ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-127/2016 от 13.04.2016 Ленинскогого районного суда (Еврейская автономная область)

Дело № 2-127/2016 «А»

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд Еврейской автономной области в составе председательствующего судьи Тимирова Р.В.

при секретаре Булавиной В.А.,

с участием:

заместителя прокурора Октябрьского района ЕАО ФИО1

представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района Еврейской автономной области в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа села Полевое», администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области о возложении обязанностей произвести финансирование муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа села Полевое» за счет средств районного бюджета для оборудования образовательной организации системой видеонаблюдения, оборудовать образовательную организацию системой видеонаблюдения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района ЕАО обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа села Полевое» (далее - МКОУ «ООШ с.Полевое»), администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области (далее - администрация Октябрьского муниципального района ЕАО) о возложении обязанности произвести финансирование МКОУ «ООШ с.Полевое» за счет средств районного бюджета для оборудования образовательной организации системой видеонаблюдения, установить систему видеонаблюдения.

В обоснование исковых требований истец указал, что в феврале 2016 года прокуратурой Октябрьского района ЕАО проведена проверка в образовательных организациях Октябрьского муниципального района соблюдения требований Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 06.03.2012 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» по результатам которой выявлены определенные нарушения в МКОУ «ООШ с.Полевое». Исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, обязанных финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму, одним из которых является установка систем видеонаблюдения в образовательных учреждениях. Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания несовершеннолетних учащихся и работников образовательного учреждения. Вместе с тем, проведенной проверкой установлен факт отсутствия в МКОУ «СОШ с.Полевое» системы видеонаблюдения. Таким образом, антитеррористическая защищенность МКОУ «ООШ с. Полевое» в виду отсутствия систем видеонаблюдения не соответствует имеющей место обстановке и предъявляемым требованиям, способствует несанкционированному доступу в него посторонних лиц, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности несовершеннолетних детей, работников учреждения и иных лиц, пребывающих в образовательном учреждении, влечет нарушение их права на охрану жизни и здоровья. Количество лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, определить не представляется возможным. Эта категория лиц непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление направляется в интересах неопределенного круга.

На основании изложенного истец просил суд обязать: администрацию Октябрьского муниципального района ЕАО - произвести финансирование МКОУ «ООШ с.Полевое» за счет средств районного бюджета для оборудования образовательной организации системой видеонаблюдения, МКОУ «ООШ с.Полевое» - установить систему видеонаблюдения.

В судебном заседании заместитель прокурора Октябрьского района ЕАО ФИО1 исковые требования уточнила, просила суд возложить обязанность на администрацию Октябрьского муниципального района ЕАО произвести финансирование МКОУ «ООШ с.Полевое» за счет средств районного бюджета для оборудования образовательного учреждения системой видеонаблюдения, уточнив срок исполнения - до 01.01.2017 года, а также возложить обязанность на МКОУ «ООШ с.Полевое» оборудовать здания образовательного учреждения системой видеонаблюдения, уточнив срок исполнения - до 01.03.2017 года. Доводы, указанные в исковом заявлении в обоснование иска поддержала, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Октябрьского муниципального района ЕАО ФИО2, действующая на основании доверенности №1615 от 27.11.2014 года, исковые требования прокурора Октябрьского района ЕАО к администрации Октябрьского муниципального района ЕАО признала в полном объеме, о чем предоставила суду письменное заявление. Последствия признания иска ей разъяснены и понятны. Суду пояснила, что действительно МКОУ «ООШ с.Полевое» не оборудовано системой видеонаблюдения. 02.02.2016 года администрацией района постановлением №19 утверждена муниципальная программа «Комплексная безопасность образовательных учреждений на территории Октябрьского муниципального района ЕАО на 2016-2025 годы», согласно которой предусмотрено установка видеонаблюдения в образовательных учреждениях за счет средств местного бюджета. Финансирование оборудования системой видеонаблюдения МКОУ «ООШ с.Полевое» предусмотрено в следующем порядке: в 2016 году - 100 000 рублей; с 2017 по 2025 года - по 50 000 рублей ежегодно.

Представитель ответчика МКОУ «ООШ с.Полевое» ФИО3, действующая на основании прав по должности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом. Суду предоставила письменное заявление, согласно которому просила рассмотреть дело в её отсутствие. Против удовлетворения иска не возражала. Указала, что в случае проведения финансирования оборудования школы системой видеонаблюдения, поставка и монтаж системы видеонаблюдения возможны в течение двух месяцев.

В силу ч.5 ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителя МКОУ «ООШ с.Полевое» - директора ФИО3

Выслушав объяснения заместителя прокурора Октябрьского района ЕАО ФИО1, представителя ответчика ФИО2, исследовав письменные доказательства, суд учитывает следующее.

В силу ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ, при признании иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу статей 2, 20, 41 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.

В силу ч.1 ст.45, ч.1 ст.46 Конституции РФ, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно п.7 ч.1 ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: приоритет мер предупреждения терроризма.

В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Как следует из ч.3 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Как указано в п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу ч.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Согласно п.6.48 «СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 года №635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщения в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Согласно п.п.3, 5, 7 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий; осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.

Как установлено при рассмотрении дела, в зданиях МКОУ «ООШ с.Полевое» отсутствует система видеонаблюдения для технического контроля за обстановкой.

Указанные обстоятельства подтверждаются сообщением начальника ФГКУ ОВО УМВД России по ЕАО от 14.07.2015 года №19/1903, информацией заместителя главы администрации Октябрьского муниципального района ЕАО ФИО8. от 21.09.2015 года №547, от 24.02.2016 года №122.

Как следует из предварительной сметы расходов на 2016 год на установку системы видеонаблюдения в МКОУ было запрошено 400 000 рублей.

Постановлением главы Октябрьского муниципального района ЕАО №19 от 02.02.2016 года утверждена муниципальная программа «Комплексная безопасность образовательных учреждений на территории Октябрьского муниципального района ЕАО на 2016-2025 годы», согласно которой предусмотрено установка видеонаблюдения в образовательных учреждениях за счет средств местного бюджета.

Как следует из предоставленной ответчиком - администрацией Октябрьского муниципального района ЕАО - выпиской из указанной программы, финансирование оборудования системой видеонаблюдения МКОУ «ООШ с.Полевое» предусмотрено в следующем порядке: в 2016 году - 100 000 рублей; с 2017 по 2025 года - по 50 000 рублей ежегодно.

01.03.2016 года между МКОУ «ООШ с.Полевое» (Заказчик) и <данные изъяты> (Исполнитель) был заключен договор на поставку и монтаж системы видеонаблюдения в МКОУ «ООШ с.Полевое» в с.Полевое исходя из сметы в 100 000 рублей.

Согласно условиям договора: Исполнитель обязался выполнить поставку и монтаж оборудования в течение 6 недель после подписания договора; оплата услуг должна была быть произведена в течение 3 дней после выставления счета в размере 30% от суммы договора, остальные 70% оплачиваются после подписания акта выполненных работ;

Счет на оплату 30 000 рублей был выставлен <данные изъяты> 01.03.2016 года.

17.03.2016 года начальник отдела образования обратилась к главе района с просьбой выделить указанную сумму на оплату по договору.

Как установлено при рассмотрении дела, указанное мероприятие до сих пор не профинансировано, к исполнению договора стороны не приступили.

В п.3 ст.3 Конвенции о правах ребёнка указано, что государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе, международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

В соответствии с п.1.5 Устава МКОУ «ООШ с.Полевое» его учредителем является администрация Октябрьского муниципального района ЕАО.

Как следует из п.6.1 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальный район наделен полномочиями на участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма на территории муниципального района.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Таким образом, администрация Октябрьского муниципального района ЕАО и МКОУ «ООШ с.Полевое» являются субъектами противодействия террористической деятельности при реализации своих полномочий в области образования, поскольку на них лежит обязанность исполнения требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укреплённости антитеррористической защищенности зданий образовательного учреждения.

В силу п.42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 года, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом РФ и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Приказом Рособразования от 11.11.2009 №2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений», органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано: предусмотреть в бюджетах субъектов РФ и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений (в первую очередь - учреждений с постоянным пребыванием детей) современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников), контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения, а также первичными средствами пожаротушения, индивидуальными средствами защиты органов дыхания фильтрующего действия для эвакуации людей при пожаре, сертифицированными в области пожарной безопасности.

Письмом Рособразования от 16.01.2009 года №16-2235/07-02 «О финансировании мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности» предусмотрено предоставление образовательными учреждениями отчетов о выполнении антитеррористических мероприятий.

Суд учитывает, что МКОУ «ООШ с.Полевое» является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, то есть является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.

Также суд учитывает, что отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся.

Осуществление деятельности образовательного учреждения при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущербу имущества.

Действующее законодательство признает за детьми право на реализацию конституционного приоритета интересов ребёнка, его жизни и здоровья, путём обеспечения определенных мер безопасности.

Из приведенных норм права и положений Устава МКОУ «ООШ с.Полевое» следует, что орган местного самоуправления - администрация Октябрьского муниципального района ЕАО - обязана финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму. Одним из таких мероприятий является установка систем видеонаблюдения.

Поскольку в образовательном учреждении отсутствует система видеонаблюдения, тогда как в силу действующих правовых норм, денежные средства на установку видеонаблюдения образовательному учреждению не выделены, с учетом признания иска представителем ответчика администрации Октябрьского муниципального района ЕАО, согласия с иском представителя ответчика МКОУ «ООШ с.Полевое», суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования обоснованны и подлежат удовлетворению.

Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления по обеспечению антитеррористической безопасности с планом или программой органов местного самоуправления на какой-либо год, а также с их финансовыми возможностями.

Отсутствие финансовой возможности на их выполнение, наличие муниципальной программы на 2016-2025 года не могут являться основанием для отказа в удовлетворении иска, оснований для не принятия признания иска администрацией Октябрьского муниципального района ЕАО, суд не усматривает.

Относительно установленного истцом срока для исполнения обязанностей, суд считает, что он отвечает требованиям разумности.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В силу п.9 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Согласно п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

В связи с указанным, государственная пошлина взысканию с ответчика - администрации Октябрьского муниципального района ЕАО, в данном случае не подлежит, с МКОУ «ООШ с.Полевое» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Октябрьского района Еврейской автономной области в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа села Полевое», администрации муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области о возложении обязанностей произвести финансирование муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа села Полевое» за счет средств районного бюджета для оборудования образовательной организации системой видеонаблюдения, оборудовать образовательную организацию системой видеонаблюдения - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Октябрьский муниципальный район» Еврейской автономной области произвести финансирование муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа села Полевое» за счет средств районного бюджета для оборудования образовательного учреждения системой видеонаблюдения в срок до 01.01.2017 года.

Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа села Полевое» оборудовать здания образовательного учреждения системой видеонаблюдения в срок до 01.03.2017 года.

Взыскать с муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа села Полевое» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 (трёхсот) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Ленинский районный суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Р.В. Тимиров