ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1278 от 18.11.2011 Белореченского районного суда (Краснодарский край)

                                                                                    Белореченский районный суд Краснодарского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                            Вернуться назад                                                                                           

                                    Белореченский районный суд Краснодарского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Р Е Ш Е Н И Е к делу № 2-1278/11

Именем Российской Федерации

«18» ноября 2011 года г.Белореченск

Белореченский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Тыль Н.А., при секретаре Муткур Е.Н., с участием представителя МИФНС России № 9 по Краснодарскому краю- ФИО1, представителя Белореченского отдела УФС ГР кадастра и картографии по Краснодарскому краю - ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО3, ФИО4 о признании действий /бездействий/ МИФНС России № 9 по Краснодарскому краю незаконными,

у с т а н о в и л:

Заявители просят признать неправомерными действия МИФНС России № 9 по Краснодарскому краю, выразившиеся в возложении на ФИО3 обязанности уплатить налог на имущество физических лиц : 1) за 2010 г. - 29 633,92 рублей на основании налогового уведомления № 136730; 2) за 2008, 2009 г.г. - 54 477,64 рублей, пени 2 446,87 рублей на основании требования № 63048 об уплате налога.

Обосновывая свои требования, ФИО4 показал, что, получив налоговое уведомление № 136730 об уплате налога за 2010 год, они неоднократно обращались в МИФНС с заявлениями о перерасчете налога на имущество физических лиц в соответствии с действующим законодательством, что было необоснованно проигнорировано. Во время брака на имя его супруги ФИО3 они приобрели недвижимость в г.Белореченске : 1) жилой дом по  ; 2) магазин ; 3) нежилое помещение по ; 4) нежилое помещение . Эти объекты, согласно СК РФ, принадлежат им с момента приобретения на праве общей совместной собственности, режим собственности не менялся. Он обладает правом на льготы по оплате налога как участник военных действий на территории Афганистана, в связи с чем в инспекции имеется его заявление об освобождении от уплаты налога на имущество физических лиц, а также заявление ФИО3 о признании плательщиком налога супруга, т.е. его - ФИО4, и перерасчете налога в соответствии с действующим законодательством. В 2001 году суд уже признавал его плательщиком налога на часть недвижимости и обязывал инспекцию предоставить ему льготу по уплате указанного налога в соответствии с ФЗ «О ветеранах». Решение суда не нарушалось инспекцией до 2010 года, но в настоящее время, несмотря на указанное, налоговая инспекция отказалась признавать их имущество совместным, а его - плательщиком налога, необоснованно возложила обязанность уплаты налога на все имущество только на ФИО3, просит удовлетворить жалобу и обязать инспекцию устранить данные нарушения.

Заявитель ФИО3 поддержала доводы супруга, дополнительно пояснила, что 26.08.11 г. она получила налоговое уведомление № 99390 на уплату налога на имущество физических лиц за 2008-2009 годы, а 26.10.11 года - требование об уплате налога № 63048 по состоянию на 24.10.11 год в сумме 54 477,64 рублей, пени 2 446,87 рублей. Данные действия налогового органа считает незаконными, поскольку имущество, указанное в налоговом уведомлении, принадлежит им с супругом на праве общей совместной собственности, однако инспекция, поставленная в известность о режиме их собственности, обязанность по уплате налога возложила только на нее. В 2006- 2009 годах плательщиком налога на недвижимость по  был признан ФИО4 и ему была предоставлена льгота по уплате данного налога. Плательщиком налога на остальные объекты недвижимости являлась она. В 2008 году сумма налога на эти объекты недвижимости составила 788,74 рублей /налоговое уведомление №55073/, в 2008 году /налоговое уведомление № 118874/ - 788,74 рублей, что было полностью уплачено ею. Согласно сведениям налоговой инспекции /справка № 28168/ по состоянию на 23.08.11 год задолженность по налогам за 2008-2009 годы отсутствует. Однако та же налоговая инспекция просит ее оплатить задолженность по налогу на имущество физических лиц за истекший период в сумме 28 139,77 рублей.

Супруги Л-вы названные действия /бездействия/ МИФНС, включая направление требования № 63048 об уплате налога за 2008-2009 годы в сумме 54 477,64 рублей и пени в сумме 2 446,87 рублей, а также налогового уведомления № 136730 об уплате налога за 2010 год в сумме 29 633,92 рублей, просят признать неправомерными, и обязать налоговую инспекцию признать ФИО4 налогоплательщиком налога на объекты недвижимости, находящиеся в их совместной собственности - в 1/2 части и предоставить ему льготу по уплате налога на имущество физических лиц, обязать инспекцию произвести перерасчет налога на имущество физических лиц за 2010 год на указанные объекты недвижимости в связи с действующим законодательством.

Представитель МИФНС России № 9 по Краснодарскому краю - ФИО1 пояснил, что право собственности у граждан возникает с момента гос.регистрации, а признание лица налогоплательщиком налога на имущество физических лиц осуществляется налоговым органом на основании информации, представленной органом гос.регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право общей совместной собственности супруги Л-вы зарегистрировали только в декабре 2010 года. Согласно имеющимся у них сведениям, ранее право собственности на указанное имущество было зарегистрировано только на ФИО3, т.е. имело место регистрации частной собственности на имущество, поэтому обязанность по оплате налога на эти объекты была возложена на одного супруга, указанного в правоустанавливающих документах. Требование об уплате налога за 2008-2009 годы, направленное на имя ФИО3, правомерно, т.к., согласно НК РФ, инспекция имеет право пересчитать налог за прошедшие три года, что и было сделано ими, т.к. фактически они довзыскали неучтенную ранее сумму налога, просит жалобу оставить без удовлетворения, как необоснованную.

Представитель МИФНС России № 9 по Краснодарскому краю - ФИО5 /специалист 1-го разряда отдела камеральных проверок/ дала суду аналогичные показания, пояснив, что сумма налога, подлежащая уплате ФИО3, рассчитана ею в соответствии с требованиями налогового законодательства, нарушения отсутствуют. Она не располагает сведениями о наличии в налоговой инспекции заявления ФИО3 об освобождении от уплаты налога на имущество физических лиц, а также о признании плательщиком налога ФИО4, возможно, данные документы хранятся в архиве, при расчете налога эти обстоятельства не принимались ею во внимание.

Представитель Белореченского отдела УФC государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю - ФИО2 показал, что оформление документов, согласно ФЗ «О гос.регистрации права …», носит заявительный характер, чтобы получить свидетельство о гос.регистрации права собственности, гражданин должен лично обратиться к ним. В декабре 2010 года их орган действительно выдал ФИО6 свидетельства, подтверждающие их право общей совместной собственности на указанные объекты недвижимости, однако данное право на имущество у супругов возникло не в 2010 году, а ранее - с момента приобретения этой недвижимости, в 2010 году это право было только подтверждено по просьбе заявителей.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что заявления ФИО7 подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суд решение, действие /бездействие/ органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Налог на имущество физических лиц взимается в соответствии с ФЗ РФ «О налогах на имущество физических лиц» /от 09.12.91 года № 2003-1/. Объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, иные строения, помещения и сооружения.

Согласно п.1 ст.1 ФЗ «О налогах на имущество физических лиц» /от 09.12.91 г. № 2003-1, в редакции от 28.11.09 г. № 283-ФЗ/, плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества признаваемого объекта налогообложения.

Как установлено в судебном заседании и подтверждено документально, заявители ФИО8 во время совместного брака приобрели недвижимость, расположенную в г.Белореченске : 1) жилой дом по  - 05.06.2006 года; 2) магазин , приобретенный ими 26.12.2002 года; 3) нежилое помещение по  - 02.07.2006 года; 4) нежилое помещение  - 05.06.1996 года /л.д.7-14/.

Брачный договор Л-вы не заключали, не установлено судом и иных обстоятельств, свидетельствующих об изменении режима общей совместной собственности супругов, следовательно, согласно положениям ст.ст.33,34 СК РФ, ст.256 ГК РФ, названное имущество с момента приобретения по настоящее время является их общей совместной собственностью, несмотря на то обстоятельство, что недвижимость первоначально была оформлена на имя одного из супругов - ФИО3, при этом, исходя из требований действующего законодательства, оба супруга имеют равные права и несут равные обязанности по отношению к общему имуществу, включая уплату налогов, что следует из п.3 ст.1 ФЗ «О налогах на имущество физических лиц», согласно которому если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства.

Доводы представителя налоговой инспекции в указанной части суд не может принять во внимание, расценивает их как ошибку в правовой позиции, поскольку факт получения Л-выми 03.12.10 года в регистрационной службе свидетельства о гос.регистрации права на указанную недвижимость, только подтверждает право общей совместной собственности Л-вых на указанные объекты, возникшее у них с момента приобретения.

Исходя из положений ст.131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат гос.регистрации в едином государственно реестре органами, осуществляющими гос.регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно ч.1 ст.16 ФЗ «О гос.регистрации прав на недвижимое имущество …», государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя.

ст.17 названного ФЗ установлен перечень оснований для гос.регистрации прав на недвижимое имущество, и запрет на истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим ФЗ, если представленные им документы отвечают требованиям ст.18 настоящего ФЗ и если иное не установлено законодательством РФ, данная норма носит императивный характер.

п.3 ст.24 названного ФЗ предусмотрено право обращения с заявлением о гос.регистрации права совместной собственности одного из участников общей совместной собственности (например, один из супругов) при гос.регистрации перехода, возникновения права общей совместной собственности. Такое же положение закреплено в п.12 Инструкции о порядке гос.регистрации договоров купли-продажи и перехода права собственности на жилые помещения, утвержденной постановлением Правительства РФ от 18.02.98 г. № 219.

Суд пришел к выводу, что, несмотря на наличие названных правовых норм, представитель МИФНС в данном случае не учел ряд положений семейного и гражданского законодательства. Действительно, нормы закона, на которые представитель налоговой инспекции делает ссылку, имеют место быть, но при этом, согласно ст.ст.33,34 СК РФ, ст.256 ГК РФ, имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности, этот режим действует, если брачным договором не установлено иное.

Исходя из требований указанной нормы закона, любое имущество, нажитое супругами в период брака, порождает режим совместной собственности, который возникает в силу прямого указания закона, который специально указывает на возникновение права общей совместной собственности независимо от того, на кого из супругов оформлен объект недвижимости.

Суд считает, что в данном случае не совсем правомерна и ссылка представителя налоговой инспекции на Правила ведения ЕГРП, поскольку названный подзаконный нормативно-правовой акт носит процедурный /процессуальный/ характер, этим актом не устанавливаются материальные права и обязанности граждан.

Не согласен суд с доводами представителя МИФНС и в той части, что признание лица налогоплательщиком налога на имущество физических лиц осуществляется налоговым органом исключительно на основании информации, представленной органом гос.регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Если следовать такой позиции, то имущество, приобретенное физическими лицами до образования Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, не облагается налогами, что явно не соответствует действительности.

Согласно ч.4 ст.5 ФЗ «О налогах на имущество физических лиц», органы осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и го.регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним … обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.

Вместе с тем, это не единственный способ, предусмотренный законом, получения налоговым органом необходимой информации для исчисления налогов.

Федеральным законом от 22.08.04 года № 122-ФЗ с 01.01.05 года признаны утратившими силу правовые нормы о льготах военнослужащих /др. категории граждан/ по уплате земельного налога и налогов на имущество физических лиц, что фактически было компенсировано им иными выплатами.

Однако за указанной категорией граждан, к которым относится и ФИО4, законодатель сохранил льготы, регламентирующие ФЗ «О налогах на имущество физических лиц», согласно которому налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполняющими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия /ч.2 ст.4 ФЗ/, льготы предоставляются на основании соответствующих документов, свидетельствующих о наличии льгот.

Наличие льгот у заявителя ФИО4 по уплате налога на имущество физических лиц, предусмотренных ФЗ «О налогах на имущество физических лиц», нашло свое документальное подтверждение в судебном заседании и не оспаривалось представителями налоговой инспекции /л.д.15/.

Согласно ч.1 ст.5 ФЗ «О налогах на имущество физических лиц» /в ред. ФЗ от 11.08.94 г. № 25-ФЗ/, лица, имеющие право на льготы, предусмотренные ст.4 настоящего Закона, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы для исчисления и уплаты налогов.

Используя указанное право, в порядке реализации названного обязательства /ч.1 ст.5 Закона 25- ФЗ/, Л-вы официально обратились в МИФНС с заявлениями об освобождении от уплаты налога на имущество физических лиц и признании плательщиком налога ФИО4, приложив к заявлению подтверждающие документы.

Согласно ранее действующему законодательству, налог на имущество, находящееся в общей совместной собственности нескольких лиц, могло перечислять одно из них по общей договоренности, что и осуществлялось Л-выми до 2010 года, о чем свидетельствует решение Белореченского райсуда от 30.10.01 года /л.д.16/, которое в полном объеме было исполнено налоговой инспекцией.

Так, в 2006-2009 годах, исходя из требований действующего законодательства до принятия ФЗ № 283-ФЗ, плательщиком налога на недвижимость по  г.Белореченска был признан ФИО4, ему была предоставлена льгота по уплате налога. На остальные объекты недвижимости налог оплачивала его супруга - ФИО3, в 2008 году сумма налога на эти объекты недвижимости составила 788,74 рублей /налоговое уведомление №55073/, в 2008 году /налоговое уведомление № 118874/ - 788,74 рублей, что было уплачено ею. Согласно сведениям налоговой инспекции /справка № 28168/ по состоянию на 23.08.11 год задолженность по налогам за 2008-2009 годы отсутствует, данные обстоятельства были подтверждены в судебном заседании документально, в связи с чем, доводы представителей налоговой инспекции об отсутствии у них необходимой документации, свидетельствующей о наличии льгот у ФИО4, суд расценивает как несостоятельные, поскольку указанное свидетельствует об обратном.

Судом также установлено, что с 2010 года налоговые права заявителей Литвиновых стали нарушаться МИФНС путем направления в адрес ФИО3 требований о погашении образовавшейся задолженности по налогам на имущество физических лиц, на что Л-вы отреагировали подачей заявлений в налоговый орган о перерасчете налога в соответствии с действующим законодательством /л.д.19-28/, но их требования не дали должного результата.

Согласно п.2 ст.5 ФЗ «О налогах на имущество физических лиц», инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и находящегося в совместной собственности нескольких собственников без определения долей, определяется как часть инвентаризационной стоимости указанного имущества, пропорционально числу собственников данного имущества.

В соответствии с поправками, внесенными ФЗ от 28.11.09 года № 283-ФЗ, с 01.01.10 года инвентаризационная стоимость имущества, находящегося в общей совместной собственности нескольких лиц, рассчитывается как часть инвентаризационной стоимости указанного имущества, пропорционально числу его собственников, при этом налог обязан теперь уплачивать каждый из собственников имущества.

Подтверждая свои доводы, заявители представили суду налоговое уведомление МИФНС № 136730 о возложении на ФИО3 обязанности по уплате налога на имущество физических лиц за 2010 год в сумме 29 633,92 рублей, а также требование № 63048 об уплате налога, сбора, пени, штрафа за 2008-2009 годы - 54 477,64 рублей и пени - 2 446,87 рублей, что нельзя признать правомерным, поскольку данные суммы были исчислены налоговым органом без учета вышеуказанных требований закона, что представители МИФНС, настаивая на своей позиции, не отрицали в судебном заседании.

Таким образом, суд пришел к выводу, что задолженность по налогу на указанные объекты недвижимости за период 2008-2009 года у Литвиновых отсутствует, что нашло свое документальное подтверждение. Учитывая названные поправки, внесенные в ФЗ, за период с 01.01.2010 года по 31.12.2010 года налог на имущество физических лиц обязан теперь уплачивать каждый из собственников имущества - по 1/2 доле, при этом, ввиду наличия льгот, заявитель ФИО4 освобождается от уплаты налога за свою 1/2 долю.

При указанных обстоятельствах, принимая во внимание действующее законодательство, регламентирующее возникшие правоотношения сторон, которое в полной мере не было учтено МИФНС при возложении обязанности уплаты налога на имущество физических лиц на ФИО3, согласно ст.ст.254,255,257,258 ГПК РФ, суд считает необходимым указанные действия /бездействия/ налогового органа признать неправомерными, а требования ФИО8 удовлетворить в полном объеме, как обоснованные, возложив на налоговый орган обязанность по устранению допущенных нарушений налоговых прав заявителей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198,258 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Действия Межрайонной ИФНС России № 9 по Краснодарскому краю, выразившиеся в возложении на ФИО3 обязанности по уплате налога на имущество физических лиц за 2008-2009 годы в сумме 54 477 рублей 64 копейки, а также пени в сумме 2 446 рублей 87 копеек на основании требования № 63048 об уплате налога, сбора, пени, штрафа - признать неправомерными.

Действия Межрайонной ИФНС России № 9 по Краснодарскому краю, выразившиеся в возложении на ФИО3 обязанности по уплате налога на имущество физических лиц за 2010 год в сумме 29 633 рублей 92 копейки на основании налогового уведомления № 136730 - признать неправомерными.

Обязать Межрайонную ИФНС России №9 по Краснодарскому краю :

- признать ФИО4 плательщиком 1/2 части налога на объекты недвижимости, находящиеся в общей совместной собственности с ФИО3, а именно: 1) на жилой дом, расположенный по  г.Белореченска Краснодарского края, приобретенный 05.06.2006 года; 2) на магазин  г.Белореченска Краснодарского края, приобретенный 26.12.2002 года; 3) на нежилое помещение, расположенное по  Краснодарского края, приобретенное 02.07.2006 года; 4) на нежилое помещение «Нотариальная контора», расположенное по  Краснодарского края, приобретенное 05.06.1996 года;

- предоставить ФИО4 льготу по уплате указанного налога в соответствии со ст.4 ФЗ РФ «О налогах на имущество физических лиц»;

- произвести перерасчет налога на имущество физических лиц за период с 01.01.10 года по 31.12.10 года на вышеуказанные объекты недвижимости, находящиеся в общей совместной собственности ФИО3 и ФИО4, в размере 1/2 части подлежащей уплате ФИО3.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд в течение десяти дней со дня его вынесения.

Судья: подпись Н.А. Тыль