ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-127/20 от 25.02.2020 Пластского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-127/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 февраля 2020 года г. Пласт

Пластский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего – судьи Суриной Е.А.

при секретаре Барковской Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ТРУШКОВОЙ Екатерины Михайловны к администрации Пластовского муниципального района Челябинской области о признании незаконным постановления главы администрации Пластовского муниципального района Челябинской области, возложении обязанности включить семью в состав участников подпрограммы,

установил:

Трушкова Е.М. обратилась в суд с иском к администрации Пластовского муниципального района Челябинской области о признании незаконным постановления главы администрации Пластовского муниципального района Челябинской области от 15 января 2020 года о внесении изменений в постановление главы Пластовского муниципального района от 03 июля 2018 года , возложении обязанности включить семью в состав участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» с момента обращения в жилищную комиссию - с 10 октября 2017 года.

В обоснование заявленных требований указала, что ее семья состоит из 4 человек: ее, мужа Т.Н.В., дочерей Б.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и Т.Д.Н., 22.11.2016 года рождения. 10.10.2017 года она обратилась в Администрацию Пластовского муниципального района с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и о включении ее семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», приложив к заявлению необходимые документы. По результатам рассмотрения ее заявления было принято Постановление Администрации Пластовского муниципального района №551 от 03.07.2018 «О принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий». В пункте 3 указанного постановления было указано: «Семью Трушковой Екатерины Михайловны, состав семьи 4 человека, включить в состав участников подпрограммы «оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий». Ранее, на протяжении периода с момента подачи мною заявления 10.10.2017 года и до вынесения указанного постановления 03.07.2018 года официально отказа в участии в подпрограмме не было. Постановление Главы г.Пласта об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий - не выносилось, а если и выносилось, то мне не вручалось.

Таким образом, она обоснованно полагала, что моя семья включена в состав участников подпрограммы «Молодая семья» с момента подачи мною заявления, то есть с 10.10.2017 года. Однако, с 15.01.2020 года было вынесено Постановление Администрации Пластовского муниципального района №14 «О внесении изменений в Постановление Администрации Пластовского района от 03.07.2018 года № 817», которым изменен пункт 3 Постановления Администрации Пластовского муниципального района №551, а именно ее семья поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не с момента подачи мною заявления (10.10.2017 г.), а с 28.05.2018 г.. Это означает, что в электронной очереди на получение жилья мы значительно отодвинуты назад, а люди, которые подали заявления позднее нас, стали в очереди впереди нас. Для ее семьи это обстоятельство особенно актуально, поскольку в 2020 году ее муж Т.Н.В. достигнет возраста 35 лет, семья из-за этого потеряет статус «молодой» и их снимут с очереди. Поэтому для нее принципиально состоять на учете в качестве участников жилищной подпрограммы именно с 10.10.2017 года и не позднее. Как оказалось, после подачи ею 10.10.2017 года заявления в жилищную комиссию, спустя 6 дней (16.10.2017 г.) их семья была признана неплатежеспособной, что фактически является отказом в принятии нашей семьи в число участников подпрограммы. Однако до нее это решение не довели, лишив права своевременно обжаловать его или предоставить своевременно новые доказательства, подтверждающие платежеспособность семьи. И только спустя 7 месяцев ответчик изменил свое мнение: 28.05.2018 года семья была признана платежеспособной. Но эти 7 месяцев нахождения в очереди они потеряли. В очереди их восстановили не с 10.10.2017 года, а с 28.07.2018 года. Полагает, что Постановление Администрации Пластовского муниципального района №14 от 15.01.2020 года, которым они сдвигаются в очереди на 7 месяцев назад, является незаконным и нарушает ее права на скорейшее получение жилищной субсидии по подпрограмме «обеспечение жильём молодых семей». Доводы следующие: 10 октября 2017 года она подала заявление об участие в жилищной подпрограмме и вправе была получить от Администрации ПМР своевременно ответ на свое обращение. Если бы решение о признании ее семьи неплатежеспособной от 16.10.2017 года было ей в этот же день вручено, то она имела бы возможность незамедлительно предоставить дополнительные доказательства платежеспособности ее семьи. В этом случае семья осталась бы в очереди от 10.10.2017 г. Однако до нее проблема платежеспособности была доведена со значительным опозданием. В результате этого документы, подтверждающие платежеспособность ее семьи, были ею представлены в администрацию ПМР только в мае 2018 года. Платежеспособной ее семья была признана только 28.05.2018 года, но не по ее вине, а по причине несвоевременного уведомления об отказе в участии в подпрограмме «молодая семья» сотрудниками Администрации. Полагает, что оснований для того, чтобы сдвинуть их в очереди с 10.10.2017 года на 28.07.2018 год нет, поскольку ее вины в том, что документы о платежеспособности семьи они представили в администрацию не сразу в 2017 году, а значительно позднее - в 2018 году, нет. Право ее семьи быть участниками подпрограммы «молодая семья» закреплено Постановлением Администрации Пластовского муниципального района №551 от 03.07.2018 года, которое не оспаривается, однако оснований менять дату, с которой они состоят на учете, на более позднюю - не имеется.

Истец Трушкова Е.М. в судебном заседании иск поддержала по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика - администрации Пластовского муниципального района Челябинской области Михайлов А.В., действующий на основании доверенности от 09 августа 2019 г № 35 (л.д. 58) против удовлетворения исковых требований возражал, пояснив, что обжалуемое постановление вынесено правомерно, поскольку при включении семьи в состав участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» ошибочно не была указана дата, с которой семья подлежала включению в состав участников. Позднее данная ошибка была выявлена сотрудниками администрации и устранена путем вынесения постановления от 15 января 2020 года о внесении изменений в постановление от 03.07.2018 г. в части указания даты включения семьи в состав участников подпрограммы. Включить семью в состав участников подпрограммы с момента обращения, то есть с 10 октября 2017 года невозможно, поскольку на тот момент семья была признана неплатежеспособной.

Кроме того, в настоящее время из областного бюджета на реализацию мероприятия подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» выделены дополнительные денежные средства, в связи с чем семья Трушковой Е.М. включена в список молодых семей-участников подпрограммы.

Третье лицо Трушков Н.В. в судебном заседании иск поддержал.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно положений подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2014 - 2020 годы», федеральный законодатель, предусматривая оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат (разделы 1, 2, 3, 6), одновременно установил правила предоставления, а также использования таких выплат (приложение № 4 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2014 - 2020 годы).

Согласно приведенным Правилам участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пункт 6).

Постановлением Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 года № 349-П утверждена государственная программа Челябинской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации» в Челябинской области на 2014 - 2020 годы.

Указанная программа включает в себя подпрограмму «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», целью которой является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (Приложение № 8).

В Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7).

Аналогичная позиция изложена в постановлении Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 года № 349-П, которым утверждена государственная программа Челябинской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации» в Челябинской области на 2014 - 2020 годы.

Согласно ч.ч. 2, 4, 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Учетной нормой предоставления площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

В соответствии с решением Собрания депутатов Пластовского муниципального района от 26 мая 2011 года № 87 внесены изменения в решение Собрания депутатов Пластовского муниципального района № 322 от 27 декабря 2007 года «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения на территории Пластовского муниципального района», учетная норма площади жилого помещения - 10 кв.м общей площади на одного человека.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Трушкова Е.М. не достигла возраста 35 лет.

10 октября 2017 года Трушкова Е.М. обратилась в администрацию Пластовского муниципального района Челябинской области с заявлением о включении ее семьи в состав участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы (л.д. 34).

Из перечня документов, приложенных к заявлению, следует, что Трушкова Е.М. представила справку о доходах физического лица от 10.10.2017 г. ООО «Пласт-СКТВ» и справку о доходах семьи от 10.10.2017 г. (л.д. 27, 28, 34 (оборот)).

На основе представленных данных было составлено заключение от 16 октября 2017 года, согласно которому семья заявителя не признана имеющей доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья, в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты на приобретение жилья (л.д. 35-38), в связи с чем постановлено решение об отказе в принятии семьи Трушковой Е.М. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и в принятии на учет по подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» (выписка из протокола заседания жилищной комиссии от 15.11.2017 г. л.д. 11). При этом нуждаемость семьи заявителя в жилом помещении не оспаривалась.

Из пояснений истца следует, что указанная выписка из протокола жилищной комиссии ей была вручена, однако она не придала значения ее содержанию, полагая, что семья принята на учет. Спустя несколько месяцев, истец решила узнать о продвижении семьи в очереди для получения выплаты и выяснила, что им отказано в постановке на учет в связи с тем, что ею представлены не все документы, а также ввиду неплатежеспособности семьи.

Истцом вновь были представлены справки о доходах семьи (л.д. 39, 40), на основании которых дано заключение от 28.05.2018 г. о признании семьи имеющей доходы для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (л.д. 40-44). При этом повторное заявление Трушковой Е.М. о включении ее семьи в состав участников подпрограммы отсутствует.

Из выписки из протокола заседания жилищной комиссии Пластовского муниципального района от 20.06.2018 г. следует, что семья Трушковой Е.М. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет по подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» (л.д. 10); вынесено постановление администрации Пластовского муниципального района от 03.07.2018 г. № 551 о включении семьи Трушковой Е.М. (состав семьи 4 человека) в состав участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» (л.д. 8). Однако дата, с которой семью следует включить в состав участников подпрограммы, в протоколе заседания жилищной комиссии, а также в постановлении администрации Пластовского муниципального района отсутствует.

Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии администрации Пластовского муниципального района от 14.01.2020 г. № 1 следует, что в ходе проверки учетных дел молодых семей было установлено, что молодая семья Трушковой Е.М. поставлена в очередь с нарушением сроков обращения для участия в подпрограмме. Так, по заявлению Трушковой Е.М. от 10.10.2017 г. о признании ее семьи нуждающейся для участия в подпрограмме жилищной комиссией администрации Пластовского муниципального района 15.11.2017 г. (протокол ) принято решение об отказе в принятии семьи на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях в связи с непредоставлением полного пакета документов к заявлению (основание: подпункт 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ) и отказе в принятии на учет по подпрограмме в связи с непризнанием семьи платежеспособной согласно заключению от 16.10.2017 г. (основание: пп.1 пункта 27 подпрограммы). Заявителю Трушковой Е.М. была выдана выписка из решения жилищной комиссии. Отсутствие нормативного правового акта по данному отказу Трушкова Е.М. не опротестовывала.

В соответствии с пунктом 28 подпрограммы повторное обращение с заявлением об участии в подпрограмме допускается после устранения оснований для отказа, предусмотренных пунктом 27 настоящей подпрограммы. Повторно семья Трушковой Е.М. обратилась в администрацию Пластовского муниципального района в мае 2018 г., предоставив для расчета платежеспособности справку формы 2-НДФЛ от 23.05.2018 г. Заявление о повторном обращении в администрацию Пластовского муниципального района с целью включения в состав участников подпрограммы отсутствует. Заключение о признании молодой семьи Трушковой Е.М. имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты в рамках подпрограммы вынесено и утверждено 28.05.2018 г. Таким образом, следует считать датой повторного обращения семьи Трушковой Е.М. для участия в подпрограмме 28.05.2018 г.

Решением жилищной комиссии от 20.06.2018 г. (протокол ) семья Трушковой Е.М. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (основание: подпункт 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ) и принята на учет по подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» (основание: часть 2 статьи 52 ЖК РФ, пункт 20 подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий»), о чем было вынесено постановление администрации от 03.07.2018 г.

В связи с тем, что по заявлению Трушковой Е.М. от 10.10.2017 г. уже было принято решение жилищной комиссией 15.11.2017 г. об отказе в принятии на учет по подпрограмме, а молодая семья признается участником подпрограммы с момента выполнения всех условий, предусмотренных пунктом 27 подпрограммы, нельзя считать 10.10.2017 г. датой постановки семьи Трушковой Е.М. на учет по подпрограмме.

Согласно пункту 4 Порядка формирования администрацией Пластовского муниципального района списка молодых семей - участников муниципальной подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий в Пластовском муниципальном районе на 2018 - 2020 годы», изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, список формируется в той же хронологической последовательности, в какой молодые семьи были признаны участниками подпрограммы. В связи с вышеизложенным, молодая семья Трушковой Е.М., должна быть указана в указанном списке с даты 28.05.2018 г., т.е. с даты выполнения всех условий по признанию участниками подпрограммы (л.д. 51).

В связи с чем, 15.01.2020 г. вынесено постановление администрации Пластовского муниципального района о внесении изменения в постановление администрации Пластовского муниципального района от 03.07.2018 г. № 551 «О принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в подпрограмме «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий», изложив пункт 3 в новой редакции: «Семью Трушковой Е.М., состав семьи 4 человека, включить в состав участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» с 28.05.2018 г.» (л.д. 9).

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого постановления от 15.01.2020 г. ввиду следующего.

Условием участия молодой семьи в подпрограмме в соответствии с подпунктом "в" пункта 6 и подпунктом "д" пункта 15 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования является предоставление молодой семьей документов, подтверждающих наличие у молодой семьи достаточных доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Согласно ч. 4 ст. 51 Жилищного кодекса РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.

Согласно заключению от 16.10.2017 г. семья Трушковой Е.М. не признана платежеспособной, в связи с чем, не была постановлена на учет и включена в состав участников подпрограммы. Истец указанные обстоятельства не оспаривала.

Доказательства платежеспособности представлены в адрес ответчика лишь в 2018 году, заключение о платежеспособности семьи вынесено и утверждено 28.05.2018 г. Таким образом, основания для признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и принятия семьи на учет для участия в подпрограмме ранее указанной даты у ответчика отсутствовали.

Довод истца о том, что внесение изменения в постановление администрации Пластовского муниципального района от 03.07.2018 г. № 551 в части указания даты постановки семьи на учет с 28.05.2018 г. является незаконным суд считает несостоятельным и основанном на неверном толковании закона, а ссылки на несвоевременность ее извещения о причинах отказа в принятии на учет и включении в состав участников подпрограммы - безосновательными, поскольку опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами (актом приема-передачи от 22.11.2017 г., в соответствии с которым копия протокола направлена заявителю) и показаниями самой Трушковой Е.М., которая в судебном заседании подтвердила, что протокол заседания жилищной комиссии ей был вручен в 2017 году.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что ответчик чинил препятствия в получении истцом информации о результатах рассмотрения ее заявления, в материалах дела не имеется, следовательно, истец не лишена была возможности получить интересующую ее информацию ранее, однако к ответчику не обращалась. Доказательств иного суду не представлено.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требования истца о признании незаконным постановления главы администрации Пластовского муниципального района Челябинской области от 15 января 2020 года о внесении изменений в постановление главы Пластовского муниципального района от 03 июля 2018 года , возложении обязанности включить семью в состав участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» с момента обращения в жилищную комиссию - с 10 октября 2017 года.

Кроме того, ответчиком представлено уведомление, согласно которому семья истца включена в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2020 году (для дополнительного финансирования).

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ТРУШКОВОЙ Екатерины Михайловны к администрации Пластовского муниципального района Челябинской области о признании незаконным постановления главы администрации Пластовского муниципального района Челябинской области от 15 января 2020 года о внесении изменений в постановление главы Пластовского муниципального района от 03 июля 2018 года , возложении обязанности включить семью в состав участников подпрограммы «Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий» с момента обращения в жилищную комиссию, то есть с 10 октября 2017 года, отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня изготовления судом решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Пластский городской суд Челябинской области.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 03 марта 2020 года.