые действовали до ДД.ММ.ГГГГ. Затем был заключен договор безвозмездного пользования.

Септики, находящиеся на территории г. Тында не передавались на обслуживание в АО «КСБ». Откачка септиков производится на основании договоров заключенных между АО «КСБ» и администрацией г. Тында.

Согласно выписки из Реестра муниципального имущества г. Тында от ДД.ММ.ГГГГ септик, расположенный по адресу: <адрес> находится на балансе муниципального образования г. Тында с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с письмом Министерства природных ресурсов и экологии РФ № 12-/59/16266 от 13.07.2015 отнесение жидких фракций, выкачиваемых из погребных ям, к сточным или отходам производства и потребления зависит от способа их удаления. Так в случае, если такие жидкие фракции планируются к удалению путем отведения в водные объекты после очистки, их следует считать сточными водами и обращение с ними регулируются нормами водного законодательства.

В случае если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты, такие стоки не подпадают под определение сточных води их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления.

АО «КСБ» наделено статусом гарантирующей организации в сфере центрального водоснабжения и водоотведения, а также установлена зона деятельности гарантирующей организации – территория муниципального образования г. Тында. На основании чего, услугу по водоотведению с использованием автотранспорта также осуществляет АО «КСБ».

АО «КСБ» выполняет откачку сточных хозбытовых вод из септика по <адрес> далее принимает эти воды от абонентов в централизованную систему водоотведения воды, затем проводя очистку сточных вод на станции биологической очистки перед сбросом в водный объект, осуществляет деятельность в сфере водоотведения.

Жидкие фракции, откачиваемые из септика АО «КСБ», относятся к сточным водам, а не к отходам, так как удаляются путем очистки на очистных сооружениях с последующим сбросом в водный объект. АО «КСБ» имеет Разрешение на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты выпуску (р. Тында, г. Тында). Управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области для АО «КСБ» утвержден тариф на данный вид деятельности (Приказ 3 143-пр/в от 18.11.2016, приложение № 17 п. 2.5 – г. Тында (с использованием автотранспрорта).

Таким образом, АО «КСБ» жилищный фонд не обслуживает и не является обслуживающей организацией. АО «КСБ» является ресурсоснабжающей организацией и осуществляет свою деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения населению г. Тында.

Согласно п. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны полностью и своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Вместе с тем, истец не исполняет свои обязанности по оплате коммунальных услуг, за истцом числится задолженность за предоставленные коммунальные услуги в размере 66 536,60 рублей, что подтверждается выпиской из лицевого счета.

Истцом не предоставлено в материалы дела, каких либо доказательств предоставления ответчиком некачественных услуг. Просил в иске отказать в полном объеме.

Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Суд, руководствуясь положениями ст.ст.167, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело при данной явке.

Суд, выслушав истца, ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании истец является собственником <адрес>.

Услуги в сфере обеспечения централизованного водоснабжения и водоотведения осуществляет АО «КСБ», по указанному адресу расположено два действующих септика, через которые осуществляется водоотведение.

Согласно выписки из Реестра муниципального имущества г. Тында от ДД.ММ.ГГГГ септик , расположенный по адресу: <адрес> находится на балансе муниципального образования <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.

Септик муниципальной собственностью не является, подключен к квартирам ,6,7. Откачка указанного септика происходит согласно заключенным договорам с квартиросъёмщиками на основании направления предварительной заявки.

Договором заключённым между АО «КСБ» и администрацией г. Тында определены взаимные обязательства по регулярной откачке септиков расположенным по адресам указанным в приложении к Договору.

Как следует из установленных сторонами обязательств откачка септика по <адрес> производится ответчиком из объёма 10 м3 два раза в неделю.

Претензий по качеству и своевременности выполнения обязательств по регулярной очистки септика между АО «КСБ» и администрацией г. Тында в судебное заседание не представлено.

При этом имеются случаи переполнения стоков на поверхность земли что, по мнению истца, является следствием ненадлежащего исполнения ответчиком оказания услуг по водоотведению.

Как следует из письма администрации г. Тында от ДД.ММ.ГГГГ № Т-140 причины переполнения указанного септика является превышения установленного норматива водоотведения.

К септику подключены квартиры № . по адресу <адрес>. Откачивается данный септик в соответствии с лицевыми счетами по графику в количестве 40 м3 в месяц. Оплата водоотведения производится на основании объема потребления, расчетным способом.

Установленный норматив потребления водоснабжения в жилых помещениях в куб.метрах на 1 (одного) человека в месяц: горячего – 2,5, холодного – 4,3. Начисление по нормативу производится при отсутствии индивидуальных приборов учета с применением повышающего коэффициента. Для потребителей, у которых приборы учета установлены, начисление производится по факту потребления по установленным тарифам.

Фактическое потребление превышает норматив, вследствие чего происходит перелив септика. Услуги по водоотведению АО «КСБ», предоставляет сверх установленного объёма поскольку в среднем за месяц водоотведение по указанным квартирам выставляется 21,6 м3, предприятие несет убытки, откачивая фактически 40 м3.. При этом истец как собственник, имеет задолженность за оказанную услугу перед ответчиком.

В соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. № 167) под водоотведением понимается технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.

Сточные воды - воды, образующиеся в результате хозяйственной деятельности человека (бытовые сточные воды) и абонентов после использования воды из всех источников водоснабжения (питьевого, технического, горячего водоснабжения, пара от теплоснабжающих организаций).

Таким образом, услугами водоотведения являются услуги по приему бытовых сточных вод граждан в систему коммунальной канализации (инфраструктуры) и их отведению на очистные сооружения канализации. При этом Правила № 167 не ограничивают технологический процесс водоотведения, обеспечивающий прием бытовых стоков граждан и их последующую передачу на очистные сооружения, только способом беспрерывной транспортировки сточных вод по трубопроводам.

К канализационным сетям Правила № 167 относят систему трубопроводов, коллекторов, каналов и сооружений на них для сбора и отведения сточных вод и не ставят определение сточных вод в зависимость от того, каким образом сточные воды отводятся- с предварительным накоплением их в специальных емкостях и последующим удалением, либо непосредственно по трубопроводам. Соответственно, сети и устройства, отводящие бытовые стоки от домов до накопительных емкостей, из которых стоки затем удаляются, относятся к канализационным сетям независимо от того, что данные сети и устройства не соединены непосредственно с очистными сооружениями.

Согласно Правилам предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155, под твердыми и жидкими бытовыми отходами понимаются отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товара, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.)

По смыслу п.1.2 Сан ПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» сбор, удаление, обезвреживание и утилизация жидких бытовых отходов, как отдельного от твердых бытовых отходов вида отходов предусматривается из неканализованных зданий.

Проанализировав приведенные нормы, суд приходит к выводу, что коммунальная услуга водоотведения заключается в отведении сточных вод от жилого помещения по внутридомовым канализационным сетям в систему коммунальной канализации, в т.ч. в накопительные емкости (септики), перекачке и транспортировке сточных вод на очистные сооружения канализации, очистке и утилизации сточных вод вне зависимости от того, каким образом отводятся сточные воды посредством технологического процесса, обеспечивающего прием сточных вод с последующей передачей их на очистные сооружения канализации либо посредством применения специализированных автомашин, которые откачивают сточные воды из специальных накопительных емкостей - «септиков» с последующей их транспортировкой на очистные сооружения.

Частью 10 ст. 156 ЖК РФ установлено, что изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах утвержден постановлением Правительства РФ от 05 мая 2011 № 354 (далее - Правила № 354 от 06.05.2011).

На основании п. 105 Правил при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем.

Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определен разделом X названных Правил.

Факт оказания услуг ненадлежащего качества оформляется актом проверки, который составляется в соответствии с п. 109 Правил.

В соответствии с Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Правила), в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы, обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими ПравиламиПравилами (п. 6п. 6 Правил).

В силу п. 7п. 7 Правил собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу.

Факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (п. 15п. 15 Правил).

Таким образом, перерасчет платы за жилое помещение вследствие оказания услуг ненадлежащего качества либо их неоказания может быть произведен на основании заявления потребителя (собственника или нанимателя помещения) и акта, составленного на основании такого заявления ответственным лицом.

Порядок фиксации факта ненадлежащего оказания исполнителем услуг, в том числе услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома предусмотрен пп. 105 - 111111 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Согласно п. 105п. 105 Правил N 354 при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).

При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем 2 незаинтересованными лицами.

В судебном заседании исследовались в качестве доказательств представленные истцом, письменные претензии, направленные в адрес ответчика о поставке услуг по водоотведению ненадлежащего качества, вместе с тем, сам факт обращения истца к ответчику с претензией о предоставлении услуг ненадлежащего качества не может служить основанием для подтверждения оказания услуг ненадлежащего качества и как следствие удовлетворении требований истца об обязании АО «КСБ» произвести списание имеющейся задолженности по услуге ненадлежащего водоотведения.

Суд не может согласиться с доводами истца о том, что между ним и ответчиком сложились фактически договорные отношения по оказанию услуг водоотведения которые производится через септик как сложившиеся договорные, поскольку отсутствует непосредственное присоединение к сетям ресурсоснабжающей организации и между сторонами не достигнуто соглашение по существенным условиям такого договора: а именно о том, какая именно услуга оказывается ответчиком, а также порядок оплаты указанной услуги.

Письменного договора на предоставление услуги водоотведения с истцом ответчик не заключал. Правила заключения договора водоотведения, обязательные условия такого договора, а также обязанности сторон такого договора установлены п. 12,13,14,87,88 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. № 167).

При установленных обстоятельствах, суд не усматривает оснований для понуждения ответчика к выполнению обязанности в натуре по надлежащей откачке ЖБО из септика находящегося возле дома по <адрес> исключающее перелив ЖБО, в том числе в силу отсутствия договорных обязательств между ФИО4 и АО «Коммунальные системы БАМа».

Поскольку требования истца о понуждении ответчика к выполнению обязанности в натуре по откачке ЖБО из септика, обязанности произвести перерасчёт и взыскании <данные изъяты>, не подлежат удовлетворению, требование заявленные истцом, в соответствии законодательством о защите прав потребителя, о взысканию штрафа в размере 50 % суммы <данные изъяты> не подлежит удовлетворению, поскольку являются производными от основных требований отклонённых судом.

Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

На основании ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Поскольку материалами дела не подтвержден факт нарушения ответчиком прав истца как потребителя коммунальных услуг, а также не подтвержден собственно факт несения истцом физических и нравственных страданий, суд отказывает истцу в требовании о взыскании морального вреда.

В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, в соответствии с ч.3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Руководствуясь ст.ст.194-199, ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении исковых требований ФИО4 <данные изъяты> к АО «Коммунальные системы БАМа» о понуждении к выполнению обязанностей в натуре по надлежащему водоотведению ЖБО, заключении договора на водоснабжение и водоотведение, получении лицензии на оборот опасными веществами, взыскании денежных средств за ненадлежащее качество оказания услуг, штрафа, компенсации морального вреда, списании задолженности за не оказанные услуги, в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Г.В. Кувшинов

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.