ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1279/2021 от 21.04.2021 Уссурийского районного суда (Приморский край)

25RS0029-01-2021-000678-57

Дело № 2-1279/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 апреля 2021 года

Уссурийский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Сердюк Н.А.,

при секретаре Шупель Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к администрации Уссурийского городского округа о включении в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлении жилого помещения, взыскании судебных расходов, с участием третьих лиц: отдела опеки и попечительства администрации Михайловского муниципального района, Министерства образования Приморского края,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с иском, уточнив требования в ходе рассмотрения дела, о включении в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлении жилого помещения, взыскании судебных расходов, ссылаясь на то, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мать ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГ, отец в свидетельстве о рождении указан со слов матери. Постановлением XXXX администрации муниципального образования Михайловского района Приморского края от ДД.ММ.ГГ в отношении истицы учреждена опека, опекуном назначена ФИО3, проживающая по адресу: XXXX. Распоряжением XXXX-р территориального отдела опеки и попечительства по Михайловскому району Департамента образования и науки Приморского края от ДД.ММ.ГГФИО2ДД.ММ.ГГ года рождения принята на специализированный жилищный учет лиц, имеющих право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда Приморского края. С ДД.ММ.ГГ года истица фактически проживает в г.Уссурийке, ДД.ММ.ГГ заключен брак с ФИО4, истица зарегистрирована по месту пребывания по адресу: XXXX. По настоящее время жилое помещение истцу не предоставлено. Между тем ФИО2 имеет право на получение однократно по месту жительства на территории Уссурийского городского округа благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда Приморского края по договорам найма специализированных жилых помещений, просит иск удовлетворить, возместить судебные расходы в сумме 10490 рублей.

В судебном заседании представитель истицы на иске настаивал, указал что, истица фактически проживает в г.Уссурийске с ДД.ММ.ГГ года: училась, получала образование, создала семью. Поскольку ответчик ссылается в обоснование отказа в предоставлении жилого помещения на отсутствие её в списке в г.Уссурийске, истицей заявлено требование о включении в такой список, хотя список один на весь Приморский край. Законом предусмотрено право на обеспечение жилым помещением по месту жительства по достижению 18 лет, поэтому государство обязано предоставить жилое помещение истице в УГО. В ходе рассмотрения дела истица обратилась в администрацию УГО по вопросу её исключения по прежнему месту жительства из соответствующего списка в с.Михайловка и включении по месту жительства в соответствующий список в г.Уссурийске, на который ответчик ссылался в обоснование своих возражений как на основание предоставления жилого помещения на территории г.Уссурийска. Ответчик в свою очередь перенаправил данное заявление в администрацию Михайловского муниципального района Приморского края для исполнения, однако заявление оставлено без удовлетворения в связи с тем, что законодательством не предусмотрено исключение из списка в пределах одного субъекта РФ, переезд в г.Уссурийск не является переездом в другой субъект РФ, имеется пробел в законодательстве. Регистрация истицы в с.Михайловка не имеет уже значения для рассмотрения дела, поскольку истица была включена в соответствующий список, и ее право на получение жилья признано уполномоченным органом, кроме того, она проживает и временно зарегистрирована в г.Уссурийске, о чем органу опеки и попечительства по УГО было известно, вместе с тем при исполнении истице 18 лет, орган опеки и попечительства по УГО позвонил и направил её по вопросу постановки на учет и предоставления жилья в с.Михайловка. Истица обратилась в с.Михайловка и была включена в список детей-сирот. Поскольку истица переехала на другое место жительства в рамках одного субъекта РФ, законом предусмотрено предоставление жилья именно по месту жительства, на органы опеки возложена обязанность по контролю за такими лицами, то она приобрела право на получение жилья в Уссурийском городском округе. Судебные расходы должны быть взысканы именно с ответчика, поскольку орган опеки администрации УГО в свое время не проконтролировал постановку на учет истицы по месту жительства в г.Уссурийске, а сейчас администрация также отказывает во включении в список в г.Уссурийске, на который ссылается, соответственно отказывает и в предоставлении жилого помещения.

В судебном заседании ответчик не согласился с доводами истицы, представил письменный отзыв, пояснил, что истица принята на специализированный жилищный учет и включена в сводный список (№203) по муниципальному Михайловскому району и обязанность по предоставлению жилого помещения возникла у администрации Михайловского района с момента включения в сводный список. У администрации Уссурийского городского округа отсутствуют правовые основания для предоставления жилого помещения истице на территории Уссурийского городского округа, постановка на учет производится по месту регистрации, а обеспечение жильем - по месту учета. Смена места жительства истицы произошла в одном субъекте РФ, в связи с чем оснований для исключения из списка по прежнему месту жительства в с.Михайловка не имеется. Законодательством не предусмотрена возможность включения таких лиц в несколько списков по разным муниципальным образованиям. Законом предусмотрено предоставление жилья в регионе проживания, то есть на территории субъекта РФ – Приморского края. Ответчик не может предоставить жилое помещение истице, поскольку истица не включена в список именно в администрации УГО, администрацией УГО не издавалось распоряжение о включении её в сводный список, на основании которого впоследствии происходит финансирование, несмотря на наличие одного специализированного сводного списка на территории Приморского края. Формирование отдельных списков в муниципальных образованиях законом не предусмотрено, дети-сироты официально включаются в один сводный список, но есть порядок, согласно которому каждое муниципальное образование формирует свой список и подает его в уполномоченный орган субъекта РФ, который включает всех в специализированный сводный список. Если бы истица обратилась в администрацию УГО с заявлением о предоставлении жилого помещения, ей было бы отказано, поскольку она не включалась в список администрацией УГО.

Представитель отдела опеки и попечительства администрации Михайловского муниципального района в судебное заседание не явился, представил отзыв, согласно которому считает возможным включение ФИО2, проживающей в г.Уссурийске с 2010 года, в список по Уссурийскому городскому округу. Распоряжение о снятии лица с учета не выносилось, поскольку отсутствуют основания для исключения из сводного списка, предусмотренные законом. Подтвердил факт проживания истицы с 2010 г. по настоящее время в г.Уссурийске, в 2010 г. опекун вместе с несовершеннолетней истицей переехала на постоянное место жительства в г.Уссурийск и проживала по XXXX. Была снята с учета в органе опеки в феврале 2010 в связи с переездом опекуна с истицей в г.Уссурийск.

Представитель Министерства образования Приморского края в судебное заседание не явился, о дате слушания дела извещен надлежащим образом, возражения по существу требований истицы в суд не поступили.

Суд, выслушав представителей истца и ответчика, изучив материалы дела, исследовав доказательства, полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что ФИО2, ДД.ММ.ГГ года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мать ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГ, отец в свидетельстве о рождении указан со слов матери.

Постановлением XXXX администрации муниципального образования Михайловского района Приморского края от ДД.ММ.ГГ в отношении истицы учреждена опека, опекуном назначена ФИО3, проживающая по адресу: XXXX, пунктом 3 Постановления за ФИО2 сохранено право на жилую площадь по адресу: XXXX.

Постановлением Михайловского муниципального района Приморского края от ДД.ММ.ГГ пункт 3 постановления XXXX от ДД.ММ.ГГ о сохранении право на жилую площадь в Михайловском районе отменен.

Распоряжением XXXX-р территориального отдела опеки и попечительства по Михайловскому району Департамента образования и науки Приморского края от ДД.ММ.ГГФИО2ДД.ММ.ГГ года рождения принята на специализированный жилищный учет лиц, имеющих право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда Приморского края, сформированное учетное дело в отношении ФИО2 направлено в департамент образования и науки Приморского края для включения в сводный список на соответствующий год.

С ДД.ММ.ГГ года истица фактически проживает в г.Уссурийке, что подтверждено документально в полном объеме, в том числе справкой детской поликлиники о том, что истица наблюдалась с ДД.ММ.ГГ г. до 18 лет, справкой школы XXXX об обучении истицы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, справкой КГА ПОУ «XXXX» об очном обучении с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, справкой ФГБОУ ВО Приморская ГСХА об очной форме обучения истицы с ДД.ММ.ГГ, срок окончания – ДД.ММ.ГГ, свидетельством о заключении брака с ФИО4 в г.Уссурийске ДД.ММ.ГГ, свидетельством о регистрации по месту пребывания с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ по XXXX г.Уссурийске, отзывом представителя отдела опеки и попечительства администрации Михайловского муниципального района, не оспаривалось ответчиком, ответом органа опеки и попечительства администрации УГО о том, что истица состояла на учете в органе опеки и попечительства администрации УГО с ДД.ММ.ГГ до совершеннолетия в связи с переездом в г.Уссурийск опекуна с истицей на постоянное место жительства.

По достижении возраста 18 лет ФИО2 не была обеспечена жилым помещением.

В силу ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно пункту 3.1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:

1) предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 данной статьи;

2) утраты ими оснований, предусмотренных указанной статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации;

4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

5) смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Отдел опеки и попечительства администрации Михайловского муниципального района сообщает, что распоряжение о снятии ФИО2 с учета не выносилось, основания для снятия отсутствуют.

На основании п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания.

Ответчик, не оспаривая место жительства истца в г.Уссурийске, указывает, что ФИО2 зарегистрирована в Михайловском районе, по месту регистрации/жительства принята на специализированный жилищный учет и включена в сводный список по муниципальному Михайловскому району и именно там должна быть обеспечена жилым помещением как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обязанность по предоставлению жилья возникла с момента включения истицы в сводный список.

Из содержания ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

В "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГ, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

Из материалов дела видно, что истица с ДД.ММ.ГГ года непрерывно проживает на территории Уссурийского городского округа, её регистрация в Михайловском районе носит формальный характер, постановлением Михайловского муниципального района Приморского края от ДД.ММ.ГГ пункт о сохранении права на жилую площадь в Михайловском районе отменен, в связи с чем оснований для обеспечения её жильем на территории Михайловского района не имеется.

Заявление о включении в список подается в органы местного самоуправления по месту жительства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, что предусмотрено ч.4 ст. 6 Закона Приморского края от 24.12.2018 N 433-КЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края".

Статьей 6 Закона №433-КЗ предусмотрено следующее.

Органы опеки осуществляют контроль за своевременной подачей заявлений, указанных в ч. 3 настоящей статьи, и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список, предусмотренные порядком, установленным Правительством Российской Федерации (ч.5).

Порядок взаимодействия уполномоченного органа в области образования, органов местного самоуправления и органов опеки по включению в список или исключению из списка, порядок принятия решения о включении (об отказе во включении) в список, форма журнала регистрации заявлений о включении в список, а также форма журнала регистрации заявлений об исключении из списка по прежнему месту жительства и включении в список в Приморском крае по новому месту жительства, форма списка утверждаются уполномоченным органом в области образования.

Органы местного самоуправления ежегодно в срок до 1 марта текущего года проводят проверку сведений о наличии у лиц, включенных в список по соответствующему муниципальному образованию (за исключением лиц, в отношении которых в список внесена информация о наличии вступившего в законную силу судебного акта, обязывающего предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения), права собственности на жилое помещение, права пользования жилым помещением по договору социального найма жилого помещения или права пользования жилым помещением в качестве члена семьи нанимателя по договору социального найма жилого помещения.

Согласно п.8, 9 ст.6 указанного закона формирование списка осуществляется уполномоченным органом в области образования на основании распорядительных актов органов местного самоуправления.

Информация о включении лиц, указанных в статье 3 настоящего Закона, в список или об исключении из списка размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения уполномоченным органом в области образования не позднее следующего рабочего дня со дня включения в список или исключения из списка. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Таким образом, формирование списка производится Министерством образования Приморского края на основании распорядительных актов органов местного самоуправления и свидетельствует о признании уполномоченным органом права лиц, включенных в список, на получение специализированного жилого помещения по договору найма.

Таким образом, с момента включения в список истица приобрела право на получение жилья по месту своего жительства.

Согласно отзыву отдела опеки и попечительства администрации Михайловского муниципального района от ДД.ММ.ГГ истица состояла на учете органа опеки на территории Мхайловского муниципального района в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, снята с учета в связи с переездом по месту жительства опекуна в г.Уссурийск, где истица проживает по настоящее время и имеет в связи с этим право на получение жилого помещения по месту жительства в г.Уссурийске.

Как следует из ответа органа опеки и попечительства от ДД.ММ.ГГ, истица состояла на учете в территориальном отделе опеки и попечительства департамента образования и науки Приморского края по Уссурийскому городскому округу с ДД.ММ.ГГ – с момента переезда опекуна на постоянное место жительства в г.Уссурийск из Михайловского района. Истица не была включена в список на территории УГО, поскольку опекун с заявлением о включении в сводный список и принятии на специализированный учет не обращался, а истица, достигнув совершеннолетия, имела регистрацию и сохраняла право на жилую площадь в XXXX.

В судебном заседании представитель истицы указал, что когда истице исполнилось 18 лет, ей позвонил представитель органа опеки г.Уссурийска по спорному вопросу и направил в опеку Михайловского района для написания соответствующего заявления о включении в список в связи с наличием регистрации в с.Михайловка.

Такое заявление поступило в Михайловский муниципальный район ДД.ММ.ГГ от ФИО2, проживающей в г.Уссурийске, которая к заявлению приложила в том числе документы, подтверждающие проживание в г.Уссурийске.

В результате распоряжением XXXX-р территориального отдела опеки и попечительства по Михайловскому району Департамента образования и науки Приморского края от ДД.ММ.ГГФИО2 принята на специализированный жилищный учет лиц, имеющих право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда Приморского края, сформированное учетное дело в отношении ФИО2 направлено в департамент образования и науки Приморского края для включения в сводный список на соответствующий год, истица включена в сводный список под XXXX, что подтверждается в том числе сведениями органа опеки и попечительства администрации Михайловского муниципального района.

Распоряжение принято по результатам рассмотрения заявления и представленных документов ФИО2, при этом установлено, что последняя не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, не является собственником жилого помещения на территории Приморского края, само заявление адресовано директору департамента образования и науки Приморского края от ФИО2, проживающей в г.Уссурийске, без ссылки на привязку к Михайловскому муниципальному району, заявление рассмотрено по месту регистрации лица - XXXX, дата регистрации - ДД.ММ.ГГ.

Кроме того, учитывая возражения представителя ответчика в ходе рассмотрения дела, истица ДД.ММ.ГГ обратилась в администрацию Уссурийского городского округа с заявлением об исключении её из списка детей-сирот, обеспечивающихся жилыми помещениями на территории Михайловского муниципального района, и включении в список на территории Уссурийского городского округа.

Администрация УГО перенаправила данное заявление в администрацию Михайловского муниципального района для исполнения, однако последней было отказано, поскольку оснований для исключения из сводного списка, предусмотренных законом, в спорном случае не имеется.

Таким образом, заявление истицы в администрацию УГО фактически осталось без удовлетворения.

Как пояснил представитель администрации УГО, поскольку истица включена в сводный список на получение жилья не на основании распорядительного документа администрации Уссурийского городского округа, а на основании документа администрации Михайловского муниципального района, то даже при наличии заявления о предоставлении жилья на территории Уссурийского городского округа, подтверждении факта её проживания в Уссурийском городском округе жилое помещение не может быть предоставлено истице в г.Уссурийске.

При этом суд учитывает следующие противоречия в позиции уполномоченных органов: несмотря на то, что ответчик в судебном заседании подтверждал тот факт, что исключение из списка по предыдущему месту жительства и включение по новому в пределах одного субъекта РФ законом не предусмотрено, заявление истицы от ДД.ММ.ГГ об исключении из списка по прежнему месту жительства направил на исполнение в Михайловский муниципальный район. Администрация Михайловского муниципального района отказала истице в исключении из списка по прежнему месту жительства, а орган опеки и попечительства администрации указанного района согласился согласно письменному отзыву с включением истицы в списки УГО для предоставления жилья.

Анализируя вышеперечисленные документы и пояснения, учитывая, что законом установлен порядок взаимодействия уполномоченного органа в области образования, органов местного самоуправления и органов опеки по включению в список или исключению из списка, порядок принятия решения о включении в список, суд приходит к выводу о том, что компетентные органы, на которых лежит обязанность контроля своевременной и правильной подачи указанных заявлений, принятия мер по включению этих детей в список, предусмотренные порядком, установленным Правительством Российской, не осуществили возложенные на них Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" полномочия по принятию мер для реализации жилищных прав ФИО2 в соответствии с законом по месту её жительства.

Заявление о включении в соответствующий список подлежало рассмотрению компетентными органами по месту жительства заявителя, передача обращения по подведомственности не последовала.

Ссылка органа опеки и попечительства о сохранении у истицы права и регистрации на жилую площадь в с.Даниловка Михайловского района, является несостоятельной ввиду доказательств длительного фактического проживания в г.Уссурийске, в связи с чем истица и состояла на учете в органе опеки по месту жительства в г.Уссурийске, а также отсутствия права на жилую площадь в с.Даниловка, которое отменено соответствующим Постановлением Михайловского муниципального района Приморского края от ДД.ММ.ГГ. В силу изложенных обстоятельств оснований для направления истицы с заявлением о включении в сводный список в с.Михайловка не имелось.

При этом суд принимает во внимание, что предоставление жилых помещений детям-сиротам выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей указанной категории граждан в жилище, как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени ответственности за принятие уполномоченными органами решений о включении в список и предоставлении жилого помещения, иное могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах местного самоуправления лежит обязанность по организации и реализации порядка предоставления детям-сиротам жилых помещений.

Конституция Российской Федерации также исходит из признания и гарантирования самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) и определяет решение вопросов местного значения предметной сферой его деятельности (статья 130, часть 1), предполагая при этом связанность местного самоуправления требованиями Конституции Российской Федерации и законов (статья 15, части 1 и 2) и необходимость взаимодействия между органами местного самоуправления и органами государственной власти для наиболее эффективного решения общих задач, непосредственно связанных с вопросами местного значения. Наряду с этим допускается наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (статья 132, часть 2, Конституции Российской Федерации), а также иные формы участия органов местного самоуправления в осуществлении совместно с органами государственной власти функций государства на конкретной территории.

Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, конституционная природа местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению и ориентированной в том числе на выполнение задач социального государства, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципальных образований, обусловливает необходимость учета особенностей данной публичной власти; это предопределяет необходимость достижения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий, с одной стороны, и гарантированность гражданам соответствующих социальных прав, включая права, приобретенные на основании закона, независимо от того, на территории какого муниципального образования они проживают, - с другой (постановления от 11 ноября 2003 года N 16-П, от 15 мая 2006 года N 5-П, от 18 мая 2011 года N 9-П, от 5 июля 2017 года N 18-П и др.).

Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации должна учитываться и при выработке организационно-правового механизма государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, имея в виду сам характер такой поддержки как исходящей в силу Конституции Российской Федерации (статья 7, часть 2; статья 38, часть 1) от государства в целом, что предполагает обеспечение оптимального распределения полномочий по осуществлению соответствующих мер и несению связанных с этим финансовых обязательств между органами государственной власти, с одной стороны, и органами местного самоуправления - с другой.

Разрешая спор, руководствуясь положениями ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", исходя из того, что ФИО2 имеет право на предоставление по месту жительства жилого помещения, поскольку относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не является собственником жилого помещения либо нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, суд полагает необходимым обязать администрацию Уссурийского городского округа предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на условиях договора найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления, на территории Уссурийского городского округа.

Поскольку действительно законом не предусмотрена возможность исключения из списка по прежнему месту жительства и включение по новому месту жительства в пределах одного субъекта РФ, а в силу вышеизложенных норм закона в Приморском крае формируется один сводный список, в который истца согласно материалам дела и пояснениям сторон включена, формирование отдельных списков на территориях муниципальных образований законодательством не предусмотрено, что не оспаривалось ответчиком, то её требование о включении в сводный список по обеспечению жилыми помещениями на территории Уссурийского городского округа следует оставить без удовлетворения.

На основании ст. ст.98, 100 ГПК РФ с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию расходы по оплате юридических услуг в размере 10000 руб., госпошлины - 300 руб., копий документов - 190 руб., указанные расходы подтверждены документально и понесены в связи с защитой нарушенного права, суд, взыскивая расходы по оплате услуг представителя (юридических услуг) принимает во внимание объект судебной защиты и объем защищаемого права, категорию спора и уровень его сложности, качество оказанной услуги, фактически выполненный представителем истца объем работы при рассмотрении дела в суде, затраченное время на его рассмотрение - 2 судебных заседания, совокупность представленных сторонами в подтверждение своей правовой позиции документов и фактические результаты рассмотрения заявленных требований, и находит возможным присудить к взысканию в счет возмещения расходов по оплате услуг представителя 10000 рублей, что соответствует принципу разумности, балансу процессуальных прав и обязанностей сторон.

Довод ответчика о том, что его вины в непредоставлении жилого помещения истице в Уссурийском городском округе не имеется, в связи с чем и основания для взыскания судебных расходов отсутствуют, является необоснованным, опровергается установленными по делу обстоятельствами и материалами дела в полном объеме.

По изложенному, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию Уссурийского городского округа предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на условиях договора найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления, на территории Уссурийского городского округа.

Взыскать с администрации Уссурийского городского округа в пользу ФИО2 судебные расходы по оплате юридических услуг в размере 10000 руб., по оплате государственной пошлины в суд в размере 300 руб., почтовых расходов в размере 190 руб.

Исковое требование ФИО2 к администрации Уссурийского городского округа о включении в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Уссурийского городского округа, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.А.Сердюк

Решения в окончательной форме изготовлено 28.04.2021