ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-127/14 от 16.05.2014 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

  дело № 2-127/14

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 16 мая 2014г. г.Новосибирск

 Судья Центрального районного суда г. Новосибирска Витюк В.В., при секретаре Енчиновой А.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску гр.С.Г.А. к Администрации Н. района Н. области, Департаменту имущественных и земельных отношений Н. области о признании за истцом права на бесплатное однократное получение земельного участка в качестве многодетной семьи для индивидуального жилищного строительства, обязании ответчиков в солидарном порядке предоставить заявителю на указанном праве земельный участок с соблюдением очередности, согласно даты подачи заявления, признании незаконными всех решений Администрации Н. района Н. области, Департамента имущественных и земельных отношений Н. области о бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, принятые позднее 10.12.2011г.,

 установил:

 Гр.С.Г.А. обратилась с иском к Администрации Н. района Н. области о признании за истцом права на бесплатное однократное получение земельного участка в качестве многодетной семьи для индивидуального жилищного строительства, обязании ответчика предоставить заявителю на указанном праве земельный участок с соблюдением очередности, согласно даты подачи заявления, признании незаконными всех решений Администрации Н. района Н. области о бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, принятых позднее 10.12.2011г.

 Как указал в заявлении истец, а в судебном заседании она и ее представители, гр.С.Г.А. является многодетной матерью и, соответственно, относится к категории лиц (многодетные семьи), пользующихся правом на однократное бесплатное получение (предоставление) в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства на основании ст.15 Закона Новосибирской области от 14.04.2003г. № 108-ОЗ «Об использовании земель на территории Новосибирской области». Соответствующее заявление было подано в Администрацию Н. района Н. области 22.05.2008г., однако, указанное право не реализовано, земельный участок на указанном праве не предоставлен; ответом Администрации Н. района НСО от 23.06.2008г. № 5693/01-12 ей фактически отказано в реализации указанного права. В то же время ей, гр.С.Г.А., стало известно, что ее заявление от 2008г. теперь не имеет законной силы и ей следует вновь обращаться с подобным заявлением. Ей, гр.С.Г.А., также известно, что в конце 2011г.-начале 2012г. Администрацией Н. района НСО были выделены земельные участки, которые были получены лицами, подавшими заявления в декабре 2011г., в т.ч. а также лицами, подавшими заявления и ранее (до 10.12.2011г.). Подобное нарушает право граждан на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность, соответственно указанное ее, гр.С.Г.А., вышеуказанное право нарушено и подлежит судебной защите.

 Определением Центрального районного суда г. Новосибирска от 17.09.2013г. по ходатайству истца к участию в деле в качестве второго ответчика привлечен Департамент имущественных и земельных отношений Н. области, а также приняты уточненные требования иска, с учетом привлечения к участию в дело второго ответчика (л.д.28-29), а именно: признании за истцом права на бесплатное однократное получение земельного участка в качестве многодетной семьи для индивидуального жилищного строительства, обязании ответчиков в солидарном порядке предоставить заявителю на указанном праве земельный участок с соблюдением очередности, согласно даты подачи заявления, признании незаконными всех решений Администрации Н. района НСО, Департамента имущественных и земельных отношений Н. области о бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, принятые позднее 10.12.2011г.

 Департамент имущественных и земельных отношений Н. области, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыл, о причинах неявки не известил, ходатайств об отложении дела не заявил. С учетом вышеназванных обстоятельств, в соответствии со ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица, участвующего в деле.

 Ответчики исковые требования отзывами на них и в судебном заседании (Администрация Н. района НСО) не признали по основаниям в них приведенным; представитель Администрация Новосибирского района НСО, кроме того, заявил ходатайство о применении к требованиям иска срока исковой давности.

 Выслушав лиц, участвующих в деле, оценив доказательства, проверив доводы иска, суд полагает исковое заявление гр.С.Г.А. не подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

 Как установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, все фактические и юридически значимые действия, совершенные ответчиками, а также истцом в рамках спорного правоотношения на стадии его реализации, в т.ч. в его хронологическом порядке, соответствуют указанному в суде сторонами и имеет документальное подтверждение. Разногласия сторон касаются оценки действующего законодательства, определяющего порядок реализации права лица на бесплатное однократное получение земельного участка в качестве многодетной семьи для индивидуального жилищного строительства.

 В соответствии с п.1 ст.17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. В соответствии с п.1 ст.19 Конституции РФ все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В соответствии с п.1, 2 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

 Согласно п.2 ст.28 Земельного кодекса РФ представление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан, юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан, юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

 В соответствии со ст.15 Закона Новосибирской области «Об использовании земель на территории Новосибирской области» от 14.04.2003г. № 108-ОЗ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются бесплатно однократно в собственность граждан и юридических лиц в следующих случаях: если предоставление земельных участков осуществляется для индивидуального жилищного строительства, садоводства, дачного строительства, огородничества или ведения личного подсобного хозяйства: ветеранам боевых действий, если предоставление земельных участков, расположенных в сельских населенных пунктах, в собственность для индивидуального жилищного строительства, садоводства, дачного строительства, огородничества или ведения личного подсобного хозяйства осуществляется: семьям, имеющим детей-инвалидов, если предоставление земельных участков, расположенных в городских и сельских населенных пунктах муниципальных районов Новосибирской области, в собственность для индивидуального жилищного строительства, садоводства, огородничества или ведения личного подсобного хозяйства, животноводства, дачного строительства осуществляется: гражданам, имеющим трех и более детей (число детей на момент постановки на учет на бесплатное предоставление в собственность земельных участков).

 Федеральным законом от 14.06.2011г. № 138-ФЗ «О внесении изменений в ст.16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс РФ», п.2 ст.28 ЗК РФ был дополнен абзацем 2, согласно которому граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в т.ч. для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

 Законом Новосибирской области от 02.07.2009г. № 363-ОЗ Закон Новосибирской области от 14.04.2003г. № 108-ОЗ дополнен ст.15.1., а Законом Новосибирской области от

 07.11.2011г. № 142-ОЗ, внесены изменения в статью 15.1. Закона Новосибирской области от 14.04.2003г. № 108-ОЗ, а также введена новая статья 15.2. в указанный Закон НСО.

 Согласно ст.15.1 Закона Новосибирской области от 14 апреля 2003 года № 108-ОЗ (в редакции закона № 142-ОЗ) бесплатное предоставление в собственность граждан земельных участков из земель, находящихся в собственности области, в случаях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, статьями 15, 15.2 настоящего Закона, осуществляется без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

 Гражданин, имеющий право на бесплатное предоставление земельного участка, обращается в департамент с заявлением в письменной или электронной форме …, в котором указывается размер земельного участка, предполагаемое место его размещения и вид разрешенного использования земельного участка.

 Предоставление земельных участков гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков, осуществляется при наличии в собственности области, муниципальной собственности свободных земельных участков в порядке очередности поступления заявлений, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

 Бесплатное предоставление в собственность граждан земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность которых не разграничена, в случаях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, статьями 15, 15.2 настоящего Закона, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Согласно ст.15.2. указанного закона Новосибирской области, бесплатное предоставление в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков, расположенных в городских и сельских поселениях, за исключением городских округов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, для индивидуального жилищного строительства, садоводства, огородничества или ведения личного подсобного хозяйства, животноводства, дачного строительства осуществляется без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов.

 Порядок бесплатного предоставления в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков, расположенных в городских и сельских поселениях, за исключением городских округов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается Правительством Новосибирской области.

 В развитие принятых норм, Правительство Новосибирской области приняло постановление от 22.11.2011г. № 495-п «Об утверждении порядка бесплатного предоставления в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена».

 Согласно п.1 названного Порядка, настоящий Порядок определяет процедуру учета и рассмотрения заявлений граждан, имеющих трех и более детей, о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков и порядок предоставления им земельных участков в собственность на территории Новосибирской области для индивидуального жилищного строительства, садоводства, огородничества или ведения личного подсобного хозяйства, животноводства, дачного строительства.

 Граждане, имеющие трех и более детей, либо их представители, действующие по нотариально удостоверенной доверенности (далее - заявители), подают в Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области или администрацию муниципального района Новосибирской области (далее - уполномоченные органы), на территории которого предполагается получение земельного участка, заявление о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка (п.4).

 Рассмотрение заявления осуществляется в течение 30 дней со дня его регистрации в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка и включает проверку оснований для бесплатного предоставления земельного участка, в том числе путем направления запросов в соответствующие органы государственной власти, местного самоуправления и должностным лицам.

 По итогам рассмотрения заявления и приложенных к нему документов уполномоченным органом принимается одно из следующих решений: о постановке на учет гражданина, имеющего право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность; об отказе в постановке на учет (п.8).

 Тем самым, судом установлено, что гр.С.Г.А. является многодетной матерью и, соответственно, относится к категории лиц (многодетные семьи), пользующихся правом на однократное бесплатное получение (предоставление) в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства на основании ст.15 Закона Новосибирской области от 14.04.2003г. № 108-ОЗ «Об использовании земель на территории Новосибирской области». Заявление о предоставлении ей бесплатно земельного участка в собственность подано в Администрацию Н. района Н. области 22.05.2008г. Письмом от 23.06.2008г. № 5693/01-12 ей дан ответ, согласно которому наличие льготы, связанной с предоставлением земельного участка многодетной семье не предусматривает внеочередное его предоставление, а формирование земельных участков для индивидуального жилищного строительства в существующих границах населенных пунктов, расположенных вблизи г.Новосибирска, невозможно; расширение границ некоторых населенных пунктов возможно, но за счет земель, распоряжение которыми администрация района полномочий не имеет. Исходя из вышеуказанного, суд отмечает: а)   принципиальные изменения в законодательстве, на основании которого многодетные семьи были выделены в отдельную категорию лиц, имеющих право на бесплатное получение в собственность земельного участка, произошли в 2011г., в связи с принятием Федерального закона от 14.06.2011г. № 138-ФЗ «О внесении изменений в ст.16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс РФ», внесении изменений в ст.28 ЗК РФ, внесении Законом Новосибирской области от 07.11.2011г. № 142-ОЗ изменений в Закон Новосибирской области от 14.04.2003г. № 108-ОЗ «Об использовании земель на территории Новосибирской области» (в ст.15.1., введении новой статьи 15.2.), издании постановления Правительства Новосибирской области от 22.11.2011г. № 495-п «Об утверждении порядка бесплатного предоставления в собственность граждан, имеющих трех и более детей, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена», а также принятии постановления главы Новосибирского района Новосибирской области от 12.01.2012г. № 48, которым утвержден Порядок учета граждан, имеющих право на бесплатное однократное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства, дачного строительства, огородничества, животноводства, ведения личного подсобного хозяйства, расположенных в границах населенных пунктов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, который на многодетные семьи не распространялся, учет которых определен постановления Правительства Новосибирской области от 22.11.2011г. № 495-п (п.1), но которым было предусмотрено, что список лиц, обратившихся за предоставлением в собственность земельных участков включить в Реестр соответствующих заявлений, ведение которого поручалось постановлением Правительства Новосибирской области от 22.11.2011г. № 495-п (п.3) структурному подразделению администрации Новосибирского района НСО, однако, указанный список в Департамент ИиЗО НСО для включения в сводный реестр администрацией Н. района НСО направлен не был; предшествовавший указанному постановлению главы Н. района Н. области от 12.01.2012г. № 48 порядок рассмотрения подобных заявлений регулировался постановлением главы Новосибирского района Новосибирской области от 13.05.2010г. № 4665, ведение очередности граждан которым не предусматривалось; б)   ранее действовавшее законодательство (Закон Новосибирской области от 14.04.2003г. № 108-ОЗ «Об использовании земель на территории Новосибирской области» в редакции Закона Новосибирской области от 02.07.2009г. № 363-ОЗ) уже предполагало предоставление земельных участков в порядке очередности, но касалось земель, находящихся в собственности Н. области; при этом, порядок предполагал обращение с заявлениями в Департамент ИиЗО НСО, гр.С.Г.А. же обратилась с заявлением в администрацию Н. района Н. области, не полномочного распоряжаться землей, находящейся в собственности Н. области; в)   законодательство, распространившее свое действие и порядок в отношении всех земельных участков, расположенных на территории Новосибирской области, т.е. находящихся как в областной, так и муниципальной собственности, а также на земли, государственная собственность на которую не разграничена, введено в практическую деятельность как государственных органов НСО, так и органов местного самоуправления, в части многодетных семей, постановлением Правительства Н. области от 22.11.2011г. № 495-п. При этом, в силу п.1 ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства обратной силы не имеют и применяются к отношениям, возникшим после их введения в действие, а действие закона распространяется на отношения, возникшие до введение его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом; закону Н. области от 07.11.2011г. № 142-ОЗ, постановлению Правительства Н. области от 22.11.2011г. № 495-п при их принятии и введении в действие обратная сила не придана, в силу чего ни у Администрации Н. района Н. области, ни у Департамента ИиЗО Новосибирской области не было оснований для применения к заявлению С..Г.А. порядка, установленного в 2011г., а также правовых правомочий для его повторного рассмотрения, т.е. фактически для ревизии ранее принятого по нему решения в 2008г.

 В свете изложенного, суд не устанавливает, что в действиях администрации Н. района Н. области имело место нарушение прав заявителя и существуют доказательства его оспаривания как такового (права многодетной семьи на бесплатное однократное получение земельного участка) со стороны указанного ответчика, поскольку имевший место отказ был обусловлен иными причинами, не связанными с непризнанием Администрацией Н. района Н. области указанного права, с учетом того, что в общем-то гр.С.Г.А. обратилась с заявлением не по назначению; в связи с указанным ненарушенное право защите не подлежит, срок исковой давности защиты которого к моменту обращения с иском в суд, истек и это следует признать, поскольку о нарушенном праве заявитель бесспорно должен был узнать из ответа Администрации Н. района Н. области на свое заявление. Незнание законодательства и/или его неправильное толкование либо уяснение как истцом, так и иными лицами (в т.ч. государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами и пр.), обстоятельством для исчисления начала течения срока исковой давности с иного момента (кроме, названного в законе: со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права), служить не может.

 Далее, отсутствие нарушенного права как и истечение сроков на его защиту, не предполагает его защиту, поэтому не подлежат удовлетворению требования, основанные на последствиях, связанных с его восстановлением (в случае наличия нарушения) - обязании ответчиков в солидарном порядке предоставить заявителю на указанном праве земельный участок с соблюдением очередности, согласно даты подачи заявления; при этом истец так и не указал на какой норме права предусмотрен для данного случая солидарный вид ответственности.

 Требование о признании незаконными всех решений Администрации Н. района Н. области, Департамента имущественных и земельных отношений Н. области о бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, принятые позднее 10.12.2011г. свидетельствует не более чем о злоупотреблении истцом своим правом, когда личный интерес поставлен выше интереса иных лиц, которые получили земельные участки в установленном порядке и решения о предоставлении их им незаконными никем не признаны и в указанном контексте нарушает ч.2 ст.17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

 Иные доводы и доказательства существенного значения для спора не имеют, в частности, переписка государственных органов Н. области с НОООМС «Надежда», НП «Развитие», поскольку указанные отношения к спору не относимы ни по предмету, ни по субъектному составу.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

   Исковые  требования  гр.С.Г.А. к Администрации Н. района Н. области, Департаменту имущественных и земельных отношений Н. области о признании за истцом права на бесплатное однократное получение земельного участка в качестве многодетной семьи для индивидуального жилищного строительства, обязании ответчиков в солидарном порядке предоставить заявителю на указанном праве земельный участок с соблюдением очередности, согласно даты подачи заявления, признании незаконными всех решений Администрации Н. района Н. области, Департамента имущественных и земельных отношений Новосибирской области о бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, принятые позднее 10.12.2011г., оставить без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Новосибирска.

 Судья Витюк В.В.

 Решение в окончательной форме изготовлено 16.05.2014г.