ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-127/18 от 11.05.2018 Тандинского районного суда (Республика Тыва)

Гражданское дело № 2- 127/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

село Бай-Хаак 11 мая 2018 года

Тандинский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Бадыраа Ш.Х.,

при секретаре Кужугет А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 в интересах несовершеннолетней ОКА к Администрации Тандинского кожууна Республики Тыва об обязании обеспечить место в дошкольном образовательном учреждении,

у с т а н о в и л:

ФИО1 в интересах несовершеннолетней ОКА обратилась в суд с иском к Администрации Тандинского кожууна об обязании предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении с. Бай-Хаак Тандинского района, указав, что ее ребенок поставлен ДД.ММ.ГГГГ на очередь для направления в муниципальное дошкольное образовательное учреждение под номером 153, и ей так и не предоставили место в детском саду, тем самым полагает, что ответчиком нарушены права ребенка на получение дошкольного образования. Просит обязать ответчика предоставить её ребенку доступ к дошкольному образованию путем предоставления места в детском садике с. Бай-Хаак в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала и пояснила, что ребенку матери-одиночке должны предоставить место в детском саду, также она работает в Росреестре по Тандинскому району, осуществляет свою деятельность на территории Тандинского района. Все документы, в том числе справку о рождении ребенка, она подавала через МФЦ. Опись поданных документов из МФЦ она не получала. Она думала, что все документы уже предоставила. При приеме в дошкольное учреждение ограничений по возрасту ребенка не имеется, ее ребенку 1 год 9 месяцев.

Представитель ответчика - Администрации Тандинского кожууна на судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении дела не направлял, в связи с чем суд рассматривает дело в отсутствие ответчика на основании ст.167 ГПК РФ.

Представитель третьего лица – Управления образования Администрации Тандинского кожууна РЭК, действующая по доверенности, исковые требования ФИО1 не признала и пояснила, что поступление ребенка в группы детских садов возможно только в порядке, установленном органами местного самоуправления и в порядке очередности. При подаче документов на учет ребенка для зачисления в детский сад ФИО1 не были предоставлены документы о том, что она является матерью-одиночкой, поэтому ребенок ОКА состоит в общей очереди. ФИО1 поставлен на учет как лицо, не относящееся к лицам, имеющим право на внеочередное или первоочередное получение мест в дошкольном образовательном учреждении. Комплектация детей в садик проводится по мере освобождения мест. В настоящее время садик с. Бай-Хаак укомплектован полностью, даже превышает норму.

Выслушав пояснения истца, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статьи 7 и 43).

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ).

В соответствии со статьей 5 названного Закона право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, а также гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в том числе дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (статья 9 Федерального закона N 273-ФЗ), получение дошкольного образования в образовательных организациях и правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (части 1 и 2 статьи 67 этого же Закона).

Федеральный законодатель установил, что правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация, в приеме в которую может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В таком случае родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию вправе обращаться в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (части 3 и 4 названной выше статьи).

Согласно положению статьи 3 Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ, вступила в силу для СССР ДД.ММ.ГГГГ) во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Согласно свидетельству о рождении от ДД.ММ.ГГГГОКА родилась ДД.ММ.ГГГГ в с. <адрес>, отцом указан ОАА, матерью ФИО1 .

Как указано истцом и установлено судом, ФИО1 в Управление образования Администрации Тандинского кожууна через МФЦ ДД.ММ.ГГГГ подано заявление о постановке на учет для зачисления в МБДОУ детский сад «Золотой ключик» с. <адрес> Тандинского кожууна, ОКА преимущественного права на зачисление в дошкольное образовательное учреждение не имеет.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем председателя по социальной политике Администрации Тандинского кожууна ХЛН на заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ об устройстве в детский сад ее дочери ОКА, дан ответ о том, что Администрация кожууна не может регулировать вопрос очередности, так как доступ к электронной очереди имеет специалист методического кабинета дошкольного образования. Ребенок не входит в число льготной категории, соответствующих документов не предоставлено.

Из ответа на заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного и.о. начальника Управления образования Администрации Тандинского кожууна СЧТ от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ОКА состоит по АИС «Комплектование ДОУ» от ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГОКА состоит в общей очереди под номером 153, среди детей ДД.ММ.ГГГГ года рождения под номером 58. Заявление ФИО1 об устройстве ее ребенка в детский сад не подлежит удовлетворению, поскольку ребенок не попадает в число детей льготной категории. Набор детей первой половины 2016 года будет производиться в сентябре 2018 года.

В судебном заседании допрошенная в качестве свидетеля – заведующая МБДОУ детский сад «Золотой ключик» с. Бай-Хаак ОВТ пояснила, что комплектование детей в садик происходит через электронную очередь, которая осуществляется Управлением образования администрации Тандинского района. Согласно уставу в детском саду предусмотрено 250 мест, фактически на сегодняшний день 293 ребенка. На следующий учебный год набирают 114 детей, а выпускают только 40 детей. В садик принимают детей с двух полных лет и до семи лет. В учреждении детей ДД.ММ.ГГГГ года рождения нет, самая младшая группа – это дети, родившиеся во второй половине 2015 года.

Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относится к вопросам местного значения муниципального образования.

В соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Из п.11 ч.1 ст. 8 Устава муниципального района Тандинский кожуун РТ к вопросам местного значения относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным Общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.

В соответствии с пп. 6 и 7 п.2.3 Устава МКУ Управление образования Администрации Тандинского кожууна РТ задачами Управления является осуществление в пределах своих полномочий учета детей, подлежащих обучению по общеобразовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего образования…

Обеспечение в пределах своих полномочий эффективного функционирования и развития системы образования на подведомственной территории, участие в пределах своих полномочий в разработке и реализации программ в сфере образования.

Из ст. 67 ФЗ «Об образовании в РФ» следует, что в первоочередном порядке предоставляются места в указанных образовательных организациях детям одиноких матерей (в свидетельстве о рождении ребенка отсутствует запись об отце или предоставлена справка из органа записи актов гражданского состояния о том, что запись об отце внесена по указанию матери) (Поручение Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N Пр-1227).

Как следует из свидетельства о рождении ОКА, отцом указан ОАА.

Также истцом суду предоставлена справка о рождении формы ОКА, выданного руководителем органа ЗАГС в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, где указано, что сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.

Ребенку истца на момент рассмотрения дела исполняется 1 год 9 месяцев, состоит в общей очереди.

При постановке на учет законным представителем ребенка ФИО1 не было доведено до Управления образования сведения о том, что ребенок имеет право на первоочередное определение в муниципальное дошкольное образовательное учреждение, в связи, с чем нарушений прав ребенка со стороны ответчика не допущено.

В данном случае, учитывая возраст ребенка, места в общей очереди, предоставление места ребенку истца повлечет нарушение прав других детей, имеющих право на получение места в дошкольном образовательном учреждении (далее ДОУ) во внеочередном порядке или очередь которых наступила в первоочередном порядке.

Как пояснили представитель третьего лица и свидетель ОВТ. в детском саду «Золотой ключик» недостаточно мест для обеспечения всех нуждающихся, находятся дети сверх нормы.

Таким образом, учитывая то, что ребенок поставлен на учет с соблюдением требований законодательства, на момент постановки на учет ответчику не было известно, что ОКА является ребенком матери-одиночки, документов, подтверждающих право на первоочередное определение в ДОУ, истец не представляла, суду предоставлена справка формы датированная ДД.ММ.ГГГГ, то есть после ее обращений в Управление образования и Администрацию кожууна, принимая во внимание отсутствия в детском саде «Золотой ключик» с. Бай-Хаак свободных мест, суд считает, что требования истца об обязывании предоставить место ребенку в дошкольном образовательном учреждении с. Бай-Хаак подлежит оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления ФИО1 в интересах несовершеннолетней ОКА к Администрации Тандинского кожууна об обязании обеспечить место ребенку в дошкольном образовательном учреждении с. Бай-Хаак Тандинского района отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва через Тандинский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 16 мая 2018 года.

Судья Ш.Х. Бадыраа