ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-127/18 от 24.04.2018 Андроповского районного суда (Ставропольский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 апреля 2018 года село Курсавка

Андроповский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Куцурова П.О.

при секретаре Сафоновой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Андроповского районного суда гражданское дело по иску Кривенко О.В., Кривенко В.Н., Кривенко И.В., Белай А.И., Хмелева М.Ю., Хмелева В.А., Хмелева А.И. и Хмелева И.А. к администрации муниципального образования Курсавского сельсовета Андроповского района о признании многоквартирного дома, домом блокированной жилой застройки и исключении его из региональной программы.

УСТАНОВИЛ:

Определениями Андроповского районного суда от 29 марта 2018 года и 12 апреля 2018 года к участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные исковые требования относительно предмета спора привлечены Некоммерческая организация Ставропольского края "Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов", а также Министерство ЖКХ по Ставропольскому краю.

В обоснование заявленных требований истцы указали, что им на праве собственности принадлежат квартиры и земельные участки под ними, расположенные в многоквартирном жилом доме, по <адрес>. На основании постановления администрации муниципального образования Курсавского сельсовета Андроповского района от 05 ноября 2014 года № 352 их многоквартирный дом включен в региональную программу "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, на 2014 - 2043 годы". Между тем, по их мнению, указанный многоквартирный жилой дом был необоснованно включен в программу, поскольку по существу он являлся домом блокированной жилой застройки. Так, указанный дом разделен на три квартиры, каждая из которых имеет собственные подъезд к дому, двор, земельный участок, а также коммуникации. Дом не имеет помещений и территорий общего пользования, а также выходов к ним. Общим является только общая стена, соединяющая квартиры, между собой и крыша. Факт того, что спорный дом в действительности является домом блокированной застройки, также подтвержден актом его обследования составленных ответчиком. В целях изменения правового режима многоквартирного дома на дом блокированной жилой застройки они обратились к ответчику с соответствующим заявлением, однако в этом им было отказано и рекомендовано обратится в суд. С учетом невозможности разрешения данного спора во внесудебном порядке, истцы обратились в суд с настоящим иском в котором просили признать многоквартирный жилой дом, расположенный по <адрес>, домом блокированной жилой застройки и исключить его из региональной программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории

Ставропольского края, на 2014 - 2043 годы" утвержденной Постановлением Правительства Ставропольского края от 29 мая 2014 года № 225-п.

В ходе судебного заседания представители истца Хмелева М.Ю., - Дьяченко А.А. и Смирнова Ю.Ю. поддержали заявленные исковые требования и просили суд удовлетворить их в полном объеме.

Истцы Кривенко О.В., Кривенко В.Н., Кривенко И.В., Белай А.И., Хмелева М.Ю., Хмелев В.А., Хмелев А.И. и Хмелев И.А. в судебное заседание не явились, представив при этом ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель ответчика администрации Курсавского сельсовета

Андроповского района Шейранова Л.Е. с заявленными требованиями согласилась и не возражала против их удовлетворения.

В судебное заседание представитель третьего лица НС СК "Фонд капитального ремонта" Кривенко Ю.С. не явился, представив при этом ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица Министерства ЖКХ по Ставропольскому краю в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки не известны, ходатайства о рассмотрении дела в его отсутствие в суд также не поступало.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, проверив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к убеждению о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, подтверждается выписками из ЕГРН от 15 и 16 марта 2018 года, и свидетельствами о государственной регистрации права, что истцам Кривенко В.Н., Кривенко И.В., Кривенко М.В. и Кривенко О.В. принадлежит на праве общей долевой собственности по !4 доли в праве каждому, <адрес> земельный участок /кадастровый /, общей площадью 795 кв.м., расположенные по <адрес>.

Истцу Белай А.И.<адрес> земельный участок /кадастровый / общей площадью 734 кв.м., а истцам Хмелева И.А., Хмелева М.Ю., Хмелева В.А., Хмелева А.И. по % доли в праве общей долевой собственности каждому, <адрес>, расположенная в указанном доме. Кроме того, Хмелева А.И. принадлежит на праве собственности земельный участок, общей площадью 0.07 га., расположенный по адресу: <адрес>.

Частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, на которых осуществляется формирование фондов капитального ремонта, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со статьей 191 настоящего Кодекса, а также кредитные и /или/ иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта/часть 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации/.

Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора /часть 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации/.

В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы /часть 7 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации/.

В судебном заседании установлено, что в связи с не реализацией истцами права на выбор способа формирования фонда капитального ремонта, постановлением администрации муниципального образования Курсавского сельсовета Андроповского района от 05 ноября 2014 года № 352, их многоквартирный дом был включен в перечень домов, в отношении которых фонд капитального ремонта формируется на счете регионального оператора.

Согласно частям 2, 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит легального определения понятия многоквартирного дома. Указанное понятие раскрыто в пункте 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, согласно которому многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

В силу статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме относятся: 1)помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование /технические подвалы/; 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально- бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование /в том числе конструкции и /или/ иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме/, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации под жилыми домами блокированной застройки понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену /общие стены/ без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования, в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации разновидностью многоквартирного дома признается дом, с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок- секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, в случае, если строительство или реконструкция таких многоквартирных домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

Как следует из пункта 1.1г Приложения Б СП 54.13330.2011 "Здания жилые многоквартирные" /утвержденных приказом Минрегиона Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 789/, блокированный жилой дом /дом жилой блокированной застройки/ здание, состоящее из двух квартир и более, каждая из которых имеет непосредственно выход на приквартирный участок, в том числе при расположении ее выше первого этажа. Блокированный тип многоквартирного дома может иметь объемно-планировочные решения, когда один или несколько уровней одной квартиры располагаются над помещениями другой квартиры или, когда автономные жилые блоки имеют общие выходы, чердаки, подполья, шахты коммуникаций, инженерные системы. Свод правил не распространяется на блокированные жилые дома, состоящие из автономных блоков, которые проектируют и строят в соответствии с требованиями СНиП 31-02-2001.

В пункте 3.2 СП 55.13330.2016. Свод правил. "Дома жилые одноквартирные. СНиП 31-02-2001" /утвержден и введен в действие Приказом Минстроя России от 20 октября 2016 года № 725/пр/ блок жилой автономный определяется, как жилой блок, имеющий самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям, не имеющий общих с соседними жилыми блоками чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над или под другими жилыми блоками.

Пунктом 3.3 указанного Свода правил установлено, что блокированная застройка домами жилыми одноквартирными: застройка, включающая в себя два и более пристроенных друг к другу дома, каждый из которых имеет непосредственный выход на отдельный приквартирный участок.

В пункте 11 СНиП 31-02-2001 "Дома жилые одноквартирные" установлено, что настоящий свод правил распространяется жилые одноквартирные дома с количеством наземных этажей не более чем три, отдельно стоящих или блокированной застройки. Блокированные дома, не отвечающие этим условиям, проектируют и строят в соответствии с требованиями СП 54.13330.2011.

Таким образом, федеральный законодатель прямо определил, что жилые дома блокированной застройки не относятся к многоквартирным.

При этом исходя из содержания названных выше норм в их во взаимосвязи с положениями статей 16 и 36 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что существенным признаком, отличающим многоквартирный дом от блокированного жилого дома, состоящего из нескольких квартир /домов, блоков/, является наличие в многоквартирном доме помещений и территорий общего пользования, самостоятельных выходов к ним, общего земельного участка и выхода к нему, а также общих инженерных коммуникаций.

Наличие только общих стен и крыши не является достаточным критерием, распространяющим правовой режим многоквартирного жилого дома на жилые дома блокированной застройки.

Как установлено в судебном заседании, следует из технических паспортов, объяснений истцов и представителя администрации села Курсавка Овчаренко В.П., что спорные квартиры предоставляют собой три изолированных друг от друга одноэтажных жилых помещения, расположенных на трех разных земельных участках, предназначенных для проживания одной семьи, соединенных между собой общей стеной, без проемов между ними и имеющих общую крышу. Каждое жилое помещение имеет самостоятельный выход только на свой приквартирный земельный участок, а также самостоятельные инженерные коммуникации /электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения/. Помещений и территорий общего пользования, общего земельного участка, а также выходов к ним из квартир истцов не имеется.

Из акта обследования многоквартирного жилого дома от 24 апреля 2018 года составленного комиссией администрации муниципального образования Курсавского сельсовета <адрес>, следует, что многоквартирный дом,

расположенный по <адрес> является домом блокированной жилой застройки.

Таким образом, технические и конструктивные элементы многоквартирного жилого дома, расположенного по <адрес>, указывают на то, что он не является многоквартирным, а по существу представляет собой дом блокированной жилой застройки, состоящий из трех автономных жилых помещения /домов, блоков/, а потому на данный объект не может быть распространен правовой режим многоквартирного жилого дома.

При таких обстоятельствах суд признает указанный выше многоквартирный жилой дом, домом блокированной жилой застройки, и удовлетворяет в этой части заявленные исковые требования.

Учитывая, что настоящим решением спорный дом, признан домом блокированной жилой застройки, который в силу приведенных выше норм не является многоквартирным, в связи с чем взносы на его капитальный ремонт в соответствии со статьями 169 - 170 Жилищного кодекса Российской Федерации внесению не подлежат, то он подлежит исключению из региональной программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, на 2014-2043 годы" утвержденной Постановлением

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, а требования истцов в этой части удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кривенко О.В., Кривенко В.Н., Кривенко И.В., Белай А.И., Хмелева М.Ю., Хмелева В.А., Хмелева А.И. и Хмелева И.А. к администрации муниципального образования Курсавского сельсовета Андроповского района о признании многоквартирного дома, домом блокированной жилой застройки и исключении его из региональной программы - удовлетворить

Признать многоквартирный жилой дом, расположенный по <адрес> - домом блокированной жилой застройки.

Исключить многоквартирный жилой дом, расположенный по <адрес> из региональной программы "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ставропольского края, на 2014 - 2043 годы" утвержденной Постановлением Правительства Ставропольского края от 29 мая 2014 года -п.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Андроповский районный суд.

Судья П.О. Куцуров