ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-127/2012 от 07.03.2012 Карагайского районного суда (Пермский край)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Карагай 07 марта 2012г.

Карагайский районный суд Пермского края в составе судьи Подюковой Л.В.,

с участием помощника прокурора Карагайского района Ереминой Е.А.,

при секретаре Печенкиной М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Карагайского района о признании незаконным бездействия администрации Карагайского муниципального района и возложении обязанности по опубликованию постановления главы администрации Карагайского муниципального района,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Карагайского района обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Карагайского муниципального района, выразившееся в непринятии мер к направлению Постановления главы администрации Карагайского муниципального района от 19.01.2012 г. № 24 « Об аттестации руководителей муниципальныхобразовательных учреждений Карагайского муниципального района Пермского края» для опубликования в установленном порядке, возложении обязанности на администрацию Карагайского муниципального района направить для опубликования в районную газету «Приобвинский край» Постановление главы администрации Карагайского муниципального района от 19.01.2012г. № 24 «Об аттестации руководителей муниципальных образовательных учреждений Карагайского муниципального района Пермского края».

Свои требования мотивирует тем, чтоГлавой администрации Карагайского муниципального района издано Постановление № 24 от 19.01.2012г. «Об аттестации руководителей муниципальных образовательных учреждений Карагайского муниципального района Пермского края». Пунктом первым данного Постановления утверждено Положение об аттестации руководителей муниципальных образовательных учреждений района, пунктами 2,3,4 состав муниципальной аттестационной комиссии при администрации района, составы экспертных групп и график работы муниципальной аттестационной комиссии на 1 полугодие 2012г. При проведении проверки данного Постановления, прокуратурой района было установлено, что оно не было опубликовано в средствах массовой информации, а также не размещалось в иных местах с целью обнародования. Норма о вступлении в силу данного муниципального правового акта в Постановлении отсутствует.

Прокуратурой Карагайского района 07.02.2012г. был принесен протест на Постановление главы администрации района № 24 от 19.01.2012г в связи с отсутствием в нем нормы о вступлении его в силу, так как данное постановление обладает характером нормативно-правового акта, затрагивает права и интересы неопределенного круга лиц и рассчитано на длительное применение.

16.02.2012г. главой администрации района дан ответ на протест, в котором сделан вывод о том, что Постановление № 24 от 19.01.2012г. не является нормативным правовым актом и не требует опубликования.

Прокурор Карагайского района считает, что данный вывод не соответствует нормам закона, бездействие администрации района является незаконным, муниципальный правовой акт подлежит опубликованию (обнародованию), т.к. не опубликование указанного муниципального правового акта повлечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц, все решения принятые аттестационной комиссией не будут иметь законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Карагайского района Еремина Е.А. на заявлении настаивала.

Представитель Администрации Карагайского муниципального района ФИО1 действующая по доверенности № 482 от 07.03.2012г. с заявлением согласилась, о чем расписалась в протоколе судебного заседания.

Выслушав прокурора. представителя администрации Карагайского муниципального района, исследовав документы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 2 Федерального Закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом; наличие в нем правовых норм (правил поведение), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В соответствии с ч.3 ст. 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно п.3 ч.1 ст. 43 Федерального Закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов, в том числе входят правовые акты главы муниципального образования, местной администрации.

Согласно ч.6 ст. 43 Федерального Закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

В соответствии с ч.1, ч.2, ч.3 ст. 47 Федерального Закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Частью 2 ст. 9 Устава Муниципального Образования «Карагайский муниципальный район», принятого решением Земского собрания Карагайского муниципального района от 14.06.2005г. № 1/40 (в ред. от 256.06.10. № 15/59), в систему муниципальных правовых актов включены и правовые акты администрации Карагайского района. В соответствии с ч.5 ст. 9 Устава МО муниципальные правовые акты Карагайского района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Частью 6 ст. 9 Устава МО определено, что официальным опубликованием муниципальных правовых актов Карагайского района считается первая публикация их текстов в районной газете "Приобвинский край".

Постановление, в отношении которого предъявлялись требования прокурора, принято управомоченным органом местного самоуправления - администрацией Карагайского муниципального района, как учредителем муниципальных образовательных учреждений.

Положение об аттестации руководителей муниципальных образовательных учреждений района, утвержденное пунктом первым Постановления, регламентирует порядок проведения аттестации, а также содержит в себе нормы об организации проведения аттестации.

В содержании Положения об аттестации руководителей муниципальных образовательных учреждений содержатся обязательные правила, рассчитанные на неоднократное применение, регламентированы права и обязанности при проведении аттестации как для членов комиссии, экспертных групп так и для аттестуемых. Самим Положением об аттестации персональный состав комиссий не определен, также как и не определен персональный состав экспертных групп.

Согласно пунктов 2.3. и 2.10 Положения, данные персональные составы определяются и утверждаются отдельными постановлениями главы администрации района. Пунктом 2.2. регламентировано, что аттестационная комиссия в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии, формируется из числа представителей органов местного самоуправления, органа управления образованием, профсоюзных органов, профессиональных союзов, Управляющих советом МОУ, педагогической и родительской общественности. Требования к статусу представителей экспертных групп не определены.

Согласно пункта 3.1. Положения, аттестация с целью соответствия квалификационным требованиям, предъявляемым к должности «руководитель муниципального образовательного учреждения» проводится для вновь вступающих в должность руководителей или в случае окончания срока действия аттестации руководителя муниципального образовательного учреждения.

Следовательно, нормы Положения об аттестации руководителей муниципальных образовательных учреждений Карагайского муниципального района напрямую затрагиваются интересы, права и обязанности неопределенного круга лиц, рассчитаны на неоднократное применение, направлены на урегулирование общественных отношений. Таким образом, Положение об аттестации руководителей муниципальных образовательных учреждений Карагайского муниципального района, утвержденное пунктом 1 Постановления главы администрации Карагайского муниципального района № 24 от 19.01.2012г, обладает нормативно-правовым характером, может вступить в силу и применяться только после его официального опубликования. Учитывая, что согласно ч.6 ст. 43 Федерального Закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ муниципальные акты администрации района издаются в виде постановления и распоряжения, соответственно Постановление № 24 от 19.01.2012г, которым утверждено, Положение об аттестации также подлежит опубликованию.

Не опубликование указанного муниципального правового акта повлечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц, все решения принятые аттестационной комиссией не будут иметь законную силу.

Руководствуясь ст.ст.194-198,258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Карагайского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Карагайского муниципального района, выразившееся в непринятии мер к направлению Постановления главы администрации Карагайского муниципального района от 19.01.2012г. № 24 «Об аттестации руководителей муниципальных образовательных учреждений Карагайского муниципального района Пермского края» для опубликования в установленном порядке.

Обязать администрацию Карагайского муниципального района направить для опубликования в районную газету «Приобвинский край» Постановление главы администрации Карагайского муниципального района от 19.01.2012г. № 24 «Об аттестации руководителей муниципальных образовательных учреждений Карагайского муниципального района Пермского края»

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Карагайский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Л.В.Подюкова