РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Тула
Советский районный суд г. Тулы в составе
председательствующего Свиридовой О.С.,
при секретаре Коробчук С.А.,
с участием представителя истца министерства лесного хозяйства Калужской области по доверенности ФИО1, ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1279/14 по иску министерства лесного хозяйства Калужской области к ФИО2 о возмещении материального ущерба,
установил:
министерство лесного хозяйства Калужской области обратилось в суд с иском к ФИО2 о возмещении материального ущерба, мотивируя свои требования тем, что 27.03.2013 между ЗАО «АгроИнвест» и ФИО2 заключен договор на заготовку древесины в хлыстах. Предметом указанного договора является выполнение работ по заготовке древесины в хлыстах в Подсоченском участковом лесничестве Мосальского района Калужской области ПСУ КО «Юхновского лесничества» квартал 50 выдел 48 на площади 3.0 га объемом 627,0 кв.м. Срок выполнения работ до 25.03.2014. Работа может быть выполнена досрочно.
Участковым лесничим государственного казенного учреждения Калужской области «Юхновское лесничество», находящегося в ведении Министерства, 18.09.2013 в результате осмотра лесосеки в квартале 50 выдел 47 Подсоченского участкового лесничества (категория защитности леса эксплуатационные) была обнаружена незаконная рубка леса. На рубку в квартале 59 выдел 47 разрешительных документов не было. Общий объем незаконный рубки составил 46 куб.м. Незаконно срублено 61 дерево: ель - 56 деревьев и осина - 5 деревьев. Ущерб от незаконной рубки леса составил 348 856 рублей.
Указанное лесонарушение совершено ФИО2, что подтверждается актом о лесонарушении № 3 от 18.09.2013. Согласно объяснениям ФИО2 им совершена завизирная рубка, о чем он сообщил участковому лесничему Подсоченского участкового лесничества ФИО3
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» расчет причиненного ФИО2 материального ущерба составляет 348 856 рублей.
Государственное казенное учреждение Калужской области «Юхновское лесничество» по факту незаконной рубки леса 25.09.2013 обратилось в межмуниципальный отдел МВД России «Юхновский». В возбуждении уголовного дела в отношении ФИО2 было отказано.
Государственное казенное учреждение Калужской области «Юхновское лесничество» 09.12.2013 направило ФИО2 извещение для добровольной уплаты ущерба в сумме 348 856 рублей, которое получено им 16.12.2013. В добровольном порядке причиненный ущерб ФИО2 не возмещен.
Просит суд взыскать с ФИО2 в пользу министерства лесного хозяйства Тульской области ущерб, причиненный лесам, в сумме 348 856 рублей.
В судебном заседании представитель истца министерства лесного хозяйства Калужской области по доверенности ФИО1 поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, настаивал на их удовлетворении. Пояснил, что не согласен с доводами ответчика ФИО4 о его невиновности в причинении материального ущерба, поскольку рубка леса возможна только после приемки лесной декларации, которая принимается только после нанесения визиров и их проверки лесничим, о чем составляется акт.овершаемой им рубкис древисины он рубки леса также подтверждается материалами проверки об отказе в возбуждении
Ответчик ФИО4 в судебном заседании доводы искового заявления признал частично, не отрицал, что он совершил незаконную рубку леса, но его вины в этом нет, поскольку он осуществлял рубку по визирам, ошибочно указанным лесничим, то есть при производстве заготовки древесины он добросовестно ошибался относительности правомерности совершаемой им рубки. Не согласен с размером материального ущерба, полагал его завышенным, готов выплатить причиненный ущерба в размере 6 000 рублей.
Выслушав мнение представителя истца министерства лесного хозяйства Калужской области по доверенности ФИО1, ответчика ФИО2, изучив письменные материалы дела, в том числе материал об отказе в возбуждении уголовного дела № 3468/217 по обращению ФИО1, суд находит исковые требования министерства лесного хозяйства Калужской области подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу статьей 9, 26, 29, 88 Лесного кодекса Российской Федерации основанием для использования лесов в целях заготовки древесины являются договор аренды лесного участка, проект освоения лесов, лесная декларация, которую арендатор обязан подавать ежегодно.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации, порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 № 337 утверждены Правила заготовки древесины, устанавливающие требования к заготовке древесины во всех лесных районах Российской Федерации.
В силу указанных Правил заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества (лесопарка) по видам целевого назначения лесов, категориям рубок.
В целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (лесосека), а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащей заготовке. При отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек, отмечаются деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок. Отвод и таксация лесосек на арендованных лесных участках обеспечиваются гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков. Данные отвода и таксации лесосеки (площадь и объем заготавливаемой древесины) служат основанием для заполнения приложения № 1 к лесной декларации.
Перечень лесонарушений, недопустимых при заготовке древесины, закреплен в пункте 8 Правил, а именно подпункт «б» пункта 8 названных Правил запрещает повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами лесосек.
В соответствии с частью 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно статье 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В пункте 16 Постановления от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства, без оформления документов, либо в объеме, превышающем разрешенный, либо за пределами лесосеки признается незаконной рубкой.
Судом установлено, что 27.03.2013 между ЗАО «АгроИнвест» и ФИО2 заключен договор на заготовку древесины в хлыстах. Предметом указанного договора является выполнение работ по заготовке древесины в хлыстах в Подсоченском участковом лесничестве Мосальского района Калужской области ПСУ КО «Юхновского лесничества» квартал 50 выдел 48 на площади 3.0 га объемом 627,0 кв.м.
17.09.2013 ФИО4 сообщил в Подсоченское участковое лесничество Мосальского района Калужской области ПСУ КО «Юхновского лесничества» о том, что им была произведена рубка деревьев за пределами лесосеки.
18.09.2013 в результате осмотра лесосеки в квартале 50 выдел 47 Подсоченского участкового лесничества (категория защитности леса эксплуатационные) участковым лесничим государственного казенного учреждения Калужской области «Юхновское лесничество», находящегося в ведении Министерства, была обнаружена незаконная рубка леса.
Согласно акту о лесонарушении № 3 от 18.09.2013, составленному участковым лесничим ГКУ Калужской области «Юхновское лесничество» ФИО3, лесонарушителем по факту незаконной рубки деревьев установлен ФИО2 На рубку в квартале 59 выдел 47 разрешительных документов не было. Общий объем незаконный рубки составил 46 куб.м. Незаконно срублено 61 дерево: ель - 56 деревьев и осина - 5 деревьев. Ущерб от незаконной рубки леса составил 346 524,59 руб.
Как следует из объяснения ФИО2, им совершена завизирная рубка, то есть за границами его делянки, поскольку границы делянки переносились несколько раз, он перепутал старые и новые границы, в результате чего рубка деревьев была произведена за пределами визирного столба.
Постановлением и.о. дознавателя (для обслуживания территории Мосальского района) МО МВД России «Юхновский» от 24.10.2013 отказано в возбуждении уголовного дела в отношении ФИО4 по п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ ввиду отсутствия в его действиях состава преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ.
Наряду с тем, что факт совершения незаконной рубки леса ответчиком ФИО4 не оспаривался в ходе судебного разбирательства, данный факт также подтверждается материалами проверки об отказе в возбуждении уголовного дела № 3468/217, а именно пояснениями заместителя директора ГКУ КО «Юхновское лесничество» ФИО1, генерального директора ЗАО «Агроинвест» ФИО5, лесничими ФИО3 и ФИО6
Так, согласно пояснениям заместителя директора ГКУ КО «Юхновское лесничество» ФИО1, 20.08.2009 был заключен договор № 157 аренды лесного участка между министерством природных ресурсов Калужской области и ЗАО «Агроинвест», в предмет аренды входил, в том числе, выдел 48 квартала 50 Подсосонского участкового лесничества. 25.03.2014 ЗАО «АгроИнвест» была подана лесная декларация № 14, в которой было заявлено, что по договору аренды лесного участка от 20.08.2009 № 157 с 05.04.2013 по 04.04.2014 используются леса, находящиеся в квартале 50 выдела 48 Подсосонского участкового лесничества для заготовки древесины в объеме 627 кубометров. 17.09.2013 ему позвонил лесничий Подсосонского участкового лесничества и сообщил, что выявил в квартале 50 выдела 47 Подсосонского участкового лесничества факт незаконной рубки.
Согласно пояснениям генерального директора ЗАО «Агроинвест» ФИО5, 27.03.2013 он заключил с ФИО2 договор на заготовку леса. Лесосеку для заготовки древесины он (ФИО5) отводил со своими рабочими и, поскольку были сомнения в исправности измерительного прибора «Буссоль», через некоторое время был привезен новый прибор и совместно с лесничими Подсосонского участкового лесничества ФИО3 и ФИО6 были перемерены границы лесосеки и были выявлены ошибки в отводе из-за неисправности прибора. После чего границы участка были изменены заново, отмерены и остолблены.
Из пояснений лесничих ФИО3 и ФИО6 следует, что 20.08.2009 был заключен договор № 157 аренды лесного участка между министерством природных ресурсов Калужской области и ЗАО «Агроинвест», в предмет аренды входил, в том числе, выдел 48 квартала 50 Подсосонского участкового лесничества. Вырубка данного участка проводилась с марта 2013 года. Перед вырубкой они совместно с генеральным директором ЗАО «Агроинвест» ФИО5 выехали на данный участок, который был в натуре ограничен визирами и деляночными столбами по углам участок под вырубку. Отвод лесосеки в рубку осуществлялся лесозаготовителем под их контролем.
09.12.2013 Государственное казенное учреждение Калужской области «Юхновское лесничество» направило ФИО2 извещение для добровольной уплаты ущерба в сумме 348 856 рублей.
Указанное извещение получено ФИО2 16.12.2013, что подтверждается почтовым уведомлением.
В добровольном порядке ущерб в сумме 348 856 рублей ФИО2 не возмещен, в связи с чем министерство лесного хозяйства Калужской области обратилось в суд в настоящим иском.
Министерство лесного хозяйства Калужской области осуществляет свою деятельность на основании Положения о министерстве лесного хозяйства Калужской области, утвержденного постановлением Губернатора Калужской области от 01.04.2011 № 107 «О министерстве лесного хозяйства Калужской области».
В соответствии с пунктом 1.1. Положения Министерство является органом исполнительной власти Калужской области и обладает исполнительно-распорядительными полномочиями, отнесенными к его ведению. Министерство является правопреемником министерства природных ресурсов Калужской области в части осуществления переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и полномочий Калужской области в данной сфере деятельности. Министерство полномочно предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах компетенции.
Истцом на основании Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 "О ставках платы за единицу лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», Постановления Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 №Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» произведен расчет причиненного ущерба, согласно которому материальный ущерб, причиненный лесам, составляет 348 856 рублей.
Проверив указанный расчет, суд полагает его неправильным исходя из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273 установлены: таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается; таксы для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается; методика исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства; таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам.
Приложением № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273 утверждены таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается.
Из пункта 1 данного приложения усматривается, что за незаконную рубку, выкапывание, уничтожение или повреждение до степени прекращения роста деревьев установлена ответственность в виде возмещения ущерба в 50-кратном размере стоимости древесины хвойных пород диаметром ствола 12 см и более и лиственных пород диаметром ствола 16 см и более, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 № 310 «О ставках платы за единицу лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» установлено, что все лесничества и лесопарки Калужской области относятся к Смоленскому лесопарковому району.
Указанным Постановлением Правительства установлены ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений в зависимости от лесопаркового района.
Согласно произведенному истцом расчету стоимость древесины (ель, осина) в количестве 61 дерева, незаконно вырубленных ответчиком ФИО4, с учетом их диаметра и размера составляет 6840,32 рублей ( ель – 118,08 рублей х 1,05 х 1,3 м = 161,18; осина – 12,96 рублей х 1,05 х 1,3м = 17,69 рублей; ель – 161,18 рублей х 42 куб.м = 6 769,56 рублей; осина – 17,69 рублей х 4 куб. м = 70,76 рублей; итого: 6 769,56 рублей + 70,76 рублей = 6840,32 рублей).
На основании Приложения № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273, предусматривающего ответственность за незаконную рубку, выкапывание, уничтожение или повреждение до степени прекращения роста деревьев, в виде возмещения ущерба в 50-кратном размере стоимости древесины хвойных пород диаметром ствола 12 см и более и лиственных пород диаметром ствола 16 см и более, исчисленную по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов ущерб причиненный лесным насаждениям незаконной рубкой леса составит 6 840,32 рублей х 50 = 342 016 рублей.
Согласно произведенному истцом расчету общий размер ущерба, причиненного ответчиком, составил 348 856 рублей, включающий 50-кратный размер стоимости древесины в размере 342 016 рублей и однократный размер стоимости вырубленной древесины в размере 6 840 рублей. Между тем, указанный расчет суд не может признать правильным, поскольку на основании него истец с ответчика просит взыскать фактически 51-кратный размер стоимости древесины, что противоречит вышеуказанным положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 № 273.
Суд полагает установленным, что на момент рассмотрения дела материальный ущерб, причиненный лесам ответчиком ФИО2, не возмещен.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, исходя из установленных по делу обстоятельств и приведенных выше норм материального права, суд полагает исковые требования министерства лесного хозяйства Калужской области к ФИО2 о возмещении материального ущерба подлежащими частичному удовлетворению.
В этой связи суд полагает возможным взыскать с ФИО4 в пользу истца министерства лесного хозяйства Калужской области 342 016 рублей.
Позиция ответчика ФИО4 об отсутствии его вины в совершении незаконной рубки леса, поскольку он осуществлял рубку по визирам, ошибочно указанным лесничим, и при производстве заготовки древесины он добросовестно ошибался относительности правомерности совершаемой им рубки, при установленных по делу обстоятельствах в их совокупности не влияет на обоснованность исковых требований. Кроме того, довод ответчика о несогласии с размером материального ущерба, не подтвержден соответствующими доказательствами.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказан.
Согласно статье 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истов или ответчиков.
С учетом изложенного, и исходя из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с ответчика в доход местного бюджета полежит взысканию государственная пошлина в размере 6 620,16 рублей.
Руководствуясь статьями 198, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования министерства лесного хозяйства Калужской области к ФИО2 о возмещении материального ущерба удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО2 в пользу министерства лесного хозяйства Калужской области материальный ущерб в размере 342 016 рублей (триста строк две тысячи шестнадцать).
Взыскать с ФИО2 в доход местного бюджета расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 620 (шесть тысяч шестьсот двадцать) рублей 16 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований министерству лесного хозяйства Калужской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий